Конец полярной ночи?

- A + КомментарииПрочитано 2806 раз   |
На международном форуме говорили об обновлении ледокольного флота и модернизации Севморпути

В российской Арктике будет создан объединенный транспортный флот суммарным дедвейтом более 1 млн тонн, ставки некоторых логистических услуг снизятся на четверть, рыбаки северных морей к 2030 году получат от ОСК полсотни рыбопромысловых судов длиной более 65 метров... Об этом и о многом другом договорились участники форума "Арктика: настоящее и будущее".

На прошлой неделе в Санкт-Петербурге завершил свою работу VI Международный форум "Арктика: настоящее и будущее". Мероприятие, организуемое ежегодно АСПОЛом ("Ассоциацией полярников") при поддержке Госкомиссии по вопросам развития Арктики, прошло с большим размахом. В Северную столицу приехали представители основных российских регионов, имеющих выход к арктическим морям, крупных корпораций и компаний, ведущих экономическую деятельность на шельфе, логистические операторы, депутаты Госдумы и прочая, и прочая.

В программе значились десятки панельных и рабочих сессий, разнесенные по девяти категориям — от экологических проектов до проблем народов Севера. Особенное внимание уделили вопросам законодательства. Арктика со всеми ее минеральными, органическими, логистическими и геополитическими ресурсами у российского правительства в числе основных приоритетов. А законодательная база, которая должна помочь максимально использовать все эти ресурсы, пока явно отстает.

— Арктика на сегодняшний день является стратегически важным вектором развития России. Этот макрорегион будет способствовать ускорению экономического роста страны, повышению качества жизни и благосостояния граждан. Главной целью государственной политики в этой сфере является создание благоприятных условий для жизни и работы людей в Арктической зоне, – заявил на открытии форума знаменитый полярник, депутат Государственной думы и специальный представитель президента по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров.
 
Корабел.ру

Про ледоколы и траулеры

Судостроительную и судоходную тематику, разумеется, тоже не обошли стороной. Корабелам предоставили возможность высказаться и пообщаться в рамках отдельной сессии "Технологии судостроения для нужд арктических регионов". Ее модератором был вице-президент АО "ОСК" по гражданскому судостроению Евгений Загородний. Он же стал одним из ключевых докладчиков, рассказав, в чем ОСК видит свою роль в предстоящем развитии Арктики.

— Если говорить о развитии транспортной системы России в Арктике, в первую очередь речь идет о развитии Севморпути как единой национальной транспортной магистрали. Ее развитие предполагает устойчивую и безопасную работу в интересах национальной и региональной экономики, международных, государственных и транзитных перевозок, а также северного вывоза грузов, — отметил он.

Российский арктический флот, пояснил Загородний, нуждается в проведении системной модернизации, что подразумевает увеличение доли перспективных ледоколов, а также постройки транспортных средств универсального или двойного назначения, которые наиболее эффективны в условиях современной меняющейся арктической обстановки. Обеспечение безопасного плавания в Арктике предполагает постройку кардинально обновленного ледокольного флота.
 
Корабел.ру

— С принятием во внимание наиболее предпочтительного сценария развития Арктики до 2030 года предполагаются радикальная модернизация Северного морского пути с одновременным наращиванием грузооборота на его трассах до 30–35 млн тонн каждый год. Такой значительный рост грузопотока по арктическим трассам должен лежать в основе прогноза дальнейшего развития российского ледокольного и специального арктического флота.

При этом, согласно данным представителя ОСК, в ближайшие пять-семь лет "на пенсию" должны уйти самые старые атомные ледоколы, после чего в строю останется лишь два наиболее новых корабля – "Ямал", построенный в 1993 году, и сданный в 2007 году ледокол "50 лет Победы". Однако смена им уже готовится — прямо сейчас в постройке находятся 15 судов ледового и усиленного ледового класса.

— Арктика — зона особого внимания, и никакие санкции не заставят нас отказаться от ее развития. Не останавливаясь на достигнутом, проектные бюро приступили к созданию принципиально нового сверхмощного ледокола мощностью 110 МВт, — сообщил Евгений Загородний.

Вторая половина его выступления была посвящена строительству судов для рыбаков, ведущих промысел в северных морях. В период с 2017 по 2030 гг на верфях Объединенной судостроительной корпорации, занимающихся строительством гражданских судов может быть построено до 50 больших рыбопромысловых судов длиной более 65 метров и до ста судов размерениями от 30 до 65 метров, заявил вице-президент ОСК.

— Все заводы, участвующие в программе обновления рыбопромыслового флота, готовы строить современные высокотехнологичные рыбопромысловые суда. Прежде всего Выборгский судостроительный завод, Прибалтийский завод "Янтарь" и находящаяся в Петербурге "Северная верфь". Строительство рыбопромысловых траулеров запланировано также на "Звездочке" в Северодвинске, на Хабаровском судостроительном заводе, Средне-Невском судостроительном заводе, — перечислял он.
 
Корабел.ру

Верфи ОСК уже подписали ряд соглашений о сотрудничестве с рыбопромысловыми компаниями, но начало массового строительства пока откладывается. Причина задержки в законодательных нюансах.

— Строительство новых рыбопромысловых судов будет начато после принятия всех необходимых нормативно-правовых документов, определяющих действие механизма государственной поддержки в виде выделения квот на инвестиционные проекты. В данный момент идет совещание с вице-премьером Аркадием Дворковичем по этой тематике, — пояснил Евгений Загородний.

Стоимость постройки рыбопромыслового судна на российских верфях после проведенной ОСК подготовительной работы сопоставима с ценами зарубежных судостроительных заводов, уверен он. Снижение себестоимости постройки таких судов ОСК видит в унификации проектов.
 
Корабел.ру

Единая Арктика

Одним из главных событий всего форума стало создание "Первого Арктического Консорциума" – единого транспортного логистического оператора, ответственного за перевозки по Северному морскому пути. Консорциум — объединение ООО "Оборонлогистика", ПАО "Совфрахт" и группа FESCO, трех крупных компаний, работающих в арктическом регионе. Помимо регулирования всех перевозок по северным морским маршрутам, он будет устанавливать единые для всех тарифы.

Правда, возможность пользования такими привилегиями для коммерческих компаний — это пока дело будущего. А главным на сегодня выгодополучателем уже стало Минобороны. О тех логистических проблемах, с которыми сталкиваются военные в Арктике, наш сайт уже писал этой осенью. Консорциум эти вопросы, в основном, решает.

 — Разговоры о создании такого оператора шли два года. Ведь даже внутри одного ведомства ключевым вопросом является обеспечение необходимого уровня координации. В марте 2016 года Коллегия Минобороны России поручила разработать концепцию транспортного обеспечения военного ведомства в Арктической и Курильской островной зонах, – пояснил на форуме предысторию консорциума генеральный директор ООО "Оборонлогистика" Антон Филатов. – И мы создали "Первый Арктический Консорциум" в составе ООО "Оборонлогистика", ОАО "Совфрахт" и компания FESCO. Консорциум объединил уже активно работающие в Арктике предприятия и ведомство. Мы создали консорциум в формате соглашения. Каждое юридическое лицо остается самостоятельным
 
Корабел.ру

Подробнее о том, как создавался Консорциум и в чем смысл его будущей деятельности, "Корабел.ру попросил рассказать генерального директора компании "Совфрахт" Дмитрия Пурима.

Что такое "Первый Арктический Консорциум"? Как шла подготовка к его созданию? Какие были спорные моменты между участниками, как они решались, на какие компромиссы пришлось пойти?

"Первый Арктический Консорциум" создан 29 апреля 2016 года во исполнение поручения президента Российской Федерации. В этот день было подписано трехстороннее соглашение о создании консорциума в составе ООО "Оборонлогистика" (координатор от Минобороны России), ПАО "Совфрахт", ПАО "ДВМП".

Основная цель деятельности консорциума — повысить эффективность транспортного обеспечения Минобороны России в Арктической и Курильской островной зонах.

Все участники консорциума имеют достаточный опыт и профессиональные компетенции для работы в Арктике. Общий флот Консорциума объединяет 92 судна суммарным дедвейтом более 1 млн т и стивидорные активы. На сегодняшний день в фокусе внимания консорциума прежде всего – создание многопользовательской ведомственной АИС, создание центрального координирующего органа — Объединенного ситуационно-логистического центра и объединенной диспетчерской службы, работающей в круглосуточном режиме. В настоящее время в целом закончена работа по созданию методологии ценообразования комплексной логистической услуги, включающей в себя все сборы, в том числе ледокольные, а также расходы на доставку, погрузку и разгрузку в том числе на необорудованный берег для всей российской зоны Арктики и Курильских островов.

Любые спорные вопросы решаются коллегиально, путем согласования с каждым участником консорциума.
 
Корабел.ру

В чем выгода для грузовладельцев и судовладельцев от использования услуг консорциума?

На данный момент в Арктике перевозятся две основные категории грузов. Доставка потребителям первой категории грузов — углеводородов – законтрактована и понятна на многие годы вперед, под эти задачи используется специализированный флот. В сферу внимания консорциума попадает вторая категория — генеральные грузы, связанные с необходимостью жизнеобеспечения строек для нужд Минобороны и других заказчиков.

Выгода использования продукта консорциума для компаний в том, что и грузовладельцы и судовладельцы могут прогнозировать свои доходы и расходы на основе предоставляемого участниками консорциума гарантированного сервиса, включающего все сборы. В частности, ценообразование планируется выстраивать, опираясь на такие факторы, как наличие инфраструктуры в местах погрузки-выгрузки (необорудованный берег, рейд, припай), погодные условия, необходимость использования техники для выполнения погрузочных и разгрузочных работ, ледовая обстановка, время непроизводительных простоев, объемно-весовые характеристики груза и т.д. Заказчики могут пользоваться услугами любых перевозчиков, но в рамках консорциума данная услуга будет гарантированно выполнена по прогнозируемой стоимости, и она будет являться определенного рода бенчмарком для рынка.
 
Корабел.ру

Когда эта структура заработает в полную силу?

Структура уже работает, и результат налицо. В этом году уже достигнут результат по снижению комплексной ставки логистических услуг в Арктике до 25% по некоторым направлениям за счет усиления роли координации и использования так называемого "мертвого фрахта". Планируется, что система тарификации будет сформирована и готова к практическому применению уже весной 2017 года. В это время в Арктике будет функционировать Ситуационно-логистический центр, в который войдут "Совфрахт" (Северо-Западный штаб морских операций в Архангельске) и ДВМП (Восточный штаб во Владивостоке). Основной функцией центра станет поддержка компаний-исполнителей проектов в Арктике в случае столкновения с трудностями в процессе осуществления перевозки.

Таким образом, консорциум станет своего рода "подушкой безопасности", которая гарантирует грузовладельцам, что их груз будет своевременно доставлен в пункт назначения по прогнозируемой цене, и позволит операторам снизить степень риска, распределив его среди всех участников перевозочного процесса, при этом делая этот на сегодня закрытый для многих сегмент рынка привлекательным для малого и среднего бизнеса. Помимо разработки четкой методологии обоснования логистических затрат, в планах консорциума — создание IT-платформы – удобного интерактивного сервиса, который позволит грузовладельцам и логистическим компаниям пользоваться механизмами расчета стоимости грузоперевозки в Арктике в режиме реального времени.

 
Корабел.ру

Кстати, на форуме компания "Совфрахт" времени не теряла. Помимо участия в подписании соглашения о создании "Первого Арктического Консорциума", она успела провести ряд переговоров с представителями бизнеса, федеральных и региональных властей. По результатам этих переговоров достигнуты стратегические соглашения о сотрудничестве. Так, сейчас "Совфрахт" находится в процессе разработки концепции обеспечения флотом проекта компании "ВостокУголь" на таймырском терминале "Чайка", а также строительства порта объемом до 10 млн т в год. В рамках проекта потребуется разработка логистических схем по организации круглогодичной навигации для вывоза угля в западном направлении, строительство судов усиленного ледового класса, модернизация танкеров в балкеры.

Кроме того, в рамках форума прошел Съезд "Ассоциации полярников", по итогам которого генеральный директор ПАО "Совфрахт" Дмитрий Пурим был избран в состав Совета АСПОЛ на период 2016 — 2020 гг.
 
Ренарт Фасхутдинов

[Больше фото в галерее ниже]
Материалы по теме:
Севморпуть: не ждать у моря погоды (о проблемах логистики Северного морского пути)
Тонкая белая линия (о планах по созданию Национальной арктической транспортной линии)
VI Международный форум
VI Международный форум
VI Международный форум
VI Международный форум
VI Международный форум
VI Международный форум
VI Международный форум
VI Международный форум
VI Международный форум
VI Международный форум
VI Международный форум
VI Международный форум
VI Международный форум
VI Международный форум
VI Международный форум
VI Международный форум
VI Международный форум
VI Международный форум
VI Международный форум
VI Международный форум
VI Международный форум
VI Международный форум
VI Международный форум
VI Международный форум
VI Международный форум
VI Международный форум
VI Международный форум
VI Международный форум
VI Международный форум
VI Международный форум
VI Международный форум
VI Международный форум
VI Международный форум
VI Международный форум
VI Международный форум
VI Международный форум
VI Международный форум
VI Международный форум
VI Международный форум
Поделиться новостью

Подписка Корабел.ру экономит ваше время
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного!

Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или