реклама

Европа теряет свое судостроение

1 597 1 мин
Официальная отраслевая статистика бесстрастно свидетельствует, что за последние 15 лет корабелы стран Евросоюза сосредоточили свою деятельность в достаточно узком сегменте – преимущественно на строительстве круизных лайнеров и яхт, уступив заказы судов практически всех других типов азиатским верфям.
Верфь компании Chantiers de l’Atlantique в г. Сен-Назер / Фото: "Википедия"
По данным Европейской судостроительной ассоциации (CESA), к настоящему времени европейские страны «потеряли» почти все контракты на сооружение судов торгового флота и значительную часть заказов на строительство морских буровых платформ, которые перешли судостроительным компаниям Азиатско-Тихоокеанского региона.

При этом общая доля европейских верфей на мировом рынке сократилась с 45% (в 1980-х) до едва 5%. В сообщении SEA особо подчеркивается, что сооружение судов прибрежного плавания, которые не так давно считались своеобразным символом европейского судостроения «практически вымерло».

Резкое сокращение объемов производства с потерей целых отраслевых сегментов особенно ускорилось за последние полтора десятка лет. Так, еще в 2007 году европейские корабелы передали заказчикам суда в достаточно широком ассортименте (пассажирские, контейнеровозы, танкера, суда для перевозки генеральных грузов и специализированные суда для обслуживания морских буровых платформ) суммарным тоннажем в 16.8 млн. компенсированных регистровых тонн (крт.)

По итогам же 2021 года на европейских верфях были построены суда общим тоннажем всего в 11,5 млн. крт, причем порядка 86% этого показателя (свыше 9,95 млн. крт) было обеспечено за счет сооружения круизных лайнеров и яхт (преимущественно люкс-класса).
Динамика заказов европейских верфей на новострой по основным типам судов/ Данные: CESA 
Западные отраслевые аналитики указывают на особые риски, возникшие перед отраслью в целом связи из-за подобного сужения специализации. Прежде всего это связано с последствиями пандемии Covid-19, которая фактически обрушила туристическо-круизный бизнес, приведя к банкротству многих операторов и выводу из эксплуатации (в отстой или на слом) большого числа круизных судов.

В настоящее же время положение на рынке туристических перевозок также остается неустойчивым – как в связи с очередными волнами заболевания, вызванными все новыми штаммами коронавируса, так и вследствие начинающегося общего кризиса мировой экономики из-за предельного обострения ситуации на Украине и массированными антироссийскими санкциями.

В дополнение к этому, уже после введения санкций «неожиданно» выяснилось, что свыше 10% самых крупных люкс-яхт мира принадлежит российским владельцам, а еще ряд дорогостоящих проектов по строительству подобных судов находились на разных стадиях реализации и теперь практически заморожены на неопределенный срок.

На фоне подобного негативного развития событий и участившихся случаев банкротства судостроительных компаний континента, все чаще звучат призывы о создании своего рода пан-европейского объединения отраслевых предприятий, которое могло бы проводить единую рыночную политику и осуществлять сооружение судов различных типов.

Ранее Korabel.ru подробно рассказывал о последствиях введения антироссийских санкций для всех видов мирового морского бизнеса, включая судостроение.



Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Спивак Игорь Михайлович, 09.08.2022, 13:06Этот процесс идет уже 50 лет.
Свежие новости
Астраханские судостроители присоединились к всероссийской акции "Георгиевская ленточка"
18:54 / пресс-релизы