реклама

Баллада про "Палладу"

Год для учебного парусного судна "Паллада" по большому счету делится на два неравных отрезка. Первый длится десять с половиной месяцев и включает в себя несколько рейсов — по российским, международным и иностранным водам. Парусник посещает порты, принимает на борт гостей, участвует в фестивалях, борется со штормами — словом, живет полнокровной жизнью гордого морского корабля.

В минувшем году, например, "Паллада" побывала в южнокорейских портах Пусан и Йосу, китайских портах Далянь, Шанхай и Циндао, заглянула в японский Нагасаки. В Нагасаки, Циндао и Йосу визит был приурочен к фестивалям парусных судов, где наш корабль стал одним из главных украшений праздника. Без внимания не остались и российские порты — "Палладу" очень тепло встречали в Магадане и Петропавловске-Камчатском.

Второй отрезок намного короче — всего полтора месяца. С конца декабря по начало февраля "Паллада" стоит во Владивостоке. Не без дела, конечно, — это очень важный период, когда можно привести в порядок такелаж и рангоут, пополнить припасы, объяснить курсантам-новичкам азы морской науки. Но все-таки есть ощущение, что парусник, словно застоявшийся конь, ждет не дождется, когда же, наконец, снова можно будет выйти в рейс — в настоящую жизнь...

О том, как прошел для "Паллады" 2016 год и чего ожидать от грядущей навигации, "Корабел.ру" расспросил капитана корабля Николая Зорченко.
 
Николай Зорченко (крайний слева), капитан парусника "Паллада" / Дальрыбвтуз

В прошлом году парусник ходил в Корею, в Китай, в Японию, участвовал в фестивалях. Что запомнилось, что особенно впечатлило?

— Мы сделали за год четыре хороших рейса, один из которых был продолжительным — три с лишним месяца. Запомнилось многое. Например, пребывание в Циндао с 3 по 7 сентября, где как раз в это время проходил международный парусный фестиваль. Прибытие такого большого корабля, как "Паллада", стало фурором даже на на фоне больших океанских яхт, которые принимали там участие. А еще большим фурором для местных жителей были наши курсанты в красивой традиционной русской морской форме. В Циндао, если брать всю агломерацию, проживает миллионов семь-восемь. И, наверное, добрая половина из них пощупала руками наших курсантов!

Яркий эпизод — фестиваль "толлшипов" в Нагасаки, больших парусных кораблей. Он проводится регулярно. Туда приходят с Азиатско-Тихоокеанского региона пять-шесть больших парусников, в том числе и "Паллада". И мы показываем друг другу, кто на что способен. Особенно впечатляют показательные постановки уборки парусов: парусники стоят у причалов, а экипаж четко, по командам, поднимается наверх, отдает паруса, спускается вниз, налегает на шкоты, ставит паруса, поднимает фалами.

Это длится примерно час, корабль стоит под всеми парусами, ветер легко их колышет. Зрелище такое, что народу, вы не поверите, около каждого парохода собирается чуть ли не миллион человек. Курсантов и экипаж такой энтузиазм очень хорошо настраивает и мотивирует. Ничто так не поднимает человека в собственных глазах, как наглядная демонстрация общественной значимости его профессии!

Впервые в своей истории побывали в Магадане. Вы знаете, этот суровый город нас всех поразил. Он очень красивый, и люди там живут золотые. За четыре дня стоянки на борту "Паллады" побывало 22 тысячи человек. Я такую точную цифру называю, потому что мы стояли в порту, а в портах существует довольно жесткий посписочный пропускной режим. Так вот, с семи утра и до девяти вечера у нас на палубе были люди, люди, люди... Для Магадана прибытие нашего парусника — это событие очень большого масштаба.
 
Дальрыбвтуз

А сколько миль вы всего за прошлый год прошли?

— Почти 17 тысяч миль. Чтобы вы лучше себе представляли это расстояние, напомню, что длина экватора — 22 тысячи миль. В принципе, каждый год мы проходим где-то около длины экватора — 21-23 тысячи миль. В этом году немножко недотянули, потому что не было зимнего рейса в Сингапур. Туда и обратно он занимает примерно 8 тысяч миль — если их прибавить, как раз получится обычное количество.

У вас были какие-нибудь нештатные ситуации, трудные эпизоды в море?

— Слава богу, серьезных проблем не было, но без напряженки, конечно, не обошлось. Есть трудные моменты, которые сопровождают нас в каждом рейсе, от них никуда не деться. Например, подъемы на высоту в море. Представляете, идет качка, а экипаж начинает работу с парусами. Ребята молодые, пока втянутся, приходится немного помучиться.

Во время одного из штормов у нас два паруса у нас разлетелись чуть ли не в клочья — фор-стеньга-стаксель и миддель-кливер. Это было неожиданно, но все обошлось — починили и двинулись дальше. На этом наши нештатные ситуации закончились.

Кстати, как и где парусник "Паллада" обычно ремонтируется? И вообще как часто ему нужен ремонт?

— Нормальный ремонт ему нужен каждые пять лет. Первые два раза ремонтировались в Сингапуре — в 1995 и в 2000-м. А потом ремонты были у нас во Владивостоке. Конечно, хотелось бы лучшего — отправляться на ремонт куда-нибудь еще, потому что судоремонтная база на Дальнем Востоке слаба. Но выручают старые добрые налаженные связи. У нас здесь раньше были хорошие судоремонтные заводы, и хотя сейчас их уже нет в помине, остались тем не менее специалисты с навыками, способностями, которые могут нам помочь.

Самые проблемные места у "Паллады" — это рангоут и такелаж. Рангоут — это мачты, которые давно пора бы "прозвонить", это реи и бейфуты. А такелаж — это штаги, фордуны, ванты и так далее. Для того, чтобы их привести в полный порядок, требуются хорошие судоремонтные или судостроительные заводы, которые регулярно выполняют такие работы. На Западе они есть — в Амстердаме, в Гданьске. А на Дальнем Востоке, к сожалению, нет.

Поэтому, что можем, делаем сами, опираясь на свой опыт. Спасибо нашим боцманам — они у нас очень хорошие, знающие, понимающие. Старший боцман, Николай Александрович Абрамов, был старшим боцманом на "Надежде", на "Мире", сейчас работает у нас.

Следующее докование у нас будет в 2017 году, а в 2019-м — опять ремонт на класс. Каждый год мы проводим межрейсовое техобслуживание. С самого начала ввели в практику: подошел сентябрь-октябрь — смотрим главный двигатель, вспомогательный двигатель. Регистр все это контролирует очень жестко и четко. Поэтому мы ходим безаварийно, беспроблемно.
 
Дальрыбвтуз

Трудно ли работать с молодежью на борту? У вас же постоянно курсанты. Как вы поддерживаете дисциплину?

— Вы знаете, курсанты учебных морских заведений — это хорошая молодежь. Во-первых, они все физически здоровые. Во-вторых, все стремятся повидать мир, что нам на руку играет. Силой ведь никто в моряки не тянет, это невозможно. Плюс ко всему они к нам приходят уже на втором-третьем курсах, когда народ с негативом или неспособный учиться, уже отсеялся. То есть к нам попадают уже хорошо подобранные ребята, с ними нормально работаем.

Больших проблем не бывает. Да, конечно, случаются разные шероховатости, но гораздо меньше, чем если просто взять студентов из каких-нибудь сухопутных учебных заведений. Даже с совсем юными ребятами мы легко находим общий язык. В этом году, например, у нас впервые были нахимовцы — из Владивостокского президентского кадетского училища, филиала Нахимовского военно-морского училища. Представляете, четырнадцати- и пятнадцатилетние нахимовцы наравне со взрослыми курсантами участвовали во всех мероприятиях!

Какое-то время вы работали капитаном на "Седове". В чем разница между этими парусниками? Чем отличается работа?

— На "Седове" я отработал почти четыре года. Был приглашен туда, уже будучи капитаном с большим стажем на "Палладе", в преддверие большого кругосветного плавания "Седова". Разница большая — четырехмачтовый барк в семь с лишним тысяч тонн водоизмещением и парусный фрегат водоизмещением ровно три тысячи! Высота мачты на "Седове" 57,5 метров, площадь парусов — 4200 квадратов, а у нас на "Палладе" только 2700. Конечно, "Паллада", как и остальные фрегаты, быстрая, легкая. Маленький ветерок — и мы уже летим. А "Седов" требует хорошего ветра. Он идет, как утюг на хорошем белье — ровно, спокойно, четко, тяжело, надежно.

Были на "Седове" свои проблемы. Все-таки плавание в условиях Балтийского, Северного, Норвежского морей имеет свою специфику. Моря мелковаты, много проливов, островов, судоходство сложное — не сравнить с нашими восточными морями, где мы спокойно от порта до порта по 20-30 суток ходим. А там четверо-пятеро суток — порт, четверо-пятеро суток — порт.

Помню, 7 декабря 2011 года, пять лет назад, нас прихватил очень жестокий шторм в Северном море, ветер был под 40 метров. И "Седов", громадина "Седов", лежит на правом борту с креном в 45 градусов. Честно говоря, было весьма и весьма неприятно, но экипаж, курсанты, как всегда, отработали здорово, молодцы! Вышли, отштормовались, прибыли своевременно в Бремерсхафен, и в общем-то все закончилось хорошо.
 
Дальрыбвтуз

Вы на "Палладе" выходите в море, если посчитать, уже четверть века. Как находите силы на то, чтобы опять в новый рейс?

— Я не знаю, как найду силы остаться на берегу. Вот мы пришли во Владивосток, и я сразу с тоской начал думать о том, что нам теперь стоять там до 14 февраля. Понятно, что есть чем заняться — Новый год, неделя выходных после Нового года, потом прием курсантов, предпоходная подготовка — надо учить с ними технику безопасности, противопожарные правила, рангоут, такелаж... Но будь моя воля, как минимум, 20-го января нас бы уже здесь не было.

А есть уже конкретное расписание на будущий год? В каких, к примеру, парусных фестивалях "Паллада" планирует участвовать?

— В начале июля — с 14 по 17-е — празднует свое 150-летие порт Кобе в Японии. Нас туда пригласили, и отказывать японцам не хотелось бы. Мы им в принципе никогда не отказываем в таких историях, потому что у нас выстроились очень хорошие контакты. А в свете наших последних межгосударственных отношений участие в таком празднике было бы особенно актуально.

Кроме того, хотим в очередной раз прийти на парусный фестиваль в Нагасаки. Правда, здесь есть накладка с расписанием, и мы сейчас будем решать, что для нас лучше: побывать в Даляне или в Нагасаки. В Далянь меня тянет одна мечта. Китайцы строят учебный парусный корабль для Даляньской военно-морской академии. Он уже спущен на воду. У нас очень хорошие взаимоотношениями с китайскими военно-морскими учебными заведениями, и мне хотелось бы посмотреть, что за чудо построили китайские корабелы. Это было бы очень интересно. Я даже для вашего издания специально пришлю все, что разузнаю.

Было бы здорово!
 

Материалы по теме:
Один день из жизни "Триумфа" (о петербургском бриге "Триумф")
Три шведские короны на празднике выпускников (о шведском бриге "Tre Kronor of Stockholm")



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Назначен новый генеральный директор Хабаровского судостроительного завода
10:20 / судостроение