Суда под иностранными флагами уже в следующую навигацию смогут ходить по Волге. На коммерчески привлекательные маршруты их пустят не ранее 2010-го.
Как сообщил корреспонденту «Гудка» начальник главного бассейнового управления «Волго-Балт» Владимир Николаев, «на первом этапе речь идет об открытии судоходства для иностранных судов лишь по так называемой «подкове» — от Астрахани вверх по Волге и далее по Волго-Донскому каналу на Дунай, Азовское и Черное моря. Маршруты по Волго-Балту на Северо-Запад до Санкт-Петербурга планируется открыть не ранее 2010 года».
«Речники иногда шутят: чем скорее Россия станет членом Всемирной торговой организации, тем быстрее откроются для захода иностранных судов наши реки. И тем скорее будут приняты меры для создания современной системы управления движением судов по внутренним водным путям», — добавил глава управления.
По его словам, работать судам из-за недостаточных габаритов водных магистралей становится с каждым годом все опаснее. «Может быть, к иностранным судовладельцам прислушаются? — надеется Владимир Николаев. — Российских судовладельцев в правительстве не слышат».
По данным бассейновых управлений Росморречфлота, в настоящее время на внутренних водных путях (ВВП) России (более 100 тыс. км), условиям безопасного судоходства отвечают не более 60 тыс. км. Между тем всего 10 лет назад международным требованиям судоходства отвечали более 80 тыс. км ВВП.
Напомним, что в министерстве транспорта подготовили концепцию развития внутреннего водного транспорта РФ до 2015 года. Ее основная цель — привлечь внимание частных инвесторов к рынку водных перевозок. Речь идет в первую очередь о водных трассах в рамках международного транспортного коридора «Север — Юг» и Большого европейского транспортного кольца (Волга — Рейн — Майн — Дунай), с которыми связаны реки и каналы России.
«Пропускной потенциал внутренних водных путей РФ практически исчерпан, — считает президент Ассоциации судоходных компаний России Николай Смирнов.— Между тем российская сеть ВВП самая протяженная в мире, а загружена она лишь на 4%. Потому что не хватает современных судов (химовозов, контейнеровозов) класса «река — море». Состояние инфраструктуры ухудшилось: нуждаются в модернизации гидросооружения и система навигационного обслуживания. На некоторых реках вообще прекращено судоходство в темное время суток».
Как сообщил Николай Смирнов, суда, принадлежащие иностранным владельцам, но под российским флагом, уже работают на внутренних водных путях России. Согласно федеральному закону «О морском реестре» они могут работать в России на условиях аренды и только на перевозках экспортно-импортных грузов.
В министерстве транспорта обещают, что в 2007 году флот под зарубежным флагом сможет ходить от Азова до Астрахани. В ГБУ «Волго-Балт» не видят особой проблемы с обслуживанием иностранного флота.
«Каботажными перевозками, допустим, из Самары до Волгограда, суда, принадлежащие иностранным владельцам, по российскому законодательству заниматься не имеют права, — сказал господин Смирнов. — В настоящее время на российских водных магистралях, в частности на Волге, работают под российским флагом около 150 танкеров и сухогрузов, принадлежащих иностранным компаниям».
Николай Смирнов, до недавнего времени бывший замминистра транспорта РФ и руководитель Росречфлота (это управление до административной реформы входило в состав министерства транспорта. — Ред.), напомнил также, что вопрос открытия российских ВВП для иностранных судов обсуждается более десяти лет. «Однако проблема заключается в том, что на ряде участков европейской части речные магистрали по своим габаритам не отвечают международным стандартам, — добавил собеседник «Гудка». — В Минтрансе совместно с другими ведомствами, транспортными союзами и ассоциациями идет работа над подготовкой документов, после утверждения которых Россия присоединится к Международному морскому реестру. И тогда суда иностранных компаний получат право работать на российских реках по международным правилам».
Президент Танкерного союза России, бывший министр речного флота РСФСР Леонид Багров заявил «Гудку», что «официальное открытие внутренних водных путей вовсе не означает, что начнется массовый приход иностранных компаний со своими судами в наши реки».
По его мнению, зарубежные судовладельцы сразу потребуют от бассейновых служб Росморречфлота страховых гарантий безопасности судовождения. «А таких гарантий по международным условиям Речного регистра никто не даст, — считает экс-министр. — Наши реки на многих участках (особенно Волго-Донской и Волго-Балтийский каналы) нуждаются в капитальной модернизации. Эта проблема не сегодняшнего дня, а 15-летней давности. Долгое время на поддержание водных путей средств из федерального бюджета почти не выделяли. Да и сейчас тоже не балуют речников в Минэкономразвития и Минфине. Из требуемых ежегодно 7 — 8 млрд рублей выделяют не более половины».
«Другое дело, что некоторые иностранные фирмы скупают и продолжат скупать мелкие российские судоходные компании, но, как правило, это необходимо для решения локальных и недолгосрочных задач, — пояснил Леонид Багров. — Недавно вот итальянская судоходная компания Pietro Barbaro приобрела самарское ООО «Прайм Шиппинг», у которого есть несколько речных танкеров. Но такие сделки погоду на Волге не сделают».
Рафаил БИКМУХАМЕТОВ
21.07.2006