
– Здравствуйте, Сергей Андреевич, рады видеть вас на выставке "НЕВА 2025". Как вы оцениваете выставку в этом году?
– Одно из ключевых событий для нашего предприятия прошло насыщенно и продуктивно. На мой взгляд, активность посетителей в этом году выше, чем в 2023-м. Для нас важную роль сыграли удобная локация стенда – прямо напротив входа в павильон и привлекательная фотозона, где каждый желающий мог почувствовать себя фирменным серфером компании "Спецкабель".
За пару дней выставки мы собрали целую стопку визиток: это и представители судостроительных предприятий, и Регистра, и Минпромторга, и проектанты, и судовладельцы. Наша главная цель – рассказать всем, а не только потенциальным заказчикам, что в России есть предприятие, которое самостоятельно разрабатывает и выпускает уникальную кабельную продукцию на уровне мировых лидеров.
– Какие новинки привезли на "НЕВУ 2025"?
– Специально для выставки подготовили новый каталог по оптическим кабелям – теперь мы создаем эти изделия не только для нужд космоса и обороны, но и для гражданского применения. Порадовали новостью о логическом завершении разработки силовых кабелей, которые полностью заменяют серию кабелей LKM фирмы Helkama. Нам удалось сохранить небольшой диаметр кабеля, сделать его таким же легким и гибким, а также разработать технологию производства с применением отечественной компонентной базы.
Судостроители уже успели оценить новинку: рабочая температура жилы +90°C, как прописано в типовом одобрении РМРС. В следующем году планируем повысить этот показатель до +120°C, а затем и до +150°C. С этой целью до конца года запустим ускоритель электронов для облучения радиационно-сшиваемых материалов, что и обеспечит повышенные температурные и физико-механические характеристики кабеля.

– Судя по доступности ряда импортных кабельных продуктов на выставке, можно сделать вывод, что ставка на импортозамещение для некоторых компаний не так уж и важна. Выдержите ли вы конкуренцию с зарубежными производителями в случае их возврата на российский рынок?
– Сценарий возвращения зарубежных компаний на российский рынок маловероятен хотя бы потому, что постановление Правительства РФ № 719 предписывает судостроителям использовать именно отечественную продукцию. Для получения разрешения на строительство судна проект набирает определенное количество баллов, которые выдаются только за использование в строительстве оборудования отечественных компаний. И с каждым годом эта планка поднимается. Насколько мне известно, если весь кабель в проекте российский, можно получить сразу 50 баллов. Для сравнения, за полностью отечественную винто-рулевую колонку проекту начисляется от 80 до 120 баллов. Это весомый показатель.
Но даже без госрегулирования нам есть что противопоставить конкурентам. Во-первых, наш кабель стал и качественнее, и дешевле. Во-вторых, "подтянулись" производители отечественной химии и изоляционных материалов, что повлияло на доступность российского кабеля. В-третьих, мы уже продвинулись на несколько шагов вперед и предлагаем не просто замену, а собственные интересные разработки. И, наконец, на каждый тип кабеля мы поэтапно получаем официальные документы ТПП и Минпромторга, подтверждающие российское происхождение продукции. К слову, о важности постановлении № 719. Многие судостроители так и заявляют нам: "Готовы купить ваш кабель, сразу как получите на него подтверждение отечественного происхождения".

– Когда вы над каким-то проектом работаете, насколько глубоко в него погружаетесь?
– Глубокое погружение – это наша философия и в судостроении, и в любой другой отрасли. Мы не просто выполняем заказ, а решаем проблемы клиента: собираем подробную информацию о проекте, выясняем, какие именно сигналы и в каких условиях необходимо передавать, и только потом предлагаем решение, тем самым упрощая жизнь проектантам. Без глубокого погружения невозможно работать качественно. Свое дело надо любить – тогда удается создавать действительно достойный продукт.
Отличный пример в тему – атомные ледоколы проекта 22220, которые мы досконально изучили. Для этих судов мы производили не только кабели, но и специальные радиационно стойкие разъемы для подключения реактора через защитную оболочку к внешнему контуру. За три месяца разработали новую продукцию, которую в России по сей день никто не выпускает. И самое приятное – этим мы предотвратили срыв сроков сдачи ледоколов.
– Какими достижениями в области судостроения вы гордитесь?
– В 2004 году мы впервые стали работать с судостроителями – Минобороны заказало для индийской подлодки разработку кабелей передачи данных для компьютерных сетей. Мы первыми в мире сделали такой кабель, единственный в своем роде, который сегодня используется на всех субмаринах, так как сохраняет работоспособность даже на глубине 600 метров. Применяется кабель и в гражданском судостроении.
Гордимся результатами опытно-конструкторской работы (ОКР) по замене украинских кабелей на отечественные: в 2014 году мы создали аналог с использованием технологии сухой герметизации, который превосходил оригинал по качеству, надежности, безопасности, удобству монтажа и цене. Радиационно-стойкие разъемы для атомных ледоколов, о которых мы говорили, тоже вызывают гордость.

– Расскажите про строительство нового завода в Москве. Что это даст компании?
– Новое производство – это в первую очередь новые технологии, мы наконец сможем использовать оборудование, для которого не хватало площадей. Начнем с установки двухэтажной наклонной линии по обработке резины с вулканизацией в паровой среде, затем поэтапно добавим другие станки. Надо признать, что нынешняя площадка – скорее научная, чем производственная, и ряд станков представлен в единственном экземпляре, что при больших объемах приводит к авральной работе. Новый завод существенно повысит объемы выпускаемой продукции.
Также мы сосредоточимся на выпуске серийных заказов. Возможность производства уникальной продукции останется, но основной фокус сместится на оборудование, которое обеспечивает высокую скорость и эффективность. Ну и ключевой плюс – размеры будущего кабельного завода. Сейчас мы ютимся в помещении длиной всего 50 м, а переедем в два больших корпуса длиной 150 и 180 м (желательная длина для кабельного завода – от 100 м). Это сразу решит вопрос с использованием оборудования на полную мощность, позволит увеличить ванны охлаждения и применять новейшие технологии.
При этом остается задел для дальнейшего развития, ведь на стартовом этапе мы займем не более 30% производственных площадей. Оставшихся "на вырост" 70% нам хватит еще лет на 10, и мы не будем ограничены в выборе новых технологий.

– Какой процент потребностей судостроителей вы сможете закрывать после запуска нового производства?
– Сейчас на малых и средних проектах мы закрываем потребность в кабеле на 100%. На больших проектах, типа атомных ледоколов, – на 95%, за исключением небольших экзотичных позиций. С запуском нового производства цифра вырастет до 99,5%.
– В связи со строительством нового завода сразу хочется узнать, где будете набирать кадры?
– На рынке труда! Кабельная промышленность – высокоавтоматизированная отрасль, в большом количестве производственных рабочих мы не нуждаемся. Обычно протяженную линию обслуживают не более двух операторов. Зарплата у них хорошая. Отдельное спасибо руководству Москвы, которое популяризирует заводские специальности, благодаря чему к нам часто обращаются в поисках работы. Также, по просьбе московского правительства, мы регулярно проводим экскурсии по нашему производству для школьников и студентов колледжей и вузов, что обеспечит нам приток кадров в ближайшие годы.
Не хватает грамотных менеджеров по продажам, которые разбираются в нашей продукции. Также мы открыты для конструкторов кабельных изделий. Наука и разработка – наш хлеб, гарантирующий предприятию конкурентоспособность. С радостью берем на работу профессиональных программистов для поддержания должного уровня автоматизации на производстве. Сотрудничаем со студентами вузов, приобщаем их к нашей деятельности, обучаем, чтобы "вливать" в коллектив свежую кровь.

– Как родился образ спортсмена, рассекающего по волнам кабельной промышленности на доске для серфинга?
– Тут стоит отметить наш маркетинговый отдел, который генерирует и воплощает в жизнь интересные творческие решения. Отмечу, что концепция используется только в этом году, а на следующую "НЕВУ 2027" мы обязательно придумаем новый дизайн.

– Несколько слов о сервисе. Как быстро компания "Спецкабель" отвечает на запросы клиентов?
– С сервисом нет проблем уже лет 10-15. Еще в 2015 году проводили замеры скорости отклика на запрос и выяснили, что лидируем в оперативности решения задач от клиентов. Планку держим и сегодня. Нам важно, чтобы потенциальному заказчику было комфортно с нами работать. Все контакты, указанные на сайте "Спецкабеля", рабочие. Оперативно отвечаем как на почту, так и на прямые звонки.
Продукцию поставляем по всей России, а также в страны СНГ: Республику Беларусь, Казахстан, Узбекистан и т.д. Для экспорта каждой партии оперативно получаем документы, подтверждающие российское происхождение товара (СТ-1). Сроки производства зависят от конкретного заказа, но не превышают 60 календарных дней.

– Какие изменения в компании отмечаете за последние два – три года?
– Мы увеличили количество технических условий, по которым производится кабель, в полтора раза – со 100 до 150 – с учетом зарезервированных позиций под ОКР, которые сейчас в работе. Ускорили разработку. Развиваем отношения с Правительством Москвы, благодаря чему получили землю под строительство нового завода. Теперь с гордостью заявляем, что не просто производим качественный кабель, но и вкладываемся в развитие России.
– Чего пожелаете достигнуть "Спецкабелю" в ближайшие несколько лет?
– Максимальной стабильности и непрерывного экономического, производственного и кадрового роста – независимо от кризисов и экономической обстановки!