От главного редактора
От главного редактора
блог Николая Ивакина
Проекты: PV300VD
- A + КомментарииПрочитано 2008 раз   |
Раз за разом мне приходится возвращаться к теме профессионализма современных российских судостроителей и в особенности управленцев, то есть тех, кто вроде бы должен быть знатоком и вести за собой массы трудящихся на возрождение флота российского. И каждый раз возникают очень большие сомнения в том, что эти самые "руководители" в принципе понимают, о чем идет речь, как надо строить суда, где искать резервы и пути восстановления конкурентоспособности российских корабелов. Вроде бы уже все сказано, кто хотел, тот услышал, но всякий раз меня аж оторопь берет от прочтения откровений какого-нибудь "источника в отрасли". Вот и очередной пассаж. Теперь о строительстве на "Лотосе" в Астрахани широко разрекламированного пассажирского лайнера PV300VD.
"Коммерсант" в номере от 12 апреля сего года повествует: "Астраханское АО "Судостроительный завод "Лотос"", входящее в ОСК, задержит сдачу круизного лайнера PV300VD не менее чем на девять месяцев, рассказали "Ъ" источники в отрасли. <...> Источники "Ъ" связывают срыв сроков с выбором силовой установки. <...> замена [дизеля в главных ДГ с "Вяртсиля" на "Янмар", примечание редакции] потребовала перепроектирования: выяснилось, что у японского двигателя слишком большая теплоотдача, говорит один из источников "Ъ". "Yanmar не хуже, он иначе спроектирован, – поясняет он. – При сохранении исходного проекта жилые помещения, граничащие с машинным отделением, превратились бы в парилку. Пришлось концептуально переделывать лайнер: заново рассчитывать все, вплоть до остойчивости". И продолжает: "Выбор нового поставщика занял около полугода, еще несколько месяцев заняло перепроектирование", – объяснил один из собеседников "Ъ". Смена поставщика приведет к задержке не менее года, уверены источники "Ъ", один из них полагает, что "при определенных обстоятельствах сроки могут сдвинуть и на два года". В таком случае сдача лайнера сдвинется с навигации 2019 года на 2020 или 2021 год".
 
Строительство круизного теплохода проекта PV300VD / Сайт губернатора Астраханской области

Что это такое? Если описанное здесь правда, то закончить эту статью надо было бы словами: "Главный конструктор сгорел со стыда, а его пепел развеяли по ветру" – это в случае если замена с ним согласована. Или: "Снабженец, осуществивший закупку без согласования с конструкторами, арестован и предан суду за вредительство, повлекшее значительные финансовые расходы" – это если главный конструктор не при делах.

Но, думаю, все значительно проще. Когда стало ясно, что опубликованные ранее сроки выхода судна на линию, скажем так, не могут быть реализованы, пришло время искать способы прикрытия своей "пятой точки". Ведь эти "источники в отрасли" не скажут, что в силу своей некомпетентности руководители процесса просто не понимали, во что ввязывались. Что начинать строить судно надо не с рапортов и введения в заблуждение губернатора и других начальников относительно сроков сдачи судна, а с разработки рабочего проекта, конечно, не до последней подвески, но хотя бы по основному объему, подготовки закупочных ведомостей, проведения предконтрактных переговоров, получения исходных данных по всему комплектующему оборудованию. Откуда им знать, что в строительстве такого судна создание корпуса – это всего лишь максимум 20% трудоемкости; что основные трудности возникнут при монтаже систем и механизмов, в особенности вентиляции и кондиционирования и, главное, в создании интерьеров и условий обитаемости.
 
Строительство круизного теплохода проекта PV300VD / Сайт губернатора Астраханской области

Думаю, что они до сих пор еще не осознают, что для придания судну того вида, который должен иметь лайнер, позиционирующий себя как "5 звезд", потребуется не менее полугода (а скорее около года). И что во время этих работ на судне совершенно не нужны "мужики в ватниках и сапогах", то есть монтажники, трубогибщики, электрики, маляры и сварщики. По крайней мере, в каких-то заметных количествах. Еще будет непросто обеспечить сохранность погруженного на борт оборудования, ведь уж больно "липкими" оказываются выключатели, сантехника, дверные ручки и прочие мелочи, вплоть до унитазов.

Вот и пошли в ход оправдания, что виноваты во всем кто угодно, но не руководители процесса. И придается этому "околонаучная" терминология. Видать, понравилось слово "остойчивость", поэтому и ее приплели, мол, надо было пересчитывать. Кстати, резерв по словам могу и подсказать. Есть такие: непотопляемость, управляемость, ходкость, живучесть. И даже – мидель-шпангоут. Так что есть еще "под кого нырять".
 
Строительство пассажирского теплохода проекта PV300VD / "Лотос", СЗ ОАО

А жаль, идея с судном уж больно хороша, но таким исполнением можно загробить все что угодно.

Николай Ивакин,
главный редактор "Корабел.ру"
Поделиться новостью
"Янмар РУС", ООО
Россия, Москва+7(495)232-21-35
"Судостроительный завод Лотос", АО Россия, Нариманов+7(8512)29-00-34
"Объединенная Судостроительная Корпорация", АО Россия, Москва+7(495) 617-33-00
"Wärtsilä Corporation", Ltd Финляндия, Хельсинки+358(10)709-00-00

Подписка Корабел.ру экономит ваше время
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного!
II Конференция «СПГ-флот и СПГ-бункеровка в России»

Комментарии   20.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или
--1+
#Головешкин Владислав Борисович, 24.05.2018, 04:13Полностью согласен. С приходом "эффективных менеджеров" начался развал во всех отраслях промышленности, образовании, науки, здравоохранении и пр. Ликвидировав отраслевые министерства мы получили что получили, Полный хаос.
-0+
#Францев Михаил Эрнстович, 24.05.2018, 09:01Конструктор ЦКБ "Вымпел", читавший у нас курс архитектуры судов, рассказывал с какими трудностями пришлось столкнуться при проектировании и строительстве на заводе имени Жданова (теперь Северная верфь) правительственного теплохода "Россия" на 48 кают. А ведь и советское ЦКБ "Вымпел" не чета МИБу (автору проекта PV300) и завод имени Жданова советских времен - это не сегодняшний "Лотос". И все равно ошибок было очень много. Вплоть до того, что когда теплоход уходил с завода на причальной стенке оставался сверхкомплектный санитарный модуль (душ-туалет в сборе). Между прочим купленный за валюту на Западе. Это уже мне дядя рассказывал, который был первым капитаном "России" и принимал ее на заводе. Всего за всю историю советского судостроения было построено ТРИ крупных пассажирских судна: дизель-электроходы "Ленин" и Советский Союз" (строились на "Красном Сормове" десять лет в 1947-1957 годы) и "Россия". Это при том, что пассажирские суда размером от ОМ до "Москвича" - сотнями если не тысяча далее...
--2+
#Морозов Вадим Александрович, 24.05.2018, 10:31К любой заказной ведомости ,после составления прибавляется до 10% . так же и по трубам фланцам иллюминаторам , зачем это делается ? иллюминатор может разбиться . из-за несовершенства рабочих чертежей , так же может не хватить арматуры .фланцев .метизов . Но мы сейчас о другом , исходя из данной информации по смене дизелей , делаем вывод ,что даже соврать "красиво " не могут , дизеля примерно одной мощности и теплоотдача одинаковая , скорее всего проблема в переделке фундаментов ГД  и редукторов ,а если компоновка оборудования в МО тесная , " летит "монтаж другого оборудования .
Перестаньте унижать МИБ .который все таки делаем довольно таки успешные проекты и вспоминать бездарей с "Вымпела" которые могут делать суда по гос. заказу .но не один  " частник "у них серьезный заказ не будет заказывать , по многим причинам , долго перечислять. Все " новые " Вымпеловские проекты или на металоме или продаются по цене металома .
-0+
#Захаров Cергей, 14.10.2018, 20:08Откуда у МИБа такое сильное лобби в "наши времена"?. Исплевались все заводы и заказчики. Но всё равно все берут.
-1+
#Францев Михаил Эрнстович, 24.05.2018, 10:48Речь идет о ЦКБ "Вымпел",  которое было почти пятьдесят лет назад, когда о МИБ не могло даже идти речи. По поводу хороших проектов пассажирских пароходов от МИБ, то может быть стоит вспомнить "Танаис" - "Княгиню Ольгу" ... не знаю как теперь она называется, недобравшую на ходовых испытаниях ТРИ узла до контрактной скорости?
-1+
#Тонышев Сергей, 24.05.2018, 15:47Эх как бы я хотел посмотреть в глаза автору той самой статьи в Коммерсанте который написал это: Источники "Ъ" связывают срыв сроков с выбором силовой установки. <...> замена [дизеля в главных ДГ с "Вяртсиля" на "Янмар", примечание редакции] потребовала перепроектирования: выяснилось, что у японского двигателя слишком большая теплоотдача, говорит один из источников "Ъ".
И показать ему официальное письмо от завода Yanmar по поводу тепловыделения!!!!!
Никакой "слишком большой теплоотдачи" у двигателей Yanmar НЕТ!!! Нашли крайних...
--1+
#Леонов Владимир Васильевич, 24.05.2018, 20:50Вообще-то плановый срок сдачи головного судна в 2018 году изначально был невыполнимым. Данный проект - принципиально новый для России, построенные аналоги в СССР тоже отсутствовали. Поэтому был необходим большой резерв времени на исправление недоработок и ошибок конструкторов. Плюс отсутствие опыта у завода-строителя судна. А посему реальный срок выхода головного судна в коммерческий рейс мог быть никак не ранее весны 2020 года. Добавьте проблемы с задержкой федерального финансирования, о которых писалось уже в конце 2016 года. Поэтому руководящие работники и причастные лица на данном проекте всего лишь озвучили по-настоящему объективные сроки окончания производственных работ, а заодно признались в своей низкой квалификации. Вот и всё!
-1+
#Ивакин Николай Николаевич, 24.05.2018, 21:43Коллеги, чем отличался Ростислав Алексеев от нанешних начальников? Тем, что он сначала построил, испытал и обкатал СПК, пришел на нем в Москву (естественно не без помощи Министра и его сподвижников), а уж потом рапортовал. Нынешние сначала рапортуют, а потом начинают думать (если умеют) как делать, или как оправдаться. Вот так.
Был у меня начальник, ответсвенный сдатчик второй 705 адмиралтейской и первого Кашалота, Евгеий Павлович Мельников, так его самая распространенная фраза при столкновении с штабом флота и пр., была такая "Не дай Бог война". Я сейчас все чаще и чаще его вспоминаю. Ей Богу, просто беда. Но пока не катастрофа. Это для тех кто знает тот анекдот.
-0+
#Кислицин Андрей Владимирович, 25.05.2018, 07:02Да уж будь в ОСКе профессионалы, они бы и причину поумней придумали. А то теплоотдача выше, пришлось все судно перепроектировать.))) Это же смех!
Ну о чем говорить, если отдел маркетинга ОСК до недавнего времени, не имел ни одного сотрудника с опытом работы на судостроительном заводе! Несмотря на огромное количество верфей и КБ, принадлежащих ОСК, в само ОСК набирают случайных людей с улицы, по знакомству. Какое же еще может быть управление. Вон вчера на ПМЭФ, г-н Рахманов выдавал перлы https://www.youtube.com/watch?v=k6-eOR8mn1k
Там тебе и кооперация между верфями, вроде одна верфь не способна сама судно собрать, там тебе и международное сотрудничество с мутной греческой компанией Salamis, там тебе и локализация, никак НПО Винт не может колонки на 1200 кВт продать, потому что они дороже немецких, а главное срок их изготовления больше срока строительства судна))...
-0+
#Морозов Вадим Александрович, 25.05.2018, 15:00Обрашались в КБ " Винт " по поводу расчетов для модернизации " тяжелого " винта ,надо было сделать более легкий . так они просто ,практически послали и даже стоимость не выставили .сказал ним это не интересно .
--1+
#Леонов Владимир Васильевич, 25.05.2018, 18:51Вадим! "Тяжёлый" винт превращается в "лёгкий" обрезкой задних кромок лопастей. Расчёт параметров обрезки - это курсовая работа для студента 4го курса любого корфака.  Поэтому специалисты КБ "Винт" и отказались от такой мелкой работы.
-1+
#Морозов Вадим Александрович, 26.05.2018, 10:01А если этот винт работает в насадке , тогда что делаем , мы отказались от этого простого .но не вполне эффективного решения, надо сначала подумать ,а потом учить элементарным вещам и иметь ввиду ,что тут дилетантов , на форуме , скорее всего нет
-0+
#Головешкин Владислав Борисович, 28.05.2018, 03:14Об управленцах ОСК и их региональных центрах разговор особый. Начиная с Романа Троценко, за исключением Андрея Дьяченко, которому не доли проработать и года, не было ни одного корабела. Как дальневосточник непосредственно наблюдал "эффективных менеджеров" ДвЦСС, которым по совместительству руководил тот же Троценко, а потом знаменитый казнократ Игорь Борбут. Чего стоит только уничтожение под видом девелоперирования самого современного и сохраненного в период рейдерских захватов 178 СРЗ.
--2+
#Назаров Альберт Георгиевич, 28.05.2018, 06:55Непонятен смысл этой статьи - "наехать" на "управленцев"? Вы знаете все детали процесса постройки этого судна, особенности контракта, взаимоотнешений с заказчиком, изменений в проекте? Только зная все это, можно о чем то говорить, а не гадать...
-1+
#Морозов Вадим Александрович, 28.05.2018, 13:04Так в том то и вопрос .что  надо сначала принять участие во всех   деталях процесса постройки  судна  и увидеть все снизу (подбор кадров если нет их то обучение обеспечить , обеспечить условия работы ,что бы рабочий мог эффективно работать и заработать, решение технических вопросов на месте , если это возможно и многое другое ) и после этого способный специалист  может руководить на" верхнем" уровне , а сейчас "засилье" экономистов  и результат слабый.
-0+
#Кислицин Андрей Владимирович, 30.05.2018, 13:14
28 Мая 2018 г. 06:55, Назаров Альберт Георгиевич
Непонятен смысл этой статьи - "наехать" на "управленцев"? Вы знаете все детали процесса постройки этого судна, особенности контракта, взаимоотнешений с заказчиком, изменений в проекте? Только зная все это, можно о чем то говорить, а не гадать...
если не поняли смысла, попробуйте прочесть еще раз. Суть в том, что ОСКа руководят дилитанты и это наглядно видно на проекте PV300VD да и на других проектах... Вы в курсе сколько средний срок работы генерального директора СЗ Лотос - 1,5 года, потом новый. Это временщики, хозяйственников остались единицы, на Кр.Сормово, например.
--2+
#Назаров Альберт Георгиевич, 31.05.2018, 07:37Так может дело в том, что судостроителям нужно целенаправленно выращивать менеджеров в своей среде? Извините за прямоту, но люди с опытом в судостроении зачастую "старые пердуны", не способные пользваться современными технологиями и без понимания принципов ведения бизнеса в конкурентной международной среде.
-0+
#Тонышев Сергей, 31.05.2018, 18:38Эх Вы лихо загнули за "старых пердунов"!!! Господин Жарков и Господин Куликов (если Вы знаете эти фамилии) для меня два эталона судостроительной отрасли России за последние 10-15 лет (ото и больше, особенно Жарков). Одному через 3 года 70, второму 9-й десяток! И оба серии валят судов так, что "за ушами трещит" и любому молодому такую фору дадут... (Жарков ушел в январе на пенсию) О каких "пердунах" идет речь простите??? Ну и глупость Вы тут написали Уважаемый!!!
--1+
#Назаров Альберт Георгиевич, 31.05.2018, 19:0570 и 90 лет - возраст не для менеджера. Так и будете ездить на уважаемых стариках...
-0+
#Тонышев Сергей, 01.06.2018, 12:16Мы уважаем своих стариков и уж тем более "на них не ездим" !!! Видимо в отличии от Вас! Всего Вам доброго и удачи с таким подходом к старшему поколению!

Предыдущая новость