В практике арбитражных судов, кажется, появляется скандальный прецедент. По представлению органов прокуратуры могут быть признаны ничтожными все договоры аренды причалов в морских портах России. Они заключаются между ФГУП «Росморпорт» и частными стивидорными компаниями. Если хоть один такой договор будет признан судом нелегитимным, это, по мнению экспертов, полностью парализует деятельность всех портов.
Первые 13 исков прокуратура представила в суд против ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» («Гудок» писал об этом подробно 6 июля). Генеральный директор компании Сергей Челядин заявил: «Если суд удовлетворит претензии прокуратуры, то морской транспортный комплекс Санкт-Петербурга прекратит деятельность, так как стивидорным компаниям придется вернуть причалы «Росморпорту». Причем не только причалы. Будут пересматриваться все документы, регламентирующие вопросы аренды складских терминалов и гидротехнических сооружений».
Руководитель пресс-службы ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» Ирина Крикун сообщила «Гудку», что основные требования сводятся «к якобы имеющим место формальным нарушениям закона при заключении договоров аренды государственного имущества. А именно к отсутствию согласования условий договоров аренды причалов с Росимуществом». Сергей Челядин уже обратился за поддержкой к депутатам Госдумы, требуя системного решения вопроса на федеральном уровне.
«Мы внимательно следим за ситуацией в порту Санкт-Петербурга, где стивидорным компаниям прокуратурой города предъявлены иски по поводу договоров аренды причалов, — сказал корреспонденту «Гудка» коммерческий директор ОАО «Архангельский морской торговый порт» (АМТП) Виктор Воробьев. — У нас пока такой проблемы нет, но она может возникнуть из-за отсутствия регламента условий сдачи в аренду федерального имущества в морских портах».
Как сообщили «Гудку» в канцелярии арбитражного суда, слушания по искам прокуратуры назначены на август — сентябрь текущего года. К сожалению, вчера «Гудку» не удалось связаться с помощником прокурора Санкт-Петербурга Еленой Ордынской, которая занимается транспортными вопросами.
В ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» считают, что для координации интересов государства и частного инвестора последнему необходимы гарантии по долгосрочной аренде государственных объектов, в первую очередь причалов и земельных участков. Срок аренды должен быть сопоставим с периодом окупаемости инвестиционного проекта. Согласно мировой практике для портовых терминалов это как минимум 20 — 25 лет. По мнению руководителей МПСП, необходимо прекратить практику, когда причалы сдаются государством в аренду на срок до одного года без гарантии пролонгации.
«Если претензии прокуратуры Санкт-Петербурга будут удовлетворены, — сказала Ирина Крикун, — это приведет к дестабилизации работы участников внешнеэкономической деятельности в регионе. В результате грузопотоки перераспределятся в пользу других государств Балтийского региона».
«Отсутствие утвержденного Минэкономразвития и Минтрансом регламента предоставления в аренду государственного имущества в морских портах ведет к тому, что любой новый договор на аренду причалов, заключенный с ФГУП «Росморпорт», может быть оспорен, — считает аналитик компании «БрокерКредитСервис» Татьяна Бобровская. — Компании становятся заложниками правовой неопределенности».
Наряду с неразберихой во взаимоотношениях со стивидорами «Росморпорт» вышел за рамки правового поля и во взаимоотношениях с судовладельцами. В минувшую пятницу Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признала ФГУП «Росморпорт» нарушившим закон о конкуренции. Поводом послужило заявление ОАО «Приморское морское пароходство» (ПМП).
Как сообщил корреспонденту «Гудка» председатель совета директоров ОАО «ПМП» Александр Кириличев, «Сахалинский филиал «Росморпорта» в начале текущего года ввел для судовладельцев обязательную дополнительную плату за нахождение лоцмана на морских судах в момент погрузки и выгрузки, которая превышает сумму взимаемого лоцманского сбора почти вдвое».
«Самодеятельность, да и только, — посетовал Александр Кириличев. — А все упирается в отсутствие необходимой законодательной базы».
Заместитель начальника финансово-экономического управления ФГУП «Росморпорт» Галина Нутфулина отказалась комментировать данный факт, сославшись на то, что предприятие «еще не получило официальное предписание ФАС».
Рафаил БИКМУХАМЕТОВ
Рафаил БИКМУХАМЕТОВ