рекламаБаннер

КГНЦ: "Планируем приступить к разработке проекта океанского круизного судна и буксира высокого ледового класса"

Датой основания Крыловского центра принято считать 8 марта 1894 года, когда в Санкт-Петербурге открыли первый в России Опытовый бассейн. С этого моменты Крыловка активно участвовала в создании российского флота. О сегодняшнем дне базовой научной организации отрасли нам рассказал генеральный директор ФГУП "Крыловский государственный научный центр" Дмитрий Новиков.

– Дмитрий Олегович, сегодня Крыловка – это в первую очередь исследовательский, научно-технический либо инжиниринго-производственный центр? 

– Крыловский государственный научный центр основан на базе Опытового бассейна и берет свое начало с 21 марта 1894 года. В настоящее время это один из крупнейших мировых исследовательских центров в области судостроения. За многие годы накоплен уникальный опыт по созданию кораблей, судов и морских сооружений, соответствующих самым высоким требованиям современности и реализующих передовые технологии в области судостроения. Помимо научных исследований нашими специалистами разработано свыше 250 проектов, по которым построено свыше 2700 судов, также проведены испытания и выполнена экспертиза более 12 000 проектов.

Новиков Д.О., генеральный директор ФГУП
Новиков Д.О., генеральный директор ФГУП "Крыловский государственный научный центр" / Фото: ФГУП "КГНЦ"

Основными направлениями деятельности Крыловского центра являются исследования в области морской и речной техники, концептуальное, техническое и рабочее проектирование судов и морских сооружений, в том числе проектные решения и разработки по созданию платформ для добычи нефти и газа на морском шельфе. Мы проводим исследования в области гидродинамики, прочности, энергетики и электроэнергетических систем, физических полей, гидроакустики. Занимаемся моделированием морских транспортных систем, разработкой проектов морских операций, а также проектированием электротехнического оборудования, гребных винтов, движительных комплексов, разработкой и поставкой уникального оборудования для кораблей, судов и средств океанотехники. В настоящее время Крыловский центр является комплексным поставщиком систем электродвижения для ледоколов проекта 22220.

Центр также выполняет экспертизу проектов морских и речных кораблей, судов и сооружений, занимается стандартизацией, сертификацией продукции и систем менеджмента качества предприятий отрасли.

Крыловский государственный научный центр оснащен уникальной экспериментальной базой, включающей глубоководный, мелководный, мореходный, циркуляционный, ледовый и другие бассейны, а также современным комплексом испытательных стендов и лабораторий по другим направлениям деятельности.

– Энергоустановка УФМ-ЭУТЭ на водородных топливных элементах проходит очередные испытания на прогулочном катере проекта 00393. Что вы ждете от них? 

– Проведение испытаний энергоустановки на топливных элементах в составе судна проекта 00393, как и самого судна в объеме ходовых испытаний, являются знаковыми и ключевыми событиями на пути создания альтернативной экологически чистой и высокоэффективной энергетики. Результаты этих работ важны как для ФГУП "Крыловский государственный научный центр", так и для Минпромторга России и развития отечественного судостроения в целом. Учитывая достигнутые к настоящему времени положительные результаты испытаний, уже сейчас следует прогнозировать возможность успешного их завершения в ближайшем времени.

Испытания судна проекта 00393
Испытания судна проекта 00393 "Экобалт" / Фото: "Крыловский государственный научный центр", ФГУП

Важно, что испытываемая энергетическая установка спроектирована и изготовлена в нашем центре, при этом по максимуму использовались отечественные материалы и комплектующие. Ключевые компоненты энергоустановки, а именно твердополимерные топливные элементы, также выполнены на нашей собственной опытно-производственной базе. Это обстоятельство делает данную разработку уникальной для отечественной промышленности.

– Где, кроме судов, могут использоваться подобные энергоустановки?

– За рубежом они уже нашли широкое применение в электротранспорте, в том числе городском, железнодорожном и воздушном, коммерческой спецтехнике. Также известны практические примеры их применения в стационарной энергетике. Следует ожидать, что при соответствующей государственной поддержке и мерах стимулирования новый рынок водородных технологий в Российской Федерации также будет активно развиваться. Это будет способствовать диверсификации отечественных разработок для судостроения в иные области техники.

– Какие еще прикладные задачи стоят сегодня перед КГНЦ? Какие проекты на подходе? 

– В рамках продвижения экологических инновационных технологий в судостроении в ЦКБ "Балтсудопроект" планируется завершение сдачи  прогулочно-экскурсионного судна на топливных элементах проекта 00393, построенного на АО "Зеленодольский завод им. А.М. Горького" по заказу Минпромторга России. В ближайшие месяцы бюро должно завершить разработку эскизного проекта отечественного танкера-газовоза высокого ледового класса для плавания на Северном морском пути с учетом существующих требований по импортозамещению. Это позволит осуществить его строительство на территории Российской Федерации. Проект выполняется по заказу Минпромторга России. 

Крыловский государственный научный центр завершает второй этап работ по эскизному проектированию отечественного танкера-газовоза пр. 23950 / Фото: ФГУП
Крыловский государственный научный центр завершает второй этап работ по эскизному проектированию отечественного танкера-газовоза пр. 23950 / Фото: ФГУП "КГНЦ"

В рамках ОКР "Разгон" планируется завершение заводских ходовых и государственных испытания морского испытательного учебно-тренировочного комплекса проекта 14400 "Николай Камов" и дальнейшее развитие платформы для тренировки операторов беспилотных летательных и морских аппаратов.

Головное судно проекта 14400
Головное судно проекта 14400 "Николай Камов" предназначено для подготовки корабельных вертолетчиков Военно-морского флота / Фото: "Крыловский государственный научный центр", ФГУП

Среди проектов на подходе - разработка технического проекта судна арктического завоза по Севморпути в рамках ОКР "Снабженец". Планируем приступить к разработке проекта океанского круизного судна для выполнения рейсов Санкт-Петербург – Калининград – Куба, Владивосток – Вьетнам и буксира высокого ледового класса.

В области судовой электротехники и технологии судовых электромонтажных работ ФГУП "Крыловский государственный научный центр" занимается созданием электрооборудования для строящихся кораблей и судов и разработкой научно-технического задела для перспективной морской техники. Предприятие осуществляет разработку и поставку высокотехнологичных электротехнических комплексов и наукоемкого электрооборудования, как для гражданского судостроения (системы электродвижения для серийных атомных ледоколов проекта 22220), так и для нужд ВМФ России (системы электродвижения для патрульных ледоколов проекта 23550, судов вспомогательного флота и АПЛ 4-го поколения).
 
Одной из важных задач в настоящее время, конечно же, является импортозамещение. К основным научно-техническими задачам при создании перспективных судов и кораблей относится создание надежных высоковольтных электроэнергетических систем и гребных электрических установок, разработка судового электрооборудования и электротехнических систем с использованием эффекта сверхпроводимости для судов и кораблей нового поколения, создание перспективных электрических машин различных типов и схемотехнических решений для использованиях их в составе систем электродвижения. 

Мы также занимаемся разработкой перспективных систем электродвижения, технологий электромонтажных работ и созданием оборудования и конструктивно-монтажных узлов с высокими показателями гидростатической стойкости. В сферу нашей деятельности входит и разработка высокоавтоматизированных систем для беспилотных судов и кораблей.

– Для строительства арктического флота прорабатывалось использование  электродвижения, газотурбинных и силовых котлоустановок. К чему сегодня склоняются конструкторы?

– Одно из приоритетных направлений, которым занимается Крыловский государственный научный центр в рамках развития Арктического региона – это создание электрических пропульсивных комплексов для ледоколов и судов ледового плавания. Пропульсивный электрический комплекс, он же система электродвижения, является неотъемлемым атрибутом судов, основная функция которых – работа в сложных ледовых условиях. Только такой тип пропульсивной установки способен обеспечить постоянную смену режимов работы движительного комплекса и активное маневрирование судна при навигации в ледовых условиях. 

В рамках этого направления мы работаем над созданием систем электродвижения для самых больших и мощных на сегодняшний день атомных ледоколов серии ЛК-60. Эти суда строятся на Балтийском заводе и являются универсальными ледоколами, предназначенными для работы на Севморпути, а также в устьях сибирских рек. Система электродвижения этих ледоколов уникальна. Впервые в России филиалом Крыловского центра "ЦНИИ СЭТ" была создана мощная и высоковольтная (60 МВт и 10,5 кВ) отечественная гребная электрическая установка на переменном токе. В настоящие время прорабатывается возможность установки отечественных систем электродвижения на проектируемые и строящиеся суда ледового класса, которые создаются на различных верфях нашей страны.

Для арктического флота, по нашему мнению, предпочтительно электродвижение. Тип энергоустановки определяется, исходя из потребной мощности и наличия оборудования в Российской Федерации.

– Как складывается ваше сотрудничество с Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК)? Кто еще входит в число партнеров КГНЦ? 

– ФГУП "КГНЦ" имеет тесные связи с ОСК. Корпорация – один из ключевых заказчиков у нашего центра, как в сегменте гражданской продукции, так и по линии гособоронзаказа. Электротехническая продукция предприятия востребована на всей территории России, а нашими клиентами и партнерами являются ведущие проектанты морской техники, судостроительные заводы и отраслевые научные организации, такие компании, как "Газпром", "Роснефть", "Атомфлот", "Совкомфлот", "Росморпорт" и многие другие. Все это позволяет нам уверенно удерживать лидирующие позиции на рынке электрооборудования морского исполнения и быть надежным, а также стабильным партнером для наших клиентов.

– Как сегодня ведется сбор информации о техническом состоянии флота, потребностях в новых судах? 

– Прежде всего, необходимо отметить, что источники информации всегда подбираются,  исходя из поставленной задачи. Соответственно, и глубина проработки тех или иных вопросов может в существенной мере отличаться. В отдельных случаях достаточно сведений и баз данных, имеющихся в распоряжении подразделений нашего научного центра, а также общедоступной информации из открытых источников, таких как научные публикации, интернет-ресурсы, СМИ, регистровые книги РКО и РС. В  большинстве же задач необходимо опираться на официальные источники, отраслевую и общепромышленную статистику, данные тематических запросов, а также доступные результаты ранее выполненных исследований. 
Стоит отметить, что на предприятии функционируют как научно-исследовательские отделения, так и специализированные отделы, занимающиеся сбором и анализом различной информации в сфере судостроения и кораблестроения, в том числе по линии специальной научно-технической информации.

Поскольку наш центр является головной отраслевой научной организацией, мы часто сталкиваемся с непростыми задачами, связанными с оценкой какой-либо проблемы и разработкой соответствующих предложений по ее решению. Для этих целей может быть инициирован опрос среди отраслевых предприятий, научно-методическое сопровождение которого осуществляют наши специалисты.

Отдельно стоит отметить деятельность нашего предприятия по разработке и актуализации прогнозов и планов строительства судов, например, перспективного плана строительства гражданских судов. Техническое состоянии флота оценивается, исходя из данных классификационных обществ, а также результатов опроса судовладельцев. Потребность в новых судах определяется на основе конкретных заявок от заказчиков либо рассчитывается согласно методикам в зависимости от типов судов.

– Ранее Крыловский центр занимался анализом состояния мировых верфей. Удается ли сегодня не упускать из виду то, что происходит в мировом судостроении? Какие основные тенденции характеризуют состояние отрасли? 

– Безусловно, данный вопрос занимает одно из важнейших мест в нашей деятельности, поскольку оценка текущего состояния и дальнейшее прогнозирование развития отрасли не будут полноценными без оглядки на другие страны. Наше предприятие на перманентной основе осуществляет мониторинг и анализ деятельности судостроения зарубежных стран, хотя после введения международных санкций в отношении Российской Федерации доступ к целому ряду ресурсов и баз данных закрыт. Также стоит отметить ограничение возможностей по посещению иностранных выставок и участию в международных конференциях. При этом наши специалисты активно сотрудничают и обмениваются опытом с другими отечественными предприятиями по этому направлению.

Что касается основных тенденций в мировом судостроении, то к ним можно отнести активное внедрение экологичных видов топлива на судах, повышение эффективности транспортных судов с увеличением их грузовместимости, рост технической насыщенности судов, цифровизацию всех этапов жизненного цикла судостроительной продукции и применение широкой линейки роботизированных средств. Сегодня целый ряд стран заинтересованы в освоении арктических акваторий, принимают участие в соответствующих проектах и строят суда ледового класса. Отдельно стоит отметить инновации в сфере проектирования, а именно применение цифровых двойников, развитие технологий оптимизации технических решений и технологии модульной сборки. 

Материалы по теме:



Комментарии   2.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Дубровский Виктор Анатольевич
13.10.2025, 16:19
Дающий интервью руководитель явно всегда занимался энергетическими установками, просто не видит ни проблем, ни существующей общей ситуации в создании судов. начинающегося с проектирования. Да, это соответствует господствующей в мире тенденции активного развития судовой энергетики.
Но даже в этой области нет взгляда "за горизонт", важного для руководителя такого центра...:( Скажем, что думает о возможности создания судовых энергоустановок на базе реакторов атомного синтеза, намного более безопасных и лёгких, чем существующие на базе ядерного распада? Конечно, судовые реакторы синтеза должны быть принципиально иными. Была предложена схема реактора с разделёнными камерами, что резко упростило бы проблему охлаждения, ставшую сегодня основной причиной более чем полувековой задержки создания реактора синтеза...
-0+
#Донской Алексей Владимирович
14.10.2025, 22:57
«Планируем приступить к разработке проекта океанского круизного судна для выполнения рейсов Санкт-Петербург – Калининград – Куба, Владивосток – Вьетнам и буксира высокого ледового класса.»
 
Любопытно – с какой целью?
 
«Балтсудопроект» не может проектировать  океанские круизные суда (это вообще в мире мало кто может). Я имею в виду именно океанское круизное судно, а не некий объект, который так назовут и который будет строится 10-15 лет, с увеличением бюджета в 10-15 раз.
 
Хорошие буксиры высокого ледового класса «Балтсудопроект»  тоже не может проектировать, за отсутствием компетенций. Но в стране есть несколько других проектантов, которые могут, а в доступности есть реально хорошие зарубежные проекты, по которым некоторые наши заводы могут строить.
 
Так может эти трудовые и финансовые ресурсы КГНЦ лучше пустить на то, что он реально может сделать хорошо и принести стране большую пользу вместо больших убытков ради отчетности? далее...
Свежие новости