реклама

Компания "Инмарин": Правовые положения отношений между лизингодателем и лизингополучателем при нарушении судном режима государственной границы.

0 349 2 мин
Лизингодатель, являющийся владельцем судна, находящегося в руках у третьего лица, наиболее всего заинтересован в контроле над его местонахождением, так как без него невозможна проверка состояния предмета лизинга и, в случае необходимости, его изъятие. Данное право будет неосуществимым, если судно покинет территорию России или пропадет без вести.

Наиболее существенным аспектом для лизингодателя, вложившего собственные средства в приобретение предмета лизинга, является возможность его контроля на весь период финансовой аренды. Здесь специальная природа морских судов является скорее положительным обстоятельством, так как практически любое судно очень легко отследить через системы AIS-отслеживания судов в реальном времени на таких сайтах, как www.equasis.org, www.sea-web.com и другие.



Однако для сторон существует важная необходимость не только предусмотреть право лизингодателя следить за судном через спутники, но и легализовать информацию, полученную с Интернет-сайтов отслеживания в качестве доказательств. Для этого в договоре можно использовать следующую формулировку: «Судовладелец (лизингодатель) имеет право осуществлять отслеживание движения Судна в чартере. Стороны принимают, что сведения, полученные с одного из сайтов AIS-отслеживания судов в реальном времени, являются надлежащими доказательствами места нахождения Судна».
В случае необходимости использовать сведения, полученные с использованием указанных выше систем, заинтересованное лицо заявляет о проведении нотариального осмотра результатов отображения поиска на сайте такой системы, с составлением протокола обеспечения доказательств, в соответствии со статьей 102 Основ законодательства РФ о нотариате.


Дополнительные способы контроля над тем, чтобы судно силами лизингодателя не потеряло свою индивидуальность и, в случае нарушения условий договора было эффективно изъято, могут показаться сторонам легкомысленными, однако, практика показывает их эффективность:


  1. Лизингополучатель никаким образом не изменяет внешние и внутренние неотделимые характеристики Судна, не изменяет цвет Судна и не удаляет с Судна любые маркировки, предварительно нанесенные Лизингодателем.
  2. Лизингополучатель не имеет право осуществлять замену или снятие машин и механизмов Судна иначе, чем по предварительному согласию Лизингодателя.
  3. Лизингополучатель не имеет право изменять ИМО-номер Судна.


Не смотря на всю очевидность и, возможно, абсурдность вышеуказанных требований, их внедрение основано на многолетней практике поиска перекрашенных судов по всему Атлантическому океану, а так же на случаях, когда исполнительные органы отказывались изымать имущество, не соответствующее заявленным в договорах и исполнительных листах описаниям. Для того чтобы избежать данного риска, судно в лизинге должно быть индивидуализировано максимальным количеством признаков.
Куда более серьезным методом контроля эксплуатации судна лизингодателем является прямо предусмотренные в договоре обязанности фрахтователя (лизингополучателя) осуществлять работу строго в определенных морских районах, запрет на вывоз судна за пределы Российской Федерации, право незамедлительного и беспрепятственного доступа на судно судовладельца по первому его требованию.
Необходимо отметить, что все вышеуказанные методы контроля вполне могут оказаться бесполезными в случае, если лизингополучатель окажется недобросовестным и все-таки осуществит вывод судна за пределы фактического влияния и доступа судовладельца. В данном случае, на защиту лизингодателя встает международное законодательство по аресту морских судов.


На территории России действует с 29.04.1999 года Международная Конвенция "Об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов" 1952 года, в соответствии с которой арест судна возможен в любой из стран – участников конвенции, на основании морского требования, которое возникает, в том числе, из договора об использовании или найма судна на условиях чартера или иным образом, а так же на основании ипотеки судна.


К сожалению, стоит отметить, что не для всех судовладельцев данная конвенция будет применима, так как этот правовой акт действует не повсеместно. Участниками конвенции так и не стали некоторые государства, в том числе, Южная и Северная Корея, Япония, Китай – столь близкие к России. Таким образом, при заключении сделок по лизингу морских судов, лизингодатель должен реалистично оценить существующий риск неправомерного ухода судна с территории РФ, а так же быть готовым осуществить арест судна в странах, не участвующих в Конвенции, по их национальному законодательству. Для этого надо предварительно проверить требования национального законодательства и в договоре предусмотреть те условия, которые помогут арестовать судно по иностранному праву, в иностранной юрисдикции.  
"Инмарин", Адвокатское Бюро Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
+7 (800) 250-00-13, +7 (812) 603-48-63



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости