реклама

Металл от линкора и смайлики на кнехтах. Знакомимся с парусником "Юный Балтиец"

Двухмачтовый парусник "Юный Балтиец", стоящий в Санкт-Петербурге у набережной Лейтенанта Шмидта, хорошо известен горожанам. Одно время он даже исполнял роль галиота "Секрет" с алыми парусами на знаменитом празднике петербургских выпускников. Сегодня шхуна находится в распоряжении Санкт-Петербургского морского технического колледжа имени адмирала Д.Н. Сенявина, на ней курсанты проходят плавательную практику, отправляясь в рейсы к польским, шотландским и немецким берегам.
Что из себя представляет "Юный Балтиец", вы, конечно, знаете, но на всякий случай напомним. Это шхуна с гафельно-бермудским парусным вооружением. Длина ее достигает 49,5 м, ширина – 8,4 м, высота борта – 6 м, высота мачт – 32 м, водоизмещение – 441 рег. т, осадка – 3,07 м, мощность двигателя – 1000 л.с. Площадь парусов составляет 500 кв. м. Ходит "Балтиец" со скоростью в 9 – 12 узлов, на борту сейчас обычно присутствует 16 моряков. Плюс порядка 32 курсантов, проходящих практику.

В последние два года командует парусником капитан Вадим Назаров. Мы встретились с ним на борту "Балтийца" и взяли у него небольшое интервью. Заодно осмотрели судно – от камбуза до машинного отделения. Поднявшись на борт, первым делом обратили внимание на то, что кнехты разрисованы улыбающимися рожицами – смайликами. А еще в некоторых местах можно встретить изображение пингвина. С этих веселых картинок и начали разговор.
 
Корабел.ру

Интересные у вас здесь изображения нарисованы. Редко такие на судах встречаются. Можете рассказать, что они означают и зачем появились?

— Если вы имеете в виду пингвинов, то это такая дружеская шутка. Так часто называют начинающих курсантов. Они ведь такие же несмышленые, как эти пингвины, с трудом передвигаются по палубе и трапам, особенно в море. А уж если брать совсем маленьких юнг, то они еще больше на пингвинят похожи. Мы же работаем с клубами юнг, возим их в Выборг, с Дворцом пионеров сотрудничаем, он сейчас называется Дворец творчества юных.

А на кнехтах у нас смайлики нарисованы, заметили? Мы в этом году их добавили. Детишкам очень нравится, когда они поднимаются к нам во время "открытого борта". Иногда большой корабль может их испугать – непривычная обстановка, вода, люди в форме. А тут они сразу получают удовольствие, понимают, что здесь нечего боятся, все дружелюбные. И у них пропадает тревога. Многие с удовольствием начинают фотографироваться.

И кроме того, это и для самого экипажа, для курсантов своеобразный символ того, что судно любят, за ним ухаживают. Идея была моя — внести такой элемент творчества. На пассажирских судах рисуют на форштевнях губы, на арктических судах – акульи зубы. У нас свой креатив – более мягкий, доброжелательный. Пусть знают, что у нас тоже есть место юмору.

Это замечательно. Но теперь все-таки давайте перейдем к более серьезным вопросам. Какие задачи ставились на этот год, куда ходили?

— Ходили мы в немецкий Росток, в польские Щецин и Гданьск, в шведскую Карлскруну, в литовскую Клайпеду и в российские города Калининград и Выборг. В Выборг у нас ходили воспитанники петербургского Клуба юных моряков "Адмиралтеец", это было в конце июня. Десять ребятишек и двое наставников были на борту. В остальные рейсы брали курсантов из колледжа имени Сенявина. Как вы знаете, им необходимо набрать плавательный ценз, который обязателен для получения рабочих дипломов, согласно требованиям Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты.

Задачи ставились обычные – провести практику, закрепить знания, которые курсантами получены в учебном заведении. Если говорить конкретно, то они работали с парусами, на мостике стояли вахтой, ставили точки, мерили ветер, направление, брали пеленг на маяки, вели прокладку учебную, электрики с электромехаником занимались в машинном отделении, узнавали механизмы, специфику работы.

Кроме того, мы регулярно участвуем в парусных фестивалях, в парадах, проводим спортивные соревнования, устраиваем экскурсии для курсантов по иностранным городам, знакомимся с достопримечательностями. Важным событием этого года был, например, фестиваль Baltic Sail, проходивший в Польше.

Еще один фестиваль под названием Hanse Sail, то есть "Ганзейские паруса", проводился в Германии – это очень крупное событие, мы стараемся его не пропускать. Там участвуют и "Мир", и "Крузенштерн", и другие парусники. Проводятся соревнования, парады, экскурсии. Горожане и гости города приходят на набережную, посещают суда, у нас за три дня было около 3-4 тысяч посетителей.
 
Корабел.ру

А открыты для посещения все помещения?

— Нет, только верхние помещения, в жилые мы их не пускаем. Судно вызвало очень большой интерес, все с любопытством ходят, смотрят. Люди настроены к нам хорошо, к русским относятся очень доброжелательно – и поляки, и немцы. Политика на это абсолютно не влияет, даже наоборот, настрой в народе совсем другой, чем в элите. Мы несем российский флаг на парадах, идем с триколором нашим, а из окон кричат: "Браво, Путин! Браво, Россия!"

Расскажите, кто и как проводит занятия с курсантами? Вы сами им что-то объясняете?

— Мы берем на борт 32 курсанта, экипаж у нас при этом составляет 16 человек. И еще 1-2 руководителя практики. Учебный помощник проводит с курсантами занятия по подъему парусов и по работе механизмов, отрабатывает тревогу по оставлению судна.

На самом деле курсанты, приходя на судно, не знают, за что схватиться — даже побаиваются. Поэтому нам приходится сразу им объяснять, что здесь можно делать, чего нельзя. Мы их учим управлять судном, передавать вахту, учим дублировать команды на английском языке. Они более-менее приобщаются к морской жизни, их штормит, качает. Зато потом, когда приходят на флот, уже не боятся ничего. Либо некоторые после первой же практики уходят, понимают, что это не их профессия. Это тоже очень полезно, ведь человек может вовремя сориентироваться, подобрать для себя более подходящее занятие.

А вы часто попадаете в штормы? И какова мореходность "Балтийца"?

— У него до 2,5 метров ограничение Регистром стоит. Шестиметровую волну держит. В последнее время такое нередко бывает. Был в этом году серьезный шторм, больше 32 метров в секунду, решили не выходить в такую погоду. Как раз должны были идти в польский Гданьск, но пришлось отстаиваться неделю в Калининграде.

Сейчас непредсказуемая погода, вы же сами знаете. Как у нас шутят: синоптик ошибается один раз — в сутки. Мы предпочитаем брать немецкие прогнозы, они более-менее точные, почти всегда совпадают. На 5-7 дней дают.
 
Корабел.ру

А как курсанты проводят свой досуг? Ведь у них на борту есть и свободное время.

— Первое время все пытаются хвататься за телефон и сталкиваются с неожиданным для себя моментом — их гаджеты не работают, когда они выходят в море. У них паника возникает — любимый телефон не отвечает, интернет не работает. Увы, многие даже искренне удивляются, как так, почему это происходит.

Но потом привыкают. У нас есть другие способы отдохнуть и развлечься. Мы проводим турниры по шашкам, по шахматам, стенгазету выпускаем. Небольшая библиотека есть, можно почитать. Хотя в основном мы заставляем их читать специальную литературу — правила, регламентирующие документы. Изучать, когда делается замена масла в двигателях, сколько часов наработка, как вести машинные журналы, куда девать мусор, как сдавать его и тому подобное.

А после практики они приходят к вам в экипаж?

— Да, приходят. Вот у нас оба судовых повара закончили недавно колледж и работают сейчас на "Юном Балтийце". А вообще экипаж пополняем через объявления о вакансиях. В том числе и через ваш портал "Корабел.ру". Если документы и опыт соответствуют, то берем на работу.

Где в последний раз проходили ремонт?

— Ремонт в последний раз проходили на "Канонерке". Был док, делали подводную часть, ремонтировали брашпиль, в остальном все в порядке. В 2021 году предстоит очередное освидетельствование на класс, будем разбирать двигатель. А подводную часть проверяем ежегодно, там все хорошо.

Судно построено на Балтийском заводе в 1989 году комсомольцами-энтузиастами на субботниках. И металл у него стоит особый, очень толстый — из непостроенного линкора Балтийского завода. Поэтому, когда подняли парусник, то на металле ни изъяна, ни износа, ни коррозии нет. Это за тридцать лет! Все были очень удивлены – он как будто только что со стапеля сошел. Замеряли остаточные толщины — ни на миллиметр не убавилось!
 
Корабел.ру

А какое оборудование здесь самым последним менялось?

— У нас стоят новые электронные карты, управление рулем, GPS последнего поколения, авторулевой. Радары обновили. Главный двигатель и два вспомогательных — французской фирмы Moteurs Baudouin, им три года всего. Управление ими сейчас обеспечиваем прямо с моста. До этого был двигатель NVD 36-й модели, 408 лошадиных сил, сейчас 1000 лошадиных сил. Аппаратура ГМССБ новейшая, все управляется с руки, как на телефоне. Стоит цифровой необслуживаемый гирокомпас. Вся техника последнего поколения, установлена "Транзасом".

[Больше фотографий в галерее ниже]

Материалы по теме:
Баллада про "Палладу" (интервью с капитаном парусника "Паллада")
"Уже не мы идем к работодателю, а он к нам!" (интервью с директором Морского технического колледжа им. Сенявина)

Русско-немецкая дружба: Северную столицу посетил "Руаль Амундсен" (репортаж о бриге "Руаль Амундсен")
"Сейчас для меня важны деньги". Будущие судовые механики рассуждают о работе в море (беседа с курсантами ГУМРФ им. Макарова)
Один день из жизни "Триумфа" (о петербургском бриге "Триумф")

Три шведские короны на празднике выпускников (о шведском бриге "Tre Kronor of Stockholm")
"Морской технический колледж имени адмирала Д.Н. Сенявина", СПбГАПОУ Санкт-Петербург
+7 (812) 750-87-08
"Балтийский завод", АО Санкт-Петербург
+7(812)324-94-35, +7(812)324-93-70
"Транзас Навигатор", ООО Санкт-Петербург
+7 (812) 325-31-31



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Корабелка идет на верфи и заводы
20:21 / образование