– Дмитрий Олегович, сегодня Крыловка – это в первую очередь исследовательский, научно-технический либо инжиниринго-производственный центр?
– Крыловский государственный научный центр основан на базе Опытового бассейна и берет свое начало с 21 марта 1894 года. В настоящее время это один из крупнейших мировых исследовательских центров в области судостроения. За многие годы накоплен уникальный опыт по созданию кораблей, судов и морских сооружений, соответствующих самым высоким требованиям современности и реализующих передовые технологии в области судостроения. Помимо научных исследований нашими специалистами разработано свыше 250 проектов, по которым построено свыше 2700 судов, также проведены испытания и выполнена экспертиза более 12 000 проектов.

Основными направлениями деятельности Крыловского центра являются исследования в области морской и речной техники, концептуальное, техническое и рабочее проектирование судов и морских сооружений, в том числе проектные решения и разработки по созданию платформ для добычи нефти и газа на морском шельфе. Мы проводим исследования в области гидродинамики, прочности, энергетики и электроэнергетических систем, физических полей, гидроакустики. Занимаемся моделированием морских транспортных систем, разработкой проектов морских операций, а также проектированием электротехнического оборудования, гребных винтов, движительных комплексов, разработкой и поставкой уникального оборудования для кораблей, судов и средств океанотехники. В настоящее время Крыловский центр является комплексным поставщиком систем электродвижения для ледоколов проекта 22220.
Центр также выполняет экспертизу проектов морских и речных кораблей, судов и сооружений, занимается стандартизацией, сертификацией продукции и систем менеджмента качества предприятий отрасли.
Крыловский государственный научный центр оснащен уникальной экспериментальной базой, включающей глубоководный, мелководный, мореходный, циркуляционный, ледовый и другие бассейны, а также современным комплексом испытательных стендов и лабораторий по другим направлениям деятельности.
– Энергоустановка УФМ-ЭУТЭ на водородных топливных элементах проходит очередные испытания на прогулочном катере проекта 00393. Что вы ждете от них?
– Проведение испытаний энергоустановки на топливных элементах в составе судна проекта 00393, как и самого судна в объеме ходовых испытаний, являются знаковыми и ключевыми событиями на пути создания альтернативной экологически чистой и высокоэффективной энергетики. Результаты этих работ важны как для ФГУП "Крыловский государственный научный центр", так и для Минпромторга России и развития отечественного судостроения в целом. Учитывая достигнутые к настоящему времени положительные результаты испытаний, уже сейчас следует прогнозировать возможность успешного их завершения в ближайшем времени.

Важно, что испытываемая энергетическая установка спроектирована и изготовлена в нашем центре, при этом по максимуму использовались отечественные материалы и комплектующие. Ключевые компоненты энергоустановки, а именно твердополимерные топливные элементы, также выполнены на нашей собственной опытно-производственной базе. Это обстоятельство делает данную разработку уникальной для отечественной промышленности.
– Где, кроме судов, могут использоваться подобные энергоустановки?
– За рубежом они уже нашли широкое применение в электротранспорте, в том числе городском, железнодорожном и воздушном, коммерческой спецтехнике. Также известны практические примеры их применения в стационарной энергетике. Следует ожидать, что при соответствующей государственной поддержке и мерах стимулирования новый рынок водородных технологий в Российской Федерации также будет активно развиваться. Это будет способствовать диверсификации отечественных разработок для судостроения в иные области техники.
– Какие еще прикладные задачи стоят сегодня перед КГНЦ? Какие проекты на подходе?
– В рамках продвижения экологических инновационных технологий в судостроении в ЦКБ "Балтсудопроект" планируется завершение сдачи прогулочно-экскурсионного судна на топливных элементах проекта 00393, построенного на АО "Зеленодольский завод им. А.М. Горького" по заказу Минпромторга России. В ближайшие месяцы бюро должно завершить разработку эскизного проекта отечественного танкера-газовоза высокого ледового класса для плавания на Северном морском пути с учетом существующих требований по импортозамещению. Это позволит осуществить его строительство на территории Российской Федерации. Проект выполняется по заказу Минпромторга России.

В рамках ОКР "Разгон" планируется завершение заводских ходовых и государственных испытания морского испытательного учебно-тренировочного комплекса проекта 14400 "Николай Камов" и дальнейшее развитие платформы для тренировки операторов беспилотных летательных и морских аппаратов.

Среди проектов на подходе - разработка технического проекта судна арктического завоза по Севморпути в рамках ОКР "Снабженец". Планируем приступить к разработке проекта океанского круизного судна для выполнения рейсов Санкт-Петербург – Калининград – Куба, Владивосток – Вьетнам и буксира высокого ледового класса.
В области судовой электротехники и технологии судовых электромонтажных работ ФГУП "Крыловский государственный научный центр" занимается созданием электрооборудования для строящихся кораблей и судов и разработкой научно-технического задела для перспективной морской техники. Предприятие осуществляет разработку и поставку высокотехнологичных электротехнических комплексов и наукоемкого электрооборудования, как для гражданского судостроения (системы электродвижения для серийных атомных ледоколов проекта 22220), так и для нужд ВМФ России (системы электродвижения для патрульных ледоколов проекта 23550, судов вспомогательного флота и АПЛ 4-го поколения).
Одной из важных задач в настоящее время, конечно же, является импортозамещение. К основным научно-техническими задачам при создании перспективных судов и кораблей относится создание надежных высоковольтных электроэнергетических систем и гребных электрических установок, разработка судового электрооборудования и электротехнических систем с использованием эффекта сверхпроводимости для судов и кораблей нового поколения, создание перспективных электрических машин различных типов и схемотехнических решений для использованиях их в составе систем электродвижения.
Мы также занимаемся разработкой перспективных систем электродвижения, технологий электромонтажных работ и созданием оборудования и конструктивно-монтажных узлов с высокими показателями гидростатической стойкости. В сферу нашей деятельности входит и разработка высокоавтоматизированных систем для беспилотных судов и кораблей.
– Для строительства арктического флота прорабатывалось использование электродвижения, газотурбинных и силовых котлоустановок. К чему сегодня склоняются конструкторы?
– Одно из приоритетных направлений, которым занимается Крыловский государственный научный центр в рамках развития Арктического региона – это создание электрических пропульсивных комплексов для ледоколов и судов ледового плавания. Пропульсивный электрический комплекс, он же система электродвижения, является неотъемлемым атрибутом судов, основная функция которых – работа в сложных ледовых условиях. Только такой тип пропульсивной установки способен обеспечить постоянную смену режимов работы движительного комплекса и активное маневрирование судна при навигации в ледовых условиях.
В рамках этого направления мы работаем над созданием систем электродвижения для самых больших и мощных на сегодняшний день атомных ледоколов серии ЛК-60. Эти суда строятся на Балтийском заводе и являются универсальными ледоколами, предназначенными для работы на Севморпути, а также в устьях сибирских рек. Система электродвижения этих ледоколов уникальна. Впервые в России филиалом Крыловского центра "ЦНИИ СЭТ" была создана мощная и высоковольтная (60 МВт и 10,5 кВ) отечественная гребная электрическая установка на переменном токе. В настоящие время прорабатывается возможность установки отечественных систем электродвижения на проектируемые и строящиеся суда ледового класса, которые создаются на различных верфях нашей страны.
Для арктического флота, по нашему мнению, предпочтительно электродвижение. Тип энергоустановки определяется, исходя из потребной мощности и наличия оборудования в Российской Федерации.
– Как складывается ваше сотрудничество с Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК)? Кто еще входит в число партнеров КГНЦ?
– ФГУП "КГНЦ" имеет тесные связи с ОСК. Корпорация – один из ключевых заказчиков у нашего центра, как в сегменте гражданской продукции, так и по линии гособоронзаказа. Электротехническая продукция предприятия востребована на всей территории России, а нашими клиентами и партнерами являются ведущие проектанты морской техники, судостроительные заводы и отраслевые научные организации, такие компании, как "Газпром", "Роснефть", "Атомфлот", "Совкомфлот", "Росморпорт" и многие другие. Все это позволяет нам уверенно удерживать лидирующие позиции на рынке электрооборудования морского исполнения и быть надежным, а также стабильным партнером для наших клиентов.
– Как сегодня ведется сбор информации о техническом состоянии флота, потребностях в новых судах?
– Прежде всего, необходимо отметить, что источники информации всегда подбираются, исходя из поставленной задачи. Соответственно, и глубина проработки тех или иных вопросов может в существенной мере отличаться. В отдельных случаях достаточно сведений и баз данных, имеющихся в распоряжении подразделений нашего научного центра, а также общедоступной информации из открытых источников, таких как научные публикации, интернет-ресурсы, СМИ, регистровые книги РКО и РС. В большинстве же задач необходимо опираться на официальные источники, отраслевую и общепромышленную статистику, данные тематических запросов, а также доступные результаты ранее выполненных исследований.
Стоит отметить, что на предприятии функционируют как научно-исследовательские отделения, так и специализированные отделы, занимающиеся сбором и анализом различной информации в сфере судостроения и кораблестроения, в том числе по линии специальной научно-технической информации.
Поскольку наш центр является головной отраслевой научной организацией, мы часто сталкиваемся с непростыми задачами, связанными с оценкой какой-либо проблемы и разработкой соответствующих предложений по ее решению. Для этих целей может быть инициирован опрос среди отраслевых предприятий, научно-методическое сопровождение которого осуществляют наши специалисты.
Отдельно стоит отметить деятельность нашего предприятия по разработке и актуализации прогнозов и планов строительства судов, например, перспективного плана строительства гражданских судов. Техническое состоянии флота оценивается, исходя из данных классификационных обществ, а также результатов опроса судовладельцев. Потребность в новых судах определяется на основе конкретных заявок от заказчиков либо рассчитывается согласно методикам в зависимости от типов судов.
– Ранее Крыловский центр занимался анализом состояния мировых верфей. Удается ли сегодня не упускать из виду то, что происходит в мировом судостроении? Какие основные тенденции характеризуют состояние отрасли?
– Безусловно, данный вопрос занимает одно из важнейших мест в нашей деятельности, поскольку оценка текущего состояния и дальнейшее прогнозирование развития отрасли не будут полноценными без оглядки на другие страны. Наше предприятие на перманентной основе осуществляет мониторинг и анализ деятельности судостроения зарубежных стран, хотя после введения международных санкций в отношении Российской Федерации доступ к целому ряду ресурсов и баз данных закрыт. Также стоит отметить ограничение возможностей по посещению иностранных выставок и участию в международных конференциях. При этом наши специалисты активно сотрудничают и обмениваются опытом с другими отечественными предприятиями по этому направлению.
Что касается основных тенденций в мировом судостроении, то к ним можно отнести активное внедрение экологичных видов топлива на судах, повышение эффективности транспортных судов с увеличением их грузовместимости, рост технической насыщенности судов, цифровизацию всех этапов жизненного цикла судостроительной продукции и применение широкой линейки роботизированных средств. Сегодня целый ряд стран заинтересованы в освоении арктических акваторий, принимают участие в соответствующих проектах и строят суда ледового класса. Отдельно стоит отметить инновации в сфере проектирования, а именно применение цифровых двойников, развитие технологий оптимизации технических решений и технологии модульной сборки.