реклама
Об отрасли простыми словами
Об отрасли простыми словами
Изюминкой этого блога является максимально подробное описание процессов производства уникального оборудования, строительства и ремонта судов. Здесь можно встретить статьи о создании продукции до рассказа об устройстве различного типа флота без сложной технической терминологии. Желаем приятного и комфортного погружения в нашу отрасль!

Как устроен современный буксир-спасатель Морспасслужбы

Уже более трех месяцев Морспасслужба эксплуатирует современный многофункциональный буксир-спасатель "Бахтемир" проекта MPSV12. Нам довелось не раз встречаться с судном еще до передачи его заказчику - то во время строительства на Невском ССЗ, то буквально перед принятием в состав флота Морспасслужбы. Пришло время поговорить о "Бахтемире" и рассказать, чем он оснащен.

О проекте спасателей

Согласно информации "Морского инженерного бюро", судно проекта MPSV12 - это многофункциональный мелкосидящий буксир-спасатель с двумя гребными винтам, с усиленным ледовым классом, с наклонным форштевнем и крейсерской кормовой оконечностью, с удлиненной двухъярусной надстройкой бака, носовым расположением жилой надстройки и машинным отделением в средней части, с дизельной энергетической установкой, с двумя носовыми и одним кормовым подруливающими устройствами, с категорией ледового усиления "Arc5".
 

Многофункциональны спасатель "Бахтемир" проекта MPSV12 / Корабел.ру


Подобные суда предназначены для:
• патрулирования, аварийно-спасательного дежурства в районах судоходства, рыбного промысла, морских нефтяных и газовых промыслов;
• поиска и оказания помощи терпящим бедствие судам;
• аварийно-спасательных, судоремонтных и водолазных работы на глубине до 60 м, а также подводно-технических работы с подводной сваркой и резкой;
• буксировки аварийных судов и объектов к месту убежищ, а также выполнения морских буксировок судов, плавучих объектов и сооружений во льдах и на чистой воде;
• тушения горящего на воде топлива, ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ЛАРН);
• поиска и обследования подводных потенциально опасных объектов;
• поиска, спасения, эвакуации и размещения людей, оказания им медпомощи;
• оказания помощи в тушении пожаров на плавучих и береговых объектах, доступных для подхода с моря;
• доставки генеральных и наливных грузов;
• доставки персонала;
• управления телеуправляемого необитаемого подводного аппарата рабочего класса с глубиной погружения до 3000 м.

Буксир проекта MPSV12 имеет длину 79,85 м, ширину - 16,80 м, высоту борта - 6,70 м, максимальную осадку - 4,50 м. Дедвейт судна этой осадке составляет 1820 т. 

"Бахтемировский" мостик

Предполагаем, что стоит объяснить почему "Бахтемир" на фотографиях запечатлен в снегу. Дело в том, что передача судна заказчику протекала не совсем просто, поэтому сроки подготовки материала сдвигались. Ничего необычного, и в этом нет никакой катастрофы. Поэтому предлагаем полюбоваться фотографиями судна, датируемые концом марта, когда наш корреспондент Кирилл Воловик впервые увидел спасателя проекта MPSV12. Тем более, что с таким "жарким" летом, как в Петербурге, только снега и не хватает.

По традиции, наше знакомство с судном началось с капитанского мостика, где нас встретил капитан "Бахтемира" Сергей Глибин.


Капитан рассказал нам, что его самым главным замечанием к проекту является обзорность судна: "Не совсем понятно, зачем на спасателе типа "Бахтемир" реализовали подобные панорамные иллюминаторы. Мне крайне сложно представляется процесс швартования - я ничего не вижу. Спасателю же, по функционалу, необходимо швартоваться крайне близко к судам, к людям, терпящим бедствие в море, а я не могу постоянно ориентироваться на мнение команды с палубы. Ведь у каждого свое видение. Непонятно, почему нельзя было добавить проход с другой стороны иллюминаторов и мостика, как это сделано у "Спасателя Карева". К примеру, на судне "Балтика" тоже есть проблема с обзорностью, но там предусмотрен лючок, через который можно смотреть и швартоваться".
 

На капитанском мостике "Бахтемира" / Корабел.ру


По словам Сергея Глибина, в остальном судно исполнено хорошо: "К оборудованию вопросов нет - на "Бахтемире" установлены совершенно новые и понятные устройства. Единственное, неясно, почему на судне решили поставить китайскую систему динамического позиционирования, когда есть хорошие российские аналоги. Нужно поддерживать отечественных производителей!" 

Раз мы заговорили об оборудовании, то плавно перейдем к радионавигационному комплексу "Бахтемира". На капитанском мостике судна проекта MPSV12 установлено в основном продукция Furuno. Так, в комплекс средств внешней связи входят судовая земная станция (СЗС) ИНМАРСАТ-С марки Felcom-18, ПВ/КВ радиоустановка 250Вт с ЦИВ и УБПЧ модели FS-2575, две УКВ радиоустановки с ЦИВ и приемником наблюдения FM8900S, две УКВ радиотелефонной станции марки FM-4721, судовая земная станция ИНМАРСАТ-FleetBroadband модели Felcom 500, НАВТЕКС NX-700B, факс погоды FAX-30. Помимо Furuno, в комплекс средств внешней связи входят три УКВ-аппаратуры двусторонней радиотелефонной связи SAILOR SP3520 VHF, СЗС спутниковой связи VSAT SAILOR 900 VSAT компании Thrane&Thrane, два радиолокационных ответчика "Дрейф" производства Ярославского завода, спутниковый АРБ системы КОСПАС – САРСАТ модели АСНАП-М от НИИ космического приборостоорения. 
 

На капитанском мостике "Бахтемира" / Корабел.ру


В комплекс внутрисудовой связи судна "Бахтемир" входят телефоны парной связи БТС-1006, автоматическая телефонная станция ЦИСВС-1010, система командной трансляции АКТС-1907 от компании "Морсвязьавтоматика". Помимо этого, спасатель имеет систему беcпроводной телефонной связи модели IP DECT от фирмы Ascom и телевизионную систему Sailor 90 от Thrane&Thrane. Еще в комплекс входит система телевизионного наблюдения модели ТСОН-1003 компании "Юниконт", оптико-электронный комплекс наблюдения Night Navigator 220, машинный телеграф EET1 от фирмы Ineltech, а также административная компьютерная сеть ZyXel.
 

На капитанском мостике "Бахтемира" / Корабел.ру


Вместе с вышеперечисленным оборудованием для средств навигации компания Furuno поставила РЛС с САРП 10см (3ГГц) модели FAR-2137S, РЛС с САРП 3см (9ГГц) FAR-2827S, коннинг-станцию, два комплекта ЭКНИС FMD-3300, а также оборудование отображения ледовой обстановки FICE-100. Помимо этого, в комплекс средств навигации судна "Бахтемир" входит интегрированная система отображения ледовой обстановки и нефтяных пятен Sigma S6 компании Rutter, два судовых комбинированных приемоиндикатора ГНСС модели MX610 фирмы Navico, АИС SAILOR 6280, а также регистратор данных рейса DM100-2014 VDR от Danelec Marine.
 

На капитанском мостике "Бахтемира" / Корабел.ру


"Бахтемир" оборудован магнитным компасом с оптической и электронной передачей курса Reflecta I компании Raytheon, три гирокомпаса GC-85 от японцев из TOKYO KEIKI, спутниковый компас SC-110 и доплеровский лаг DS-80 от Furuno. Еще на судне установлены эхолот GDS101 компании Skipper, система управления курсом AP-80 от Simrad, система приема внешних звуковых сигналов NS-201 и анемометр "Перископ-М" от "Юниконта", а также электронная система единого времени от Zenitel и система КДВП Mega Guard от Praxis.

DP система и подруливающее устройство

Сергей Глибин, капитан "Бахтемира", сказал, что судно оснащено системой динамического позиционирования MEGA-GUARD DP2 от компании Praxis. Система управляет ГД, ВРШ, РМ и ПУ самым оптимальным способом, используя математическое моделирование маневрирования судна, чтобы обеспечить требуемую точность позиционирования для различных режимов работы. Согласно классу спасателя KM Arc5 1 AUT1 FF2WS DYNPOS-2 Salvage Ship, на нем предусматривается два носовых ПУ и одно кормовое, типа "винт в трубе" с винтом регулируемого шага (ВРШ) мощностью 790 кВт каждое. 

В кормовой части "Бахтемира" установлены два обтекаемых полуподвесных полубалансирных руля с закрылками на двух штырях, обеспечивающие судну необходимую управляемость.

Следуем в машинное отделение

Многофункциональное судно "Бахтемир" проекта MPSV12 оборудовано двумя главными двигателями Wartsila марки 8L26 мощностью 2600 кВт каждый. Это четырехтактные, нереверсивные, 8-цилиндровые дизельные двигатели с турбонаддувом и промежуточным охлаждением, с прямым впрыском топлива.
 

Wärtsilä 8L26 на судне "Бахтемир" / Корабел.ру


В качестве вспомогательных энергетических установок на "Бахтемире" установлены два дизель-генератора Cummins KTA38-CP800DM5 мощностью 800 кВт каждый и аварийный дизель-генератор Cummins марки 6CTA8.3-CS125DM5 мощностью 125 кВт.

На многофункциональном спасателе проекта MPSV12 стоят два вспомогательных паровых котла фирмы Aalborg модели СНВ-1000 паропроизводительностью 1 т/ч каждый. Котлоагрегаты автоматизированы и удовлетворяют требованиям к оборудованию судов, имеющих в символе класса РС знак AUT1. В комплекте с котлами поставлялись два питательных насоса CR 3-19 AFGJ-A-EHQQE и насос подпитки теплого ящика CR 3-8 AFGJ-A-EHQQE.

"Бахтемир" оборудован сепаратором дизельного топлива фирмы ALFA LAVAL модели P605Flex производительностью 2100 л/ч, который был поставлен в комплекте с насосом. Вместе с этим, в состав насосного оборудования на судне входит насос перекачки топлива марки ZAK 4180 RD-4,0/4 производительностью 15 м3/ч, грузовой насос перекачки топлива SCR-K-V 2500 DDLR-75,0/4 производительностью 150 м3/ч и шламовый насос EXN 20 DIPG-1,1/4 компании Prinz-Pumpen.
 

В машинном отделении "Бахтемира" / Корабел.ру


В комплекте с главными двигателями на судно поставлялись два топливоподкачивающих ГД резервных насоса BT-HM32D4 производительностью 3 м3/ч. С ними же на "Бахтемире" установили два охладителя дизельного топлива KS10-BCV-413B L900.

Вернемся к насосам на судне. Фирма Prinz-Pumpen поставила два резервных масляных насоса ГД модели SCR-K-V 1500 DDLG-30,0/4 производительностью 75 м3/ч, маслоперекачивающий насос ZAK 40 RD-1,1/4, два грузовых маслоперекачивающих насоса ZAK 4125 RD-5,5/4, а также ручной маслоперекачивающий насос К1. 

В качестве системы охлаждения главных двигателей немцы из Prinz-Pumpen поставили два резервных насоса охлаждения ГД разной производительности - марки PPI 6513 DBLG-7,5/2 производительностью 76 м3/ч и модели PPI 6513 DBLG-5,5/2 производительностью 45 м3/ч. На судне установлено четыре насоса охлаждения редуктора марки PPI 4013 DBLG-1,5/2, а также два насоса охлаждения вспомогательного оборудования PPI-XA 10016 BBLG-18,5/2.
 

В машинном отделении "Бахтемира" / Корабел.ру


В числе поставщиков есть компания BLOKLAND, которая поставляла различные бокскулеры в количестве 13 штук - для ДГ и ПУ. 

Для системы подогрева балластных цистерн на судно поставлены два немецких циркуляционных насоса подогрева цистерн модели PPI 5016 DBLG-5,5/2 производительностью 35 м3/ч, а также два подогревателя цистерн фирмы ALFA LAVAL марки TS6-MFG. Вместе с этим ALFA LAVAL поставила испарительный опреснитель AQUA blue-C80-HW-FS производительностью 25 м3/24ч и насос забортной воды опреснителя CNL 65-65/160.

Стоит отметить, что за всю систему вентиляции и кондиционирования на "Бахтемире", в том числе и машинного отделения, где мы сейчас находимся по ходу повествования, отвечает польская компания Teknotherm. Она установила 34 различных вентилятора и центральный неавтономный кондиционер c водяным воздухоохладителем, паровым воздухонагревателем, паровым увлажнителем, датчиком температуры и влажности, автоматическим поддержанием давления воздуха в магистралях, частотным преобразователем вентилятора модели CECE070.
 

Мастерская "Бахтемира" в МО / Корабел.ру


Зачастую подобный флот предусматривает собственную мастерскую. Так, на "Бахтемире" в машинном отделении есть слесарно-механическая мастерская. Она оборудована токарно-винторезным станком, вертикально-сверлильным станком, точильно-шлифовальным станком, стендом для опрессовки форсунок, электросварочным агрегатом, кислородно/ацетиленовым оборудованием.

Электрооборудование спасателя

Согласно проекту, на судне предусмотрена электроэнергетическая система 400/230В 50 Гц. На "Бахтемире" установлено два основных генератора (в составе основного ДГ) Stamford PM734 с характеристиками 400 В, 50 Гц, 800 кВт, 1500 об/мин каждый. А в составе АДГ шел еще и аварийный генератор Stamford Newage UCM274 с параметрами 400 В, 50 Гц, 125 кВт, 1500 об/мин.

На спасателе установлен два валогенератора компании Wartsila модели Marelli MJBM500 LA4 с характеристиками 400 В, 50 Гц, 1600 кВт, 1500 об/мин.

В составе преобразователей электроэнергии четыре понижающих трансформатора, один согласующий и восемь источников бесперебойного питания разной мощности. Устройства поставила турецкая компания BMA Technology. Она же отгрузила ГРЩ, АРЩ и щит внешних потребителей.
 

В машинном отделении "Бахтемира" / Корабел.ру


"Бахтемир" оборудован тремя асинхронными электродвигателями подруливающих устройств WMMP с характеристиками 800 кВт, 400В, 1500 об/мин.

Кабели и свет

За всю кабельную продукцию на многофункциональном судне "Бахтемир" отвечала компания "Севкабель", поставив пожаростойские, коаксиловые и силовые кабели. 

Что касается светильников и прожекторов, то в качестве поставщика для "Бахтемира" выступила компания "Судовой свет".

На палубе "Бахтемира"

Когда мы посещали судно и знакомились с командой, шла активная подготовка к передаче его Морспасслужбе. Поэтому, к сожалению, посетить жилые помещения и каюты, где будет жить экипаж, не получилось. Зато есть фотография камбуза:
 

Камбуз "Бахтемира" / Корабел.ру


Таким образом, из машинного отделения поднимаемся на палубу "Бахтемира". В районе грузовой палубы судна установлен электрогидравлический грузовой кран компании Palfinger грузоподъемностью 24 т с вылетом стрелы до 20 м. 
 

Грузовой кран Palfinger на судне "Бахтемир" / Корабел.ру


Для выполнения буксировочных операций и буксировки аварийных судов на спасателе проекта MPSV12 используется двухбарабанная (с двумя тросами) автоматическая буксирная лебедка с тяговым усилием около 100 т на барабанах, 3х400 В, 50 Гц. 

А для швартовных операций предусматривается носовая якорно-швартовная лебедка, которая обеспечивает автоматическое натяжение и травление швартовных канатов при швартовных операциях и два кормовых швартовных шпиля.
 

Нос "Бахтемира" / Корабел.ру


"Бахтемир" снабжен двумя носовыми и одним резервным становыми якорями ПДС массой не менее 1710 кг каждый с самовыравнивающимися лапами. Якоря убираются в клюзы с нишами и откидными крышками.

По правому борту судна на палубе бака располагается дежурная шлюпка вместимостью шести человек со стационарным дизельным двигателем. Подъем и спуск шлюпки осуществляется СПУ дежурной шлюпки c быстроотдающимся гаком.

На "Бахтемире" есть четыре спасательных плота (по 2 с каждого борта) вместимостью по 51 человек каждый, два спасательных плота (по 1 с каждого борта) вместимостью по 101 человек каждый и два плота (по 1 с каждо-
го борта) в составе МЭС вместимостью 101 человек каждый. За поставку отвечала фирма Viking. Помимо этого, на судне размещен скоростной рабочий катер.

Согласно проекту спасателя, на судне размещается мобильная водолазная станция быстрого развертывания
ВСБР-4 производства компании "Тетис-Про" для спуска водолазов на глубины до 60 метров. Однако это не единственная уникальная деталь - еще на "Бахтемире" есть целое помещения для управления телеуправляемым необитаемым глубоководным аппаратом "МСС-3000", который разработала компания "Марин Гео Сервис". Наш корреспондент уже писал о нем целый материал и о том, что это вообще такое - ссылку оставляем
 

ТНПА "МСС-3000" / Корабел.ру


В разговоре об аварийно-спасательном оборудовании стоит затронуть тему противопожарных систем. На "Бахтемире" предусмотрена специальная система водяного/пенного пожаротушения. Она включает в себя три лафетных ствола компании FFS модели FFS1200-400V-LBDF-110P с длиной струи чуть меньше 120 м, высотой струи - 55 м на расстоянии 70 м. В эту систему еще входят два пожарных насоса SFP300x400XP-CW-NCIE и два насоса пенообразователя модели DPVF18-160.
 

На носу судна "Бахтемир" / Корабел.ру


Компания FFS также установила свою систему водяных завес, а отечественное предприятие "Фотон" поставила систему порошкового тушения.

Буксир-спасатель проекта MPSV12 способен тушить горящее на воде топливо и ликвидировать аварийные разливы нефти и нефтепродуктов. Для этого на судне предусмотрены два комплекта бортовой нефтесборной навесной системы LAMOR Side Collector. В состав системы входят: бортовой нефтесборщик LSC-5/2800 (2 комплекта), модуль с щеточно-цепными конвейерами, нефтеперекачивающий насос GTA115, катушки, комплект гидравлических шлангов, панель управления и телескопическая стрела типа TJA 12 с вылетом 12 м.

Строился для Астрахани, остался в Петербурге

Сначала головной буксир-спасатель "Бахтемир" строился для Каспия. На корпусе даже была соответствующая запись о порте приписки - "Астрахань". Несколько лет с момента спуска (август 2016 года) судно оставалось приписано этому порту. Но в 2018 году запись была заменена на "Санкт-Петербург". Почему так произошло - анализировать не беремся, явно судовладельцу понятнее, как следует организовать работу нового "бойца" в своем флоте.
 

На палубе "Бахтемира" / Корабел.ру


На момент написания статьи, согласно информации портала MarineTraffic о местоположении судна, наш герой находился на работе в Финском заливе, недалеко от Приморска. По всей видимости, на Балтике "Бахтемир" будет занят в проведении подводных работ для строительства трубопровода "Северный поток - 2".

[Больше фотографий в галерее снизу]

Материалы по теме:
Как устроена новейшая самоходная грунтоотвозная шаланда (статья о судне "Рабочая" проекта HB900)
Экскурсия по строящемуся атомному ледоколу "Арктика" (фоторепортаж с ледокола "Арктика" проекта 22220)
Как устроен современный сухогруз проекта RSD59 (статья о судне "Пола Анатолия")
"Фортуна" улыбнулась "Росмопорту". Какое новое судно будет работать в Калининградском порту (статья о новом лоцмейстерском судне "Фортуна" проекта 02780М)
"Виктор Кусков" - герой для Усть-Луги (статья о лоцмейстерском судне "Виктор Кусков" проекта BLV04);
"Игорь Ильин" - окский катамаран против немецких траловых мин (статья о катамаране "Игорь Ильин" проекта SDS18)
Даменовский "Арго" для российских рек и морей (статья о буксире "Арго" компании "Нева-Чартер")
Ярославские бонопостановщики "Морспасслужбы" (статья о бонопостановщиках проекта А40-2Б-ЯР)
"Мурманск" для Петербурга: каков ледокол проекта 21900М? (статья о ледоколе "Мурманск" проекта 21900М)
Служебный флот карельских судостроителей (статья о катерах проекта ST23WIM).

"НПК Морсвязьавтоматика", ООО
Санкт-Петербург
+7 (812) 622-23-10
"Морское Инженерное Бюро-СПб", ООО
Санкт-Петербург
+7 (812) 233-64-03, +7 (812) 232-85-38, +7 (812) 498-09-59
"Альфа Лаваль Поток", ОАО Москва
+7(495)232-12-50
"Тетис Про", АО Москва
+7 (495) 786-98-55
"Невский судостроительно-судоремонтный завод", ООО Шлиссельбург
+7(812)335-25-60, +7(812)335-25-70
"ЕВРУС", ООО Санкт-Петербург
+7 (812) 647-70-25, +7 (800) 222-70-25
"Морская спасательная служба", ФГБУ Москва
+7 (495) 626-18-08
"МГ-Сервис", ООО Москва
+7(499)122-90-11, +7(926)474-44-05
"Палфингер Марин Рус", ООО Санкт-Петербург
+7 (812) 386-34-19, +7 (911) 152-5355



Комментарии   7.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-3+
#Рябов Александр Геннадьевич, 14.08.2019, 16:37Добрый день, хочу оставить свой комментарий об этом спасатели.
В целом судно хорошие , жилые , автоматика и т.д. ,  но для судоводителя очень неудобно сделан пульт управления , подрули , репитер гирокомпаса вообще не разглядишь без бинокля, видимости вокруг носа нет. А еще зимой когда я ходил на нем на ходовые испытания , центральный иллюминатор был без подогрева и он просто покрылся инеем , пришлось выходить и порта СПБ на ощупь ,по приборам (хорошо имею хорошую речную практику). Но это мелочи ведь наконец-то начали стоить новый флот.
-0+
#Воловик Кирилл Эдуардович, 14.08.2019, 16:40Здравствуйте, Александр! Огромное спасибо за отзыв - это крайне любопытно! Все-таки не зря при подготовке подобных текстов мы общаемся с экипажем. Именно Вы можете дать бесценную информацию о судне!
-1+
#Рябов Александр Геннадьевич, 14.08.2019, 17:03Кирилл добрый , день. Рад Вас слышать. Вот тестируем т/х Андрей Зуев , по сравнению с Пола Анатолия множество изменений в лучшею сторону, кран сделали выше теперь обзору не мешает,  как будто его вообще нет.
-0+
#Воловик Кирилл Эдуардович, 14.08.2019, 17:13Добрый день, Александр, еще раз! С сухогрузом "Пола Анатолия" завершили работы? Как у судна дела? Все в порядке?
 
Расскажите поподробнее, что за изменения? Уверен, что всем будет интересно почитать и даже сравнить! Будьте нашими "глазами", раз мы не можем пока физически добраться до "Андрея Зуева" :)
-0+
#Рябов Александр Геннадьевич, 14.08.2019, 17:38По большему счёту все тоже самое , дело в мелочах, а самое главное в кране который сделали выше иллюминаторов под пять крышек.
теперь обзор прекрасный. Внутренняя отделка боле домашняя и самое главное DWT 8094. вот и вся разница.
Пола Анатолия в порядке теплоход показал себя отлично с точки зрения штурмана. Прошел на нем с Балтики на Каспий . Очень понравилось.
-0+
#Воловик Кирилл Эдуардович, 14.08.2019, 19:45Прекрасные новости! Хочется верить, что статья о "Поле Анатолии", которую Вы мне помогли сделать, как-то повлиял на результат с другими сухогрузами в серии.
-0+
#Ч. Валерий, 13.10.2019, 17:59Вся начинка импортная. Где же импортозамещение? Нет его. Как нет ни передовых технологий ни оборудования.
Свежие новости