В последнее время «морские разбойники» все чаще грабят грузовые и транспортные суда,, а их ожесточенность возрастает с каждым годом
Согласно отчету, опубликованному Международным морским бюро (International Maritime Bureau), только за первые три месяца 2006 г. произошло 61 нападение на гражданские суда,, что на 8% превышает аналогичный показатель предыдущего года. По данным бюро, статистика свидетельствует о все возрастающей активности пиратов. Организация предупреждает, что во многих регионах мира судоходство небезопасно. Согласно данным организации, увеличилось не только количество нападений, но сами разбойники стали более агрессивны. Между тем если в ближайшее время мировое сообщество не займется всерьез проблемой пиратства, о безопасной международной морской торговле можно будет забыть.
С проблемой пиратства неоднократно сталкивался и российский флот. Так, в конце мая в 60 милях от западноафриканского портаа Конакри (Гвинея), российский танкер «Шкотово» подвергся нападению вооруженных пиратов. Шесть вооруженных разбойников на двух катерахах рано утром атаковали корабль с 19 членами экипажа на борту. «Морские разбойники» сумели забраться на борт танкера, после чего похитили кассу судна и скрылись в прибрежных водах. Тогда никто из членов экипажа не пострадал. Однако не всегда дело ограничивается банальным грабежом. Так, согласно докладу IMB, за первый квартал 2006 г. пираты в общей сложности похитили 63 человека, что почти в два раза больше по сравнению с тем же периодом 2005 г. Кроме того, если раньше основной целью пиратов было забрать с борта корабля деньги и драгоценности, то теперь они все чаще прихватывают и «карго» судна.
Для нападений на мирные суда корсары выбирают в основном транзитные пути, пролегающие в территориальных водах Юго-Восточной Азии, Индии и восточной Африки. «Проблема пиратства существует давно, и она не исчезнет еще долгое время. Однако морские риски возросли в связи с распространением угрозы терроризма, незаконной торговлей наркотиками и работорговлей», — сказал RBC daily эксперт Международного института стратегических исследований Патрик Кронин. До 70% всех пиратских вылазок происходит в прибрежных водах Нигерии, Индии, Индонезии, а также Аденского заливаа и Малаккского пролива.а. «От Малаккского пролива до Бенгальского залива и от африканского мысаа Доброй Надежды до Гвинейского залива международное сообщество подвергается огромному риску, не зная, что происходит и какие грузыы перемещаются по мировому океану», — полагает г-н Кронин.
Государства вышеназванных регионов зачастую не имеют достаточно сил и средств для поддержания безопасности судоходства, чем безнаказанно и пользуются «морские дьяволы». «Пираты нападают там, где пересекаются основные судоходные пути, где нет государственного контроля, то есть где существует этакое «гуляй-поле». По сути идет партизанская война на море,, с которой очень сложно бороться», — сказал RBC daily эксперт Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. Вместе с тем если государства Юго-Восточной Азии еще как-то пытаются бороться с пиратами, то, например, власти Нигерии и Сомали и вовсе не в состоянии даже предложить способы решения проблемы из-за отсутствия военно-морского флота как такового.
Западные государства, в особенности США, пытаются обеспечить безопасность судоходства даже в далеких от цивилизации регионах. Проблема стала настолько распространенной, что в конце мая этого года под эгидой США в столице Нигерии Абудже состоялась общеафриканская конференция, посвященная борьбе с пиратством.м. На встрече присутствовали 200 делегатов из 47 стран и 13 международных организаций. Идея США понятна — выработать единую стратегию для противодействия угрозе морских разбоев. «Штаты, чья экономика «завязана» на нефть,ть, весьма заинтересованы в безопасной транспортировке углеводородов из государств Африки, особенно из Анголы и Нигерии», — сказал RBC daily независимый американский эксперт Иден О"Брауэн.
США также принимают участие и в вооруженных операциях против морских бандитов. Весной этого года у береговов Сомали произошел морской бой между ВМФ США и пиратами. Ракетный крейсер «Кейп Сэйнт-Джордж» совместно с ракетным эсминцем «Гонсалес» после скоротечного боя потопили утлое пиратское суденышко, захватив 12 человек в плен. Побережье Сомали, где отсутствует реальное государственное управление, в последнее время все сильнее привлекает разбойников. Только за прошлый год здесь было совершено около 40 нападений на гражданские и даже на военные суда. Кроме того, терроризм, одна из главных угроз современности, во многом копирует пиратов прошлого, которые использовали тактику подрыва судов противника. В октябре 2002 г. У побережья Йемена французский нефтяной танкер «Лимбург» был протаранен начиненной взрывчаткой лодкой, которой управлял самоубийца. Тогда теракт привел к возрастанию страховых ставок для кораблей, проходящих через Красное море, в три раза.
По словам опрошенных RBC daily экспертов, борьба с пиратством возможна исключительно силовыми средствами при сотрудничестве всех флотов государств, страдающих от произвола пиратов. Однако здесь необходимо выработать какие-то новые стратегии для борьбы, чтобы не гонять военно-морские силы по безбрежным просторам океана,а, да и эффективность подобных гонок вызывает сомнения. «Военно-морские флоты не предназначены для ведения боевых действий с пиратами», — считает г-н Храмчихин. Проблему пиратства можно рассматривать в контексте борьбы с международным терроризмом. Морской разбой негативно влияет на торговлю и дальнейшее развитие международных торговых отношений. Согласно последним данным IMB, ежегодно потери мировой экономики от действий пиратов в одной только Юго-Восточной Азии составляют порядка 25 млрд долл. Однако государства ЮВА уже осознали угрозу и последствия, к которым может привести отсутствие морского контроля. «Из-за угрозы пиратства государства ЮВА вводят систему совместной безопасности, они наиболее четко осознают опасность», — комментирует г-н Кронин. Кроме того, пиратство косвенно влияет и на удорожание морских перевозок.
Отдел политики
Денис Жуйков, 03.07.2006