реклама

"Дирижеры" Севера

В ходе минувшей конференции "Арктика: настоящее и будущее" прошло отдельное заседание, посвященное развитию Северного морского пути. В нашем сегодняшнем материале мы расскажем о содержании докладов ключевых его участников, отвечающих за перевозки. Это генеральный директор "Атомфлота" Вячеслав Рукша, генеральный директор "Оборонлогистики" Антон Филатов и генеральный директор компании "Совфрахт" Дмитрий Пурим.

Есть ресурсы — будут ледоколы

Глава "Атомфлота" в своем докладе во главу угла поставил вопрос экономической целесообразности. Прежде чем говорить о наращивании числа ледоколов и объемом перевозок, пояснил он, следует понимать, что и в каких направлениях будет отправляться. В качестве железного аргумента был приведен сам факт создания Советским Союзом мощного атомного флота.
 

Генеральный директор "Атомфлота" Вячеслав Рукша / Корабел.ру


— Часто спрашивают, почему вдруг в Советском Союзе возник мощный флот, а в других странах с большими возможностями его нет. В основе была коммерческая выгода, — заявил Вячеслав Рукша. — Вообще весь мощный атомный флот возник под задачи круглогодичной навигации в 1970-х годах для обеспечения эффективной работы "Норильского никеля". Круглогодичная морская транспортная система была создана к 1978 году, и показала эффективность даже в двухметровых льдах.

Анализ проектов по добыче и транспортировке углеводородов с Приразломной, Новопортовского месторождения и других точек показывает, что объемы будут расти. Поэтому логично, что появится и потребность в новых ледоколах, но вот их количество и тип будут зависеть от того, на каких направлениях их предполагается задействовать.

Западный маршрут достаточно хорошо освоен, и для его поддержания хватит ледоколов ЛК60 (проект 22220). Сейчас, как известно, строится три таких судна — "Арктика", "Сибирь" и "Урал", но по прикидкам "Атомфлота", их общее число не помешает довести до четырех-пяти. Именно такое количество сможет обеспечить эффективность проекта "Арктика СПГ-2", который будет введен в строй к 2023 году.
 

Что касается перевозки сжиженного природного газа в направлении Петропавловска-Камчатского и далее — в страны Азиатского-Тихоокеанского направления, то тут все сложнее. Продажи СПГ в восточном направлении растут и становятся приоритетными, а условия для судоходства в Восточно-Сибирском море суровы — это наиболее холодное и наиболее ледяное море во всей российской Арктике.

— Решить этот вопрос без ледоколов класса "Лидер" в количестве двух-трех судов не представляется возможным, — отметил Вячеслав Рукша. — Технические ресурсы современного судостроения, конструкторская и инженерная мысль уже позволяют создать такой ледокол, какой раньше никто не смог бы сделать. На сегодня концепция этого ледокола разработана, и главное, проверена в ледовом бассейне. Действительно, он способен со скоростью не менее 10 узлов преодолевать 2,3 метра льда.


Логистика для "оборонки"

В последние годы Минобороны ведет в Арктике серьезное укрепление военной инфраструктуры — возводит технические и социальные объекты, модернизирует аэродромы. Строительство ведется на обширной территории от Кольского полуострова до Чукотки. В докладе Антона Филатова, генерального директора ООО "Оборонлогистика", прозвучал достаточно подробный перечень таких работ. Мы не будем подробно на нем останавливаться, назовем разве что ряд пунктов, где размах деятельности особенно чувствуется.

В первую очередь, это, конечно, база "Арктический трилистник" на острове Земля Александра (архипелаг Земля Франца-Иосифа) — единственный в мире объект капитального строительства, расположенный на 80 градусе северной широты. Особую известность он получил в текущем году после визита туда российских первых лиц — президента Владимира Путина и премьер-министра Дмитрия Медведева. Там же, на Земле Александра, полностью переоборудуется аэродром.

Идут работы на Новой Земле — реконструируется аэродром в поселке Рогачево, к 2020 году в поселке Северный должны соорудить новый причал для погрузки и выгрузки материальных средств и техники. На острове Врангеля строится свыше 30 новых объектов.
 

Международный форум "Арктика: настоящее и будущее" / Корабел.ру


— Понятно, что абсолютно все строительные материалы, технику для возведения военных баз в Арктике завозят с материка, — подчеркнул Антон Филатов. — Основной задачей системы военной логистики в Арктике является доставка пассажирогрузов, в том числе строительных бригад, строительных горюче-смазочных материалов, специальных техник, продуктов питания, медикаментов, экипировки, обмундирования, другого имущества.

Основными критериями оценки качества транспортного обеспечения, по его словам, является надежность и безопасность перевозок, соблюдение сроков, сохранность грузов, экономическая обоснованность, информативность каждого этапа перевозок.

Компания "Оборонлогистика" на сегодня распоряжением правительства России от июня 2017 года назначена единым поставщиком транспортных услуг Министерства обороны. Смысл такой монополизации в установлении единой системы ценообразования на транспортные услуги в акватории Арктики. Такая система уже разработана и утверждена, на ее основе сейчас производится тарифицирование всех будущих государственных контрактов.

Кроме того, единый оператор позволит гибко выстраивать и отслеживать грузопотоки, по-максимуму используя все лакуны в графике перевозок и избегая полупустых рейсов. Напомним, что такая проблема в части военных перевозок стояла очень остро. В прошлом году на одном из форумов, руководство "Оборонлогистики" заявляло, что по некоторым оценкам число порожних рейсов в системе перевозок грузов для Минобороны может доходить до 40%.

Обеспечивать "дирижирование" грузопотоками поможет Центр управления морскими операциями в Арктической зоне Российской Федерацией, который сейчас создается "Оборонлогистикой". Программное обеспечение для него, по словам Антона Филатова, на 80% разработано, оно уже апробируется в рамках "Ситуационного арктического центра" в Москве.


Вся Арктика в "одном окне"

О том, что это за "Ситуационный арктический центр", чуть более развернуто рассказал уже следующий докладчик — генеральный директор компании "Совфрахт" Дмитрий Пурим. Дело в том, что оптимизация управления грузопотоками в Арктике — идея выходящая далеко за рамки только военных перевозок. Поэтому еще два года назад возник проект создания единого консорциума, ответственного за движение грузов по всему Северному морскому пути. В рамках этого консорциума объединились такие перевозчики, как "Оборонлогистика", "Совфрахт" и Дальневосточное морское пароходство. В свое время "Корабел.ру" об этом писал.
 

VI Международный форум "Арктика: настоящее и будущее" / Корабел.ру


Приведем здесь выдержку из полученного нами в декабре 2016 года комментария Дмитрия Пурима: "Все участники консорциума имеют достаточный опыт и профессиональные компетенции для работы в Арктике. Общий флот консорциума объединяет 92 судна суммарным дедвейтом более 1 млн т и стивидорные активы. На сегодняшний день в фокусе внимания консорциума прежде всего – создание многопользовательской ведомственной АИС, создание центрального координирующего органа — Объединенного ситуационно-логистического центра и объединенной диспетчерской службы, работающей в круглосуточном режиме. В настоящее время в целом закончена работа по созданию методологии ценообразования комплексной логистической услуги, включающей в себя все сборы, в том числе ледокольные, а также расходы на доставку, погрузку и разгрузку в том числе на необорудованный берег для всей российской зоны Арктики и Курильских островов".

К декабрю 2017 года "Ситуационный арктический центр" стоит перед задачей расширения круга участников. Не для того, чтобы они принесли дополнительные деньги, пояснил глава "Совфрахта". Просто наступил этап, на котором нужно объединять усилия всех судовладельцев, позволить им не заниматься одной и той же работой поодиночке. Сейчас каждая компания самостоятельно тратит силы на формирование маршрутов, оценку ледовой обстановки, корректировку курса, прокладываемого капитанами. При этом все необходимые данные судовладелец добывает самостоятельно, где и как хочет. В перспективе для этого достаточно будет находиться в контакте с "Ситуационным арктическим центром".

Работу по подготовке и проведению логистических операций в Арктике "Совфрахт" видит организованной по принципу "одного окна". Через сайт центра в будущем любой желающий сможет получить все сведения о том, как проходить Северный морской путь, спрогнозировать примерную себестоимость с учетом ледовой проводки и погодных условий. При этом современные технологии позволят сохранять в облачном сервисе трекинги всех рейсов со всей информацией по каждому из них.
 

Генеральный директор компании "Совфрахт" Дмитрий Пурим / Корабел.ру


Подтверждая серьезность своих намерений, Дмитрий Пурим прямо в ходе заседания перешел от слов к делу. Сразу после доклада, не сходя с трибуны, он подписал от имени своей компании стратегическое соглашение о сотрудничестве с ГМК "Норильский никель" и ФГУП "Атомфлот". Стороны договорились обеспечить бесперебойную и многовариантную перевалку и доставку грузов в Арктике.
 

Ренарт Фасхутдинов
 

Материалы по теме:

Вывоз ресурсов по Севморпути вырастет в 10 раз. А может быть, в 17? (о прогнозах Министерства природных ресурсов по объемам грузооборота Северного морского пути на 2030 год)

Нужны ледоколы, опорные зоны и полномочия для "Росатома" (о форуме "Арктика: настоящее и будущее" 2017 года)
Конец полярной ночи? (о форуме "Арктика: настоящее и будущее" 2016 года)
Севморпуть: не ждать у моря погоды (о проблемах логистики Северного морского пути)

"Дальневосточное морское пароходство", ПАО
Владивосток
+7(423) 252-10-10
"Атомфлот", ФГУП
Мурманск
+7 (8152) 553-355
"ГМК "Норильский никель", ПАО
Мурманск
+7(8152)55-80-50
"Совфрахт", АО Москва
+7(495)258-27-41
"Оборонлогистика", ООО Москва
+7(499)608-89-93



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости