Старая лоханка, гроб надежды, плавучий банкрот - как только не называли этот сине-белый паром, ставший самым неудачным проектом в истории новейшего мореходства Латвии. Сегодня между правлением Рижского свободного порта и норвежской компанией Express Line Incorporation решается будущее судна. Норвежцы в течение года планируют выплачивать за аренду парома по 1120 латов в сутки (итого за год более 408 тыс. латов), а потом еще единовременно перечислить гавани 1,65 млн. латов.
На таких условиях, как выразил надежду представитель Рижского свободного порта Карлис Лейшкалнс, паром окончательно уйдет из Даугавы. Договоренность на словах между латвийской и норвежской сторонами об условиях передачи собственности порта в аренду с правом выкупа уже существует. Вчера на внеочередном заседании правление гавани подтвердило, что не собирается отказываться от намерений передать паром Express Line Incorporation.
Эта компания не занимается морскими перевозками, а собирается приобрести построенный в Финляндии в 1973 году паром с целью его ремонта и последующей продажи. А что? Вложив еще 4-7 млн. долларов, норвежский инвестор сможет перепродать паром уже за 12-14 миллионов какой-нибудь компании, занимающейся туристическими и грузовыми перевозками, например, в оживленной Юго-Восточной Азии. Или на Карибах, где в избытке высококлассных круизных кораблей, но не хватает недорогих "грузовых лошадок". Ожидаемая прибыль инвестора уже через год может составить 1-4 млн. долларов (0,55-2,2 млн. латов) - отличный показатель!
В свою очередь Рижский свободный порт, не имевший практики в таком бизнесе, избавляется от напоминания о досаднейшей неудаче. В 2002 году ныне почившая в бозе компания Rigas Juras linija (RJL), ставшая оператором рейса Рига - Стокгольм, приобрела паром за 5,5 млн. долларов. Для приведения судна в порядок был взят кредит в Parex bankа в размере 7,8 млн. долларов под гарантии Рижского свободного порта.
В ноябре прошлого года оператор RJL был признан неплатежеспособным, а судно за 2,5 млн. латов все же выкупил с аукционных торгов Рижский свободный порт. С весны этого года между столицами Латвии и Швеции начала регулярно курсировать белоснежная Fantaasia эстонской судовой компании Tallink, а инвестора, который рискнул бы снова взяться за Baltic Kristina, на горизонте все не было. Простой грозил вылиться в очередные круглые суммы. У правления гавани уже появлялись планы распилить паром на железный лом, чтобы вернуть хоть какие-то средства, когда норвежцы неожиданно предложили более выгодное дело. Для них это, очевидно, не Летучий голландец - удачи в подобных инвестиционных проектах уже имеются.
"Разумеется, аренда по 2 тыс. долларов в сутки в течение календарного года, а потом еще 3 млн. долларов - намного лучше, чем цена железа. Надеюсь, сегодня договор будет подписан", - говорит представитель порта Карлис Лейшкалнс. Судя по всему, этому судну после капитальной реновации предстоит еще долго бороздить просторы Мирового океана.
Андрей ТАТАРЧУК
N 141 (3017) от 25 июля 2006 года
N 141 (3017) от 25 июля 2006 года