реклама
Об отрасли простыми словами
Об отрасли простыми словами
Изюминкой этого блога является максимально подробное описание процессов производства уникального оборудования, строительства и ремонта судов. Здесь можно встретить статьи о создании продукции до рассказа об устройстве различного типа флота без сложной технической терминологии. Желаем приятного и комфортного погружения в нашу отрасль!

Экскурсия по строящемуся траулеру "Баренцево море"

Отрасль дожила до дня, когда первые рыбаки, строящиеся в рамках инвестквот, сходят со стапелей и передаются заказчикам. Возможно, все происходит не так быстро, как хотелось бы сообществу, но довольствуемся тем, что есть. Все-таки подобный флот неизвестен нашим корабелам, а он достаточно сложен и специфичен. И на многих верфях России сейчас ведется активное строительство первых траулеров, совсем скоро они будут переданы заказчикам. В этой статье пойдет речь о траулерах проекта КМТ01, что сегодня строятся на Выборгском судостроительном заводе.

Наша редакция старается держать руку на пульсе всего рыбопромыслового флота, что строится в России. До некоторых даже получается доехать и оценить их ход строительства. Так мы прибыли в Выборг, на ВСЗ, где строится серия (и не только она) из четырех траулеров проекта КМТ01 для "Архангельского тралового флота". 

Небольшое знакомство с проектом и серией

Суда проекта КМТ01 - это кормовые морозильные траулеры, которые предназначены для тралового промысла донных пород рыб и производства обезглавленной и потрошеной рыбы, филе, икры и печени трески, рыбной муки и рыбьего жира прямо на борту.


Основные технические характеристики оформим в таблице. Данные взяты у "Морского инженерного бюро":
 

Длина, м86,00
Ширина, м17,00
Высота борта до главной палубы, м6,75
Высота борта до промысловой палубы, м10,10
Осадка максимальная, м8,90
Дедвейт (около), т2840
Автономность, сут30
Вместимость грузовых морозильных трюмов, м³2500
Вместимость трюма рыбной муки, м³350
Вместимость консервного трюма, м³100
Производительность морозильного оборудования
по готовой продукции, т/сутки
100
Производительность рыбоперерабатывающей фабрики
по производству филе, т/сутки
40 (по сырью)
Производительность рыбомучной установки
по готовой продукции (рыбная мука + рыбий жир), т/сутки
60 (по сырью)
Производительность консервной фабрики, условных банок/сутки5000
Мощность главных двигателей, кВт1 х 6000
Носовое подруливающее устройство, кВт1 x 850
Дизель-генераторы, кВт1 x 900 +
1 x 500
Валогенератор, кВт3200
Аварийный дизель-генератор, кВт116
Экипаж судна и персонал фабрики, чел.49
Скорость, узлы15


Класс РМРС - KM Ice 3 AUT1 (REF) Fishing vessel, что позволяет судам расширить эффективное время ведения промысла.

Контракты на строительство серии из четырех траулеров для "Архангельского тралового флота" были подписаны еще в марте 2016 года. Событие произошло в Мурманске на Международном форуме "Флот для рыболовства – новый импульс развития". В силу документы вступили спустя 7 месяцев, 9 ноября 2016 года, после прохождения необходимых корпоративных процедур и согласования всех ключевых положений.

Головной траулер серии "Баренцево море" (стр. №935) заложили 31 мая 2017 года, а закладку первого серийного - "Норвежское море" (стр. №936) - произвели 26 января 2018 года. Второй серийный рыбак - "Белое море" (стр. №937) - был заложен 25 мая 2018 года. Четвертый в серии тоже находится на строительстве в эллинге.
 

Церемония спуска на воду траулера "Баренцево море" / Корабел.ру


В начале декабря 2018 года головное судно "Баренцево море" впервые коснулось воды - кстати, репортаж с события можно почитать здесь, наша редакция тоже принимала участие в празднике. В середине мая уже текущего года уже и траулер "Норвежское море" был спущен на воду. 

Билет на "Баренцево море"

Следует сразу извиниться за то, что большую часть статьи будет посвящено двум траулерам из четырех, ввиду того что они уже стоят на воде и их актуальное состояние можно визуально оценить и описать. 


Сегодня на судах "Баренцево море" и "Норвежское море" работают порядка 440 человек - примерно по 220 заводчан на каждом траулере. Техническая готовность головного судна проекта КМТ01 оценивается в 73%, первого в серии - более 45%.
 

Траулер "Баренцево море" / Корабел.ру


Нашей редакции удалось полностью обойти головной траулер. Надеемся, что читателям удастся составить представление о том, что это за судно сегодня, каким оно будет, когда выйдет на промысел и какова будет вся серия "Архангельского тралового флота".

Знакомство с "Баренцевым морем" началось с траловой палубы - лишь одной части всего рыбодобывающего комплекса судна. С нее мы начали спускаться ниже до машинного отделения.
 

Траловая палуба судна "Баренцево море" / Корабел.ру

 

Траловая палуба судна "Баренцево море" / Корабел.ру


Сейчас на головном судне проекта КМТ01 идет работа по прокладке кабелей. Любопытно, что каюты для плавсостава размещены на траулере преимущественно с правого борта. На левом борту будет располагаться кают-компания и различные вспомогательные помещения.
 

Палуба с каютами траулера "Баренцево море" / Корабел.ру


А это будущие каюты экипажа:
 

Одна из кают траулера проекта КМТ01 / Корабел.ру


Спускаемся палубами ниже, где нас ожидает знакомство с рыбоперерабатывающим комплексом. Наверное, следует остановиться на рыбодобывающем оборудовании траулера "Баренцево море". Траловый комплекс "Баренцева моря" вряд ли можно назвать инновационным. Достаточно традиционная схема добычи биоресурсов тралом. Большой сетный буксируемый мешок, сделанный из канатов и сетей, траловые доски, слип, стальные канаты. Однако с одним исключением - на судне установлены электролебедки, что в новинку для рыбаков. 


По слипу улов в сетке поднимают на траловый борт. Затем рыбу сбрасывают в трюм, где ее отправляют на переработку - на фабрику норвежской компании.
 

Корабел.ру


К слову о траловых лебедках, для серии рыбаков проекта КМТ01 их произвела и поставила испанская компания Ibercisa. 

В завершении рассказа о траловом комплексе траулера "Баренцево море" познакомим с рыбным морозильным трюмом.
 

Будущий рыбный трюм траулера "Баренцево море" / Корабел.ру


Именно отсюда попадает улов в трюм:
 

Будущий рыбный трюм траулера "Баренцево море" / Корабел.ру


Сюда:
 

Будущий рыбный трюм траулера "Баренцево море" / Корабел.ру


Вместимость грузовых морозильных трюмов составляет 2500 куб. метров. Из трюма рыба отправляется на рыбоперерабатывающую фабрику. За производство и поставку всей рыбофабрики на траулерах проекта КМТ01 отвечала норвежская компания Steel-X AS. Комплекс оборудования состоит из различных типов филетировочных машин производительностью более 25 тонн в сутки, машин для обезглавливания и потрошения, а также устройств для транспортировки, сортировки рыбы и филе, накопителей для хранения рыбы, столов для взвешивания, столов для упаковки и тому подобного, с обеспечением производительности более 65 тонн готовой свежемороженой продукции в сутки.
 

Будущая рыбофабрика траулера "Баренцево море" / Корабел.ру


В настоящее время все оборудование фабрики уже установлено на судне, но закрыто пластинами во избежание повреждений во время достройки траулера. Поэтому предлагаем актуальные фотографии того, как помещение выглядит сейчас.
 

Будущая рыбофабрика траулера "Баренцево море" / Корабел.ру


Траулеры проекта КМТ01 имеют полный цикл производства рыбной продукции - от ловли до подготовки готового продукта (рыбная мука, филе и консервы).

"Сердце" траулера

Несколько спорное название блока статьи. Таких вопросов бы не было, если бы мы писали о сухогрузе или танкере. Ведь "сердцем" или главным узлом рыболовецкого судна можно считать рыбоперерабатывающий комплекс, а не машинное отделение из-за своей спецификации - убери его, и траулер станет обычным судном. Однако все-таки именно главный двигатель приводит все в движение. Поэтому "сердце" у всего флота одно.
 

Машинное отделение траулера "Баренцево море" / Корабел.ру


Машинное отделение траулера "Баренцево море" выглядит примерно так же, как и рыбофабрика, - все оборудование под стальными кожухами и пластинами. Двигатель уже поставлен на судне. К слову, за него отвечала компания MAN, отгрузив, по всей видимости, машину модели MAN 1OL32/44CR мощностью 6000 кВт. Подтверждений этим сведениям нет, но информационные ресурсы выдают эту марку двигателя такой мощности.
 

Машинное отделение траулера "Баренцево море" / Корабел.ру
Машинное отделение траулера "Баренцево море" / Корабел.ру


За холодильное оборудование на траулере отвечает компания Teknotherm. 
 

Холодильное оборудование траулера "Баренцево море" / Корабел.ру

 

Холодильное оборудование траулера "Баренцево море" / Корабел.ру


Что касается насосов, то известно, что компания "Морская Техника" осуществила поставку комплекта подобного оборудования фирмы Azcue.
 

Сварочные аппараты "Кемппи" на траулере "Баренцево море" Корабел.ру



Капитанский мостик траулера

Перед выходом на палубу "Баренцева моря" мы поднялись на капитанский мостик, где застали работу выборгского филиала "ЭРА" в работе. По фотографиям можно представить, как будет выглядеть рубка в будущем.
 

Капитанский мостик траулера "Баренцево море" / Корабел.ру
Капитанский мостик траулера "Баренцево море" / Корабел.ру

 

Коллектив "ЭРА" за работой на траулере проекта КМТ01 / Корабел.ру

 

Коллектив "ЭРА" за работой на траулере проекта КМТ01 / Корабел.ру


С мостика на палубу


Прогуляться по палубе траулера "Баренцево море", как по палубе, к примеру, того же ледокола "Арктика" проекта 22220 или новейших сухогрузов проекта RSD59, у нас не вышло. Однако известно, что судно будет оборудовано тремя грузоподъемными кранами фирмы Palfinger - один в корме, один в носу и один в средней части "рыбака". 
 

Кран Palfinger PKM 1150 для траулера "Баренцево море" / Корабел.ру


И пара фотографий, как сейчас выглядит палуба траулера:
 

На палубе траулера "Баренцево море" / Корабел.ру

 

На палубе траулера "Баренцево море" / Корабел.ру


А что дальше?

Мы прекрасно понимаем, что информации об оборудовании и о том, что конкретно будет установлено на серии траулеров для "Архангельского тралового флота", не так много, как хотелось бы. Однако наша редакция попыталась отснять все палубы, помещения и места, где смогла побывать. 

После знакомства с ходом строительства траулеров проекта КМТ01 мы встретились с генеральным директором Выборгского судостроительного завода Александром Соловьевым и обсудили жизнь предприятия, проблемы, которые испытывает ВСЗ, затронув тему реализации программы "квоты под киль" и ближайшие перспективы.
 

Траулер "Белое море" проекта КМТ01 в эллинге ВСЗ / Корабел.ру


Одной из главных проблем Выборгского СЗ является дефицит кадров. Сегодня заводу нужно более 400 корабелов для реализации заказов в срок. Заметим, что проблема подбора персонала в целом для всего судостроения России стоит достаточно остро. 

По словам Соловьева, сроки сдачи серии траулеров проекта КМТ01 сдвинуты "вправо" где-то на девять-десять месяцев. Передача головного траулера "Баренцево море" была намечена на июль 2019 года. Как заметил глава предприятия, заказчик это понимает и принимает. Поэтому "Архангельский траловый флот" получит свой первый КМТ в первой половине 2020 года.
 

Четвертый траулер проекта КМТ01 / Корабел.ру


Еще одна причина сдвигов сроков передачи "рыбаков" проекта КМТ01, да и КМТ02, связана с самими проектами рыбопромысловых судов. По словам Соловьева, существенная корректировка и модернизация исходного проекта в ходе разработки технического проекта под нормы РМРС и существенные задержки и отставания в поставке документации концептуальных проектов от норвежских партнеров повлияли на срывы сроков.

Генеральный директор ВСЗ заметил, что подобные проблемы испытывает не только Выборгский судостроительный завод. Эти трудности знакомы большинству предприятий, занятых реализацией программы инвестквот. 
 

Траулер "Баренцево море" / Корабел.ру


Грядет распределение квот на вылов краба, которое ожидает все российские рыбаки и верфи. От этой процедуры зависит загрузка многих судостроительных заводов. Выборгский СЗ по итогам распределения может получить заказ на строительство краболовов от того же "СЗРК" (в него входит "Архангельский траловый флот"). И это не единственный горизонт заказов предприятия, но раз мы говорим о рыбаках, то о других направлениях поговорим позже.

[Больше фотографий в Галерее снизу]

Материалы по теме:
Выборгские корабелы спустили на воду современный рыболовный траулер (фоторепортаж)
Десять супертраулеров для Дальнего Востока — как их строят? (интервью с гендиректором "Русской рыбопромышленной компании")
"Корабелы поняли, что траулеры — это серьезно" (интервью с исполнительным директором Северо-Западного рыбопромышленного консорциума)
Квоты судотворящие (о судах, которые будут строиться или уже строятся в России в рамках инвестиционных квот)
 

"Морская Техника", Группа компаний
Санкт-Петербург
+7 (812) 309-46-46
"Морское Инженерное Бюро-СПб", ООО
Санкт-Петербург
+7 (812) 233-64-03, +7 (812) 232-85-38, +7 (812) 498-09-59
"Выборгский судостроительный завод", ПАО Выборг
+7(81378) 2-64-32
"Архангельский траловый флот", АО Архангельск
+7(8182)42-18-65
"Хейнен Хопман Рус", ООО Санкт-Петербург
+7 (812) 3171701
"Кемппи Россия", ООО Москва
+7 (495) 240-84-03
"Северо-Западный Рыбопромышленный Консорциум", НП Мурманск
+7(8152)99-92-01
"Палфингер Марин Рус", ООО Санкт-Петербург
+7 (812) 386-34-19, +7 (911) 152-5355



Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Петров Иван, 05.01.2020, 19:27Достойное промысловое судно!
Свежие новости