реклама

Как отработал навигацию 2019 года композитный катамаран "Грифон"

Наша редакция в декабре 2019 года опубликовала статью об итогах навигации новейших скоростных пассажирских судов - СПК "Валдай 45Р" и "Комета 120М", где обозначили, что обязательно уделим внимание еще одному судну в рамках разговора о пассажирских навигациях. Речь идет о композитном катамаране "Грифон" проекта 23290. В 2018 году судно проработало в Санкт-Петербурге чуть больше 20 дней, в 2019 же катамаран отработал всю навигацию. Мы поговорили с исполнительным директором компании "Нева Тревел Компани" Юрием Набатовым о том, как "Грифон" себя проявил, какие выполнил задачи, а также обсудили перспективы развития в Санкт-Петербурге не только композитного катамарана, но и судов катамаранного типа в целом.

Юрий Андреевич, не будем скрывать, что центральным поводом для нашей встречи является именно катамаран "Грифон", однако все равно интересно узнать у вас итоги прошедшей навигации в целом. 
– Навигация 2019 года прошла достаточно ровно, с нормальной погодой. Она не была аномально жаркой как в 2018-м, она не была провальной, как в 2016-м и 2017-м годах. Спокойная, ровная навигация без каких-то рекордных взлетов или провалов.

Навигацию открыли 12 апреля 2019 года, завершилась она фактически 10 ноября. За этот период судами нашей компании было перевезено 820 тысяч человек. 320 тысяч пассажиров было перевезено по Неве и Финскому заливу на двухпалубных судах. По каналам города – 202 тысячи. И 300 тысяч пассажиров на скоростных судах.

Во время навигации 2019 года мы открыли новое направление – "Санкт-Петербург – Кронштадт" как раз на "Грифоне". Рейс работал в тестовом режиме раз в неделю. К сожалению, за навигацию было много отмен рейсов, связанных с празднованием Дня ВМФ, с репетициями парада и т.д. Всего должно было быть около 15 рейсов в Кронштадт, мы же провели около десяти. Возникло много трудностей с подходом к причалу, с согласованием всех операций с военными Ленинградской военно-морской базы, однако мы справились и будем в будущем это направление развивать.
 

Юрий Набатов, исполнительный директор компании "Нева Тревел Компани" / Корабел.ру


– А сколько людей даже за эти десять рейсов вы перевезли?

– "Грифон" перевез порядка 400 человек, то есть в среднем по 40 человек на один рейс. Признаться честно, это не самый впечатляющий показатель. Наша компания просто не успела раскрутить новую линию. Мы сейчас встречались с компанией "Третий Парк", управляющей фортом Константин, планируем реализовать совместный проект в рамках линии "Санкт-Петербург – Кронштадт", расширять партнерскую сеть, потому что мы видим эту линию как интересную и перспективную.

– Правильно ли я понимаю, что за прошедшую навигацию "Грифон" стоял только на новой линии?

– Не совсем. Эту линию преимущественно обслуживал катамаран. Однако основным направлением были рейсы в ГМЗ Петергоф.

В 2019 году в рамках договоренностей со Средне-Невским судостроительным заводом мы продолжили опытную эксплуатацию катамарана "Грифон". За это время наша компания осуществила в том числе технические рейсы, по результатам которых возвращали судно заводу-изготовителю на доработку. Также СНСЗ проводил на "Грифоне" презентационные рейсы. Фактически наша навигация "Грифона" продлилась не с 12 апреля по 10 ноября, а с 28 апреля по 12 октября. Так, катамаран суммарно пробыл в эксплуатации 140 дней. Из них было только 78 дней, когда судно совершало коммерческие рейсы. Отмечу, что всего один день навигации катамаран никуда не выходил из-за погоды. Это очень хороший показатель. Однако других простоев было много, поэтому рекордных или даже сопоставимых с "Метеором" результатов судно не достигло. Хотя за навигацию 2019 года катамаран перевез больше 20 тысяч человек, что достаточно показательно по сравнению с другими новейшими скоростными пассажирскими судами, отработавшими прошедшую навигацию в других регионах России.

Следует отметить, что за прошедшую навигацию мы провели уникальную операцию именно на "Грифоне". Осенью наша команда совершила рейс в Нарвскую бухту на границе с Эстонией. Перед нами стояла задача забрать спецперсонал с трубоукладчика "Фортуна", который работает в рамках проекта "Северный поток – 2". Это четыре часа хода в одну сторону.

Представьте, как дорого стоит фрахтовый день этого трубоукладчика. "Фортуна" должна была оперативно высадить персонал и быстро уйти. Вертолетом снимать экипаж – тоже достаточно дорогое удовольствие. Поэтому на предложение откликнулись мы. Несмотря на сложные погодные условия, "Грифон" с задачей справился и очень хорошо себя зарекомендовал.
 

Катамаран "Грифон" и кабелеукладчик "Fortuna" / Фото: "Нева Тревел Компани", ООО


– Судя по всему, вы "Грифон" поставили на новую линию до Кронштадта и задействовали на этой сложной операции, чтобы проверить все возможности судна.

– Конечно, а как иначе проверить жизнеспособность катамарана? Мы все делали по уму, проверяли его лимиты. Резюмируя, в целом считаю, что "Грифон" как морское судно прибрежного плавания очень достойное. Для работы же на коммерческой линии в Санкт-Петербурге в плотном, интенсивном графике, к сожалению, это не совсем то, что хотелось бы.

– Юрий Андреевич, в прошлый раз, когда мы готовили большой материал про катамаран "Грифон", на некоторые вопросы вы просто-напросто не могли ответить, потому что судно эксплуатировалось только 22 дня. Может, сейчас, после того как прошла полноценная навигация, у вас есть возможность обсудить конкретно те детали, которые не были освещены. К примеру, тогда мы не могли предметно обсудить отзывы о работе катамарана как со стороны команды, так и со стороны пассажиров.

– Если мы говорим про профессиональную оценку катамарана, то судно интересное, новое, но сложное с точки зрения эксплуатации, потому что имеет очень много всякой специфики. И особо за год ничего не изменилось. Как "Грифон" был "судном-эгоистом", так и остался. У него все так же отсутствует технологическое взаимодействие с другими судами. Совместно с заводом мы пыталась на катамаране что-то изменить, но в рамках этого судна глобальных изменений не внесешь.

Представьте, если к причалу идет "Грифон", то все разбегаются, его пропускают. Это, кстати, одна из причин, почему мы поставили его на новую линию до Кронштадта. Для того чтобы он не сбивал рабочие процессы другим судам своим участием.

Если же мы говорим о туристах, то негативных отзывов не поступало. Люди продолжали выбирать между "Грифоном" и "Метеорами". И выбор в сторону СПК делали те, для кого "Метеоры" являются визитной карточкой города.

– Вы сказали, что в 2019 году отправляли судно заводу-строителю на небольшую доработку. Понятно, что каких-то глобальных изменений, как вы уже заметили, не сделать. Однако что за год поменялось? Какие были произведены доработки?

– За это время мы решили вопрос с габаритами судна для прохода под мостами. В 2018 году, если волна достигала 60 сантиметров, то "Грифон" стоял у причала без работы. В этом году мы доработали механизм заваливания мачты и смогли обеспечить работу при уровне воды до одного метра. В чем была проблема? В плохую погоду катамаран может ходить в заливе, но не может вернуться в город, потому что не способен пройти под мостами из-за подъема уровня воды. Сейчас этот вопросы мы уже решили.

Помимо этого, было установлено дополнительное леерное ограждение в кормовой части, кнехты, утки для швартовки, поставлены новые привальники. Мы поменяли напольное покрытие в салоне судна, так как прошлое было слишком скользким. Были произведены определенные работы с двигателем, доработаны системы шпигатов. Это лишь часть изменений, которые были внесены за год.
 

Катамаран "Грифон" / Фото: "Нева Тревел Компани", ООО


За 78 дней эксплуатации что-нибудь сломалось или повредилось? Может, возникли какие-то проблемы с корпусом?

– Серьезных повреждений не было. Есть мелочи с профессиональной точки зрения. К примеру, где-то от вибраций шпатлевка отлетела. Однако для потребителей это важно, кого-то это может напугать. Мол, если отваливается, значит что-то непрочное и неустойчивое.

– Как Средне-Невский судостроительный завод смотрит на выявленные замечания? 

– Завод-изготовитель с пониманием относится к нашим замечаниям. Там прекрасно понимают, что многие вопросы исключительно технические. Коллектив предприятия не отказывается от работ и не встает в позу, а наоборот – идет навстречу, старается вместе с нами прийти к общему удовлетворительному результату.

Надо сказать, что "Грифон" занял огромное количество моего времени и времени нашей команды в течение сезона для того, чтобы подготовить судно к эксплуатации, проработать все нюансы, на взаимодействие с заводом. Да, без катамарана жилось бы гораздо легче, но это интересный, важный для нашей компании опыт. Ведь мы планируем в будущем развивать это направление. И "Грифон" показал, что катамараны в Санкт-Петербурге могут работать. Сегодня мы уже заняты вопросом проектирования подобных судов катамаранного типа.

При всей нашей любви к "крылатому" флоту на подводных крыльях, мы понимаем, что если идет речь о коммерческом проекте, то в любом случае катамаран будет дешевле СПК. И именно алюминиевый, а не композитный, потому что судно из алюминия будет с эксплуатационной точки зрения практичнее, чем "Метеор".

– То есть после эксплуатации композитного катамарана вы пришли к выводу, что это не совсем то, что необходимо?

– У нас пока нет культуры композита, несмотря на то, что уже много где его используют. В любом случае алюминий дешевле, понятнее. А окупаемость композита, которая измеряется в неизвестно каком количестве лет, не очень устраивает нас как операторов. С алюминием же мы знаем как жить и работать.

– Юрий Андреевич, в прошлый раз мы обсуждали вопрос расхода топлива "Грифона". Тогда еще рано было о нем говорить. Сейчас ситуация изменилась. Что скажете о расходе топлива катамарана по сравнению с "Метеорами"?

– Да, в первую неполную навигацию "Грифона" было недостаточно сведений по поводу расхода топлива. Сейчас же реальный расход топлива где-то на 30% выше, чем у "Метеоров", что для коммерческой линии скоростного судна плохо. Это треть затрат на ГСМ, что действительно очень много. Однако повторюсь, что все мы понимаем: конкретно "Грифон" – это опыт, где не было хорошо проработанной гидродинамики, где не был глубоко проработан вопрос массы судна. Причем завод-строитель прекрасно принимает и подтверждает, что если было бы нужно, то условный "Грифон-2" был бы построен и сделан гораздо легче, чем этот.
 

Катамаран "Грифон" / Фото: "Нева Тревел Компани", ООО


– Правильно ли я понимаю, что на основе "Грифона" и опыта эксплуатации такого катамарана можно построить другой катамаран, который будет легче, будет экономичнее, эффективнее и удобнее? Причем не теоретически, а практически.

– Безусловно! Именно поэтому мы его не один сезон эксплуатировали, готовили замечания для завода, проверяли его работу в нетривиальных условиях и ставили перед судном различные задачи.

– Юрий Андреевич, а сейчас, проведя с "Грифоном" полторы навигации, поменялось ли у вас мнение о судне или же результаты эксплуатации были ожидаемы и известны с самого начала?

– "Грифон" – это интересное, хорошее, современное судно. Для Санкт-Петербурга и для России в целом оно уникальное. Нам судно показало, что в нашем городе такие катамараны могут быть. Со своей основной задачей "Грифон" справился.

После строительства "Грифона" было организовано много презентационных рейсов как для, скажем так, обывателей, так и для специалистов. Приезжали проектанты из Европы, приезжали иностранные заказчики: из Восточной Европы, из Индии. Им показывали катамаран, катали на нем, и без лести завод получал очень хорошие отзывы о судне.

– Да, но не по такой цене...

– Надо помнить, что в любом случае базовый "Грифон" – это ОКР. Повторюсь, что наша команда сейчас прорабатывает вопрос проектирования нового катамарана с учетом замечаний по "Грифону".

– Это в рамках каких-то ФЦП, под хорошие проценты планируете реализовать?

– Да, мы сейчас плотно занимаемся этим вопросом и прорабатываем схемы строительства алюминиевого катамарана. Тем более, что наша команда в этом направлении продолжает тесно взаимодействовать со Средне-Невским судостроительным заводом, который исторически является одним из лидеров алюминиевого судостроения. Это сейчас предприятие позиционируется как центр композитного судостроения, однако алюминиевые производства у завода развиваются, компетенции сохранены.

– Новые суда для Санкт-Петербурга – это очень интересное и нужное направление. Прекрасно, что есть компании, которые лично занимаются этим! Вернемся к "Грифону". С расходом топлива разобрались, а что скажете про экономическую эффективность судна по сравнению с теми же "Метеорами"?

– "Грифон" менее эффективный. Скажем, при нулевой себестоимости "Метеора" и композитного катамарана все равно СПК становится более экономически эффективным, чем "Грифон" при повседневной эксплуатации. Однако надо понимать: ты всегда за что-то платишь. За комфорт, за время, за внешний вид. Покупая внедорожник, ты не так хорошо входишь в повороты, зато можешь легко проехать кочки.

То же самое "Грифон". Да, он менее эффективен с точки зрения экономики, у него другая скорость хода. Но в плохих погодных условиях "Метеору" нельзя выходить. А катамаран спокойно может ходить в любую погоду, которая возможна на Неве и в Невской губе и т.д. Тем более, что наш поход к трубоукладчику "Фортуна" показал, что практически любая волна в этом районе для катамарана абсолютно не является проблемой. Другой вопрос, нужно ли ставить перед катамараном задачу бороться с этими волнами? То, что судно, которое должно работать для обеспечения постоянной линии в Санкт-Петербурге, обязано иметь мореходность чуть выше, чем у "Метеора" – скорее, да. Нужна ли мореходность, как у "Грифона", потому что она значительно выше? Скорее, нет. Должно быть некое компромиссное решение. И возможно, новое судно с лучшей, чем у "Метеора", но худшей, чем у "Грифона" мореходностью, покажет другие экономические показатели с точки зрения эксплуатационных затрат на расход топлива и все остальное.
 

Катамаран "Грифон" / Фото: "Нева Тревел Компани", ООО


– Юрий Андреевич, во время подготовки прошлого материала о "Грифоне" мы сумели пообщаться с капитаном катамарана, который на нем работал. Он тогда сказал, что откровенно выбрал бы для работы "Метеор". Что-то изменилось в глазах экипажа за это время? Все-таки тогда было чуть больше 20 дней эксплуатации. 

– Когда судно эксплуатируется и работает на линии, перевозит пассажиров – экипажу нравится. Когда судно по две недели в высокий сезон стоит на заводе вместо того, чтобы возить пассажиров, а экипаж сидит, можно сказать, без дела или занимается ремонтом – экипажу, очевидно, это не нравится. У нас короткая навигация. И в высокий сезон все хотят максимально эффективно работать на понятном им судне. В этом году у нас был другой капитан на "Грифоне". Прошлый капитан так и сел на "Метеор" и очень этим доволен. Капитан, который отработал эту навигацию, в конце навигации сказал, что не хотел бы рассматривать катамаран в следующем году. Дальше уже моя задача его уговорить, чтобы он продолжил работу на "Грифоне". Если он останется.

– Если "Грифон" останется? У вас подходит к концу период эксплуатации?

– Давайте по-честному, это не наш подход – наводить тень на плетень, мол, завод построил за много миллионов государственных рублей судно, а наша компания будет на нем вечно кататься и перевозить пассажиров. Два года мы эксплуатировали судно и получили самый главный плюс – это большой, реальный опыт. Равно как и завод тоже получил бесценный опыт.

СНСЗ вышел к нам с предложением на следующий год купить "Грифон". Мы покупать его не готовы даже под низкую лизинговую ставку. Потому что мы понимаем, что это не судно для полноценной коммерческой эксплуатации. И я сомневаюсь, что кто-то из игроков Санкт-Петербурга решится купить катамаран. Завод поступил честно, порядочно: с учетом нашего опыта эксплуатации предложили нам судно первым. Мы отказались. Понятно, что все равно это объект, который стоит каких-то денег. Он государственный, за него отвечает директор завода. Если сегодня какая-то компания захочет "Грифон" купить, то предприятие его, доработав уже после нашей эксплуатации, продаст. Будет ли это катамаран для Дальнего Востока, для Крыма, или же уйдет условно в Турцию, неважно. Если у "Грифона" появится покупатель – они его продадут и правильно сделают. Это абсолютно нормальная практика. Если у них никакого покупателя не появится, то на согласованных условиях мы его в следующем году готовы взять опять в аренду.

Опять же не с точки зрения, что это нам жизненно необходимо. Скорее сыграет роль тот фактор, что если мы не возьмем его в аренду и его не продадут, судно сгниет на задворках предприятия.
 

Катамаран "Грифон" / Фото: "Нева Тревел Компани", ООО



– А где сейчас "Грифон"? На Средне-Невском?

– Да, в настоящее время судно находится на заводе.

– Появились ли какие-то новые замечания к катамарану или же он просто ожидает навигации 2020 года?

– Критичных замечаний нет. Там нужно привести в порядок пресловутые привальники. Осталось, как говорится, помыть и покрасить. Такого объема работ, что был год назад, конечно же, нет.

– Услышал, что некоторые сотрудники вашей компании называют "Грифона" ласково "Гришей". Все-таки два года "Нева Тревел Компани" работала с ним. Наверное, привязались к нему. Не будете скучать, если катамаран уйдет, к примеру, на Дальний Восток, как вы уже говорили?

– Скучать – не знаю. Наверное, будет обидно. Хотелось бы продолжить интересную работу вместе с ним и инициативной командой завода. Если бы мы были компанией, которая заточена чисто под максимальное извлечение прибыли из всего, что только можно, то правильно было бы от "Грифона" отказаться и вообще с самого начала не брать его. Наша команда вписывается в различные интересные проекты, зачастую дотационные для Компании. Мы тратим свои средства ради получения опыта. Безусловно, это привлекает внимание к нам, но эффект, подчеркну, абсолютно условный. А полученный опыт мы можем использовать в рамках будущей эксплуатации других судов.

Прежде всего, не хотелось бы, чтобы "Грифон" просто умер. Если катамаран отправят в какой-то другой регион или же он будет работать где-то в нашем регионе на линии – это замечательно. Мы всегда готовы поделиться опытом, передать информацию потенциальному покупателю или будущему эксплуатанту.

– А кто в Петербурге помимо вас мог бы эксплуатировать "Грифон"? Какие вообще есть перспективы у скоростного пассажирского флота в нашем городе?

– За последние годы в Петербурге было четыре судоходных компании, которые оперировали скоростным флотом. Это "Астра Марин", "Водоходъ", "Нева Тревел Компани" и "Мелодия".

У "Мелодии" было два "Метеора" и два "Восхода". Один "Метеор" "Конструктор Алексеев", к сожалению, списали на иголки. Остались "Метеор-214" и два "Восхода". Осенью мы выкупили у компании эти оставшиеся три судна.


При том же количестве причалов, при потенциально той же загрузке у нас стало девять единиц судов плюс "Грифон". Поэтому говорить, что нам катамаран нужен для перевозки пассажиров – не совсем корректно, потому что тогда придется просто размазывать наш потенциальный пассажиропоток по всему флоту. Или по девяти судам, или по десяти, считая "Грифон". С коммерческой точки зрения, катамаран в навигацию 2020 года ничего не может дать, потому что у нас есть свой флот. И каждый перевезенный пассажир на "Грифоне" – это пассажир, не перевезенный на судне, которое у нас в собственности.

В Санкт-Петербурге реки и каналы уже жестко перегружены, по Неве маршруты уже сделаны. Однако в рамках концепции развития пассажирских перевозок мы видим следующие шаги – работа по направлению до Кронштадта, перспективное направление до Лахта-центра. Может будут организованы маршруты до Стрельны. Но даже Кронштадт и Лахта-центр – это уже большой потенциальный объем, поэтому есть куда расти.

Вместе с этим мы планируем открывать регулярные рейсы до крепости "Орешек". Для этого как раз нами были приобретены "Восходы", которые будут проходить глубокую модернизацию – мы поставим на них двигатели MAN совместно с компанией "Морская техника", будем ставить современные судовые системы и делать свежую косметику пассажирского салона. Само направление до крепости будет открыто в уже 2020 году.

Работы много, поэтому, наверное, нужны новые суда в Санкт-Петербурге для того, чтобы обеспечивать работу новых линий. Ведь в том же Кронштадте, как сообщало Минобороны, при поддержке министерства будет реализован грандиозный проект. Понятно, что это город станет местом притяжения, и туда нужно будет возить пассажиров. Для этого нужен скоростной флот. Как и для Лахта-центра.

Все это абсолютно реальные и осязаемые пути развития скоростного пассажирского флота в Санкт-Петербурге. Конечно, можно привезти из Сибири еще "Метеоров", стоящие уже пять лет на берегу, и начать их тут восстанавливать, вкладывать в них деньги, но это тоже будет довольно дорого. Поэтому, скорее всего, рано или поздно надо приходить к чему-то новому, и наша команда как раз этим занимается.
 

"Грифон" на пути к "Фортуне" / "Нева Тревел Компани", ООО


И напоследок, Юрий Андреевич, буквально в самом конце 2019 года ЦКБ по СПК им. Алексеева заложило на своей производственной площадке новейший "Метеор" – "Метеор 120Р". Строить судно будут для "Северречфлота". Что скажете об этом? Все-таки вам эта тема очень хорошо знакома.

– На мой взгляд, эксплуатируемые сейчас "Метеоры" ни визуально, ни морально не устарели. Я говорю о тех, которые поддерживаются коммерческими компаниями в хорошем состоянии. Наша компания сейчас занимаемся модернизацией этих СПК, полностью обновляем их салон, снаружи стараемся по-современному оформлять, красить.

Если бы в России могли быть построены новые "Метеоры", с использованием современных технологий и соответствующие современным стандартам, "Метеоры", которые можно эксплуатировать в Санкт-Петербурге и в других регионах страны, и при этом, чтобы они были коммерчески окупаемыми, то мы с огромнейшим удовольствием начали бы строить эти СПК.

Я понимаю необходимость государственных субсидий, направленных на развитие отрасли в регионах, где нет альтернативы водному транспорту. Буквально как для "Северречфлота". Там у людей нет другого пути попасть на работу и вернуться домой, кроме как по воде. Если же мы говорим о поездках в Петергоф, то в городе есть множество вариантов, как и на чем добраться до этого места. Поэтому город должен на этом зарабатывать, а не тратить свои средства.

Мы против того, чтобы в городе субсидировались перевозки туристов, это позиция бизнеса. Есть другая позиция, мол, нужно срочно в Санкт-Петербурге построить новые "Метеоры", а город обязан субсидировать каждый билет. Так нагрузка по окупаемости этих судов ляжет на городской бюджет. Что получит город? Он получит новые, две тысячи двадцать какого-то года постройки суда, которые будут ходить по Неве и с каждым рейсом уменьшать городской бюджет.

А для чего тогда вводить туристический сбор? Для того чтобы компенсировать эти субсидии? Что-то не складывается! Туристы, которые приезжают в Санкт-Петербург, должны оставлять здесь деньги. И город должен получать от этого доход! Строить новый флот за счет городского бюджета – тоже категорически неприемлемо.

Государство не должно субсидировать судоходные компании. Необходима поддержка судостроительной отрасли, судостроительных заводов, чтобы развивать промышленность, загружать предприятия, создавать рабочие места, развивать технологии и прочие процессы. Чтобы заводы могли построить современные суда и продать их по реальной, окупаемой стоимости.

И тогда, поверьте, смотрящие в будущее судоходные компании начнут их приобретать.

Материалы по теме: 
Как катамаран "Грифон" провел свою месячную навигацию в Санкт-Петербурге (статья о первой навигации "Грифона" в 2018 году)
Как отработали навигацию 2019 года новейшие "Валдаи" и "Комета 120М" (статья об итогах навигации 2019 года судов на подводных крыльях)
Универсальность, экономичность и современные материалы – новый катамаран от СНСЗ (статья о катамаране)
Первый "полет" "Грифона" (фоторепортаж о первом рейсе катамарана проекта 23290 с пассажирами на борту)
"Грифон" с другого ракурса (статья о "начинке" "Грифона")
Анализ эксплуатационных характеристик катамарана проекта 23290 "Грифон" и СПК проекта 342Э "Метеор" (сравнительный анализ двух судов от Михаила Францева)


Подписаться
"Средне-Невский судостроительный завод", АО
Санкт-Петербург
+7 (812) 648-30-50, +7 (812) 648-30-51
"Морская Техника", Группа компаний
Санкт-Петербург
+7 (812) 309-46-46
"Нева Тревел Компани", ООО
Санкт-Петербург
+7 (812) 327-14-15, +7 (800) 5501200
"Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им.Р.Е. Алексеева", ОАО Нижний Новгород
+7(831)229-14-90; +7(831)273-02-48
"Северречфлот", АО Ханты-Мансийск
+7(34673)3-94-77
"ВодоходЪ Санкт-Петербург", ООО Санкт-Петербург
+7(812)368-35-75
"Астра Марин", ГК Санкт-Петербург
+7 (812) 426-17-17



Комментарии   3.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-1+
#Назаров Альберт Георгиевич, 27.01.2020, 12:08"от вибраций шпатлевка отлетела" - это не шпаклевка, а "штукатурка", которой в целях обеспечения огнестойкости конструкций заставил обмазать все судно РС. Для судна, построенного без подобных экзотических требований, такой проблемы нет.
-0+
#Петров Всеволод Владимирович, 09.02.2020, 12:06Просто не надо было экономить на импортной тепло-шумо-изоляции, которая обладает огнестойкими свойствами и была прописана в конструкторской документации. Естественно, РС не мог допустить к эксплуатации пассажирское судно с изоляцией, подверженной воздействию высокой температуры. Экономили на всём до жлобства, даже не заплатили подрядчикам за ввод дизель-генераторов в эксплуатацию после засорения их пылью от механической обработки корпуса судна, несмотря на личное обещание главного строителя Прилуцкого И.И.
-0+
#Лукашевич Вадим Николаевич, 20.02.2020, 15:44Согласен с Ю.А.-в туристическом бизнесе "город должен на этом зарабатывать, а не тратить свои средства"."Необходима поддержка судостроительной отрасли, судостроительных заводов"
Касательно катамарана хочу добавить, что их эксплуатация выгодна только в прибрежных районах, открытых водоемах, в сложных ветро-волновых условиях. У нас это- Открытая часть Финского залива( но тут утрачена соответствующая инфраструктура, как например в Зеленогорске) и Ладога с Онегой. А вот на Валаам, Кижи,да еще Соловки на Белом море маршруты вполне интересные и подъемные. Может "Гришу" попам предложить?
Свежие новости