Квоты судотворящие

- A + КомментарииПрочитано 574 раза   |
Список рыболовных судов, заказанных российским верфям после вступления в силу выстраданного постановления правительства по инвестиционным квотам, растет как снежный ком. Только за последние пару недель он пополнился сразу двумя сериями — шесть траулеров на "Адмиралтейских верфях" и четыре ярусолова на "Северной верфи". Это значит, что механизм все-таки заработал и уже приносит неплохие результаты.

Подробности об этих заказах и о том, что еще будет заложено в России в рамках "квот под киль", читайте в нашем сегодняшнем материале.


Сообразили на троих

Начнем этот обзор с последнего события. В первый день ноября Объединенная судостроительная корпорация сообщила, что согласовала контракт сразу с тремя рыболовецкими фирмами на строительство серии из четырех ярусоловов-процессоров. Два из них будут предназначены компании "Вирма", еще по одному возьмут себе "Глобус" и "Арктикрыбфлот". Срок сдачи судов намечен на 2022 год.

Объединить свои заказы в рамках одной серии и одного контракта решили сами рыбаки — так проще и дешевле. Суда будут строиться по проекту норвежцев из Marin Teknikk AS, а рабоче-конструкторскую, технологическую и эксплуатационную документацию разработает отечественное проектные бюро — последнее необходимое условие для того, чтобы войти в программу инвестиционных квот. Ярусоловы получат водоизмещение свыше 2 тысяч тонн, длину 58,6 м и ширину 13 м. Эксплуатироваться они будут в Баренцевом и Норвежском морях при ловле трески и пикши.

Причину, по которой наши промысловики вновь обратились к норвежскому проекту, директор РК "Вирма" Иван Пасынков объяснил так: "Был выбран проект норвежского конструкторского бюро, поскольку проекты рыболовецких судов, разработанные в Норвегии, наиболее востребованы во всем мире".

Интересно, что изначально "Вирма" все-таки собиралась использовать полностью отечественный проект среднего рыболовного траулера-рефрижератора "Меридиан", разработанный петербургским КБ "Восток". Он поменьше размером — длина 38,4 метра, ширина 9 метров, водоизмещение 750 тонн. Но серия при этом предполагалась более масштабной — сразу шесть судов. Планировалось, что головной траулер уже этой осенью будет заложен на Онежском ССЗ. Однако вскоре поменялось все — и выбранный проектант, и размер серии, и даже исполнитель контракта.
 
Фото: ОАО "СЗ "Северная верфь"

Предприятием, которому в итоге поручено реализовать этот заказ, неожиданно оказалась "Северная верфь", впервые в своей новейшей истории выходящая на рынок рыболовных судов. До того к рыбопромысловой отрасли завод имел отношение разве что в 30-е годы прошлого века, когда с его стапелей сошло несколько десятков траулеров для Дальнего Востока. Выпуск их закончился еще в 1937 году, ровно 80 лет назад.

Тем не менее, рыбаки сочли, что именно "Северная верфь" лучше всего подходит для строительства ярусоловов. Об этом сообщил один из заказчиков — генеральный директор ООО "Глобус" Андрей Заика.

Для тех, кто внимательно следил за ситуацией в отрасли, вступление в игру "Северной верфи" сюрпризом не стало. Еще полтора года назад, в мае 2016 года на форуме "Морская индустрия России" было четко заявлено, что в составе ОСК есть три предприятия, способных строить по два больших (длиной свыше 80 метров) рыбопромысловных судна в год. Это "Янтарь", Выборгский СЗ и "Северная верфь".

К тому же предприятие уже успело поработать с норвежскими проектантами: в 2009 — 2011 годах оно сдало два судна снабжения морских буровых платформ норвежского проекта VS 485 PSV. Этот фактор тоже сыграл немаловажную роль. Еще в августе 2016 года компания "Вирма", изучая вопрос строительства новых траулеров, склонялась в пользу петербургского завода, и тогдашний директор рыболовецкой компании Игорь Чевычало говорил: "Мы рассматриваем "Северную верфь" в качестве потенциального исполнителя нашего заказа, поскольку у этого завода есть необходимые мощности и большой опыт работы с норвежскими партнерами".


Шесть плюс испанский флагман

Помимо "Северной верфи" число петербургских предприятий, вступивших в борьбу за рыбацкие заказы, пополнили "Адмиралтейские верфи". Они выиграли контракт на строительство шести больших морозильных траулеров-процессоров для Русской рыбопромышленной компании (РППК).
 
Фото: "Объединенная судостроительная корпорация"

В их основу ляжет проект ST-192, суда будут иметь длину 108,2 метров, ширину – 21 метр, водоизмещение (в грузу) – 11 873 т, дедвейт (в грузу) – 5 332. Ледовый класс Ice 1А позволит им комфортно работать в Дальневосточном регионе.

Траулеры предназначены для добычи минтая и сельди пелагическим тралом. Их оборудование обеспечит переработку и заморозку рыбы, ее хранение и транспортировку в порт, а также получение фарша и рыбной муки из отходов рыбопереработки.

В числе претендентов на эту серию была все та же "Северная верфь", а также Балтийский и Выборгский заводы, новорожденная приморская "Звезда" и керченский "Залив". О том, почему заказ достался именно "адмиралам", глава РППК Андрей Тетеркин сказал обтекаемо:

– Условия Дальневосточного бассейна предъявляют особые условия к качеству и техническим данным новых траулеров. Нам важно обеспечить и эффективную работу на борту и безопасность экипажей, поэтому была выбрана российская верфь, имеющая богатый опыт строительства и гражданских, и военных судов.

Сделка с "Адмиралтейскими верфями", по данным ОСК, будет стоить порядка 37 млрд рублей. Первое из них планируется сдать через три года, а закончить всю серию уже к 2023 году. Кстати, головное судно по этому проекту Русская рыбопромышленная компания построит все-таки за границей — на испанской верфи MetalShips & Docks S.A.

При этом в процессе будет участвовать и российская проектная команда, сообщал журналистам подробности такой схемы еще в марте 2017 года Андрей Тетеркин. Тогда, правда, речь шла о системе "7 плюс 1" — головной траулер строится на иностранной верфи и еще семь судов на российской. С тех пор серия несколько усохла, но по российским меркам остается по-прежнему впечатляющей.
 
Фото: "Объединенная судостроительная корпорация"

Чтобы понять, насколько серьезное значение имеет этот заказ для приморских промысловиков, стоит напомнить, что в распоряжении Русской рыбопромышленной компании на сегодня есть флот в размере 12 крупнотоннажных траулеров и еще двух судов-рефрижераторов. Большая часть их была построена еще в 1980-е годы, а самое молодое судно сдано в 1993 году. Так что потребность в "свежей крови" достаточно велика. Получение семи (включая испанский флагман) новых траулеров к 2023 году позволит компании заменить почти половину своих судов.


Дальше — больше

В список рыболовных судов, заказанных российским верфям в расчете на инвестиционные квоты, может добавиться 115-метровый траулер. Информацию о том, что "Преображенская база тралового флота" ведет переговоры по этому поводу с прибалтийским "Янтарем", озвучил на днях вице-премьер самого западного региона России Александр Шендерюк-Жидков.

— Данный заказ может стать первым крупнотоннажным рыболовецким судном на калининградской верфи за всю историю существования предприятия, — заявил чиновник, выступая в Сеуле на презентации инвестиционного потенциала регионов в России.

"Корабел.ру" обратился за комментариями в пресс-службы завода "Янтарь" и "Преображенской базы тралового флота". Нам подтвердили, что такие переговоры действительно ведутся, однако до заключения реального контракта подробности не разглашаются.
 
Фото: "Преображенская база тралового флота", ОАО

Еще один потенциальный заказчик траулера в рамках инвестквот — Рыболовецкая артель "Колхоз им 50-летия Октября". Здесь контракт "светит" уже дальневосточным заводам — это будет либо Хабаровский, либо Амурский СЗ. В договоре будет прописано одно судно по проекту ST 116XL, представляющее собой траулер неограниченного района плавания, длиной 79,8 м, шириной 15,4, мощностью 8800 кВт, рассчитанное на экипаж из 37 человек. В сутки оно может добывать 160 т рыбы.

Российским рыбакам этот проект авторства норвежской компании Skipsteknisk AS хорошо известен, по нему уже строятся аналогичные суда на Выборгском судостроительном заводе для "Архангельского тралового флота". В будущем "Колхоз им 50-летия Октября" может увеличить заказ еще на несколько траулеров.

И завершить эту статью хотелось бы последними данными от Министерства промышленности и торговли: прямо сейчас на российских верфях строится 31 рыбопромысловое судно.
 
Материалы по теме:
Первый результат "квот под киль" (о закладке траулера проекта ST-118L-ATF на Выборгском СЗ)
"Квоты под киль" – не принуждение, а определение правил" (интервью с гендиректором завода "Янтарь")
Поделиться новостью

Подписка Корабел.ру экономит ваше время
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного!

Комментарии   2.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или
-2+
#Филимонов Валерий Николаевич, 09.11.2017, 10:51Можно было бы хлопать в ладошки от радости, однако, проект иностранный, а это значит, что из российского в нем в лучшем случае корпусная сталь и изготовление корпуса судна. Вся "начинка": движки, механизмы, приборы и прочее - иностранные. В результате имеем ту же пресловутую и примитивную отверточную сборку. Данная система судостроения не способствует развитию судостроительной отрасли и сопутствующих ей отраслей промышленности в России.
-0+
#Кислицин Андрей Владимирович, 13.11.2017, 09:31"Был выбран проект норвежского конструкторского бюро, поскольку проекты рыболовецких судов, разработанные в Норвегии, наиболее востребованы во всем мире" - они востребованы только в самой Норвегии, из-за специфической организации рыбного хозяйства. А вот здесь очень интересно пишут о норвежской рыбке, на сколько она на самом деле "полезна" https://articles.mercola.com/sites/articles/archive/2016/04/30/salmon-fish-farming.aspx