Слово специалистам
Слово специалистам
В этом блоге публикуются доклады, презентации и прочие материалы с отраслевых форумов и конференций

Китай рвется в Арктику. Надо пользоваться!

Флот: ARKTIKA, SIBIR, URAL
- A + КомментарииПрочитано 306 раз   |
Про то, что китайцы имеют очень серьезные интересы в Арктике, говорится уже давно. Но сейчас все эти идеи и прожекты, похоже, выходят на новый уровень - Поднебесная настойчиво добивается от России прямого сотрудничества в сфере логистики по Севморпути и Северному широтному ходу. Этого требуют экономические интересы КНР.
Более подробно о том, где и как наша страна и Китай планируют объединить усилия по освоению Арктики, читайте в материале, подготовленном председателем Координационного совета МКПП по взаимодействию с бизнес-объединениями стран Азии Владимиром Ремыгой. Доклад его прозвучал на форуме "Арктика: шельфовые проекты и устойчивое развитие регионов - 2018", состоявшемся в конце февраля текущего года.
От редакции



Арктический пояс Шелкового пути

26 января 2018 г. пресс-канцелярия Госсовета КНР опубликовала "Белую книгу по Арктике". Этому предшествовала большая подготовительная работа, в которой приняло участие большое количество исследовательских институтов и практических организаций Китая. Они обобщили значительный опыт, накопленный в КНР за последние годы в результате работы большого числа гидрографических экспедиций, а также перевозок грузов по Северному морскому пути (СМП).

Координатором этой большой работы явилась Китайская арктическая и антарктической администрация (KYAA. Chinese Arctic and Antarctic Administration). Она и отвечает за выполнение научных программ и разработку стратегических планов.

В объемном документе, насчитывающем более 9000 иероглифов, сформулированы основные принципы и параметры арктической политики Китая. В известной степени этот документ носит программный характер, в нем детально изложена программа действий китайского правительства на Крайнем Севере.

Подробнее: https://eadaily.com/ru/news/2018/02/03/kitay-v-arktike-novaya-holodnaya-voyna.

Документ имеет четыре раздела

I. Арктическая ситуация и последние изменения

II. Китай и Арктика

III. Политические цели и основные принципы деятельности Китая в отношении Арктики

IV. Политика и позиции Китая по участию в делах Арктики.
 
GeoffreyWhiteway, Free Range Stock

Арктика имеет уникальную окружающую среду и богатые природные ресурсы. Ученые предсказывают, что в связи с глобальным потеплением в ближайшие годы ледовый покров Арктики значительно уменьшится, а по некоторым прогнозам полностью исчезнет. Это кардинальным образом изменит всю совокупность геостратегических факторов на планете. Сам факт создания этого уникального документа отражает традиционный подход китайских ученых и политиков, выстраивающих стратегию на долгие годы и десятилетия.

В документе особо подчеркивается, что нынешняя ситуация в Арктике выходит за рамки арктических государств или арктического региона как такового. Она оказывает жизненно важное влияние на интересы государств за пределами региона и интересы международного сообщества в целом, а также на выживание, развитие и общее будущее человечества. Это вопрос с глобальными международными последствиями.

Ситуация в Арктике оказывает существенное влияние и непосредственно на климатическую систему и экологическую среду Китая и в свою очередь на его экономические интересы. "Китай также вовлечен в межрегиональные и глобальные проблемы, связанные с Арктикой, в частности, с изменением климата, научными исследованиями, использованием транспортных путей, разведкой и разработкой месторождений природных ресурсов, безопасности. Все это важно для существования и развития всего человечества и, несомненно, имеет влияние и на Китай, и на все неарктические государства", — говорится в тексте.

В настоящее время активно разворачивается российско-китайское сотрудничество в Арктике, в особенности после принятия 31 августа 2017 г. новой программы развития арктической зоны Российской Федерации до 2025 г. На ее реализацию выделяется бюджетное финансирование в объеме более 160 млрд рублей. Сотрудничество с Китаем рассматривается как составная часть сопряжения инициативы формирования Большого Евразийского партнерства и китайской инициативы "Один пояс — один путь".

Среди проектов, реализуемых Россией в Арктике, наибольший интерес для Китая представляются следующие:
  1. Перевозка грузов по Северному морскому пути (СМП).
  2. Обустройство инфраструктуры вдоль СМП.
  3. Завершение строительства порта Сабетта (Ямал). В том числе строительство дополнительного терминала для перевалки насыпных грузов.
  4. Строительство железных дорог Бованенково — Сабетта и Северный широтный ход (в том числе строительство моста через Обь возле Салехарда).
  5. Совместное освоение нефтегазовых месторождений вдоль строящихся транспортных артерий, а также в перспективе на шельфе.
  6. Создание крупных нефте-, газохимических комплексов для переработки сырья рядом с месторождениями.
  7. Проект "Белкомур", включая строительство нового морского порта в Архангельске.

Самым главным, стержневым направлением сотрудничества рассматривается обустройство Северного морского пути и налаживание по нему грузовых перевозок, с тем чтобы он стал глобальной конкурентной транспортной артерией. Выступая 14 мая 2017 г. на открытии саммита "Один пояс – один путь" в Пекине В.В. Путин прямо заявил, что "инфраструктурные проекты… в связке с Северным морским путем способны создать принципиально новую транспортную конфигурацию Евразийского континента, а это ключ к освоению территории, оживлению экономической и инвестиционной активности. Давайте вместе прокладывать такие дороги развития и процветания".
 
Атомный ледокол "Вайгач" / "Атомфлот"

СМП является важнейшей частью инфраструктуры экономического комплекса Крайнего Севера. Он объединяет в единую транспортную сеть крупнейшие речные артерии Сибири, сухопутные, воздушные и трубопроводные виды транспорта. Для некоторых районов арктической зоны — Чукотки, островов арктических морей и населенных пунктов побережья морской транспорт является единственным средством перевозок грузов и жизнеобеспечения населения. СМП — это единственный и экономически реалистичный путь к природным кладовым российского Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Перевозка грузов в Европу по Северному морскому пути представляет большой интерес для азиатских стран. Это более короткий и самое главное – намного более безопасный маршрут. Если расстояние, проходимое судами из порта Мурманск в порт Иокогама (Япония) через Суэцкий канал, составляет 12 840 морских миль, то Северным морским путем — только 5770 морских миль.

Уже с 1994 г. Китай начал изучать арктический бассейн на самом большом в мире неатомном ледоколе Xuelong ("Снежный дракон") водоизмещением 21 тысяча тонн, купленном годом ранее у Украины. Кроме того, в Китае приступили к строительству собственного ледокольного флота. По словам заместителя начальника Государственного океанологического управления Китая Чэнь Ляньцзэна, в 2013 г. КНР спустила на воду сверхмощный ледокол, способный проходить льды толщиной до 4,5 метров (у Xuelong возможности гораздо скромнее – лишь полтора метра). Причем новое судно специально оборудовано для исследований дна океана с  помощью подводных роботов и батискафов.

Существует немало проблем для осуществления перевозок по СМП. Это и известная сезонность, и недостаточно развитая инфраструктура вдоль трассы Северного морского пути. Существующие порты – Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения – пока оснащены не вполне современным оборудованием и требуют существенных капиталовложений для реконструкции. А эти порты обслуживают не только сам СМП, но и перевалку грузов по крупнейшим сибирским рекам. Протяженность судоходных речных путей, примыкающих к СМП, составляет около 37 000 км. Поэтому развитие данных портов даст мощный импульс для вовлечения в народнохозяйственный оборот богатейших запасов всей Сибири. Без развития СМП освоение этих запасов мирового значения невозможно.

Самостоятельное и очень важное значение СМП имеет для транспортировки сибирского леса, который является одним из главных богатств России. Как известно, наиболее серьезной логистической проблемой для лесного хозяйства является отсутствие дорог. Строительств и содержание дорог в Сибири требует огромных капиталовложений. Поэтому наиболее рациональной является транспортировка леса по сибирским рекам, которые впадают в Ледовитый океан. При этом решается и проблема "обратной загрузки". Дело в том, что вектор основных грузопотоков по СМП направлен с Востока на Запад, а с Запада на Восток суда возвращаются зачастую недогруженными. Поэтому имеет место практика предоставления льготных тарифов при перевозке грузов с Запада на Восток.
 
Прибытие атомного ледокола Вайгач в порт Чайка / "Атомфлот"

Определенный прорыв был сделан со строительством и введением в эксплуатацию порта Сабетта на северо-восточном побережье полуострова Ямал в устье реки Обь. Первые грузовые суда пришвартовались к причалу порта в октябре 2013 года, а первый газовоз отправился 8 декабря 2017 г. В связи с этим Ямал становится по существу своеобразным центром Арктической зоны Российской Федерации.

В Сабетте начал функционировать крупнейший в Арктике аэропорт, способный принимать самолеты различных типов ИЛ-76, А-320, Boeing-737-300, 600, 700, 800, Boei ng-767-200.

Кстати говоря, КНР планирует обзавестись специальной полярной авиатехникой, способной приземляться на Северном полюсе, и аэропорт Сабетта мог бы стать важной логистической точкой в реализации этих планов.
Введение в полномасштабную эксплуатацию порта Сабетта дает возможность обеспечить эффективную транспортировку грузов по Северному морскому пути, создает глобальную систему добычи, переработки, транспортировки сырья и товаров; закладывает основу для стратегического сотрудничества Китая и России в арктическом регионе.

Говоря о строительстве порта Сабетта, В.В. Путин подчеркнул: "Это очень важно, если уже будет построен такой огромный терминал… то, конечно, очень бы хотелось, чтоб этот порт, который создается, чтобы он был универсальным, чтобы там отгружались не только товары, связанные с производством сжиженного газа, но и другие разнообразные самые товары, чтобы поток с Транссиба, с БАМа был направлен туда, там очень удобное место и хорошая логистика" ( РИА "Новости" 17.12.2015).

Отправляя первый газовоз компании "Ямал СПГ" из порта Сабетта 8 декабря 2017 г. В.В. Путин заявил: "Шелковый путь дотянулся до самого Севера. Объединим его с Северным морским путем, и будет то, что нужно, и Северный морской путь сделаем Шелковым".

Вместе с тем и здесь существуют проблемы. Порт Сабетта пока не связан железнодорожным сообщением с существующими железными дорогами. Планируется построить участок железной дороги Бованенково – Сабетта протяженностью 173 км. На подходе строительство Северного широтного хода (более 700 км).

Китайские компании уже активно участвуют в арктических проектах. Безусловным драйвером здесь выступает проект "Ямал СПГ". Так, одна из крупнейших китайских компаний CNPC вошла в проект "Ямал СПГ" с долей в 20%. Еще 9,9% вложил в этот проект Фонд Шелкового пути. Стоимость сделки составила 1,087 млрд евро. Соответствующий договор был подписан 17 декабря 2015 г. Кроме того Фонд предоставил заем на €730 млн сроком на 15 лет.

"Мы считаем "Ямал СПГ" одним из самых перспективных и конкурентоспособных СПГ-проектов в мире и поэтому заинтересованы стать его акционерами. Мы надеемся, что наше вхождение в проект будет содействовать скорейшему привлечению общего внешнего финансирования для проекта и дальнейшему развитию китайско-российского сотрудничества в энергетическом секторе", – заявил президент Фонда Шелкового пути.
 
Ледокол "50 лет Победы" / "Атомфлот"

В соответствии с проектом "Ямал СПГ" в 2017 г. введена в эксплуатацию первая очередь завода по сжижению газа на базе Южно-Тамбейского месторождения на Ямале. В общей сложности предусмотрено три линии по 5,5 млн тонн СПГ в год. Составной частью проекта явилось вышеупомянутое строительство порта Сабетта, функционирование которого нацелено на решение логистических задач проекта.

На подходе проект "Арктик СПГ – 2", участие в котором китайских компаний обсуждалось на встрече глав правительств наших стран в ноябре 2017 г. Пуск первой линии запланирован приблизительно на 2023 год с поэтапным вводом объекта в 2023 — 2025 годах. Планируется годовое производство 18 млн тонн сжиженного природного газа (тогда как у проекта "Ямал СПГ" — 16,5 млн тонн), три очереди по 6 млн тонн каждая.

Вслед за китайскими инвестициями предполагается активное участие китайских компаний в работе в Арктике. В частности, большой интерес проявляет крупнейшая китайская многопрофильная компания "Порт Далянь" к сотрудничеству с портом Сабетта, а также в целом к арктическим проектам.

Как отмечалось выше, в ближайшее время намечается строительство и эксплуатация новой железнодорожной линии необщего пользования "Бованенково – Сабетта". Генподрядчиком стало ООО "ВИС ТрансСтрой", входящее в группу строительных компаний "ВИС".

Китайские компании проявляют большой интерес к участию в этом инфраструктурном проекте, а также в строительстве железной дороги "Северный широтный ход". В частности они предлагают уникальную и высокоэффективную технологию строительства тоннеля из опускных секций через реку Обь, которая широко применяется в Китае, но малоизвестна в России. Применение этой технологии существенно сокращает расходы на строительство транспортного перехода и уменьшает сроки введения его в эксплуатацию. Кроме того, она ликвидирует угрозу заторообразований и соответственно затопления местности в период весеннего ледохода, а также сводит к минимуму нагрузку на экологию окружающей среды.
 
Белые медведи / handf.mirtesen.ru

Как отмечалось выше, самым главным, стержневым направлением сотрудничества рассматривается обустройство Северного морского пути и налаживание по нему грузовых перевозок. На пути реализации этой задачи существует немало проблем. Одна из основных – существенный недостаток судов ледового класса. Запланировано сооружение 15 газовозов ледового класса. Реализуется программа строительства новых мощных ледокольных судов и три атомохода типа "Арктика": головное судно "Арктика" и два серийных, "Сибирь" и "Урал". Срок сдачи – к 2017, 2019 и 2020 годам соответственно. Сейчас их строят на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. На воду уже спущено первое из трех судов – ледокол "Арктика". На подходе "Сибирь" (2019 г.) и "Урал" (2020 г.). Однако к строительству линейных судов ледового класса только еще приступают. В настоящее время ведутся переговоры с одной из крупнейших в мире транспортных компаний "COSCO" (КНР) о строительстве лихтеровозов ледового класса типа Arc7 и создании совместной компании по строительству и, возможно, совместной эксплуатации этих судов.

Базовым партнером на данном направлении является судоходное подразделение холдинга "Union Weal Investment Group Ltd" – компания Platano Eesti OU. Она занимается организацией транзитных переходов по СМП в тесном сотрудничестве с ФГКУ "Администрация Северного морского пути", Российским государственным гидрометеорологическим университетом, ФГУП "Атомфлот" и другими организациями, способствующими бесперебойной работе СМП.

За это время были накоплены большой опыт и знания, позволяющие "UW Investment Group" участвовать в работе Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации, вносить свои предложения в Министерство экономического развития и Министерство транспорта.

На сегодняшний день "UW Investment Group" привлечено несколько транзитных грузопотоков и судовладельцев для работы через СМП. В Китайской государственной судостроительной корпорации в Шанхае идет строительство уже полностью оплаченных двух специализированных балкеров шестого арктического класса дедвейтом 100 тыс. тонн, с опционом еще на несколько судов. Строительство идет по разработанному специалистам компании уникальному проекту. Первый балкер будет введен в эксплуатацию в середине лета 2019 года, второй – через три месяца после первого. У "UW Investment Group" есть предварительные договоренности о перевозках грузов из северных портов Скандинавии, Канады и США, позволяющие за 5 – 7 лет обеспечить окупаемость 6 – 8 построенных судов данного класса стоимостью по 45 млн долл. США каждое.

Эксплуатация данных судов позволит значительно расширить безледокольную навигацию на СМП и сократить расходы на ледокольную проводку, если таковая потребуется в случае круглогодичной навигации на СМП. Эти суда могут следовать в ледовом коридоре за существующими атомными ледоколами, работать своими техническими средствами на ледовых припаях порта Сабетта и во фьордах Норвегии, перевозить навалочные и сыпучие грузы, оборудование. На сегодняшний день именно такие суда пользуются большим спросом для работы на Севморпути. Для реализации данного коммерческого проекта "UW Investment Group" потребуется дополнительное финансирование на 4 – 6 балкеров.
 
Атомный ледокол "Вайгач" / "Атомфлот"

Другим важным, а по существу представляющим максимальный экономический интерес для КНР [моментом] является участие в добыче полезных ископаемых в Арктике. Добыча полезных ископаемых (а в арктических широтах, по разным данным, находится до 30% мировых запасов природного газа и 10% нефти) может стать спасением для экономики КНР, чья зависимость от экспорта энергоносителей стремительно растет. Россия в условиях дефицита собственных средств имеет уникальную возможность для полномасштабного освоения этих запасов с использованием финансовых, трудовых, технологических ресурсов Китая. Драйвером для этого сегмента сотрудничества выступает вышеупомянутый проект "Ямал СПГ".

В "Белой книге" целый раздел посвящен налаживанию сотрудничества с арктическими странами. Эти страны не всегда рационально выстраивают свою стратегию в арктическом регионе, имеет место недостаточный учет интересов соседей и неарктических стран. Такие крупные арктические страны, как Канада или США, пока очень настороженно относятся к инициативам Китая. Они оказывают немаловажное влияние на деятельность Арктического совета, членами которого являются восемь приарктических государств и 12 стран-наблюдателей, а также Деловой совет Арктики. Выступая "единым фронтом", мы могли бы существенным образом укрепить влияние в этих организациях и определять более взамовыгодную и справедливую политику в Арктическом регионе.

Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание большой интерес, проявляемый к данному вопросу китайскими партнерами, представляется целесообразным рассмотреть возможность создания Российско-Китайского консорциума по реализации арктических проектов. В качестве первого шага целесообразно разработать программу строительства и совместной эксплуатации судов ледового класса. Общий объем финансирования для реализации данной программы составит 2-3 млрд долларов США. На первоначальной стадии потребуется финансирование в объеме 500 млн долларов США.

Для того, чтобы наметить и более планомерно разворачивать сотрудничество наших стран в арктическом регионе, требуется наметить (вычленить) определенный "реестр взаимных интересов". Это может послужить основой для разработки адекватной "дорожной карты" по их реализации.

В настоящее время рассматривается возможность развернуть экспозицию программы "Арктический пояс Шелкового пути" на российско-китайском "ЭКСПО", которое намечено на 9-12 июля 2018 года в г. Екатеринбурге, и проведение соответствующего круглого стола.

В последующем (2020 год) планируется организовать международную выставку "ЭКСПО Арктика – 2020" с участием всех заинтересованных стран на базе уже построенных павильонов в Екатеринбурге.
 
Владимир Ремыга,
председатель Координационного совета МКПП по взаимодействию с бизнес-объединениями стран Азии

Доклад предоставлен организаторами форума "Арктика: шельфовые проекты и устойчивое развитие регионов - 2018"

Материалы по теме:
 
"Дирижеры" Севера (о круглом столе по развитию Севморпути в ходе форума "Арктика: настоящее и будущее" 2017 года)
Вывоз ресурсов по Севморпути вырастет в 10 раз. А может быть, в 17? (о прогнозах Министерства природных ресурсов по объемам грузооборота Северного морского пути на 2030 год)
Нужны ледоколы, опорные зоны и полномочия для "Росатома" (о форуме "Арктика: настоящее и будущее" 2017 года)
Конец полярной ночи? (о форуме "Арктика: настоящее и будущее" 2016 года)
Севморпуть: не ждать у моря погоды (о проблемах логистики Северного морского пути)
Поделиться новостью
"Балтийский завод", АО Россия, Санкт-Петербург+7(812)324-94-35, +7(812)324-93-70
"COSCO Shipyard", Ltd Китай,

Подписка Корабел.ру экономит ваше время
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного!

Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или

Предыдущая новость