/ крюинг

Как стать капитаном?

0 2115 4 мин

Как стать капитаном? Михаилу Новикову 40, пятнадцать из них он на судне «Крузенштерн», и в этот рейс впервые отправится капитаном барка. После окончания БГА Новиков готов был приступить к работе совсем в другой сфере, но на распределении узнал, что на «Крузенштерне» есть вакансия матроса. Михаил ни минуты не колебался. Впрочем, матросом он был недолго…

Как-то само собой разумелось, что после школы Михаил будет поступать в БГА (тогда – КВИМУ). На первом курсе ему пришлось взять тайм-аут - отслужить положенный срок в мотострелковых частях (тогда в КВИМУ еще не освобождали от службы в армии). Вернувшись, с еще большим азартом занялся учебой. Первую морскую практику проходил на «Седове», - самом большом паруснике в мире, и с той поры понял: паруса - это для него. После практики на «Седове» последовали другие – на больших и малых судах, довелось побывать у берегов Анголы, Аргентины, да и распределение тоже выпало на базу тралового флота. Но тут Эстония вернула России «Крузенштерн», а на нем всего три вакансии - матросов. Однокурсников Михаила такое понижение статуса нисколько не прельстило: как же, на целый пролет карьерной лестницы вниз!

- Но для меня это было не главное. Главное попасть на судно, а там, я был в этом уверен, смогу доказать, чего стою, и что достоин работать на этом судне.

Михаил полгода поработал матросом, а в 1992-м, после регаты «Колумбус» его перевели четвертым помощником. Карьера не была для него вертикальным взлетом: пришлось пройти все ее ступени, в 1998-м после первой кругосветки назначили старпомом, после второй – занимался ремонтом, сходил в весенний рейс до Гамбурга, а теперь – во второй летний – идет на барке капитаном.

За все пятнадцать лет после окончания БГА он ни разу не изменил «Крузенштерну». Михаилу нравится сам парусник, нравится, какая атмосфера царит на судне, как его встречают в иностранных портах, нравится азарт больших гонок. А еще - работать с молодежью, которая – одно поколение за другим – ищет и находит под парусами «Крузенштерна» романтику, а это заражает и заряжает.

- Судно не предназначено для большой коммерции, - говорит Михаил. – Весь экипаж может отдать себя главному – передавать молодежи опыт и знания. И вообще приятно делать то, чему тебя учили. Многие мои однокурсники ушли в бизнес, кто-то возглавляет организации, но те, кто остался верен морю, достигли капитанской планки. Выпускников БГА ценят, в коммерческом флоте, если ты чего-то стоишь, капитаном становишься быстро – годам к тридцати пяти. Да, выпускников БГА считают хорошими профессионалами, но основная заслуга академии – это высокая планка качественного высшего образования: ведь туда приходят учиться люди, которые ставят перед собой большие задачи. Сам факт поступления в такой вуз требует больше условий и более высокого потенциала, да и получение диплома БГА – это свидетельство того, что ты прошел все ступени обучения, что на тебя можно возложить задачи с более высокой степенью ответственности. Уже в процессе обучения у нас происходил естественный отбор – отсеивались люди случайные, кому трудно было усвоить сложный материал или научиться принимать решения, кому просто не подходила морская профессия. «Крузенштерн» ревниво следит за тем, чтобы никто надолго от него не отлучался: летом несколько рейсов длиной в 2-3 месяца, между ними – недолгая стоянка в порту, и снова в море. В год получается 7-8 месяцев походов. Передышка – с 1 декабря по 1 апреля, когда судно в порту и идет плановый ремонт, профилактика. Дважды Михаил был в кругосветных плаваньях, которые проходят раз в 10 лет, в первый раз это заняло 10 месяцев, в другой - 14. Его сын, Сергей, тоже учится на судоводительском. Правда, в отличие от отца, для которого «Крузенштерн» - высший смысл жизни и единственное занятие, поглощающее все его время, у сына есть и другие увлечения:.

- Все они доказали свою состоятельность и как профи, и как хорошие товарищи, – но еще нужно уметь преподавать, а на это способен не всякий хороший мастер своего дела. Боцман мачты, к примеру, руководит группой из 30-40 курсантов, да у него еще в подчинении матросы, это требует организаторских способностей. Бывает, что человек - специалист хоть куда, а командир никакой. Я вижу свою задачу в том, чтобы помочь освоить членам экипажа и эти навыки, и академия всячески эту идею поддерживает и поощряет. На «Крузенштерне» есть свои традиции – все дружно отмечают дни рождения судна, как собственные. Это дает почувствовать, что они нужны судну, руководству, команде и помогает в деле.

Джентльменский поступок

Дело, по словам Михаила Новикова, было во время Большой гонки века недалеко от берегов Канады. На «Крузенштерне» поймали сигнал о помощи: на расстоянии полусуток хода на польском судне стряслась беда - с 15-метровой мачты сорвалась и упала на палубу девушка. Врачей у поляков не было, а на «Крузенштерне» - четверо медиков. Капитан Коломенский принял решение сойти с маршрута, подобрать девушку и оказать ей помощь. О чем и уведомил организаторов гонок. Девушку страшно было с места тронуть, боялись за позвоночник, но моряки придумали привязать ее к доске и таким образом подняли на борт «Крузенштерна». На все про все были потрачены сутки. На борту выяснилось, что девушке нужен ряд операций, которые на борту судна немыслимы. Пришлось возвращаться в Канаду, где ее забрал вертолет – это еще четверо суток. Казалось, о продолжении гонок не стоило и думать.

Иногда хорошие дела вознаграждаются – «Крузенштерн» занял на Гонках Века первое место. А когда через год он зашел в Гданьск, на борт с капитаном того самого польского судна поднялась сияющая «крестница» - в память о том в кают-компании «Крузенштерна» осталась гравированная металлическая табличка со словами благодарности. Поблагодарило и правительство России.

Елена Чиркова Маяк Балтики




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости