реклама

Над океаном реять Андреевскому флагу

0 735 6 мин
Великой морской державой Россию называют не из-за того, что ее берега омывают воды дюжины морей и трех океанов и она имеет самые протяженные среди государств мира морские границы. Путь к этому статусу начался немногим более трех столетий назад усилиями Петра Первого и всего российского народа, в невероятно сложных условиях создававших флот, способный отстаивать национальные интересы. Были во флотской истории времена взлетов и падений, побед и поражений. Но во все времена моряки верой и правдой служили своему Отечеству.
В последние десятилетия на их долю выпало немало сложностей. Но пришло время государственников-созидателей, понимающих, что без мощного Военно-морского флота Россия существовать не может, что именно от способности защитить морские биологические и природные ресурсы шельфа, водные транспортные коммуникации зависит ее будущее. Показателен такой пример. Если за восемь месяцев 2004 года норвежскими кораблями береговой охраны было досмотрено 61 рыболовецкое судно под российским флагом и 19 из них препровождены в порты Норвегии для разбирательства, то с выходом в море в августе того же года корабельной авианосной группы в составе авианосца «Адмирал Кузнецов», ТАРК «Петр Великий», ракетного крейсера «Маршал Устинов» и эсминца «Адмирал Ушаков» ни одно российское судно в течение месяца не было досмотрено. В мире всегда уважали и будут уважать силу.
Свидетельство изменения отношения к флоту в лучшую сторону - принятие Морской доктрины России, начало строительства новейших стратегических ракетоносцев и многоцелевых атомных подводных лодок, надводных кораблей различных классов.
Северный флот встречает День ВМФ достойно. В середине июля прошел сбор-поход, в котором приняли участие более трех тысяч моряков-североморцев, надводные корабли, подводные лодки, авиация и береговые части. Он получил высокую оценку Главкома ВМФ адмирала Владимира Масорина, который наблюдал за действиями сил флота с борта ракетного крейсера «Маршал Устинов».
Результатами учений доволен командир соединения ракетных кораблей Северного флота контрадмирал Александр Турилин. Среди лучших экипажей своего соединения он назвал моряков эсминца «Адмирал Ушаков», ракетного крейсера «Маршал Устинов», тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий». Экипаж «Ушакова» под командованием капитана I ранга Игоря Неклюдова выполнил сложнейшую стрельбу по малоразмерной сверхзвуковой цели, уничтожив ее прямым попаданием с первого залпа. Моряки «Устинова», которым командует капитан I ранга Павел Кравченко, успешно отработали артиллерийские и ракетные стрельбы по надводным и воздушным целям.
По итогам учений есть что анализировать не только российским морякам. За маневрами все эти дни внимательно следили разведывательное судно норвежских ВМС «Марьята» и самолеты-разведчики «Орион».
Повод для гордости есть и у капитана первого ранга Владимира Якушева, который командует уникальным по своим боевым возможностям и мореходным качествам крейсером «Петр Великий». В апреле 2006 года экипаж крейсера отметил десятилетие прибытия «Петра Великого» на Северный флот. За эти годы он прошел более 50 тысяч миль, трижды нес боевую службу на просторах Мирового океана, отработал более пятисот боевых упражнений, в том числе в присутствии двух Президентов России, дважды выходивших в море на его борту. Только в 2006 году, в апреле и в мае, экипаж крейсера дважды выполнял ракетные и артиллерийские стрельбы, подтвердив отличную выучку боевых расчетов. В достижении таких результатов большая заслуга командиров и офицеров боевых частей крейсера Владимира Косолапова, Дмитрия Кукуева, Даниила Попова, Алексея Куклева, Александра Кузикова, Александра Буйчикова.
Беседуя с Владимиром Якушевым в его каюте, спросил, а есть ли в экипаже офицеры, награжденные государственными наградами России. И услышал обескураживающий ответ: «Ни одного». Понятное дело, не за медали служат офицеры. Но разве военные моряки не достойны государственных наград?
А ведь в России учреждены ордена «За военные заслуги» и «За морские заслуги». Последним, к слову, за несколько лет его существования награждено немногим более 50 офицеров и адмиралов. Негусто.
Страна обязана ценить ратный труд и награждать тех, кто избрал для себя профессию «Родину защищать». Это, в том числе, громадный моральный стимул и для молодых офицеров. С двумя из них меня познакомил офицер-воспитатель капитан третьего ранга Игорь Ершов.
Лейтенанты Николай Любавин и Олег Артюх закончили военный институт радиоэлектроники имени Попова в этом году. Стажировку проходили на «Петре Великом» и, естественно, мечтают служить в этом экипаже. Дело в том, что на одно вакантное место на этом крейсере претендуют несколько офицеров. Оставят служить лучших, после конкурсного отбора. Николай Любавин - североморец, из семьи морского офицера, Олег Артюх - мурманчанин, познакомившийся с боевыми кораблями во время одной из экскурсий в Североморск и уже в школьные годы решивший стать морским офицером. На «Петре Великом» для офицеров созданы неплохие условия для службы и отдыха, для карьерного роста. А для самих молодых офицеров, по их собственному признанию, важнее то, что на корабле ведется интенсивная боевая подготовка, что он ходит в море и на нем интересно служить.
Благом для себя, серьезной материальной и моральной поддержкой считают члены экипажа «Петра Великого» шефство над кораблем Сбербанка России, администрации Калужской области и департамента государственного и муниципального имущества Москвы. Достаточно сказать, что только за два последних года Сбербанк России перечислил целевым назначением для ремонта столовых и кубриков четыре миллиона рублей.
Калужане кроме материальной помощи направляют служить на крейсер своих лучших ребят. Этой весной прибыли четверо. Один из них - радиотелеграфист Игорь Борисов. О том, что будет служить на крейсере, знал задолго до призыва. Трудностей не испугался и доволен службой. А вот зрелые рассуждения Александра Донченко, настройщика-регулировщика электронно-вычислительной техники, стали для меня откровением. Нечасто услышишь от военнослужащего срочной службы такие высказывания. Он, выпускник Невинномысского государственного института, инженер-педагог по вычислительной технике, считает, что нельзя сокращать сроки службы военнослужащих: это обусловлено эксплуатацией ими сложнейшей техники и вооружения. Ее просто невозможно освоить за один год.
- У меня все в роду служили и служат. Должен отдать свой долг и я, - сказал молодой матрос. - Эти годы для себя потерянными считать не буду. Флот дисциплинирует, воспитывает мужчину.
Накануне Дня ВМФ в соединении принимали присягу молодые матросы, призванные служить на Северный флот. Торжественной церемонией руководил командир соединения контр-адмирал Александр Турилин. Может быть, глядя на этого сорокапятилетнего адмирала, кто-то из моряков, стоявших в том строю, примет решение посвятить себя кадровой службе на флоте. Его пример достоин подражания.
Александр Васильевич после окончания в 1983 году Каспийского ВВМУ служил на Северном флоте, пройдя путь от командира радионавигационной группы ракетного крейсера «Маршал Устинов» до командира соединения ракетных кораблей. Тридцати двух лет от роду шагнул на мостик эсминца «Отчаянны^» командиром корабля, командовал атомным ракетным крейсером и тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов». Такого послужного списка в надводном флоте России не имеет ни один офицер или адмирал. И главное, что все это подкреплено богатой морской практикой. Довелось пережить и девятибалльный шторм у берегов Исландии, когда он, командир дивизии, был старшим на борту эсминца «Адмирал Ушаков». Экипаж выдержал тот шторм с честью. Правда, не обошлось и без потерь: корабельному коту по прозвищу Рысь отрубило дверью хвост.
Памятным был первый в истории российского флота поход в 1996 году корабельной авианосной группы в Средиземное море. Тогда Александр Васильевич был на «Кузнецове» помощником командира по боевому управлению. В составе группы российских моряков сутки находился на борту кораблей ВМС США, на фрегате «Бунн» и крейсере «Сан-Джасинто». Он считает, что многое из положительного в организации службы на кораблях американского флота перенято у советского ВМФ.
В памяти от того похода остались действия российских летчиков палубной авиации, которыми командовал Тимур Апакидзе. Под Хайфой наши пилоты перехватили пару израильских Ф-16, загоняв их до изнеможения, показав, на что способны российские летчики и наши истребители.
Турилин уверен, что самый сложный и трудный период в своем развитии нашему флоту пусть не без потерь, но удалось пережить.
- Когда мы после окончания училища уходили на флот, наши преподаватели завидовали нам, говоря, что мы будем служить на новейших кораблях, - отметил Александр Васильевич. - Тогда действительно был бум в судостроении и поступлении на флот новейших кораблей и подводных лодок. Затем наступил известный всем период, когда флот сокращался, корабли не выходили в море. Сейчас выбираемся из сложившейся ситуации, насколько позволяют экономические возможности государства. Немного времени осталось до того момента, когда на Северный флот придут новые корабли и подводные лодки. Именно от флота во многом зависит, как будут относиться к нашему государству другие страны. Уверен, что флот возродится, что он достойно будет нести Андреевский флаг на просторах Мирового океана, а Россию, как и прежде, будут уважать.
Юрий БАНЬКО.



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости