Скоростные катамараны захватят российский рынок? А как же "Метеоры"?!

- A + Автор: Петр Щеголихин КомментарииПрочитано 6124 раза   |
Как минимум две новости к сегодняшнему дню о строительстве скоростных пассажирских катамаранов проекта HSC150B и "Котлин" на российских верфях для российских нужд заставляют обратиться нас к этой теме и осмыслить, что и для каких целей строится... С другой стороны – заглянуть в прошлое и поразмышлять о судьбе скоростного судна в Советском Союзе, а после и в России.
Суда на подводных крыльях: научная революция или необходимость?

Нужно признать, что катамараны не особо строились ни в СССР, ни после. Нишу скоростных пассажирских перевозок на долгие годы плотно заняли суда на подводных крыльях. Это были всем известные "Ракеты", "Метеоры", "Кометы" и др., активно вошедшие в повседневную жизнь советского гражданина и поставлявшиеся на экспорт, а также дальний речной экспресс проекта 329 "Спутник" и его морская версия проекта 330 "Вихрь". Но эти СПК оказались не столь удачными.
 
Опытный образец СПК "Ракета" на испытаниях / Фото предоставлены М. Францевым

"Спутник", имеющий четыре двигателя М50, четыре винта под кормовым крылом не смог как следует вписаться в эксплуатацию на реке, часто ломался и завершил свой путь к 70-м годам. "Вихрь" эксплуатировался до 1981 года. Как заметил в одной из своих работ инженер-кораблестроитель и кандидат технических наук Михаил Францев, не был решен вопрос устойчивой эксплуатации судов, соответственно, и в серию эти СПК не пошли. Были ещё и "Ракета-М", "Чайка" (проект 1705), газотурбоход проекта 1708 "Буревестник", не пошедшие в серийное производство, но внесшие вклад в развитие инженерной мысли для появления нужных СПК... После 70-х стали выпускать обновленные скоростные суда на подводных крыльях, пришедшие на смену устаревшим моделям: "Восход", "Ракета", "Полесье", "Колхида", "Олимпия".
 
СПК проекта 1708 "Буревестник" / Фото предоставлены М. Францевым

Возможно, конечно, предположить, что эволюция скоростных судов в Советском союзе, да и в мире, могла пойти другим путем, однако в 1948 году в СССР именно при помощи подводных крыльев удалось вывести обычный торпедный катер на совершенно новый скоростной уровень. Решение было инновационным и прорывным, а подобное техническое новшество введено впервые не только в Советском союзе, но и в мире, благодаря чему вся логика скоростного судоходства изменилась. Но, самое главное, эти решения не были случайными – они были обоснованы развитием транспортных средств своего времени, а также развитием инженерной мысли Р.Е. Алексеева в ответ на конкретные нужды государства и граждан.

Краткая история катамаранов

Параллельно с развитием СПК, конечно, развивались и другие скоростные суда, просто на момент появления судов на подводных крыльях они ещё не были готовы как следует себя показать, а среди них особую нишу занимали катамараны.

Если окунуться в историю, то выяснится, что "катту марам" (малайско-полинезийское название катамаранов) появились не одно тысячелетие назад и связаны с судоходством жителей Океании. М.Я. Альферьев указывает на то, что челны с вынесенными в сторону от бортов бревнами-балансирами, соединенные общей платформой-палубой, встречались у обитателей Коромандельского побережья Индостана, Малайского архипелага и многих других островов Тихого и Индийского океанов. А у жителей Филиппинских островов как раз были распространены двухбалансирные лодки с симметрично расположенными поплавками. Все это давало хорошую остойчивость и позволяло относительно малым судам выходить в океан
 
Изображения взяты из работы М.К. Лвина

Так скажем, настоящий интерес к катамаранам появился в Европе в XVII веке. В 1660 году в Англии корабелам удалось обосновать преимущества двух корпусов, в том числе по ходкости. В итоге в 1875 году там же на свет появился канальный пароход "Касталия" (Castalia), предназначенный для грузовых и пассажирских перевозок через пролив Ла-Манш. История гласит, что идея катамарана пришла в голову некому капитану Дайси, служившему в Индии и часто поражавшемуся мореходным качествам туземных судов, составленным из пары лодок. Однако... "Касталия" не приглянулась англичанам: хотя у неё и была необыкновенная остойчивость, скорость оставляла желать лучшего, поэтому, ценящие свое время британцы, предпочитали им не пользоваться.
 
Castalia / Фото: "Википедия"

Характеристики судна "Касталия":
  • Длина – два корпуса по 89,5 м;
  • Ширина – 5,2 м;
  • Расстояние между корпусами – 7,9 м;
  • Длина надстройки – 51 м;
  • Ширина надстройки – 18 м;
  • Высота надстройки – 2,5 м.

Помимо прочего катамараны использовались в XVII веке в религиозных целях. М.К. Лвин в своей научной работе упоминает о королевских катамаранах, построенных в виде птицы Гаруды, надстройка которых была выполнена в виде дворца. В XIX веке проявляют интерес к катамаранам в США. По Миссисипи по меньшей мере ходило 12 паровых катамаранов. У них было три гребных колеса, одно из которых располагалось между корпусами, а два других – по бокам. Катамаран "Томас Пиклес" проработал около 50 лет и успел повидать XX век, в котором, в прочем, мировое сообщества особого интереса к катамаранам не проявляло.

Первые скоростные катамараны в СССР

Первый скоростной морской катамаран (СК) появился в СССР в 1938 году. Пассажирский глиссер "Экспресс", построенный по заказу Наркомвода, показал всю силу и возможности СК. Появился он благодаря труду отдела строительства глиссеров и аэросаней (ОСГА) при НИИ ГВФ под руководством ведущего конструктора В.А. Гартвига.
 
"Сборка двухлодочного глиссера-катамарана ОСГА-25 "Экспресс" в судоремонтной мастерской Сочи. г. Сочи, 1940 год." / Фото: Портал "Водный транспорт"

Задача – создать комфортабельное скоростное морское судно потребовала обращения к нетривиальным решениям (не хуже, чем в случае с СПК). Поэтому сделали ставку на два корпуса, к тому же плоская перемычка – мост между поплавками создавала дополнительный эффект экрана. Для конструкционного материала был выбран армированный стальной сеткой текстолит, надстройку сделали из бакелитовой фанеры (дельта-древесина). Тягу обеспечивали четыре оморяченных авиадвигателя М-34 (ГМ-34) с общей мощностью 2200 кВт, что позволяло СК развивать скорость при полной загрузке до 46 уз (85 км/ч), и максимальную при повышенных оборотах до 53 (98 км/ч) уз.
 
"Двухлодочный глиссер-катамаран в судоремонтной мастерской Сочи. г. Сочи, 1940 год." / Фото: Портал "Водный транспорт"

Большое внимание на судне уделялось шумоизоляции. В связи с чем пассажирские салоны были обустроены в поплавках, но были и VIP-каюты в надстройке, "мост" занимал буфет, а в нем можно было отдохнуть за удивительными подвесными столиками с оригинальной конструкции креслами. Кстати, интерьер для "Экспресса" разрабатывал выпускник ВХТИ В. Мещерин. Его работа стала образцом довоенного дизайна.
 
"Возможный интерьер глиссера-катамарана ОСГА-25 "Экспресс" / Фото: Портал "Водный транспорт"

Интересно, что глиссер построили на Московском авиазаводе №1, и до Черного моря он добирался в разобранном виде. Но порадоваться такому отличному скоростному катамарану пассажиры смогли только в 1940 году на линии "Сочи-Сухуми". "Экспресс" успел перевезти 18 500 пассажиров и прошел 22 000 км. В войну с него сняли двигатели в пользу торпедных катеров, а само судно при приближении немцев к Сочи разрушили.
 
ОСГА-25 "Экспресс" / Фото: "Википедия"

Характеристики ОСГА-25 "Экспресса":
  • Длина наибольшая – 24,17 м;
  • Ширина габаритная – 12,30 м;
  • Осадка – 1,25 м;
  • Водоизмещение полное – 42 т;
  • Грузоподъемность полная/полезная – 19/13 т;
  • Скорость при полной загрузке – 46 уз;
  • Скорость максимальная при повышенных оборотах – 53 уз;
  • Дальность плавания – 560 км;
  • Мощность ГД – 2200 кВт.

Первый быстроходный речной пассажирский катамаран построили в Великом Устюге в 1975 году. К этому моменту СПК уже вовсю бороздили реки и озера, но запрос на массовую перевозку граждан СССР по малым рекам стоял остро. "Анатолий Угловский" оказался как нельзя кстати. Получилось судно, пригодное для рек с разрешенными глубинами более 1,2 м. Развивало свыше 21,6 узлов (40 км/ч), и могло взять на борт при массовой перевозке до 500 пассажиров. Пассажирский салон при этом был рассчитан на 142 места.

Этот быстроходный катамаран проекта Р-104 так и не пошел в серию, но эксплуатируется до сих пор. Первый этап его жизни в составе СРП до 1982 года ознаменовался линией Котлас-Пучуга. Далее судно купило Волжское объединенное речное пароходство для порта Чебоксары. В 90-х катамаран переоборудовали под прогулочное судно повышенной комфортности, оборудовали каютами и сократили количество пассажиров до 24-х. На данный момент судно на балансе РЖД, приписано к Нижнему Новгороду.
 
Р-104, "Анатолий Угловский" / Фото: Портал "Водный транспорт"

Скоростные катамараны захватывают мировой рынок

В 1970 году норвежская фирма "Westаmarine" приступает к серийному производству скоростных пассажирских катамаранов, и их число неуклонно растет. В середине 80-х появляются скоростные автомобильно-пассажирские паромы. А в 90-х научный прогресс производит на свет скоростной паром длиной 140 м, грузоподъемностью 500 автомобилей при пассажировместимости 1 500 человек.

Где же скоростных катамаранов к тому моменту производят больше всего?

Конечно, это Австралия. Географическое расположение, технический прогресс, динамично развивающаяся экономика, а также государственная поддержка делают свое дело. К тому же Австралия – один из основных поставщиков алюминия, из которого обычно и строят скоростные суда.

Таким образом количество построенных катамаранов на мировом рынке от общего количества построенных коммерческих скоростных судов в 1990 году составляет 50%, а в 2013 – 80 % (*данные приведены из научной работы от 2016 года М.К. Лвина, который в свою очередь опирается на данные из труда В.Н. Аносова "Быстроходные суда в конце ХХ столетия"). Если обратиться к конкретным цифрам, то за период с 1989 по 1998 гг. всего было построено 584 судна, среди которых 407 (69,7%) – скоростные катамараны, 112 (19,2%) – однокорпусные суда, 65 (11,1%) – суда на подводных крыльях (СПК).
 
Количество построенных скоростных судов с 1989 по 1998 годы

В 2016 году количество СК преодолевает отметку в 650 катамаранов, как отмечает М.К. Лвин, а количество ежегодного прироста составляет около 40 судов. При сохранении динамики к сегодняшнему дню должно было добавиться ещё минимум 300 скоростных катамаранов.

Экономическая целесообразность и технический прогресс.

Почему СПК стали частью естественного быта советского гражданина и граждан многих других стран? Потребность в быстром перемещении, а порой и в банальной доставке рабочего до производства стояла остро, а машины все ещё оставались медленными, хороших дорог было мало, мостов не хватало, а вот водных путей по всему СССР и земному шару – предостаточно.

Вообще, если взять СПК в отрыве от социалистической экономической системы, то можно увидеть, что и тогда эти пассажирские суда не особо окупались. А уж после 90-х, когда вслед за падением плана построить коммунизм ушла и плановая экономика, могущая обосновать высокую эксплуатационную стоимость СПК, совсем худо стало. Сравним: тариф на СПК до 1990 года составлял 1,5 копейки за пассажиро-километр (цена могла тягаться с обычным автобусом или поездом), сейчас (данные за 2020 год) составляет 5 рублей против 1,8 рубля за пригородный автобус и 1,6 за электричку, а экономика стала рыночной. То есть компания-судовладелец должна самостоятельно окупать свое СПК и любое другое судно, да ещё и как-то зарабатывать. И вот тут-то приходится выбирать наиболее жизнеспособные проекты, вписывающиеся в современные реалии.

Вторая часть вопроса (напрямую связанная с первой) – технический прогресс. Появились новые материалы, новые конструкторские решения, наконец, при всех прочих равных скоростные катамараны зачастую оказываются более разумным решением, нежели однокорпусные суда и суда на подводных крыльях. Этим, например, обусловлено массовое распространение в мире современных пассажирских паромов-катамаранов, так как при полной массе и цене они обладают большей пассажировместимостью, лучшими мореходными качествами и комфортном (М.К. Лвин).

Россия, современность. СПК VS СК

Подтверждают предыдущие выкладки и решения коммерческих организаций, которым нужно от и до рассчитывать экономику эксплуатации судна, чтобы не прогореть. Например, российская судоходная компания "Нева Тревел Компани", на балансе которой стоит аж семь "Метеоров" и два "Восхода" 80-х годов постройки, новые, с завода, СПК не спешит закупать.

Причины?
"Есть перспективные направления в Петергоф, Кронштадт, Стрельну, "Лахта-центр". И существующего флота в Санкт-Петербурге катастрофически не хватит для обеспечения этих перевозок. Вероятно, можно было бы закрыть эти направления при помощи СПК, но первым современным судном на подводных крыльях стал "Валдай". Компактный, но с небольшой пассажировместимостью, отсутствием мореходности для работы на Невской губе", – высказывается о "Валдаях 45Р" исполнительный директор "Нева Тревел Компани" Юрий Набатов.
 
СПК "Метеор 120Р" доставлен в Ханты-Мансийск / Фото: "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева"

О "Метеоре 120Р", недавно сошедшем со стапелей ЦКБ им. Р.Е. Алексеева, мысли не более утешительные. Проще говоря, дорогой он слишком даже в рамках водного туризма, хотя и представляет из себя современный аналог уже существующих "Метеоров", пригодный для эксплуатации в культурной столице России.
"Пока у нас стоимость билета не 25 евро в одну сторону…" – Юрий Набатов.

А ещё в 2017-2019 годах ходила шутка: чтобы в Санкт-Петербурге появился современный скоростной пассажирский флот, его нужно построить в большом количестве для сибирских регионов, а после там быстро построить дороги. И вот тогда они появятся у нас.
 
Проект "Котлин" / Фото: "Нева Тревел Компани", ООО

Итог!? "Нева Тревел Компани" вслед за мировой тенденцией заказала себе шесть катамаранов проекта 04580 "Котлин", которые будут строиться на СНСЗ (трехсторонний договор при участии ГТЛК подписан). Стоит ли удивляться, что, изучив рынок, компания обратилась за проектом к австралийской Incat (к российским реалиям его будет приспосабливать "Форсс Технологии"), накопившей к сегодняшнему дню колоссальный опыт в строительстве скоростных катамаранов?

Логика выбора была довольно-таки простой: эксплуатация "Грифона" показала "Нева Тревел Компани", что подобные суда могут ходить в Санкт-Петербурге, линия потенциальная до "Острова Фортов" в скором времени будет, начался поиск. Важными аспектами стали скорость не менее 30 узлов, стоимость постройки (чуть более 200 млн руб.), комфорт; внешне судно также получилось весьма приятным.
 
Проект "Котлин" / Фото: "Нева Тревел Компани", ООО

Характеристики проекта 04580 "Котлин":
  • Пассажировместимость судна в закрытом салоне – 152 человека;
  • Общая пассажировместимость – 200 человек;
  • Длина – 32 м;
  • Ширина габаритная – 8,7 м;
  • Максимальная скорость – 31 узел.

Ещё один интересный проект скоростного катамарана HSC150B для российского рынка подготовило КБ "Си Тех". На этот раз (13 декабря 2021 года) договор был подписан между ССЗ "Вымпел", АО "Восточно-Сибирское речное пароходство" и АО "Машпромлизинг", в результате которого на свет должны появиться два инновационных пассажирских скоростных катамарана с гидродинамическим принципом поддержания. Предназначение судов проекта HSC150B – скоростные перевозки на магистральных речных и озерных линиях. Важно обратить внимание на тип корпуса (Hysucat): остроскулый, с обводами катамаранного типа, крыльевыми устройствами в носовой и кормовой частях судна. Все это обеспечивает минимальный часовой расход топлива на пассажиро-километр при крейсерской скорости. Условия эксплуатации – круглогодично по чистой воде. Район плавания – бассейны разряда "М", в том числе озеро Байкал, на котором, кстати, эти скоростные катамараны и планируется использовать.
 
Контракт на поставку двух пассажирских судов проекта HSC150B / Изображение: "Си Тех"

Характеристики проекта HSC150B:
  • Длина габаритная – 38,0 м;
  • Длина по КВЛ – 35,0 м;
  • Ширина габаритная – 0,0 м;
  • Ширина по КВЛ – 9,00 м;
  • Высота борта – 3,50 м;
  • Осадка по КВЛ – 1,25 м;
  • Осадка габаритная – 1,50 м
  • Водоизмещение полное – 93,5 т;
  • Мощность ГД – 2х1200 кВт;
  • Скорость эксплуатац. – 50 км/ч
  • Дальность – 700 км;
  • Автономность – 13 ч;
  • Пассажировместимость – 148 чел.;
  • Экипаж – 4 чел.;
  • Материал – АМг;
  • Класс РРР – + М 3,0/1,2 Глиссер А

Одновременно с этим в России продолжают строить и привычные всем суда на подводных крыльях. На ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева начали выпуск обновленных СПК: "Валдай 45Р" и "Метеор 120Р". Всего с начала возобновления строительства СПК, там было построено 14 "Валдаев 45Р" и один "Метеор 120Р". Компании, приобретшие "Валдаи 45Р": Нижегородская область, ГБПОУ "Борский Губернский колледж", АО "Северречфлот", ООО "Волготранс"→ ООО "Водолет", ООО "Ленатурфлот", КУ "Чувашупрдор Минтранса Чувашии" (аренда – АО "Чебоксарский речной порт"). "Метеор 120 Р" ушел в Ханты-Мансийский автономный округ в компанию АО "Северречфлот". Подробнее данные можно посмотреть по ссылке.
 
СПК "Валдай 45Р" / Фото: "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева"

По проекту "Си Тех" на ЗСЗ им. Горького строят два СПК проекта 03830 "Метеоры-2020" (ныне "Альфа-120"). Кстати, в основу проекту легла модернизированная крыльевая схема типа "утка", разработанная инженером-гидродинамиком В.В. Волковым, что дает судну ряд преимуществ по сравнению с предыдущей версией. Также проектанты уделили особое внимание улучшению обитаемости пассажиров и экипажа (что есть и в проектах ЦКБ им Р.Е. Алексеева). Кстати, эти СПК тоже отправятся в Ханты-Мансийский автономный округ.

Есть у нас и "Кометы", курсирующие из Севастополя в Ялту и обратно.
 
СПК “Комета”120М / Фото: "Судостроительный завод "Вымпел", ОАО

И вот тут возникает вопрос: почему, несмотря на то, что в мировом опыте скоростные катамараны вытесняют другие скоростные суда, в России те же СПК все равно продолжают строить? Хотя и есть положительная тенденция в постройке СК.

Если вновь обратиться к Михаилу Францеву и его трудам (об этом же говорят и многие другие), то можно прийти к довольно-таки понятному объяснению: в ряде регионов нет развитой инфраструктуры, зато есть реки, а по ним можно запустить СПК, тем более дело это привычное, отработанное.

Тогда возникает ещё ряд интересных вопросов: возможно ли, например, запустить в том же Ханты-Мансийском автономном округе скоростные катамараны, а не суда на подводных крыльях? Прорабатывался ли этот вариант? Насколько новые СПК будут себя окупать или это дотационное, но необходимое транспортное средство для конкретно взятого региона, и другого судна туда не вписать? Почему частные коммерческие компании массово не заказывают СПК, зато мы можем видеть, как некоторые из них делают ставки на скоростные катамараны?

На эти вопросы мы обязательно ответим в следующей публикации, а пока что (по желанию) предлагаем высказаться экспертам в комментариях.
Автор: Петр Щеголихин
Поделиться новостью
"Нева Тревел Компани", ООО Россия, Санкт-Петербург+7 (812) 327-14-15, +7 (911) 172-46-07, +7 (800) 5501200


Комментарии   8.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или
-1+
#Постников Александр, 08.02.2022, 20:12Импортозамещение нужно реализовывать наконец - если отечественную начинку ставить (особенно главные двигатели), СПК не будут такими дорогими.
-1+
#Францев Михаил Эрнстович, 09.02.2022, 16:52На мой взгляд, в этой несомненно интересной статье недостает анализа эксплуатации скоростных композитных катамаранов, в последние годы эксплуатировавшихся в Санкт0Петербурге и на Черном море. Необходимо отметить, что ряд вопросов эксплуатации катамаранов освещался в материалах портала
-0+
#Щеголихин Петр Владимирович, 09.02.2022, 18:33Однако же ждал вашего комментария, тем более был вдохновлен вашей же работой. Материал - зачин. Основная мысль озвучена. Исследование продолжится.
-1+
#Дубровский Виктор Анатольевич, 10.02.2022, 08:57Жаль, что вне поля зрения при рассмотрении истории наших катамаранов выпал катамаран "Капитан Корсак", тип "Сокол". работавший в Чёрном море. Совершенно не отражены волжские катамараны, созданные когда-то под руководством проф. Алферьева. Правда, прогулочный катамаран "Отдых" имел невысокую расчётную скорость...Кроме того, поскольку всё-таки статья не просто рекламная, хорошо бы приводить хотя бы основные  относительные характеристики, скажем, удельный расход топлива, в основном определяющий экономику - при прочих равных условиях.
-0+
#Францев Михаил Эрнстович, 10.02.2022, 10:56Катамараны "Отдых" и "Отдых-1", как и все катамараны М.Я. Алферьева - особая статья. Разрабатывая это направление, Михаил Яковлевич (пишу об этом, потому что он был заведующим Кафедрой Теории корабля, которую я заканчивал, и сам М.Я. преподавал у нас ряд дисциплин и неоднократно знакомил нас со своими идеями, которые также изложены в книге Алферьев, Мадорский "Транспортные катамараны внутреннего плавания") ставил во главу угла максимальную вместимость судов. Из скоростные характеристики рассматривались, как второстепенные. Несмотря на это серийный грузовой катамаран типа "Братья Игнатовы" с полной нагрузкой имел скорость равную 26-28 км/час на ЕГС (большинство пассажирских теплоходов имело меньшую скорость). Мы испытывали в опытовом бассейне модели катамаоанов - все они двигались в водоизмещающем режиме. Их эксплуатационный скоростной диапазон подбирался таким образом, чтобы они имели минимальное волновое сопротивление, а между корпусами интерференция волн гасила волны. Врзвращаясь к катамаранам "Отдых" и "Отдых-1" необходимо отметить, что катамаран "Отдых-1" построенный в 1973 году, по-моему, до сих пор в строю далее...
-0+
#Францев Михаил Эрнстович, 10.02.2022, 10:58Чего-то ссылка не получилась, вот другая https://fleetphoto.ru/vessel/1533/
-0+
#Францев Михаил Эрнстович, 10.02.2022, 11:12Заканчивая тему транспортных катамаранов профессора М.Я. Алферьева, необходимо упомянуть скоростной катамаран "Анатолий Угловский" (проект Р-104, опытный образец, существует в единственном экземпляре). первоначальные проектные данные https://russrivership.ru/public/files/doc522.pdf вид после переоборудования https://fleetphoto.ru/vessel/9713/ Он имел СЭУ, по сути, аналогичную СПК "Метеор", но полную вместимость 500 чел. (со стоячими местами) и скорость полного хода 41 км/час. При его опытной эксплуатации возникло несколько проблем. Во-первых, вместимость оказалась избыточной.  На линии, где эксплуатировался катамаран, не нашлось столько пассажиров. Во-вторых, на мелководных участках реки катамаран имел избыточное волнообразование, и вынужден был сбрасывать скорость, а потом разгоняться заново. В=третьих, он проигры далее...
-1+
#Францев Михаил Эрнстович, 10.02.2022, 11:23Лучше бы  о скоростном катамаране "Капитан Корсак" ("Сокол") рассказал его Главный конструктор проекта В.П. Соколов. Надеюсь, что он сделает это. На всякий случай привожу нескольку ссылок https://www.fontanka.ru/2002/04/15/37957/ и https://www.korabel.ru/news/comments/katamaran_otorvalsya_ot_kotki.html  и вот еще https://fleetphoto.ru/vessel/1144/

Предыдущая новость