реклама

Какие рыболовецкие суда сегодня строятся в России

Наступил 2020 год. Пока тяжело прогнозировать насколько он будет насыщенным с точки зрения рыбопромыслового судостроения и как в целом себя вся наша отрасль будет чувствовать. Однако наша редакция решила сделать небольшой, но очень полезный (по нашему мнению) обзор, посвященный строительству рыболовецкого флота на российских верфях.

Дело в том, что с самого появления программы "квоты под киль" со всех сторон звучат какие-то фантастические цифры по необходимым судам для обновления рыбопромыслового флота отечественных рыбодобывающих компаний. И мы ничуть не сомневаемся в этих цифрах и количестве будущих судов, которые построят российские верфи. Просто на этом фоне захотелось разобраться, что конкретно сегодня строится на судостроительных заводах в рамках инвестквот, по каким проектам и для кого.

Несомненно, всю информацию надо структурировать для удобства. Мы выбрали самый нейтральный ход - географическое деление, а не по типам судов, где преобладают траулеры, и не по заводам, так как преимущественно вся программа реализуется на предприятиях ОСК.

Калининград / Калининградская область

Начнем обзор, пожалуй, с предприятия, которое открывало программу "квоты под киль" и первым передало заказчику построенный траулер-сейнер в рамках инвестквот. Это Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь". Сегодня в заводе в Калининграде достраивается второй серийный (третий по счету) траулер "Ударник" проекта SK-3101R, который разработало норвежское КБ Skipskompetanse AS.

Судно данного проекта предназначено для лова рыбы кошельковым неводом, донным и пелагическим тралом и снюрреводом. Основной особенностью траулера является хранение улова в RSW-танках (танки охлаждаемой морской воды). Объектами лова судов этого типа являются различные виды донной и пелагической рыбы, такие как: минтай, треска, палтус, камбала, сельдь, иваси.
 

Траулер "Ленинец" / Фото: Yanmar


Основные характеристики траулера проекта SK-3101R:

Длина габаритная, м50,60
Длина между перпендикулярами, м43,88
Ширина по наружной кромке шпангоутом, м12 
Танки хранения рыбы, охлаждаемые морской водой, м3800
Главный двигатель, кВт1 х 2210
Дизель-генератор, кВт2 х 750 
Валогенератор, кВт1 х 1090


Заказчиком серии выступил Рыболовецкий колхоз имени В.И. Ленина. Головной траулер "Ленинец" был передан судовладельцу в конце августа 2019 года. В конце декабря прошедшего года колхоз получил второе судно проекта - "Командор". На последнем траулере-сейнере в настоящее время ведутся швартовные испытания.

Вместе с передачей головного траулера "Ленинец" проекта SK-3101R на ПСЗ "Янтарь" состоялась церемония закладки большого морозильного траулера "Виктор Гаврилов" проекта 5670WSD. Стоит подчеркнуть, что это самый крупный из БМРТ, строящихся сегодня на российских верфях. Длина судна составляет 121 м, ширина – 21,6 м, водоизмещение – около 13 тыс. т. Заказчиком строительства "Виктора Гаврилова" выступил тот же Рыболовецкий колхоз имени В.И. Ленина.

По соседству от Калининграда, в городе Светлом на Межколхозной производственной базе строится небольшой МСТР "Всеслав" проекта 174610 в интересах компании "Марфиш". Наша редакция публиковала интервью с главой КБ "Адомат", которое разработала проекта траулера, поэтому все детали судна раскрыты в материале, и чтобы не повторяться, просто оставим ссылку на материал - тут.


Основные характеристики МСТР проекта 174610:
 

Длина габаритная, м27,00
Ширина габаритная, м8,6
Средняя эксплуатационная осадка, м4,2
Водоизмещение, т~ 450
Мощность главной энергетической установки, кВт746
Объем грузовых пространств, м3190-200
Запас топлива, т40
Запас пресной воды, т15
Автономность, сут.10
Экипаж, чел.8+2

 

 

 

Владивосток и Хабаровск

Отправляемся на Дальний Восток. Здесь предприятия вступили в игру позже своих остальных коллег. В конце ноября 2019 года на "Восточной верфи" заложили краболов проекта 03141. Строительство ведется для хабаровской компании "Дальневосточное побережье". Известно, что всего коллектив "Восточной верфи" для этого заказчика построит семь рыбопромысловых судов: два судна для добычи и транспортировки краба в живом виде, два судна процессора для добычи и переработки краба и три ярусолова для промысла трески. Контракт на строительство именно краболовов уже заключен.

Назначение краболовных судов данного проекта – это промысел краба и креветки ловушками и хранение улова в охлажденной морской воде, с последующей транспортировкой свежей продукции в порт. Проект судна разработала компания "СК "Викинг".

Такие же два краболова проекта 03141 строятся и в Хабаровске. Заказчиком выступила компания "Маг-Си Интернешнл". 
 

Фото с церемонии закладки краболова на "Восточной верфи" / Фото: Администрация Приморского края


Основные характеристики краболова проекта 03141:
 

Длина наибольшая, м63,27
Ширина наибольшая, м10,60
Высота борта (до верхней палубы), м4,60
Валовая вместимость, т1048
Мощность ГД, кВт1618
Cкорость, узл.14
Автономность, сут.45
Экипаж, чел.21


Нижний Новгород / Нижегородская область

Раз уж мы заговорили о краболовах, то в самом начале года в СМИ появились сообщения о том, что к строительству рыбопромыслового флота подключается завод "Красное Сормово". Честно признаться, разговоры об этом в отрасли ходили, сейчас же Северо-Западный рыбопромышленный консорциум принял окончательное решение, поставив точку в этом вопросе.

Основным претендентом на строительство краболовов для СЗРК выступал Выборгский судостроительный завод, однако руководство компании посчитало текущую загрузку ВСЗ достаточной, поэтому выбор пал на "Красное Сормово". 
 

 Фото: "Красное Сормово" Завод", ПАО


Известно, что всего в рамках инвестквот будет построено пять краболовов общей стоимостью около 160 млн евро. По сообщениям СМИ, концепт-проект судов разработало норвежское КБ Skipsteknisk, а документацию краболова в постройке делает МИБ-СПб. Длина судна — около 61,9 м, ширина — 15 м, высота борта до главной палубы — 9,25 м, осадка — 6,5 м. Производительность по сырью составляет 30 тонн в сутки для снежного краба (20 тонн готовой продукции) и 60 тонн для камчатского краба (40 тонн готовой продукции).

В 160 километрах от Нижнего Новгорода, в Навашино живет и процветает "Окская судоверфь", которая успешно закрывает серии сухогрузов и несамоходных барж. Однако и этот завод не остался в стороне инвестквот. Еще в 2017 году предприятие подписало контракт на строительство шести траулеров-свежьевиков проекта СРТР38М с мурманскими рыбаками - рыбопромысловой фирмой "Вариант". Примечательно, что проект траулеров разработало отечественное КБ "Восток" (входит в "ЦТСС"). Стоимость контракта составляет 2 млрд рублей.

Еще тогда в ноябре 2017 года в сообщении говорилось о том, что "Окская судоверфь" получила заказ на серию траулеров, и сдача первого судна заказчику запланирована на 2020 год, однако строительство начнется только при подтверждении заказчику инвестквот. Поэтому судьба серии рыбопромысловых судов для фирмы "Вариант" остается неизвестной.
 

Основные характеристики траулера-свежьевика проекта СРТР38М:
 

Длина наибольшая, мок. 38
Ширина наибольшая, мок. 9
Мощность ГЭУ, кВт1330
Мощность ВДГ, кВт2х200
Скорость при осадке по грузовую марку, узл.ок. 12,5
Объем трюмов, м3ок. 340
Валовая вместимость, тне менее 300


Рыбинск

Средняя полоса России тоже занята строительством новейшего рыболовецкого флота и представлена не только заводами нижегородской области. Так, в Рыбинске на предприятии "Верфи братьев Нобель" еще в ноябре 2019 года спустили на воду малый рыболовный траулер "Вымпел" проекта Т30В. МРТ строится по заказу мурманской компании "Карелрыба". По сообщениям Росрыболовства, строительство траулера позволит заказчику не только претендовать на получение дополнительных объемов на вылов трески и пикши в Северном бассейне в рамках программы инвестиционных квот, но и воспользоваться повышающим коэффициентом для прибрежного рыболовства.

Проект судна разработало нижегородское КБ "Си Тех" и вот как оно описывает МРТ "Вымпел": "Назначение траулера – типичное для судов подобного типа: промысел рыбы донным тралом; переработка рыбы на охлажденную продукцию в разделанном и неразделанном виде; хранение вырабатываемой продукции и транспортировка ее в порт". 
 

Судно проекта T30B / Иллюстрация: "Си Тех", ГК


Основные характеристики малого рыболовного траулера проекта Т30В:
 

Длина наибольшая, м 36,2
Ширина наибольшая, м9,0
Высота борта на миделе до ВП, м6,0
Осадка корпуса по КВЛ от ОП, м3,0
Габаритная осадка, м4,0
Водоизмещение, т585
Дедвейт, т170
Объем рефриж.трюма (нетто), м3232
Мощность ГД, кВт1х749
Автономность по запасам, сут.10
Экипаж/ спальных мест10/12
Скорость max, узл.11
Дальность, миль3400


 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург / Выборг / Отрадное

Северная столица России - место, где сконцентрировано основное развитие всем программы "квоты под киль". Здесь на судостроительных заводах суммарно будут построены больше 20 единиц рыбопромысловых судов. Но обо всем по порядку.

Сегодня в программе инвестквот участвуют "Северная верфь" и "Адмиралтейские верфи". "Северная верфь" имеет в своем портфеле 14 рыбаков - десять траулеров-процессоров и четыре ярусолова. 

По последней информации от пресс-службы завода "Северная верфь", 28 января 2020 года на предприятии началась резка металла для пятого траулера проекта 170701 из десяти. Первые четыре находятся в разной степени готовности: головной "Капитан Соколов", первый серийный "Капитан Геллер", второй "Капитан Осташков" и третий "Капитан Брейхман". Стоит подчеркнуть, что жизнь этой серии "Корабел.ру" в той или иной степени освещал - посещал церемонии закладок головного траулера и третьего серийного

Траулеры-процессоры проекта 170701 разработаны петербургским КБ "Наутик Рус" и строятся по заказу Группы "НОРЕБО". Головной "Капитан Соколов" и первый серийный "Капитан Геллер" - для компании "Рыбпроминвест", второй серийный "Капитан Осташков" - для компании "Карельские морепродукты", третий "Капитан Брейхман" - для "Мурманского губернского флота", четвертый - для компании "Альтернатива". Стоимость каждого траулера составляет более 4 млрд рублей.  

 

Основные характеристики траулера проекта 170701:
 

Длина, м81,6
Ширина, м16,0
Скорость, узл.15
Водоизмещение, т5500
Мощность ГД, МВт6,2
Общая производительность150 тонн рыбы в сутки
Производительность по замораживанию100 тонн рыбы в сутки
Экипаж, чел.70


Параллельно с траулерами корабелы "Северной верфи" строят ярусоловы. Причем эта серия по сравнению с соседями уже может похвастаться одним спущенным на воду представителем. 20 декабря 2019 года на предприятии состоялась торжественная церемония спуска на воду головного ярусолова-процессора "Гандвик-1" проекта МТ1112XL. Ее наша редакция, кстати, тоже посетила и опубликовала о событии репортаж.

Проект ярусолова разработало норвежское бюро Marin Teknikk AS, а РКД разработало отечественное КБ "Форсс-Марин". Три первых судна данного проекта - "Гандвик-1", "Гандвик-2" и "Гандвик-3" строятся по заказу компании РК "Вирма", а четвертое "Марлин" для фирмы "Глобус". 
 

Ярусолов "Гандвик-1" / Корабел.ру


Основные характеристики ярусолова проекта МТ1112XL:
 

Длина, м59
Ширина, м13
Скорость, узл.13
Водоизмещение, т2200
Мощность главных энергетических установок, кВт2,7
Проектная мощность добычи25 тонн рыбы в сутки
Экипаж, чел.более 30


Вместе с "Северной верфью" коллеги с "Адмиралтейских верфей" тоже реализуют крупный заказ на серию траулеров проекта СТ-192. Сейчас в портфеле адмиралтейцев шесть супертраулеров плюс четыре в опционе. Вся серия строится для "Русской рыбопромышленной компании".

Большие морозильные рыболовные траулеры проекта СТ-192 предназначены для промысла минтая и сельди с глубокой и безотходной переработкой вылова на борту. Сегодня на заводе выведены на стапели два супертраулера, которые уже имеют названия - суда "Механик Маслак" и "Капитан Вдовиченко". Резка металла для третьего судна серии началась еще в сентябре 2019 года, на ее церемонии наша редакция тоже побывала и подготовила репортаж, а строительство четвертого траулера началась в декабре прошедшего года.
 

Головной траулер проекта СТ-192 на "Адмиралтейских верфях" / Корабел.ру


Основные характеристики траулера проекта СТ-192:
 

Длина, м108
Ширина, м21
Дедвейт, т5700
Вместимость грузовых трюмов, м35500
Скорость, узл.15
Автономность по запасам топлива, сут.45
Экипаж, чел.139 (включая персонал рыбоперерабатывающего комплекса)


Отъезжаем от Петербурга 136 километров на север. В славном городе Выборге тоже строится достаточно солидная серия, а точнее две серии траулеров в рамках программы "квоты под киль". Сегодня на Выборгском судостроительном заводе идет строительство четырех траулеров проекта КМТ01 для "Архангельского тралового флота". Общая стоимость заказа составляет 11 млрд рублей. Эскизный проект траулера разработало норвежское КБ Skipsteknisk AS, который потом переработало МИБ-СПб.

Нашей редакции удалось уделить особое внимание головному траулеру проекта КМТ01 "Баренцево море", потому что мы посещали и церемонию спуска на воду, и готовили большую статью, посвященную строительству судна и внутреннему насыщению. Первый серийный рыбак проекта КМТ01 "Норвежское море" уже тоже на воде, второй "Белое море" и третий серийные траулеры пока еще готовятся к спуску. 
 

Основные характеристики траулера проекта КМТ01:
 

Длина, м86,00
Ширина, м17,00
Высота борта до главной палубы, м6,75
Высота борта до промысловой палубы, м10,10
Осадка максимальная, м8,90
Дедвейт (около), т2840
Автономность, сут30
Вместимость грузовых морозильных трюмов, м³2500
Вместимость трюма рыбной муки, м³350
Вместимость консервного трюма, м³100
Производительность морозильного оборудования
по готовой продукции, т/сутки
100
Производительность рыбоперерабатывающей фабрики
по производству филе, т/сутки
40 (по сырью)
Производительность рыбомучной установки
по готовой продукции (рыбная мука + рыбий жир), т/сутки
60 (по сырью)
Производительность консервной фабрики, условных банок/сутки5000
Мощность главных двигателей, кВт1 х 6000
Экипаж судна и персонал фабрики, чел.49
Скорость, узл.15


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это первая серия траулеров. Вторая серия рыбаков проекта КМТ02, которая тоже насчитывает четыре единицы судов. Первый траулер строится для компании "Норд Пилигрим" (он имеет одноименное название "Норд Пилигрим"), другие три - для "УК "ФОР" (название одного известно - "Юрий Маточкин"). Изначально траулеры проекта КМТ02 должны были быть поделены поровну между компаниями "Норд Пилигрим" и "ФОР", однако руководство "Норд Пилигрима" решило посмотреть на головной траулер и его реализацию, чтобы потом понять - нужно ли расширять серию или остановиться на одном. 
 

БМРТ "Норд Пилигрим" / "Морское Инженерное Бюро", ООО


Основные характеристики траулера проекта КМТ02:
 

Длина наибольшая, м80,40
Ширина, м15,40
Высота борта до главной палубы, м6,15
Высота борта до промысловой палубы, м9,10
Осадка максимальная, м8,90
Дедвейт (около), т2050
Автономность, сут30
Вместимость грузовых морозильных трюмов, м³2050
Вместимость трюма рыбной муки и консервного трюма, м³260
Производительность морозильного оборудования
по готовой продукции, т/сутки
105
Производительность рыбоперерабатывающей фабрики
по производству филе, т/сутки
40
Производительность рыбомучной установки
по готовой продукции (рыбная мука + рыбий жир), т/сутки
8
Мощность главных двигателей, кВт1 х 4640
Носовое подруливающее устройство, кВт1 x 600
Экипаж судна и персонал фабрики, чел.46
Скорость, узл.15


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И напоследок, в Отрадном на заводе "Пелла" строится тоже достаточно большое количество рыбопромысловых судов в рамках инвестквот. В настоящее время предприятие занято строительством девяти различных рыбаков, среди которых даже есть первый российский краболов.

Как раз такие краболовы и будут построены на "Пелле" в количестве трех единиц. Первым, головным является "Русь" проекта 03070. О нем мы писали репортажи и статьи, поэтому если вдруг вы желаете посмотреть как устроен современный краболов - проходите сюда и сюда

"Русь" строится по заказу компании "Антей" и стоит судно 15 млн евро. Проект краболова разработало ПКБ "Петробалт". Судно предназначено для специализированного донного ярусного лова краба (камчатский, опилио, синий и прочие) конусными ловушками "японского" типа с последующей сортировкой, перегрузкой в решетчатые корщины и транспортировкой живого краба на рынки. Укладывают улов в охлажденную и подготовленную для этого забортную воду, которой заполнили специальный изолированные цистерны - RSW-танки. Причем обработка улова и продукции на борту судна не предусмотрена.

И пока "Русь" готовится к совсем уж близкой передаче заказчику, в конце ноябре 2019 года "Пелла" заключила контракт на строительство еще двух краболовов этого проекта с сахалинской компанией "Островной краб". Стоимость контракта составляет 2,8 млрд рублей. Сейчас новые краболовы уже строятся на производственной площадке №1 завода "Пелла".
 

Краболов "Русь" проекта 03070 / Корабел.ру


Основные характеристики краболова проекта 03070:
 

Длина габаритная, м50,45
Ширина габаритная, м12,53
Дедвейт, т811
Полное водоизмещение, т1931
Осадка габаритная при полном водоизмещении, м6,72
Суммарная вместимость RSW-танков, м³461
Вместимость кладовой наживки, м³30,5
Главный двигатель, кВтоколо 1200
Скорость, узл.около 12
Автономность, сут.не менее 5
Дальность плавания, мильне менее 6000
Экипаж, чел.30


 

 

 

 

 

Помимо трех краболовов, "Пелла" занята строительством четырех траулеров-процессоров проекта 03095: головной "Андромеда", первый серийный "Кастор", второй серийный "Поллукс", третий серийный "Альхена". Кстати, на церемонии спуска "Кастора" мы тоже побывали и даже пообщались с будущим капитаном судна. Репортаж можно почитать тут

Эти суда предназначены для ловли донных пород рыб и полного цикла обработки улова на борту судна. Согласно информации о проекте, траулер также может производить консервы и рыбную муку.

Вся серия строится для ГК "Мурмансельдь-2".
 

Траулер "Кастор" проекта 03095 / Корабел.ру


Основные характеристики траулера проекта 03095:
 

Длина наибольшая, мок. 70
Ширина наибольшая, мок. 14
Осадка, м6
Дедвейт, ток. 1400
Полное водоизмещение, ток. 3730
Скорость, узл.ок. 14,5
Экипаж, чел.62


Завод "Пелла" имеет еще один контракт на строительство двух средних морозильных траулеров для ГК "ФЭСТ", который был заключен еще в начале лета 2017 года. Это суда проекта 0701 - головной траулер "Скорпион" и "Лев". В настоящее время оба судна уже спущены на воду и находятся в стадии достройки.

Подобные траулеры предназначены для донного и пелагического промысла и обработки улова на борту судна.

Известно, что общая стоимость контрактов на строительство серии траулеров проекта 03095 и двух СМТ проекта 0701 составляет 18 млрд рублей.
 

Траулер "Лев" проекта 1701 / Корабел.ру


Основные характеристики траулера проекта 0701: 
 

Длина наибольшая, м61,04
Ширина наибольшая, м14
Осадка расчетная, м5,9
Полное водоизмещение, т3130
Тип и мощность двигателя, кВтWartsila 6L32 мощностью 3480 кВт при 750 об/мин
Скорость, узл.не менее 13,5 
Экипаж, чел.38


Резюме

Всего на сегодяшний день в программе "квоты под киль" участвуют одиннадцать судостроительных заводов и верфей. На разных этапах строительства (некоторые даже уже переданы заказчикам, некоторые только ожидают квоты) находятся 67 единиц рыболовецкого флота. Из них 18 судов, которые только ожидают начала строительства, однако их скорая реализация практически не поддается сомнению. Это всего лишь вопрос времени и аукционов. 

Материалы по теме:
"Корабелы поняли, что траулеры — это серьезно" (интервью с исполнительным директором СЗРК)
Аукционы, супертраулеры, нехватка квот и кадровый вопрос — откровенный диалог с рыбаками (интервью с директором компании "Вариант)
Квоты судотворящие (о судах, которые будут строиться или уже строятся в России в рамках инвестиционных квот)
Инвестквоты — что там с "малышами"? (статья о малотоннажном рыбодобывющем флоте)
Начинается битва за краболовы (статья о квотах на вылов крабов)
Простые вопросы о строительстве траулеров. Отвечают верфи (блиц-опрос заводов по сотрудничество с рыбаками)
"Квоты под киль" – не принуждение, а определение правил" (интервью с гендиректором завода "Янтарь")
 

"Красное Сормово", ПАО
Нижний Новгород
+7 (831) 229-61-27, +7 (831) 229-61-05
"Судостроительный завод "Северная верфь", ПАО
Санкт-Петербург
+7 (812) 600-52-60
"Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь", АО
Калининград
+7 (401) 264-86-41, +7 (401) 261-31-80
"Адмиралтейские верфи", АО Санкт-Петербург
+7 (812) 313-81-83
"Восточная верфь", АО Владивосток
+7(423)265-88-10, +7(423)260-15-50
"Выборгский судостроительный завод", ПАО Выборг
+7(81378) 2-64-32
"Окская судоверфь", АО Навашино
+7(83175)5-75-46
"Судостроительный завод Пелла", ООО Отрадное
+7 (812) 336-40-66, +7 (812) 336-40-67
"Верфь братьев Нобель", ООО Рыбинск
+7(4855)297-010, +7(4855)297-013



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости