Говорите, в СССР не было судов на экспорт? Читайте...

- A + Автор: Петр Щеголихин КомментарииПрочитано 11140 раз   |
Россия всегда славилась военным флотом, в том числе поставками кораблей за рубеж, а вот когда речь заходит о гражданских судах, многие "знатоки" заявляют, что с этим направлением у нас все не так просто. И, возможно, в современных реалиях утверждение справедливо. Однако по инерции это мнение переносят на СССР, говоря, что там с гражданским судостроением на экспорт было не очень...
Наш поиск доказал обратное. В послевоенный период по проектам ЦКБ "Балтсудопроект" на экспорт было построено более 120 гражданских судов. Также мы разыскали экспортные суда ЦКБ "Черноморсудопроекта", ЦКБ "Изумруд".

Начнем наш исторический экскурс с краткого очерка развития судостроения России (*информация взята из книги "Мировое судостроение"; выражаем её авторам особую благодарность).
 
Фото: портал "Водный транспорт"

А как в СССР строили суда-то?

Точкой отсчета можно считать середину 1920 года. СССР тогда только в умах находился, но суда уже начали проектировать и строить. На южных судостроительных заводах (Николаев и Севастополь) и в славной культурной столице – Ленинграде вплоть до середины 30-х годов закладывали и успешно спускали на воду первые отечественные лесовозы, танкеры, рефрижераторы, пассажирские суда и траулеры. С середины 1930 года до конца Великой Отечественной войны с гражданским судостроением пришлось по понятным причинам завязать, а вот с с конца 40-х годов в СССР отмечается настоящий прорыв.

Всего за 15 лет с 1951 по 1965 год общий объем построенных транспортных судов достиг значения почти в 1,5 млн тонн дедвейта, объем строительства рыбопромысловых судов вырос практически в девять раз. Заложили крупные заводы гражданского судостроения в Керчи, Николаеве, модернизировали большую часть судостроительных заводов Союза. Все это подготовило промышленный прорыв и рекордные показатели судостроения в IX пятилетку (1971–1975 гг.), за которую было построено 215 морских транспортных судов суммарным дедвейтом 2,7 млн тонн, и 750 промысловых. В этот период появились первые крупнотоннажные суда для насыпных и навалочных грузов типа "Зоя Космодемьянская" (дедвейт около 50 тысяч тонн), супертанкеры типа "Крым" (дедвейт 150 тысяч тонн), строились первые плавучие буровые установки типа "Каспий", ледокольные железнодорожные паромы типа "Сахалин" и суда нового поколения на подводных крыльях (СПК). На свет появился крупнейший в мире атомный ледокол "Арктика".
 
Атомный ледокол "Арктика" / Фото: Википедия
"Появление на Волге судна со скоростью в три раза превышающей скорости водоизмещающих пассажирских судов вызвало фурор и восторг как эксплуатационников, так и пассажиров. Суда на подводных крыльях стали строить Зеленодольский судостроительный завод имени Горького, Феодосийский завод "Море", Батумский и Потийский заводы в Грузии, Гомельский завод в Белоруссии. Внедрение судов на подводных крыльях осуществлялось семимильными шагами. Огромный интерес к ним проявили иностранцы", – из воспоминаний С.П. Волкова (*цитата взята из книги "Корабелы вольной реки").
"Метеор" / Фото: "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева"

С середины 70-х гражданское судостроение постепенно теряет обороты. В период с 1976 по 1980 год количество построенных морских транспортных судов сократилось в 1,5 раза, а промысловых на 200 единиц. Одновременно с этим в СССР освоили строительство теплоходов типа "ро-ро" (наиболее крупное среди них – "Капитан Смирнов" с газотурбинной установкой мощностью 50 тысяч л.с.). Это судно могло развивать невиданные до этого для транспортных судов 25 узлов, что вывело перевозки на принципиально иной уровень. Кстати, уже тогда стали задумываться о загрязнениях, и появились первые экологически чистые танкеры дедвейтом 25 тысяч тонн с двойным дном и двойными бортами.
 
Спасательное судно, проект 1454 типа"Дмитрий Дудченко" / Фото: "Балтсудопроект"

В XI пятилетку производство вновь сократилось. Строительство морских транспортных судов ужалось ещё в 1,5 раза. Было построено всего 88 судов дедвейтом 1 млн 850 тысяч тонн. С 1981 по 1985 год транспортные суда перестали строить на Выборгском судостроительном заводе, Балтийском, гражданские на Адмиралтейском заводе. Сократилось строительство на Черноморском судостроительном заводе и на Северной верфи. Сократилось и количество "рыбаков", примерно ещё на 100 единиц. Появились такие новые суда, как лихтеровозы типа "Алексей Косыгин" (Херсонский завод).

XII пятилетку (1986–1990 гг.) закатом не назовешь, но все шло к тому. По объему транспортного судостроения страна была отброшена на 25 лет назад, хотя и были построены первое атомное транспортное судно-лихтеровоз "Севморпуть", ледокольно-транспортные суда-снабженцы дедвейтом около 11 тысячи тонн, нового поколения суда типа "ро-ро". В этот, период, кстати, просело и строительство знаменитых СПК.

Вывод напрашивается сам собой. В Союзе создали один из самых крупных в мире флот морских транспортных судов, насчитывавший более 1800 судов суммарной грузоподъемностью 22,5 млн тонн. СССР по гражданскому судостроению входил в десятку мировых лидеров. Естественно, часть строившихся судов уходила за рубеж...
 
Лесовоз-пакетовоз проекта 1590П типа "Пионер Москвы" / Фото: "Балтсудопроект"

Краткий обзор советских гражданских судов, поставлявшихся на экспорт

Выражаем благодарность общедоступному ресурсу "Водный транспорт", где мы смогли разыскать проекты ЦКБ "Черноморсудопроект" и ЦКБ "Изумруд". Отдельное спасибо "Балтсудопроекту", специалисты которого подготовили для нас данные о своих проектах.

В первую очередь представим сводную таблицу по судам ЦКБ "Балтсудопроекта".

Гражданские суда, построенные в СССР в послевоенный период и проданные в третьи страны
 
Номер проекта Наименование судна Завод-строитель Длина, ширина, осадка, м Период Страна
Танкер пр.563Е типа "Лейна 1" "Белен", "Лейна 1", "Лейна 2", "Цайц", "Шведт" Адмиралтейский 145,5х19,2х8,5 1958–1962 ГДР
Танкер пр. 1552 типа "София" "Хасси Мессауд" Балтийский 231,7х31,0х11,85 1970 Алжир
Танкер снабжения пр.577 типа
"Терек"
"Днепр", "Дон", "Донец" Выборгский 121,9х16,0х6,51 1963–1964 Индонезия
Танкер пр.1559 типа "Великий
Октябрь"
"Бхагат Синх", "Велека", "Висвесварайд", "9-ое Апреля"
"10-ое Октября", "Камчия", "Марица", "Резвая", "Сароджини Найду", "Седьмое Ноября"
Балтийский 162,3х21,4х8,9 1971– 1977 Индия, БНР (Болгария), Куба, БНР (Болгария)
Танкер пр.12990 типа "Победа" "Бреген", "VARDEN", "Ривинген", "Хеспес", и ещё 6 единиц в 1992 г. Керченский 242,8х32,2х12,5 (13,62) 1989–1992 Норвегия, Греция
Лесовоз-пакетовоз пр.1590П
типа "Пионер Москвы"
"Jugo Navigator", "RABENAU", "HEIDENAU" Выборгский 130,3х17,3х6,93 1979–1981 СФРЮ (Югославия), ГДР
Сухогруз пр.1586 типа "Николай
Жуков"
"Нопал Иона", "Нопал Камилл" Выборгский 136,8х17,8х7,5 (6,5) 1976 Сингапур
Ролкер пр.1607 типа "Иван
Скуридин"
"Мариан", "Олеко Дундич" завод имени Жданова 139,6х19,2х6,62 1980–1982 СФРЮ (Югославия)
Плавбаза п.л. пр.310 типа
"Батур"
"Н.Карташев" Черноморский 140х17,6х5,44 1962 Индонезия
Буксир рейдовый пр. 737 2 единицы Петрозавод
(Ленинград)
24,2х7х2,06 (3,17) 1963 Индонезия
Буксир-кантовщик пр. 737М "Бобр", "Слон" Петрозавод
(Ленинград)
24,2х6,9х2,23 1975 ПНР (Польша)
Морской буксир пр. 733 "Сильный", "Мощный", О15 (4 единицы), "Яуза" Петрозавод
(Ленинград)
47,3х10,3х4,2 1961–1967 Индонезия, (ОАР)
Объединенная Арабская Республика (1958-1971), Куба
Портовой буксир-кантовщик
пр.498
58 судов Петрозавод
(Ленинград), Гороховец
29,3х8,3х3,02 1965–1982 Куба, ОАР, Тунис, БНР (Болгария), АРЕ, ПНР (Польша), ГДР, Турция, Гвинея, СФРЮ (Югославия)
Двухвинтовой дизельный буксир
пр.04983
БК-230, БК-231, БК-237, БК-238, БК-240, "Феникс", "Ахилл", БК-250, РБ-158 (2 единицы) Гороховец 29,3х8,3х3,41 1988–1991 Куба, СФРЮ (Югославия), БНР (Болгария), Норвегия
Спасательное судно пр.1454 типа
"Дмитрий Дудченко"
"Нептуния", "Перун", "Посейдон" Ярославский 58,3х12,64х4,64 (4,58) 1977–1979 ПНР (Польша), БНР (Болгария)
Радиотелеметрический комплекс пр. 19510 "Академик Николай Пилюгин", переоборудован в круизный лайнер "Seven Seas Navigator" Адмиралтейский 164,4х24х6,6 в 1997 г продан недостроенным (78%) Италия
 
Плавбаза п.л., проект 310 типа "Батур" / Фото: "Балтсудопроект"

Как можете лично убедиться, суда уходили в самые разные страны: Объединенную арабскую республику (1958 – 1971), Кубу, Польшу, Богарию, Индию, Норвегию, Югославию, Индонезию, Тунис, Болгарию, ГДР, Турцию, Гвинею, Италию. Примечательно, что среди экспортных судов значатся самые разные по задачам теплоходы: танкеры, лесовозы-пакетовозы, сухогрузы, ролкеры, плавбазы, буксиры, начиная от 1961 года и завершая 1991-м. Строились также на самых разных заводах: Адмиралтейский, Балтийский, Выборгский, Керченский, Петрозавод, Гороховец, Ярославский.

Сохранились с того времени пусть и черно-белые, но достаточно приличные фотографии.
Вот, для примера, портовый буксир-контовщик проекта 498. Строился с 1965 по 1991 год на Петрозаводе и в Гороховце. Буксир поставляли в Кубу, ОАР, Тунис, Болгарию, ГДР, Гвинею, Польшу, Югославию, Норвегию.
 
Буксир-контовщик проекта 498 / Фото: "Балтсудопроект"

Это проект 1552 танкера типа "София". Судно под названием "Хасси Мессауд" с Балтийского завода в 1970 году ушло в Алжир.
 
Танкер проекта 1552 / Фото: "Балтсудопроект"

А вот сохранившаяся фотография проекта 12990 танкера типа "Победа". Выпускали суда в 1989-1992 гг. на судостроительном заводе "Залив" в славном городе Керчь на Украине. Пять теплоходов ушло в Норвегию и одно судно в Грецию.
 
Танкер проекта 12990 / Фото: "Балтсудопроект"

Перейдем к судам, которые мы разыскали на интернет-просторах ресурса "Водный транспорт". Ввиду того, что судов этих в разы меньше, мы можем представить их детальнее.

Универсальный сухогруз проектов 595 и 595Э (экспортный вариант) типа "Бежица". Проектант – ЦКБ "Черноморсудопроект" (Николаев). Появился на свет путём доработки проекта 594. Всего за период с 1961 по 1974 год построено 53 судна. 45 на Херсонском судостроительном заводе, 8 на Черноморском судостроительном заводе. 19 судов проекта 595 осталось служить в Черноморском пароходстве, 34 теплохода 595Э ушли на экспорт. Судно имело осадку в 9,09 м, дедвейт в 12730 тонн, двигатель от Брянского машиностроительного завода.
 
Универсальный сухогруз проекта 595Э / Фото: "Водный транспорт"

Универсальный сухогруз проекта 1585Э (1972 год) типа "Герои панфиловцы", шифр "Днепр", проектант и строитель Херсонский судостроительный завод. Всего на экспорт построена 31 единица. Подобные суда, но всё-таки несколько отличающиеся, строились по проекту 1585 для собственных нужд (15 единиц). Осадка 9,2 м, дедвейт 14900 тонн.
 
Универсальный сухогруз проекта 1585Э / Фото: "Водный транспорт"

Универсальный сухогруз проектов 1568 и 1568Э типа "Капитан Кушнаренко". Проектант – ЦКБ "Черноморсудопроект" (Николаев), серия строилась на Черноморском судостроительном заводе. С 1967 по 1975 на свет появилось 22 судна и один корпус (№ 209), который был переоборудован в научно-исследовательское судно космического флота. На выходе получился НИС "Академик Сергей Королев". 13 судов остались в Черноморском пароходстве, 9 ушли на экспорт. Осадка 9, 64 м, дедвейт 15735 тонн, двигатель от Брянского машиностроительного завода.
 
Универсальный сухогруз проекта 1586Э / Фото: "Водный транспорт"

Балкер проекта 1573 типа Rigoletto, шифр "Балтика". Проектант – ЦКБ "Черноморсудопроект". Серия производилась на Балтийском заводе с 1968 по 1981 год. Всего со стапелей сошло 23 теплохода, из которых 22 отправили на экспорт. Один теплоход серии "Николай Вознесенский" работал в составе Грузинского морского пароходства ММФ СССР. Осадка 11,2 м, дедвейт 36010 тонн.
 
Балкер проекта 1573 / Фото: "Водный транспорт"

Балкер, углерудовоз проекта 1594 типа "Зоя Космодемьянская", шифр "Черноморье". Проектант – ЦКБ "Черноморсудопроект". Суда строились в 1972-1978 гг. на судостроительном заводе "Океан" (Николаев). Всего их построили 8 единиц, 6 из которых работали в составе Черноморского морского пароходства, а 2 были отправлены в Болгарию. В 1982 году проект доработали и стали выпускать модернизированную серию проекта 15941 типа "Харитон Греку". Этих судов с 1981 по 1995 было выпущено 25, из них 14 для Черноморского морского пароходства и 11 на экспорт.

Степень автоматизации этого судна уже позволяла обслуживать энергетическую установку одним вахтенным из ЦПУ на ходу и без вахтенного во время стоянки. Пассажирский лифт связывал четырехмостиковую палубу с платформой машинного отделения.

Осадка судна 11, 73 м, дедвейт 49880 тонн, главный двигатель от Брянского машиностроительного завода.
 
Балкер, углерудовоз проекта 1594 / Фото: "Водный транспорт"

Танкер проекта 1596 типа "Командарм Федько". Проектант – ЦКБ "Изумруд", строили на Херсонской верфи. Годы постройки: 1976–1982. Всего на экспорт было построено 17 танкеров этой серии. Осадка 9,74 м, дедвейт 27500 тонн.
 
Танкер проекта 1596 / Фото: "Водный транспорт"

Наши новости в Telegram

Автор: Петр Щеголихин
Поделиться новостью


Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или
-0+
#Спивак Игорь Михайлович, 02.11.2021, 12:34В тот период было  нормальное международное сотрудничество и разделение рынка, особенно в рамках СЭВ. Однако большая часть судов торгового и рыбного флота, строилась на верфях Польши, ГДР, СФРЮ, Финляндии, Японии.

Предыдущая новость