Наши репортажи
Наши репортажи
Материалы корреспондентов портала

Два праздника за неделю - на "Адмиралтейских верфях" заложили уникальное научное судно

- A + Автор: Кирилл Воловик КомментарииПрочитано 756 раз   |
Сегодня, 10 апреля на "Адмиралтейских верфях" состоялась торжественная церемония закладки ЛСП "Северный полюс" проекта 00903. Для нашей редакции это событие важное, потому что мы писали отдельную статью, посвященную этому судну. Более того, это второй за неделю повод собраться на "Адмиралтейских верфях": в понедельник, 8 апреля на заводе состоялась закладка супертраулера. А сегодня адмиралтейцы заложили уникальную платформу аккурат в разгар форума "Арктика - территория диалога".
"Уникальное судно! В мире таких нет!"

Наша редакция писала большую статью о "Северном полюсе", поэтому подробно на его описании мы останавливаться не будем. Однако важные моменты отразить все-таки следует.
 
Церемония закладки ЛСП "Северный полюс" проекта 00903 / Корабел.ру

ЛСП "Северный полюс" проекта 00903 - это всесезонная самодвижущаяся платформа с функционалом мощного научно-исследовательского центра, которая не имеет аналогов в мире. Ледостойкая платформа предназначена для круглогодичных исследований в высоких широтах Северного Ледовитого океана и должна совершать длительный дрейф продолжительностью не менее одного года вместе с окружающим ее ледяным массивом. Согласно информации от пресс-службы "Адмиралтейских верфей", судно сможет проводить акустические, геологические, геофизические и океанографические наблюдения, двигаться во льдах без помощи ледокола, а также принимать тяжелые вертолеты типа МИ-8 АМТ (Ми-17) на борт.
 
Церемония закладки ЛСП "Северный полюс" проекта 00903 / Корабел.ру

Основные характеристики ЛСП "Северный полюс":
 
Длина наибольшая 83,1 м
Длина по КВЛ 76,7 м
Ширина наибольшая 22,5 м
Ширина по КВЛ 21,8 м
Высота борта на миделе 11,4 м
Осадка по КВЛ 8,6 м
Водоизмещение 10 373 т
Коэффициент общей полноты 0,626
Коэффициент полноты площади мидель-шпангоута 0,889
Коэффициент полноты КВЛ 0,927
Скорость хода на тихой глубокой воде 10 узлов
Мощность ЭУ 4200 кВт
Экипаж 14
Научный персонал 34
Автономность по провизии 365
Автономность по топливу 730
Срок службы 25 лет

Напомним, что глава Росгидромета, описывая уникальность платформу, сказал, что такого еще никто никогда не строил, потому что раньше в лучшем случае вмораживали ледокол в лед и работали на нем, пока он стоит или дрейфует. А это первая платформа, которая не будет вмерзать. Ее корпус сконструирован так, что лед фактически будет его вытеснять.
 
Церемония закладки ЛСП "Северный полюс" проекта 00903 / Корабел.ру

Контракт между "Адмиралтейскими верфями" и Росгидрометом на проектирование и строительство ЛСП "Северный полюс" подписан в апреле 2018 года.

Второй праздник за неделю

В церемонии закладки ЛСП на "Адмиралтейских верфях" приняли участие генеральный директор предприятия Александр Бузаков, глава Росгидромета Максим Яковенко, президент ОСК Алексей Рахманов, председатель совета директоров ОСК Георгий Полтавченко и председатель комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Юрий Калабин.
 
Александр Бузаков, генеральный директор "Адмиралтейских верфей" / Корабел.ру

Первым к микрофону вышел гендиректор "Адмиралтейских верфей":

"Уважаемые гости и адмиралтейцы! Сегодня на нашем предприятии праздник - мы закладываем ледостойкую платформу "Северный полюс" проекта 00903. На "Адмиралтейских верфях" традиционно строились опытные головные образцы, которым не было аналогов. И этот проект является именно таким. Подобная построенная платформа будет первой во всем мире. Безусловно, строительство такого судна является большим шагом вперед в области освоения Арктики. Адмиралтейцы в течение нескольких лет работали над созданием проекта 00903 совместно с КБ "Вымпел". Это хорошая возможность подтвердить профессионализм нашего коллектива и выполнить контрактные обязательства в сроки. Я поздравляю всех с этим замечательным праздником!"
 
Максим Яковенко, глава Росгидромета / Корабел.ру

Затем слово предоставили Максиму Яковенко, который в очередной раз подчеркнул уникальность строящейся платформы:

"Для нас всех сегодня большой праздник! Те планы, о которых мы говорили несколько лет назад, уже реализуются. Я выражаю уверенность, что в ближайшие годы наши коллеги-полярники будут работать в нормальных условиях, не боясь за свою жизнь, на платформе. Проект очень значимый не только для российской, но и для мировой арктической науки. Россия присутствует в Арктике свыше 200 лет. Мы остаемся лидерами по исследованиям в этом регионе. Как только мы заговорили о проекте ЛСП, им тут же заинтересовались коллеги с Дании, Норвегии, Канады, чтобы поучаствовать в экспедициях на "Северном полюсе". На судне будут реализованы новейшие технологии, которые используются впервые в мире. Желаю судостроителям, чтобы они продолжали придумывать и изобретать все новые и новые суда! "Адмиралтейские верфи" - важный партнер для Росгидромета, потому что наше лучшее экспедиционное судно "Академик Трешников" строилось силами адмиралтейцев. Сейчас оно с честью работает в Арктике, отрабатывает научную программу, которая потом будет применяться на ЛСП. У нас далеко идущие планы, нам еще нужны экспедиционные суда в Антарктику, поэтому надеюсь, что предприятие продолжит добрую традицию строительства флота для Росгидромета".
 
Алексей Рахманов, президент ОСК / Корабел.ру

Следующим выступил глава ОСК: "Сегодня мы делаем еще один шаг в направлении диверсификации производства нашей корпорации. Все вы хорошо знаете, что "Адмиралтейские верфи" известны своим военным потенциалом. А сегодня на этих же стапелях строится рыболовецкий флот, платформа "Северный полюс". Это уникальное изделие, которое в корни меняет жизнь полярников. Я абсолютно уверен, что с таким позитивным настроем мы обязательно достигнем выполнения задач, которые перед нами поставил президент России в части достижения 50% гражданской продукции в общем объеме производства".
 
Юрий Калабин, председатель комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга / Корабел.ру

Цепочку выступающих на церемонии замыкал Юрий Калабин. Он подчеркнул, что испытывает особую гордость за то, что за свои три первых месяца вступления в должность председателя комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга он уже третий раз посещает события "Адмиралтейских верфей". Калабин заметил, что закладка ЛСП "Северный полюс" особенно знаменательна, когда в городе проходит форум "Арктика - территория диалога", где участвует руководство нашей страны.

Церемонией закладки руководил главный строитель надводных кораблей и судов предприятия Владимир Надточеев.
 
Владимир Надточеев, главный строитель надводных кораблей и судов "Адмиралтейских верфей" / Корабел.ру

А торжественно прикрутить табличку к закладной секции были приглашены глава Росгидромета, генеральный директор "Адмиралтейских верфей", президент и председатель совета директоров ОСК.
 
Церемония закладки ЛСП "Северный полюс" проекта 00903 / Корабел.ру
 
Закладная доска платформы "Северный полюс" / Корабел.ру

2020 - спуск, 2021 - испытания

После торжественной церемонии представителей СМИ пригласили на пресс-подход. Алексей Рахманов заметил, что специализированные суда и уникальные проекты - это то, чем занимается корпорация все свои годы существования. По словам главы ОСК, компания постоянно занимается поиском инноваций и их внедрением в работу. ЛСП "Северный полюс" - это наглядный пример и вызов. Поэтому на реализацию такого проекта были брошены лучшие специалисты корпорации. Рахманов выразил уверенность, что репутация "Адмиралтейских верфей" и выделенный бюджет на строительство платформы создают подходящие условия для сдачи судна в срок.
 
Георгий Полтавченко, председатель совета директоров ОСК / Корабел.ру

А Полтавченко заметил, что это совершенно новый шаг в науки по изучению арктических широт. По его словам, подобных работ никто не вел. Кроме того, здесь внедрены уникальные инновационные технологии и решения, которые не применялись до этого судна. Председатель совета директоров ОСК особенно подчеркнул, что это не просто уникальный проект судна, это и новое качество кадров, занимающихся его реализацией, а также исследователи и ученые, которые будут составлять экипаж ЛСП "Северный полюс".

Спуск платформы на воду планируется осуществить в 2020 году, а на испытание судно отправится в 2021-м. Такие сроки обозначил генеральный директор "Адмиралтейских верфей". 
 
Александр Бузаков, генеральный директор "Адмиралтейских верфей" / Корабел.ру

Спикеры много раз указывали на уникальность примененного оборудования на платформе, и мы попросили главу Росгидромета рассказать об этом пошире :

"Для того, чтобы хотя бы год работала дрейфующая станция, толщина льдов должна достигать 2,5 метров. Таких льдов в Арктике сейчас нет. Наши попытки запустить СП потерпели крах, мы каждый год спасали наших полярников. В 2015 году была попытка хотя бы полгода продержаться на льдине. Через три месяца была эвакуация специалистов. Толщина льдов 1,1-1,3 метров. Даже сейчас "Академик Трешников" искал льдину для ледового лагеря - их найти невозможно. Поэтому единственный выход - это подобная ледостойкая самодвижущаяся платформа. Вмораживать ее в лед в районе Северного полюса, чтобы дрейфовать и на ней безопасно работать. Климат меняется, поэтому возникла потребность круглогодичного нахождения во льду. На ЛСП будет 15 различных лабораторий, начиная от метеорологических и заканчивая гидрологическими и геофизическими, потому что Росгидромет ведет более 30 наблюдений по всем сферам. Мы даже будем отслеживать трансграничный перенос в российский сектор Арктики и из российского сектора Арктики, поэтому на платформе будут лаборатории по мониторингу сажи в регионе". 
 
Церемония закладки ЛСП "Северный полюс" проекта 00903 / Корабел.ру

Бузаков же заметил, что уникальность ЛСП заключается еще и в характеристиках - необычной форме корпуса и ширине судна, несвойственной подобному ледовому классу. На платформе, по словам генерального директора завода-строителя, будут размещены лаборатории по изучению подводных течений, по изучению воздушной обстановки региона, по изучению движения льдов и их воздействия на промышленные объекты. Последняя наука - малоизученная, и ЛСП позволит такой пробел заполнить. Ледостойкая платформа предусматривает размещение двух вертолетов без постоянного базирования, а также ангар для беспилотников.
 
Максим Яковенко, глава Росгидромета / Корабел.ру

По словам Яковенко, интерес к ЛСП со стороны международного научного сообщества огромный. Всемирная метеорологическая организация несколько лет назад определила Россию одним из трех мировых центров в Арктике, поэтому многие ищут пути сотрудничества с нашей страной:

"Специалисты из Дании, Германии, Новергии, Канады, США интересуются реализацией проекта. Все просят места в лабораториях. Уже можно сказать, что сегодня ЛСП "Северный полюс" себя окупила, потому что коллеги предлагают взнос около 90 млн евро на разработку программ по мониторингу Арктики. Одним приглашением из-за рубежа специалистов мы окупаем строительство платформы". 

На этом наш цикл материалов об уникальной платформе "Северный полюс" прерывается... до появления свежих новостей с "Адмиралтейских верфей". Так мы проживем с судном всю его жизнь - от резки металла до ухода в Арктику. Или по крайней мере постараемся.

[Больше фотографий в галерее снизу]

Материалы по теме:
Арктика, берегись! Россия строит ледостойкую самодвижущуюся платформу (статья о ЛСП "Северный полюс")
Автоматизация Севера — Росгидромет накануне большого обновления (интервью с главой Росгидромета)
СПГ, ледоколы, Севморпуть... Как выполнить задачу президента? (о планах довести грузооборот по СМП до 80 млн тонн в год)
Головная боль буксировщиков на Севморпути: ни судов, ни условий (интервью с капитаном буксира "Арго")
Севморпуть — как снабжают наши военные базы? (о деятельности компании "Оборонлогистика")
Пальмы и песок Суэц пусть оставляет себе, а частью грузов с СМП придется поделиться (о первом опыте контейнерной перевозки по Севморпути компании Maersk)
Китай рвется в Арктику. Надо пользоваться! (осотрудничестве с Пекином в использовании Севморпути)
Вывоз ресурсов по Севморпути вырастет в 10 раз. А может быть, в 17? (о прогнозах Министерства природных ресурсов по объемам грузооборота Северного морского пути на 2030 год)
"Дирижеры" Севера (о круглом столе по развитию Севморпути в ходе форума "Арктика: настоящее и будущее" 2017 года)
Нужны ледоколы, опорные зоны и полномочия для "Росатома" (о форуме "Арктика: настоящее и будущее" 2017 года)
Конец полярной ночи? (о форуме "Арктика: настоящее и будущее" 2016 года)
Севморпуть: не ждать у моря погоды (о проблемах логистики Северного морского пути)
Тонкая белая линия (о планах по созданию Национальной арктической транспортной линии)
Автор: Кирилл Воловик
Поделиться новостью

Подписка Корабел.ру экономит ваше время
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного!

Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или

Предыдущая новость