реклама

Китайское приключение

6 12871 9 мин
В 2012 году по счастливому стечению обстоятельств я получила возможность бесплатного обучения в Китае. Для меня это было интересно по многим причинам. Прежде всего, хотелось понять китайское чудо - сумасшедший скачок в развитии страны. Он не мог произойти без коренных изменений в системе образования, которая в основе почти целиком скопирована с советской.
В жизни не каждому выпадает подобный шанс, впрочем, так эту историю назвать можно с большой натяжкой, прежде всего потому, что ВУЗ, пригласивший меня учиться, сделал это отнюдь не из-за благотворительных устремлений.

Причины приглашения иностранных студентов к обучению в китайском ВУЗе:
  1. По возвращению в Россию, подразумевается, что студенты расскажут о том, как хорошо учиться в Худчжоу, что привлечёт выпускников к поступлению уже на платное отделение китайского университета.
  2. После окончания изучения языка на льготных условиях оплаты, со скидкой 50 %, мы могли попробовать на общих основаниях с китайскими студентами поступить в университет.
  3. Сегодня, когда в Китае даже манекены в магазинах европейской внешности, очень престижно иметь в числе студентов иностранцев.

Однако, некоторые китайские ребята с явной неприязнью относились в такому выделению группы иностранцев. Но по большей части пропускали вперёд скорее не потому, что мы европейцы, а более из жалости, желания облегчить жизнь беспомощным представителям другой планеты.
Я училась в небольшом, по китайским меркам, городе-миллионике Худчжоу, городская черта — 1,3 млн человек, агломерация — 2,5 млн. Худчжоу ещё 20 лет назад был городком деревенского типа без небоскрёбов, стадионов, асфальта. На месте главной площади свежеслепленного мегаполиса располагался луг, хотя фабрики по производству различной техники как промышленного, так и бытового назначения уже работали. Но Китай сделал рывок — на месте поля появились плитки, город, как клубок обрастает спальными районами, чистенькие новенькие эскалаторы спускаются в подземку, всё больше заводов открывается на территории агломерации. Иностранный капитал пришёл на китайскую землю. Сюда едут богатые "лаоваи"(1) открывают различные производства на территории в радиусе (а он не раз обкатан моим двухколёсным другом в поисках пути домой) 20 километров от городской черты.
 
Вид на город Худчжоу

В Государственном университете города Худчжоу на очной форме обучаются более чем 18000 студентов очного отделения, взрослых студентов-заочников — более 4000 человек. Учебное заведение включает в себя 13 институтов, колледжей и школ, при университете работает научно-исследовательский институт.

Институты, колледжи и школы университета:
  • Бизнес-школа
  • Школы менеджмента
  • Школа социального развития и политологии
  • Колледж педагогического образования
  • Институт физической культуры
  • Институт свободных искусств
  • Институт иностранных языков
  • Колледж искусств
  • Институт естественных наук
  • Школа естественных наук
  • Институт информации и инженерии
  • Медицинский колледж
  • Колледж сестринского дела
Университет имеет широкий спектр дисциплин, охватывающий 11 основных направлений экономики, права, образования, литературы, истории, науки, техники, сельского хозяйства, медицины, управления, искусства. Учреждение аккредитовано на подготовку студентов бакалавриата и магистратуры. Преподавательский состав прошёл 2 национальных курса аккредитации и 26 провинциальных курса повышения качества образования.
 
Учебная база:
1. Техническое оснащение включает в себя лаборатории, специально оборудованные центры и аудитории экспериментальные точки, в числе прочих действующая строительная площадка, мед. лаборатория. Установлено экспериментальное оборудование на сумму 150 млн юаней (около 880 млн рублей).
2.  Тренировочная база оснащена всем необходимым спортивным оборудованием, см. ниже.
3.   Библиотека, площадью в 30000 квадратных метров содержит коллекцию из более чем 170 миллионов экземпляров книг и 2000 наименований отечественных и зарубежных периодических изданий.
 
Одна из площадей студенческого городка
 
Преподавательский состав:
Существующий персонал школы состоит из более чем 1200 человек. 113 профессоров носят высокий титул "Gаo zhicheng jiaoshi" (высшая степень преподавательского мастерства),  более 200 преподавателей имеют звания доктора наук, 238 национальных заслуженных учителей, 9 молодых специалистов с выдающимся вкладом в науку, 151 выдающийся педагог страны, 15 молодых и среднего возраста академических лидеров.
 
По организации досуга студентов, университет в течение восьми лет подряд занимает одно из первых мест в авангарде университетов провинции.
 
На территории университета в открытом доступе в любое время есть:
  • 2 оборудованных стадиона
  • около 20 баскетбольных площадок
  • 2 волейбольных площадки
  • 2 футбольных поля на территории стадионов
  • 4 теннисных корта

 До 17.00 по будням в отсутствии занятий можно посещать:
  • волейбол
  • настольный теннис
  • бадминтон
  • гимнастический зал

В свободном доступе имеется:
  • рояль
  • национальные инструменты
  • залы для пения

По договорённости с преподавателями можно посещать спортивные занятия, чем мы активно занимались. Также на территории университета есть бассейн.
 
Китайские стражи порядка на территории ВУЗа
 
Сейчас университет занимает площадь в 1647 гектара, площадь кампуса в общей сложности 45 гектаров, 240 тысяч квадратных метров зеленой зоны, есть три студенческих городках два на востоке и один на западе, красивая окружающая среда кампуса, а также разумная планировка.

В отличии от многих питерских ВУЗов, "раскиданных" судьбой по всему городу, здесь есть продуманное ещё при "закладке киля" расположение учебных корпусов, бытовых и досуговых мест. Абсолютно все здания университета находятся в 20 минутной велосипедной доступности.
 
Восторг. В самом начале учебного года нам, иностранным студентам из России, Украины, Кореи, Англии, Мали посчастливилось принять участие в митинге, посвященном годовщине образования Китайской Народной Республики. Огромный стадион не был полон. Аккуратно рассаженные студенты и преподаватели занимали секторы согласно расписанию. Однако, впервые в жизни побывать в центре гигантского амфитеатра, по моей прикидке рассчитанного на 10 тысяч человек, заполненного где-то на 3 из 4-х частей, действительно почётно, трепетно и ответственно.

В дебюте выступали различные группы университета, которые перед центральной трибуной показывали каждый, кто на что горазд, в зависимости от специализации студентов. Преподаватели тоже участвовали, заполняя промежуток между разогревом и крайним выступлениями студентов, но они ничего не демонстрировали, а просто останавливались перед трибуной и кричали какой-то лозунг, разный для всех в начале, но кончающийся одинаково. Замкнув окружность, они занимали положенный квадрат на футбольном поле. После построения был поднят китайский флаг, стоя прослушан гимн и выложены красные флаги на трибунах.

Нами был избран современный танец под музыку, наверное, самую популярную за последние 10 лет в восточном мире. Как стало ясно после, до Петербурга она докатилась с отставанием в месяц, у нас корейский хит тоже крутили на всех дискотеках. "Артистов-иностранцев" без проблем отпускали с занятий для репетиций, процесс подготовки не контролировали, но результат перед выступлением проверили двое преподавателей. Когда я спросила, почему мы можем бесконтрольно уходить с занятий, мне был дан понятный ответ, что,  если бы мы были китайцами, нас никто никуда бы не отпустил. Учёба нужна только нам, мы вольны поступать как угодно. Чем собственно и пользовались некоторые наши одногруппники, после первого семестра покинувшие Худчжоу так и не выучив язык.
 
Митинг посвящённый годовщине образования КНР

Разочарование принёс тот факт, что китайские студенты пришли на митинг по наказу преподавателей, этим объясняется чёткая рассадка по местам, сдержанная реакция на выступление студентов других факультетов. Эх! А я-то думала - патриотизм, партия, праздник …

Конец действа для меня стал открытием Олимпиады - было показано эффектное, слаженное шоу с участием примерно 1000 человек, которые, сменяясь, демонстрировали исторические события революции. Действо порой казалось несвязным, и непонятным,  но его горячо и с чувством встречали зрители. Здесь как раз чувствовалось единение народа, студенты, преподаватели поддерживали каждую сцену на поляне, шумно кричали и громко аплодировали.
 
Высшее образование в Китае получают только 11 % от всех выпускников бесплатных школ. Могут это делать дети обеспеченных родителей - образование стоит немалых денег. Относительно иностранцев подход Администрации колледжа был неодинаковым. Корейцы, направленные на обучение своими ВУЗами,  за один семестр обучения платили порядка 25 тысяч юаней [146 500 рублей].  Наши друзья из СНГ, прилетевшие с руководителем по фамилии Тарасыч, кроме его комиссионных, принесли около 5 тысяч юаней [около 30000 рублей] за год обучения. А мы, как первая рекламная партия из России, пользовались всем и даже чуть больше просто так. Но всё же, русским велено было не разглашать информацию об "акции" руководства колледжа.

Многие китайские студенты подрабатывают в магазинчиках на территории студенческого городка. Это не считается особенно зазорным или почётным, кто-то работает, кто-то нет - для других студентов всё одно.

Общая государственная школа даёт возможность детям получить бесплатное образование за 9 лет, остальные затраты за роднёй. Китайские граждане с высшим образованием заводят семью после 30 лет, встав на ноги и достаточно долго уже трудясь, остальные - много раньше, по нашим меркам как раз, после 25. Семейные ценности в стране крепки, но постепенно поддаются отрицательным переменам, к которым китайцы редко относятся равнодушно, чаще осуждают совместную жизнь до свадьбы, разводы и другие "черви", разъедающие традиционные устои. Наш преподаватель, Ван лаоши, к примеру, женился в 35 только в прошлом году у него родился первенец.

Особый разговор. На кафедре английского в "Корабелке" нет ни одного носителя языка - при университете китайского городка точно работало 5 "англичан", двое из которых граждане Англии, один австралиец, парень и дама из США. Причём контроль качества знаний студентов по предмету совершенно не регламентирован - каждый преподаватель сам составляет программу занятий и экзамены тоже проводятся им. Их зарплаты в три раза больше, чем у китайских коллег - около 8 тыс юаней. Японские преподаватели зарабатывают поменьше - 5 тыс юаней. Китайские же учителя - в среднем имеют зарплату порядка 3-х тысяч юаней [порядка 17000 рублей], это на 1000 больше стандартной суммы, которую получает молодой специалист в провинциальном городе после окончания ВУЗа. Быть учителем в Китае престижно и очень почётно, но малооплачиваемо. Преподаватели это знают, но среди коллектива нашего ВУЗа вряд ли соберётся более 20 учителей старше 60 лет, в основном это люди среднего возраста, уроженцы Худчжоу, закончившие ВУЗ и оставшиеся в нём работать. Учитывая небольшой процент людей с высшим образованием в Китае вполне объясним тот факт, что в профессии нет "левых" людей. Студенты знают, чем и где будут заниматься после окончания обучения.

Среди прочего выделяются, конечно, музыкальные классы - где-то половина всех инструментов, на которых играют студенты, традиционные, издающие режущие слух, высокие, тягучие звуки. Голоса тоже под стать им. Однако людей, обучающихся игре на национальных инструментах, по моим подсчётам в ВУЗе было даже больше, нежели поклонников западных "аппаратов". Большой популярностью в Китае пользуется умение преподавать игру на нетрадиционных инструментах. Популярность растёт, всё больше взрослых людей стремятся заниматься привычными для западного человека искусствами, называя это "self-education" - образование для себя. Не ставя высоких планок, а лишь получая удовольствие. Обращу внимание, что за классическим музыкальным образованием родители часто отправляют детей учиться в Россию.

Китайские студенты любят учиться; делают это старательно и прикладывая максимальное количество усилий. Впрочем, мне не показалось, что количество отличников в стране зашкаливает - всё, как и у нас - есть двоечники, есть крепкий середнячок, есть звёзды.

Контроль за обучением со стороны преподавателей по-восточному - строгий. В прошлом году одну студентку поймали на списывании и автоматически оставили на второй год - в дипломе у девушки будет указано, что человек она ненадежный и склонен к обману.
 
Процесс проживания, питания, обучения и досуга китайских ребят организован прекрасно. Всё-таки студенческий городок более похож на детский лагерь, так как счастливчики,  получающие высшее образование, намного позже взрослеют. За год обучения о криминале или даже намёке на него на территории не могло быть и речи. Здесь всё сделано с запасом, кажется, что ещё столько же студентов поместится, но и сейчас очень много людей в одном месте. Даже в школьных столовых, которых не территории аж 5, есть специальные люди управляющие змейкой очереди - в час пик в столовой за 40 минут кушают порядка 500 человек.
 
Главный корпус. Университет кино и телевидения. Справа на фото студенческий городок.

Какого бы то ни было оборудования в классах хватает. За каждой группой приборов, будь то телевизоры, парты, спорт инвентарь, специальное лабораторное оборудование назначен ответственный человек. Проблема нехватки оборудования решается одним звонком. Касательно его современности вопросов нет - всё не самого высокого качества, но всем приборам точно не более десятка лет. Однако, чего-то инновационного я не заметила. Просто и достаточно.

Основа  процветания любого государства — образование его граждан. Китай, начиная с 1982 года, провёл ряд реформ, в результате которых количество неграмотного населения снизилось с 22 до 4%. По данным 2013 года Пекинский университет занимает 46 место в рейтинге самых престижных вузов мира (2) [в том же рейтинге: МГУ – 120 место, СПбГУ – 240 позиция]. С 1999 года прием в вузы ежегодно увеличивается на 20–30%, то есть на 40-50 тысяч человек в год. Несмотря на небольшие цифры для Китая, выпускники школ знают, зачем идут учиться. Качественное, мотивированное и востребованное образование делает большой вклад в экономику страны, являясь крепким её фундаментом.
 
1. Лаовай [кит.упр.??, пиньинь: l?owài] — [может быть пренебрежительным понятием] иностранец, человек из другой страны чаще европейской внешности, который не понимает или плохо понимает по-китайски и с трудом ориентируется в обычаях и порядках повседневной жизни Китая.
2. По версии QS World University Rankings
http://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2013#sorting=rank+region=+country=+faculty=+stars=false+search=
 



Комментарии   6.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Дубский Евгений Александрович, 21.08.2014, 12:10Какими бы символами выразить недоумение...
Эта статья, похоже, для этого издания:
magazeta.com
-0+
#Акимова Ирина Андреевна, 21.08.2014, 13:11Уважаемый Евгений Александрович!
 
Ваше недоумение понятно. Здесь Китай использован в качестве примера. Страна, базируясь на советском подходе к образованию, за двадцать с лишним лет добилась больших успехов. Студенты осознанно идут в ВУЗ прежде всего за знаниями по конкретной профессии, достаточно строгая учебная дисциплина и современная материально-техническая база на выходе даёт достойных специалистов. Вопрос работы по специальности даже не обсуждается.
 
Время, за которое Китай смог догнать и перегнать нас в качестве высшего образования поражает. Замечу, что в этом процессе есть не только взлёт Поднебесной, но и наше падение.
-0+
#Дубский Евгений Александрович, 21.08.2014, 13:24Wo Ming Bai. Zhongguo hao!
Только какое это имеет отношение к судостроению. Вы же не об их кораблестроительных ВУЗах пишете.
-0+
#Ивакин Николай Николаевич, 21.08.2014, 13:53Уважаемый Евгений Александрович!
Действительно описано не кораблестроительное образование в Китае. Но, полагаю, что общие черты подхода к образованию, мотивированность учащихся, материально-техническая база учебных заведений, даже на примере провинциального ВУЗа, положение с профессрско-преподавательским составом и пр., можно совершенно спокойно спроецировать на все китайское образование. И задача перед Ириной Акимовой была поставлена именно такая - показать отличие нашего и китайского среднего и высшего образования, пусть и на примере не профильного ВУЗа. К сожалению кого-нибудь, обучающегося на инжерные специальности в Китае, я не знаю, а вот студентка "Корабелки" (к моменту поездки в Китай) 3 курса, смогла, на мой взгляд, описать различия.
Что я увидел в ее тексте:
- нет студентов, главная цель которых - "откосить от армии":
- условия обучения и проживания студентов отличается в лучшую сторону от наших реалий;
- студенты "нацелены" на получение образования, т.к. именно с ним связывают свое благополучие в будущем; далее...
-0+
#Акимова Ирина Андреевна, 21.08.2014, 13:50Спасибо за понимание.
 
Образование имеет отношение к судостроению. Я не говорю о технических ВУЗах Китая, речь идёт в целом о подходе к подготовке студентов.
-0+
#Дубровский Виктор Анатольевич, 21.08.2014, 20:33Интересно, спасибо. Только хотелось бы и что-то о содержании образования и собственно процессе обучения...
Свежие новости
Завод "Янтарь" отмечен наградой Минпромторга
12:42 / события