реклама

ОАО "ВНИИХОЛОДМАШ-ХОЛДИНГ": Холодильное оборудование особого назначения

0 11911 9 мин
Главному разработчику отечественной холодильной техники страны – 65 лет. Его история – это история развития холодильной отрасли на фоне развития государства и смены эпох.
   Холодильное оборудование и основанная на нём техника низких температур применяются сегодня во всех без исключения отраслях хозяйства страны, от бытовой техники до атомных, оборонных и ракетно-космических комплексов.
   Выполнение практически всех государственных программ, развитие инфраструктуры страны и обеспечение национальной безопасности в продовольственном, военном и космическом направлении связано с обязательным применением и развитием техники низких температур.
  В 1950 году приказом Министерства промышленности и приборостроения СССР было организовано Центральное конструкторское бюро холодильного машиностроения (ЦКБ ХМ) – предшественник ОАО «ВНИИХОЛОДМАШ-ХОЛДИНГ». ЦКБ ХМ стало ведущей организацией отрасли холодильного машиностроения по разработке, проектированию и внедрению современного промышленного холодильного оборудования.
           
  Институт вместе с экспериментальным заводом «Красный Факел» занимал престижную территорию на Софийской набережной Москвы-реки и стал головным предприятием холодильного машиностроения в стране. Ему уделялось самое пристальное внимание со стороны Министерства химического машиностроения. В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР в конце 70-х годов в Москве началось строительство инженерно-лабораторного и производственного комплекса ВНИИхолодмаш в районе станции метро «Домодедовская».
За годы своей работы институтом совместно с заводами отрасли были созданы пять поколений поршневых компрессоров с их базовой градацией, различающихся по ходу поршня, диаметру и числу цилиндров, скорости вращения и исполнения. Среди разработок института ротационные многопластинчатые поджимающие компрессоры для низкотемпературных установок большой производительности, испытательных компрессоров и рефрижераторов судов, а также три поколения винтовых компрессоров в аммиачном и фреоновом исполнении. Два поколения теплоиспользующих машин - абсорбционные бромисто-литиевые холодильные машины. Три поколения холодильных фреоновых машин с центробежными компрессорами, холодильных аммиачных и пропановых турбоагрегатов.
  Особое внимание в институте всегда уделялось созданию холодильного оборудования для оборонных нужд государства. Как известно, без применения искусственного регулируемого холода военная техника «не видит, не слышит и не стреляет». Разработки института обеспечивали все запросы военных заказчиков.
  За создание нескольких поколений систем термостатирования специального назначения ВНИИхолодмаш в 1981 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Основные вехи в разработке холодильного оборудования:
- В конце 50-х – холодильные установки для транспортных рефрижераторов «Сибирь» и «Актюбинск»;
- Начало 60-х – холодильная установка для больших морозильных траулеров на базе блок-картерных двухступенчатых компрессоров ДАУ-80;
- Начало 70-х – крупнейшая холодильная установка общей рабочей холодопроизводительностью 6400 кВт для уникальной плавбазы «Восток» на основе ротационных компрессоров РАБ-300С и поршневых АУУ-400;
- Середина 70-х – первая отечественная холодильная установка на R22 общей холодопроизводительностью 700 кВт с шестью винтовыми компрессорами 5ВХ350/5ФС с системой непосредственного охлаждения всех аппаратов-потребителей холода и насосной схемой подачи хладагента в морозильные аппараты для большого автономного траулера типа «Горизонт»;
- 80-е годы – высоко- и низкотемпературные винтовые компрессорно-конденсатные агрегаты типов 21АК100 и 21АК50 и холодильная машина 21МКТ100;
- конец 70-х - 90-е годы – широкая номенклатура полностью автоматизированных моноблочных холодильных машин типа МХМВ холодопроизводительностью от 73 до 290 кВт на базе винтовых компрессорных агрегатов на R22 для использования в системах кондиционирования воздуха и термостатирования на судах военно-морского флота. Эти холодильные машины пришли на смену предыдущему поколению машин;
- 1998 год – разработана и изготовлена на опытном производстве института установка для охлаждения «блока полезного груза» для международной программы «Морской старт».
Начало 21 века:
- создание ряда полностью автоматизированных холодильных машин типа СМКТ холодопроизводительностью от 50 до 250 кВт для использования в системах кондиционирования наземных объектов на базе винтовых компрессорных агрегатов;
- создание опытного образца безмасляного турбокомпрессора холодопроизводительностью 350 кВт на газодинамических подшипниках для турбокомпрессорной холодильной машины на озонобезопасном холодильном агенте;
- разработка и создание холодильного оборудования с малой заправкой аммиака;
- разработка модельного ряда винтовых холодильных машин холодопроизводительностью 80, 150, 300, 500, 1000, 2000 кВт с использованием озонобезопасного холодильного агента;
- производство систем управления собственной разработки на отечественной комплектации;
- создание испытательной базы для проведения испытаний холодильных машин холодопроизводительностью до 650 кВт с любыми хладагентами.

  ОАО «ВНИИХОЛОМАШ-ХОЛДИНГ» принимает участие в работе международных организаций, в том числе Международного института холода (МИХ), состоит в Техническом комитете ТК86 Международной организации по стандартизации. Ведет технический комитет по стандартизации  «Установки холодильные» ТК 271, является членом Российского союза предприятий холодильной промышленности (РОССОЮЗХОЛОДПРОМ), сотрудничает с Международной академией холода (МАХ), высшими учебными заведениями (МГТУ им. Баумана, МГУИЭ, СПбГТУ, СПбГУНиПТЮ, КГТУ), отраслевыми институтами (ВНИИХИ, НИИХИММАШ, НИИТК им. В.Б. Шнеппа, ВНИИгаз), проектными организациями, управлениями МО РФ, Минпромторгом России, Комитетом по стандартизации, журналом «Холодильная техника», заводами (Казанькомпрессормаш, Пензкомпрессормаш, МАШЗАВОД, НИПТИЭМ и др.).

  В 1994 году институт становится холдинговой компанией ОАО «ВНИИХОЛОДМАШ-ХОЛДИНГ».
По словам Олега Таганцева, первого заместителя генерального директора ОАО «ВНИИХОЛОДМАШ-ХОЛДИНГ», в нынешнее время опыт сотрудников и техническая оснащенность института позволяют эффективно решать самые сложные и нестандартные задачи в различных областях применения искусственного холода.
Особенно следует отметить создание в п. Калининец Наро-Фоминского района собственного завода по производству холодильных машин, имеющего испытательный центр, позволяющий производить их всесторонние испытания, в том числе и по специальным параметрам.
 
– Что сегодня происходит в холодильной отрасли страны?
О.Т.: Объем рынка холодильного оборудования в России, по данным РОССОЮЗХОЛОДПРОМа, по состоянию на конец 2014 года оценивается примерно в 100 млрд рублей. Около 50 млрд рублей в год приходится на импорт. Отечественные производители холодильного оборудования и компонентов, инжиниринговые и сервисные компании создают еще примерно половину оборота рынка за счет добавленной стоимости при производстве, продаже оборудования и компонентов, оказания услуг. Черкесский, Пензенский, Читинский и Казанский заводы выпускают штучные экземпляры холодильных машин на отечественных компрессорах.
 
– Можно ли переломить ситуацию?
 
О.Т.: Сложно, почти невозможно. А вот создавать и поставлять уникальное, качественное специальное холодильное оборудование с повышенными гарантийными сроками и ресурсами работы ОАО «ВНИИХОЛОДМАШ-ХОЛДИНГ» вполне по силам. Для этого есть кадрово-инженерный потенциал и вновь созданное производство с уникальной испытательной базой.
Продукция института, создаваемая под индивидуальные требования заказчиков, либо уникальная, либо мелкосерийная и не имеет аналогов на рынке. Именно это позволяет при наличии высококвалифицированного коллектива разрабатывать и производить в разумные сроки сложное оборудование различного назначения.
 
 
НА СЛУЖБЕ У ФЛОТА
 
  Давние рабочие отношения связывают ОАО «ВНИИХОЛОДМАШ-ХОЛДИНГ» и Военно-Морской Флот России. Являясь ведущим научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом в отрасли холодильного машиностроения, начиная с 60-х годов минувшего столетия, ВНИИХОЛОДМАШ разработал и внедрил в серийное производство все типы холодильного оборудования, используемого на надводных и подводных кораблях ВМФ. Техника, которую разрабатывает ВНИИ, – особая: оборудование первой категории, обеспечивающее жизнеспособность корабля,  поэтому и требования к ней повышенные.
  За последние два года было разработано и налажено серийное производство трех новых холодильных машин для российского надводного и подводного флота: МХ-0,35,  МХ-0,35К и 2МХМВ300-01.
МХ-0,35 предназначены для использования в системе кондиционирования воздуха в многоцелевых атомных подводных лодках четвертого поколения». Серийные машины уже поставлены в ОАО «ПО «Севмаш», где ведется строительство субмарин.
  Еще одна завершенная разработка – машина холодильная МХ-0,35К, предназначенная для использования на многоцелевых фрегатах и разведывательных кораблях, строительство которых идет на АО «СЗ «Северная верфь».
Кроме того, среди серийных новинок следует отметить машину холодильную морскую винтовую 2МХМВ300-01: холодильные машины поставляются в АО «ПСЗ «Янтарь».
  Задача для конструкторов института – создание холодильных машин из комплектующих российского производства.
  Например, машина холодильная морская МХМ-150 на 98% – российская. «Есть задача по импортозамещению, и мы ее решаем, – рассказывает Мария Агафонкина, заместитель начальника отдела холодильных машин с компрессорами объемного действия. – У нас выигрышная позиция – мы сохранили все технологии компрессоростроения и машиностроения и можем их создавать».
  Сейчас ВНИИ активно разрабатывает линейку морских холодильных винтовых машин двойного назначения  холодопроизводительностью 80, 150, 300, 500, 1000 и 2000 кВт в рамках единого ТУ для надводного флота.
«Мы приступаем к испытаниям опытных образцов морских холодильных винтовых машин нашей разработки для Морского флота, – рассказывает Денис Кривцов, заместитель директора по инжинирингу. – Уже осенью этого года холодильные машины 2МХМВ80-11-1 и 2МХМВ300-11-1 пройдут государственные приемочные испытания.
  Еще одна разработка - создание модификации МХ-0,35К – МХ-0,35КТ. Данный проект разрабатывается совместно с ОАО «Невское проектно-конструкторское бюро». Машины планируется поставить на АО «ПСЗ «Янтарь». Отличием данной машины является наличие дополнительного теплообменника «забортная вода – хладоноситель». При низких температурах забортной воды хладоноситель охлаждается непосредственно забортной водой. При этом компрессор холодильной машины не работает, а поддержание необходимой температуры для потребителя происходит в автоматическом режиме. Данное решение позволяет существенно снизить энергопотребление и повысить ресурс работы машины. Такие холодильные машины будут работать на десантном корабле.
 
НОВЫЙ УРОВЕНЬ
  Особо важной является задача по созданию центробежного безмаслянного компрессора. «Приоритет ОАО «ВНИИХОЛОДМАШ-ХОЛДИНГ» – создание модельного ряда холодильных установок, базовым элементом которого является компрессор собственной разработки», – рассказывает Денис Кривцов, заместитель директора по инжинирингу.
  Среди перспективных и уникальных разработок, которые ведет ОАО «ВНИИХОЛОДМАШ-ХОЛДИНГ», – работа над турбокомпрессором специального назначения на газодинамических подшипниках, предназначенного для замены импортного компрессора.
  Идея создания этого турбокомпрессора возникла в 90-х годах. До этого времени такие подшипники применялись в авиации. Институт начал разработку аналога для кораблей Морского флота. Опытный образец – маленький компрессор на 32 киловатта холода – был сделан по заказу ОАО «СПМБМ «МАЛАХИТ» и признан успешным. После этого был создан макетный, а затем и опытный образец турбокомпрессора на 350 киловатт холода.
   «Процесс создания был трудоемким: кроме газодинамических подшипников впервые был применен синхронный двигатель с постоянными магнитами, – рассказывает Денис Можаев, директор ОАО «ВНИИХОЛОДМАШ-ХОЛДИНГ» по инжинирингу. – Таких конструкций до нас не создавал никто, хотя, когда мы занялись получением патента на изобретение, выяснилось, что все технологии были известны еще в середине 20 века. Но никому не приходило в голову соединить все в одно целое. А наши инженеры с успехом воплотили эту идею в жизнь».
  Сейчас, рассказал Денис Можаев, проводятся ресурсные испытания турбокомпрессора в составе холодильной машины МХ-0,35.
  Также, - добавил Денис Кривцов, - мы полностью освоили производство систем управления для холодильных машин, в которых используются только отечественные комплектующие с приемкой ВП».
 
  Для реализации поставленных задач, а также в целях разработки и проведения испытаний холодильных машин, ВНИИХОЛОДМАШем было создано производство с уникальной испытательной базой.
 
УНИКАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
  С декабря прошлого года в поселке Калининец Наро-Фоминского района Московской области работает завод ООО «ЗАВОД ХОЛОДМАШ» - дочернее предприятие ОАО «ВНИИХОЛОДМАШ-ХОЛДИНГ». Это единственное новое предприятие холодильной отрасли России.
Общая площадь территории предприятия ООО «ЗАВОД ХОЛОДМАШ» около 4 га, суммарная площадь всех производственных помещений – около 11 000 кв. м, площадь офисных помещений, к которым относятся складские помещения, испытательный центр, производственные и административные здания, погрузочно-разгрузочные площадки, составляет 3,5 тыс. кв. м.
Готовятся площадки под новые виды производств, теплые цеха. Всего 7,5 тыс. кв .м.
Директором завода является Потапенко Олег.
– Олег, расскажите о возможностях завода. О.П.:
  Испытательная база завода позволяет испытать различное оборудование на холодопроизводительность, техническую наработку по часам, включая имитацию волновой качки с креном в 45% периодом перемещения до 9 секунд. Это уникальный стенд, которого нет ни на одном российском предприятии. Масса такого стенда 28 тонн. Стенд позволяет испытывать изделия массой до 12 тонн включительно.
«Сердце» испытательного центра – насосная станция с 160-киловатным чиллером – различными группами насосов разной производительности и разным количеством трубопроводов. Стенд позволяет испытывать машины холодопроизводительностью до 600 кВт с любыми хладагентами.
Еще один стенд – аммиачный. Он расположен в отдельном здании, которое построено с учетом всех мер безопасности.
  Также  стенд «паровое кольцо» для проверки компрессоров. Для испытания компрессора нет необходимости в создании машины, достаточно подсоединить компрессор и выполнить необходимый цикл испытаний. Кроме того, заканчиваются испытания большого универсального четырехкамерного стенда для испытаний промышленных автономных кондиционеров.
 
– Коснулось ли вас импортозамещение?
О.П.: Для тех, кто работает с Министерством обороны, ограничение на импорт существовало всегда.
 
 
– Что Вы можете сказать о новых перспективных разработках?
О.П.: Активно занимаемся разработкой новой технологией изготовления кожухотрубных теплообменников.   Опытные образцы мы уже сделали, осталось только найти дополнительное оборудование, чтобы собрать изделие и провести все необходимые испытания по требованию конструкторской документации.
 
  Сегодня институт вносит огромный вклад в развитие холодильной промышленности нашей страны: построен завод, ведутся новые разработки.
 
  ОАО «ВНИИХОЛОДМАШ-ХОЛДИНГ» – 65 лет. Эта история началась в одной стране, а продолжается в совершенно другой. Но, пройдя через перестройку и бурные 90-е, институт не развалился, как сотни других, когда-то значительных НИИ, а только переехал – немного подальше от Кремля. И вот уже новые мощности, новые программы и новые изделия. Но главное, что в активе холдинга прекрасные инженеры и управленцы, с которыми и в следующие 65 – не страшно. 
 
"ВНИИХОЛОДМАШ", АО Москва
+7(495)663-16-50



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Разработки СПбГМТУ победили в конкурсе на Петербургской технической ярмарке
13:09 / образование