- A + Автор: Петр Щеголихин КомментарииПрочитано 631 раз   |
За последние несколько лет вложения лизинговых компаний в водный транспорт выросли в разы. Доказательство тому – доля лизинга судов в общем портфеле к октябрю 2021 года по версии "Эксперт РА" – 11,1%. А это – четвертое место после железнодорожной техники (28,2%), авиационного транспорта (14,5%) и грузового автотранспорта (12%). В какие же проекты и суда вкладываются деньги?
После проведенного исследования в области лизинга судов, которое обязательно будет опубликовано на страницах Корабел.ру, мы решили обратиться непосредственно к этим судам, ведь их строительство стало возможным именно благодаря лизингу.
 
Российские рубли / Фото: pixabay.com

Рассматриваем вблизи самые важные, нужные, интересные суда и проекты:

Заказчиком известного, инновационного круизного судна "Мустай Карим" является никто иной, как "Машпромлизинг". Мы активно следили за ходом строительства теплохода на заводе "Красное Сормово" и следим за его рейсами, поэтому будет нелишним напомнить, что идеологом проекта выступил Геннадий Егоров, профессор, доктор технических наук, основатель Морского Инженерного Бюро. "Мустай Карим" вызывал и, возможно, до сих пор вызывает множество вопросов касательного его конструктива, необычного внешнего вида, габаритов и т.д., однако никто не станет спорить с тем, что появление такого лайнера на водных путях России – прорыв. В прошлом году Корабел.ру даже побывал на нем.

Характеристики лайнера "Мустай Карим":
  • Длина габаритная – 141 м;
  • Длина между перпендикулярами – 140,15 м;
  • Ширина габаритная – 16,80 м;
  • Ширина расчетная – 16,60 м;
  • Высота борта – 5 м;
  • Осадка наибольшая – 3 м;
  • Высота габаритная от ОП – 16,25 м;
  • Скорость – 22,5 км/час;
  • Экипаж и обслуживающий персонал – 141 человек;
  • Пассажирских мест – 329
  • Автономность по топливу – 15 суток;
  • По прочим видам запасов – 5 суток.
Круизный лайнер "Мустай Карим" / Фото: "Красное Сормово" Завод", ОАО

В итоге, если говорить об управляемости судна, о чем действительно многие беспокоились, "Мустай Карим" таки справился с маневрами на сложных участках своего пути, смог пройти шлюз, не задев стен. А все благодаря мастерству судоводителя, и, конечно, современным ВРК. Кроме того – интерьер теплохода превзошел любые ожидания. Он действительно оказался на современном мировом уровне.
 
 
"Как судовая платформа, "Мустай Карим", показал себя реально хорошо – ходит и управляется великолепно, волнение для его новых/старых обводов не проблема, пассажиры даже в морских рейсах в Новороссийск практически не ощущали качку", – высказывался о судне Геннадий Егоров"
Каюты делюкс PV300 / Фото: Корабел.ру

Что суда вновь встают на крыло, заслуга в том числе "Машпромлизинга" и ГТЛК. Речь, конечно, идет о судах на подводных крыльях, строящихся на ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева. Корабел.ру, кстати, был на их производстве, а также имел возможность провести содержательную беседу с генеральным директором предприятия. Отзывы о том, что из себя представляют новенькие "Валдаи 45Р" и "Метеор 120Р", можно найти на страницах нашего издания, одновременно с тем хочется подчеркнуть, что для восточных регионов России и тех мест, где иная инфраструктура, помимо водной, не развита, – СПК на сегодняшний день остаются самым понятным и, видимо, продуктивным вариантом.
 
Спуск на воду "Валдая 45Р" / Фото: "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева"

Характеристики "Валдая 45Р":
  • Длина габаритная – 21,3 м;
  • Ширина – 5,2 м;
  • Высота габаритная (от уровня воды) при ходе на крыльях – 6,3 м;
  • Осадка габаритная на плаву – 1,1 м;
  • Водоизмещение полное – 21,4 т;
  • Скорость хода – 65 км/ч;
  • Дальность хода в полном водоизмещении по запасам топлива – 400 км;
  • Мощность ГД максимальная – 809 кВт;
  • Мощность ГД на эксплуатационной скорости – 610 кВт;
  • Расход топлива – 108 кг/час.
  • Пассажировместимость – 45 чел.;
  • Экипаж – 2 чел.;
  • Автономность плавания – 8 часов;
Судно имеет класс "Р" и предназначено в первую очередь для обеспечения перевозок пассажиров в светлое время суток.
 

Характеристики "Метеора 120Р":
  • Длина габаритная – 34,4 м;
  • Ширина габаритная – 9,2 м;
  • Высота габаритная при ходе на крыльях (от уровня воды) – 9,0 м;
  • Осадка габаритная на плаву – 2,5 м;
  • Водоизмещение полное – 68 тонн;
  • Скорость хода – 65 км/ч;
  • Пассажировместимость – 116 человек;
  • Экипаж – четыре человека;
  • Дальность хода (в полном водоизмещении по запасам топлива) – 600 км;
  • Автономность плавания (продолжительность рейса) – восемь часов.
СПК "Метеор 120Р" доставлен в Ханты-Мансийск / Фото: "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева"

Это судно уже куда с более серьезными мореходными качествами и предназначено для осуществления скоростных пассажирских перевозок по магистральным рекам и водохранилищам. По последним данным в начале февраля ГТЛК подвели итоги конкурса на строительство трех судов на подводных крыльях типа "Метеор" за 1,23 млрд руб. ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева одержало победу в этом тендере.
 


Весьма и весьма интересный проект "Сбер Лизинг" совместно с "Газпром нефть" завершили в сентябре 2021 г.: был построен первый в России бункеровщик судов природным газом, который назвали в честь нашего выдающегося ученого "Дмитрия Менделеев". Этот внушительный теплоход длиной 100 метров и шириной – 19 метров сможет перевозить до 5800 м³ сжиженного газа, к тому же имеет усиленный корпус ледового класса Arc4, то есть сможет преодолевать льды толщиной до 0,8 метра.

Характеристики бункеровщика СПГ "Дмитрий Менделеев":
  • Длина – 99,99 м;
  • Ширина – 19 м;
  • Водоизмещение – 7657 т;
  • Дедвейт – 3594 т;
  • Высота борта – 9,5 м;
  • Осадка – 5,7 м;
  • Мощность главного двигателя (CSSC Wartsila) – 3 МВт;
  • Скорость – 13,8 узла;
  • Ледовый класс – Arc4;
  • Грузовместимость – 5800 куб. м.
Строилось судно на китайской верфи Keppel Nantong Shipyard в городе Наньтун, а достраивали его в Сингапуре на Keppel Singmarine Dockyard Pte Ltd. Владелец судна – дочернее предприятие "Газпром нефти" оператор бункерного бизнеса "Газпромнефть Марин Бункер". По последним данным от сентября 2021 г. "Газпром нефть" планирует построить 3 СПГ-бункеровщика до 2025 г.
 
Бункеровщик "Дмитрий Менделеев" / Фото: "Газпром нефти" - "Газпромнефть Марин Бункер"

Недавно ГТЛК передала в лизинг "Газпром СПГ технологии" первое пассажирское судно, работающее на СПГ, сконструированное и построенное в России на Зеленодольском судостроительном заводе им. А.М. Горького – "Чайку". Об этом судне интересно отзываются потенциальные эксплуатанты. С одной стороны – можно было бы назвать его технологическим прорывом, с другой стороны – пассажирские суда на СПГ всё-таки ещё находятся на стадии развития.

По информации на август 2020 г., когда судно уже спустили на воду, контракт на поставку "Чайки" ГТЛК на момент его подписания составил 319,9 млн руб., одновременно с этим генеральный директор судостроительной корпорации "Ак Барс" Ренат Мистахов буквально через два месяца отметил, что при серийном производстве судно обойдется в 370 млн руб. В октябре же этого года Президент Республики Татарстан Рустам Миннихамов совершил прогулку на новом теплоходе.
 
Пассажирское судно на сжиженном природном газе "Чайка" / Фото: Судостроительная Корпорация Ак Барс, АО

Отметим, что судно проекта 03622 разработано Зеленодольским ПКБ, а работать оно, вероятнее всего, будет в Санкт-Петербурге. Документ о передаче судна компании "Газпром СПГ технологии" был подписан на прошедшем Петербургском международном газовом форуме.

Характеристики "Чайки" на СПГ:
  • Длина – 58,8 м;
  • Ширина – 10,8 м;
  • Осадка – 1,2 м;
  • Скорость – 18 км/ч;
  • Пассажировместимость – 176 человек;
  • Экипаж и обслуживающий персонал – 3+8 человек;
  • Удельный расход топлива – 205 г/кВт*ч;
  • Ёмкости для хранения СПГ – 2 х 6,7 куб. м;
  • Автономность – 30 часов;
  • Дальность плавания по запасам топлива – 400 км.
Пассажирское судно на сжиженном природном газе "Чайка" проект 03622 / Фото: "Зеленодольское проектно-конструкторское бюро"

Посмотрим на два интересных проекта, которые ещё не стали судами, но появятся на свет также благодаря лизингу. Это – скоростной катамаран проекта 04580 "Котлин" (ГТЛК) и проект HSC150B ("Машпромлизинг"). Оба проекта весьма привлекательны, а потому лишним поговорить о них не будет.

Появление скоростных катамаранов проекта 04580 "Котлин" в Санкт-Петербурге теперь вопрос времени. Строить их, кстати, будут на СНСЗ, заказчик – "Нева Тревел Компани". Интересно, что выбор именно такого судна прошел не мало этапов осмысления, переговоров, оценки окупаемости катамарана. В итоге в роли проектанта была выбрана австралийская Incat, а в роли компании, которая поможет согласовать проект в России с российским Регистром – "Форсс Технологии".

Конечно же, более чем интересны конструктив катамарана, параметры его ходкости, ожидаемый движок (вероятнее всего MAN, со слов исполнительного директора "Нева Тревел Компани" Юрия Набатова): на все это нам ещё предстоит посмотреть. Но уже сейчас можно сказать, что у "Котлина" есть все шансы завоевать сердца петербуржцев, так как это будет достаточно быстрый, комфортный, привлекательный внешне скоростной катамаран, который сможет потягаться с классическими "Метеорами".

Характеристики проекта 04580 "Котлин":
  • Пассажировместимость судна в закрытом салоне – 152 человека;
  • Общая пассажировместимость – 200 человек;
  • Длина – 32 м;
  • Ширина габаритная – 8,7 м;
  • Максимальная скорость – 31 узел.
Проект "Котлин" / Фото: "Нева Тревел Компани", ООО

Всего скоростных катамаранов проекта "Котлин" для Санкт-Петербурга построят шесть. Недавно даже провели конкурс среди петербуржцев на предмет выбора имен для будущих судов. Большая часть жителей культурной столицы предпочли другим именам названия кронштадтских оборонительных сооружений: форт "Кроншлот", "Петр Первый", "Александр Первый", "Тотлебен", "Обручев", "Шанц". Причиной этому, вероятно, послужило то, что кронштадтские форты – "визитная карточка" города для туристов, а также они входят в объекты всемирного наследия ЮНЕСКО.

Другой проект скоростного катамарана HSC150B принадлежит КБ "Си Тех", что доказывает – тема скоростных катамаранов в России всё-таки развивается. 13 декабря 2021 года был подписан договор на два судна между ССЗ "Вымпел", АО "Восточно-Сибирское речное пароходство" и АО "Машпромлизинг". В данном случае можно и нужно говорить о прямом вкладе лизинга в развитие российских технологий. Почему? На свет появится не простой скоростной катамаран, а катамаран с корпусом типа Hysucat: он будет остроскулым, с обводами катамаранного типа, крыльевыми устройствами в носовой и кормовой частях судна. Такое в России будут строить точно впервые. Практическая сторона вопроса: корпус призван обеспечить минимальный часовой расход топлива на пассажиро-километр при крейсерской скорости. Суда будут работать на Байкале.

Характеристики проекта HSC150B:
  • Длина габаритная – 38,0 м;
  • Длина по КВЛ – 35,0 м;
  • Ширина габаритная – 0,0 м;
  • Ширина по КВЛ – 9,00 м;
  • Высота борта – 3,50 м;
  • Осадка по КВЛ – 1,25 м;
  • Осадка габаритная – 1,50 м
  • Водоизмещение полное – 93,5 т;
  • Мощность ГД – 2х1200 кВт;
  • Скорость эксплуатац. – 50 км/ч
  • Дальность – 700 км;
  • Автономность – 13 ч;
  • Пассажировместимость – 148 чел.;
  • Экипаж – 4 чел.;
  • Материал – АМг;
  • Класс РРР – + М 3,0/1,2 Глиссер А
Проект HSC150B / 3D-модель: "Си Тех"

Коротко о тенденциях в выборе судов для лизинга и прогнозах

Если потребности рынка резко не изменятся, то в ближайшее время мы сможем наблюдать устойчивый интерес к сухогрузам и пассажирским судам, о чем говорит статистика заказов по судам и преобладающее количество сухогрузов в собственности лизинговых компаний. Яркий пример – ГТЛК, в собственности которой на конец декабря 2021 года находится 89 сухогрузов, что составляет 44% от общего количества судов, а их 201. Пассажирские суда – само собой разумеющееся обстоятельство, так как их в срочном порядке пора обновлять. Пассажирские суда, кстати, в ГТЛК занимают третье место в лизинговом портфеле, всего их 37 (18%).
 
Что касается перспектив, то, как отметили в ГТЛК и "Газпромбанк Лизинг", вероятнее всего в ближайшее пять лет мы сможем наблюдать повышенный спрос на суда для развития Северного морского пути (СМП) и освоения шельфовых месторождений и Арктики. Объяснить это довольно-таки просто – развитие Северного морского пути. И если в случае с сухогрузами геополитическая обстановка может изменить вектор направления закупок, то в случае с СМП сомневаться не приходится.

P.S. Все подробности по рынку лизинга судов ожидайте в материале "Судовой лизинг: в какие суда стоит вложиться?"
Автор: Петр Щеголихин
Поделиться новостью
"КБ "Ситех", ООО
Россия, Нижний Новгород+7 (831) 273-19-19
"Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им.Р.Е. Алексеева", ОАО
Россия, Нижний Новгород+7(831)229-14-90; +7(831)273-02-48
"Зеленодольский завод имени А.М. Горького", АО Россия, Зеленодольск+7(84371) 2-12-75
"Машиностроительная промышленная лизинговая корпорация", АО Россия, Москва+7 (495) 981-49-03, +7 (495) 981-49-04
"Нева Тревел Компани", ООО Россия, Санкт-Петербург+7 (812) 327-14-15, +7 (911) 172-46-07, +7 (800) 5501200
"Сбербанк Лизинг", ЗАО Россия, Москва+7 (495) 780-73-00
"Газпромбанк Лизинг", ОАО Россия, Москва+7(495)719-1396
"Государственная Транспортная Лизинговая Компания", ПАО Россия, Москва+7(495)221-00-12 доб.4111


Комментарии   2.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или
-0+
#Дубровский Виктор Анатольевич, 04.03.2022, 08:08Обычно серийное судно стоит заметно дешевле, чем головное. Почему-то с "Чайкой" ожидается наоборот...Возможно, при постройке головного судна немного демпинговали...:(
-0+
#Дубровский Виктор Анатольевич, 04.03.2022, 08:12Действительно, в определённом диапазоне относительных скоростей крылья на катамаране улучшают ходкость. Но, будучи малопогруженными в данном проекте, снижают мореходность по сравнению с возможной для объектов такого водоизмещения с другой формой обводов.

Предыдущая новость