реклама

Газовозы для "Арктик СПГ-2": не дожидаясь новостроя

Почему реализация данного проекта так важна для России, как обстоят дела с постройкой необходимых для этого газовозов и каким образом пока решается проблема вывоза?
Судно-газовоз "Арктик СПГ 2" / Фото: Корабел.ру
Судно-газовоз "Арктик СПГ 2" / Фото: Корабел.ру

Как и прогнозировал Korabel.ru, несмотря на все введенные санкции и даже декларируемый отказ от использования "русский" газ, страны Евросоюза (с примкнувшими к ним Японией и Южной Кореей) по-прежнему продолжают наращивать объемы закупок нашего "голубого топлива". 

 

Российский СПГ  сколько и кому?

Согласно подсчетам Международного энергетического агентства (IEA) поставки морским путем увеличиваются опережающими темпами по сравнению с трубопроводными. Так, по итогам января-июня 2024-го российский СПГ-экспорт удалось поднять на 9% в годовом исчислении (+2 млрд. м куб.), в то время как поставки по трубопроводам в страны ЕС выросли лишь на 7% или в пределах 1,5 млрд м куб.

 

Всего же, за период действия санкций из-за обострения украинского кризиса, государства Евросоюза вместе с двумя своими дальневосточными партнерами импортировали из России СПГ на сумму свыше 15 млрд евро, то есть почти втрое больше, чем Китай: 

ТОП 12 стран-импортеров российского СПГ на июль 2024 г, € млрд/Источник: CREA

Более того, по оценкам международного центра исследований энергетики и чистоты атмосферы (CREA), на фоне поступательного снижения импорта Евросоюзом сжиженного "голубого топлива" из других регионов, Россия к настоящему времени осталась единственной страной мира, которая столь же последовательно наращивает его поставки в Европу. Обнадеживающая тенденция первого полугодия получила свое продолжение – к концу июля 2024-го экспорт российского СПГ в государства ЕС увеличился уже на 13% в годовом исчислении.

 

При этом специалисты Международного энергетического агентства (IEA) констатируют, что абсолютными лидерами по закупкам СПГ у России среди стран Европы остаются Бельгия, Испания и Франция, на долю которых в первом полугодии пришлось порядка 85% его объемов. Столь же традиционно подчеркивается, что основной прирост экспорта российского СПГ на европейском направлении обеспечивается за счет поставок с месторождений проекта "Ямал СПГ", которые осуществляет флотилия газовозов усиленного ледового класса типа "Ямалмакс".

 

Эксперты IEA также осторожно отмечают, что увеличению экспорта сжиженного газа также способствуют и "небольшие" российские проекты – предпочитая не упоминать о перспективах такого признанного гиганта как "Арктик СПГ-2", тестовые поставки с которого должны были начаться еще в конце прошлого года. Гораздо большее внимание этому проекту уделяют члены Международной группы импортеров СПГ (GIINGL), которые ожидают, что в ближайшие годы именно продукция "Арктик СПГ-2" наряду с "Ямал СПГ" составит основу экспортной грузовой базы российского СПГ. 

 

"Арктик СПГ-2": от добычи до вывоза

Еще дальше в своих прогнозах идут отраслевые специалисты Королевского института Elcano (Испания). Оценивая общий перспективный потенциал нашей страны по выпуску СПГ несколько скромнее, чем руководство отечественного Минэнерго – "только" порядка 70 млн тонн к 2030 г – испанские эксперты предполагают, что доля "Арктик СПГ-2"  в достижении этого показателя достигнет почти 40%. К тому же ожидается, что производство сжиженного газа на проекте по итогам уже текущего года составит 9,2 млн. тонн, удвоится к концу 2025-го и выйдет на полную мощность в 2026 году:

Производство СПГ в России в 2015-23гг по основным проектам и прогноз на 2024-30гг, млн тонн/Источник: Королевский институт Elcano, данные – GIINGL

Подобные (пусть и несколько чрезмерно оптимистичные) оценки представляются особенно интересными, поскольку Испания является не только одним из лидеров по закупкам российского СПГ, но и активно наращивает их объемы – которые к настоящему времени уступают лишь морским поставкам "голубого топлива" из Алжира. К тому же эти прогнозы были опубликованы после принятия Евросоюзом очередного (ХIV-го) пакета санкций, который включает достаточно жесткие ограничения на перевалку российского СПГ для экспорта за пределы ЕС.

 

Однако осуществление столь масштабных планов по реализации потенциала "Арктик СПГ-2" критически зависит от наличия газовозов, способных оперировать в сложных ледовых условиях арктической зоны. При этом, несмотря на сходство технических характеристик уже находящихся в эксплуатации СПГ-танкеров усиленного ледового класса типа "Кристоф де Маржери": 

Название/типоразмер (проект) судна

Ледовый класс 

Длина, м

Ширина, м

Осадка, м

Дедвейт, т

Вместимость по СПГ, м3

"Кристоф де Маржери" / Ямалмакс

Arc 7

299,0

50,13

13,0

128 806

172 600

"Алексей Косыгин" /пр.SN2366

Arc 7

300,0

48,8

11,7

163 545

172 600

Основные технические характеристики СПГ-танкеров ледового класса/ Данные: Korabel.ru

… они даже временно не смогут заменить газовозы пр. SN2366 типа "Алексей Косыгин", строящиеся на ССК "Звезда" для обслуживания "Арктик СПГ-2".

 

Газовозы для Арктики: в планах и на практике

Стоит напомнить, что флот из полутора десятков СПГ-танкеров особого типоразмера "Ямалмакс" (специально спроектированных для прохождения в полном грузу подходного канала п.Сабетта) был в достаточно сжатые (менее 6 лет) сроки создан корабелами южнокорейской Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME – с недавних пор вошла в состав Hanwha Ocean Shipping) и обошелся заказчикам почти в $5 млрд. 

 

Большинство этих газовозов оказалось в собственности и под управлением иностранных совместных предприятий: шесть – у канадской Teekay в содружестве с China LNG Shipping, пять – в распоряжении греческой Dynagas в партнерстве с China Shipping Group, три – у японской Mitsui O.S.K Lines (MOL) и лишь один официально вошел в состав флота российского ПАО "Совкомфлот" (впоследствии Gas Carriers Scf со штаб-квартирй в ОАЭ).

 

Помимо того, что все 15 танкеров фактически минимально необходимы для обеспечения вывоза СПГ с "Ямал СПГ" при выводе всех его прозводственныхлиний на полную мощность (ок. 17,4 млн тонн/год), наличие иностранных собственников и операторов чувствительно повышают уязвимость судов к воздействию санкций – в особенности их последнего "газового" пакета, запрещающего промежуточную перевалку СПГ в территориальных водах и портах стран Евросоюза.

 

Как видим, проект "Арктик СПГ-2" может рассчитывать только на собственный газовозный флот ледового класса, которого (увы!) пока нет.

Так, из полутора десятков СПГ-танкеров Arc 7, сооружение которых планировалось осуществить силами ССК "Звезда", пять ("Алексей Косыгин", "Петр Столыпин", "Сергей Витте", "Константин Посьет" и "Виктор Черномырдин") уже спущены на воду:  

СПГ-танкеры в акватории ССК "Звезда", спутниковый снимок от 24 мая 2024 г/ Источник: Planet.com

По мнению западных отраслевых экспертов, до конца текущего – в начале 2025 года можно ожидать сдачи заказчику двух первых судов серии ("Алексей Косыгин" и "Петр Столыпин"), что позволит полностью обеспечить экспортные отгрузки с первой производственной линии проекта, однако сроки ввода в эксплуатацию оставшихся трех танкеров (не говоря уже о достройке оставшихся десяти) пока остаются неопределенными. 

 

В своих предшествующих публикациях Korabel.ru подробно рассказывал о причинах сложившейся ситуации – к основным из которых относятся проблемы с импортозамещением специального мембранного покрытия и криогенного оборудования для танков под сжиженный газ, а также ключевых элементов пропульсивных комплексов.

 

Что же касается еще шести однотипных танкеров, заказанных непосредственно южнокорейской DSME (Hanwha Ocean) – по три для ПАО "Совкофлот" и японской MOL – то по крайней мере четыре из них практически достроены, а остальные находятся в разной степени готовности. 

 

Собственником трех "русских" заказов ("Петр Капица", "Лев Ландау" и "Жорес Алферов") после разрыва контракта по собственной инициативе официально является DSME (Hanwha Ocean), которая активно пытается найти на них новых покупателей. Достройка оставшейся троицы ("Илья Мечников", "Николай Басов" и "Николай Семенов") по-прежнему продолжается формально в интересах японской MOL LNG, однако конкретные сроки сдачи и направления дальнейшего использования судов остается неопределенной. 

 

Это связано как с официальным объявлением японским оператором форс-мажора по своим обязательствам в отношении поставок газа с "Арктик СПГ-2", так и с отсутствием перспективной (и при том альтернативной российской) грузовой базы, которая позволила бы оправдать расходы на строительство подобных судов вместо обычных СПГ-танкеров, не имеющих ледового класса.

 

Таким образом, ситуация как с достройкой, так и с получением уже готовых газовозов Arc 7 для "Арктик СПГ-2" остается непростой, в то время как Рынок все настойчивей требует все больших объемов российского СПГ. 

И, тем не менее, выход есть…

 

Нужен газ – найдется и танкер

Зарубежные наблюдатели впервые заговорили о возможном решении назревшей проблемы еще в апреле-мае этого года, как раз после начала широкого обсуждения санкционных ограничений торговли российским СПГ. 

 

Наиболее вероятным способом западные участники рынка назвали оперативное создание Россией (при деятельном участии ее союзников по BRICS) так называемого "сумеречного" газовозного флота – по аналогии с "призрачным" флотом наливных танкеров, который уже не первый год активно используется для обхода санкций в отношении российской нефти и нефтепродуктов.

 

В качестве основы подобного флота предполагалось широкое привлечение возрастных конвенциональных СПГ-танкеров с паротурбинными силовыми установками. Более того: на начальном этапе отраслевые специалисты допускали возможность использования даже судов более чем пенсионного возраста – вместо отправки их на утилизацию. При этом большинство наших потенциальных конкурентов в области морских грузоперевозок сошлись во мнении, что даже новый пакет "газовых" санкций не приведет к существенному снижению темпов роста российского экспорта СПГ, который к 2030 году имеет все шансы вырасти как минимум вдвое

 

Как показали дальнейшие события, формирование "сумеречного" флота газовозов для "Арктик СПГ-2" и решение всех сопутствующих логистических вопросов заняло лишь чуть более двух месяцев. Уже 1 августа у отгрузочного терминала первой производственной линии проекта всевидящее око спутника зафиксировало танкер LNG Pioneer, а 10 августа на этом же месте был обнаружен очередной газовоз – Asia Energy, который за 17 суток до этого вышел из… испанского порта Альхесирас: 

СПГ-танкер Asia Energy (со сферическими танками типа Moss) у терминала "Арктик СПГ-2", 10.08.2024г / Источник: Gcaptain.com

При более скромных размерах и вместимости, чем "штатные" для проекта СПГ-танкеры Arc 7 (см. табл.), эти суда под "удобным флагом" могут принимать груз непосредственно из резервуаров производственной линии:

Название

Год постройки 

Длина, м

Ширина, м

Осадка, м

Дедвейт, т

Вместимость по СПГ, м3

LNG Pioneer

2005

277

43

12,2

77 712

135 359

Asia Energy

2014

289

48

12,75

82 424

154 948

Технические характеристики СПГ-танкеров, предполагаемых в приеме грузовых партий с "Арктик СПГ-2" /Данные: Ships.jobmarineman

Доставка же СПГ конечному потребителю производится без промежуточной перевалки как в западном, так и в восточном направлении. Это исключает необходимость использования плавучих хранилищ "Саам ПХГ" (в Кольском заливе) и "Коряк ПХГ" на Камчатке, операции с которыми с недавнего времени также находятся под санкционным запретом.

 

Конечно, надежное осуществление подобных схем является вынужденной мерой и возможно лишь в сравнительно благоприятных условиях весенне-летней навигации. Тем не менее успешное начало отгрузок с "Арктик СПГ-2" положено. 

 

Иностранные наблюдатели (в частности, бизнес-разведчики Kpler) отмечают, что хранилища первой производственной линии проекта заполнены почти на 70% и ожидают прибытия под загрузку все новых конвециональных газовозов. С ожидаемым же введением в строй хотя бы одного-двух СПГ-танкеров усиленного ледового класса существенно прояснятся и перспективы круглогодичного вывоза "голубого топлива" с Гыданского полуострова – как ранее эта задача была решена для месторождений п-ова Ямал. 

 

Вместо послесловия

22 августа информационное агентство РБК (со ссылкой на собственные компетентные источники) сообщило о приостановке активной фазы работ по строительству третьей линии "Арктик СПГ-2", ввод которой в эксплуатацию ожидался в 2026 году. Теперь же сроки могут быть передвинуты на 2028 год. Основными причинами такого решения названы сложности с доступом к необходимому оборудованию и… недостаток газовозов Arc7 для обеспечения вывоза СПГ.

 

Как видим, судьба перспективного арктического проекта по-прежнему остается в руках отечественных корабелов…

Материалы по теме:



Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Спивак Игорь Михайлович, 24.09.2024, 11:45В мире только 2 производителя  с лМОД для крупных морских судов. В связи с санкциями, поставка двигателей в настоящая время, не реально.
Свежие новости
Волжское пароходство поздравило будущих судоводителей
18:27 / образование