Порты Дальнего Востока совместными усилиями за минувшее полугодие перегрузили свыше 40 млн. тонн. Традиционно дальневосточные порты в грузообороте страны занимают чуть менее 40%. Основной грузопоток в январе-июне 2006 года пришелся на три крупнейших дальневосточных порта: Восточный, Владивосток и Находка. При этом грузооборот портов Владивосток и Находка за этот период вырос, а грузооборот порта Восточный, напротив, сократился.
Владивосток
ОАО «Владивостокский морской торговый порт» (ВМТП) - один из крупнейших морских портов Дальнего Востока России. Через порт пролегают три главные международные контейнерные линии в южно-корейском, вьетнамском и японском направлениях. По оценке заместителя директора по производству ВМТП Олега Бондаренко, «все эти линии работают эффективно, мы констатируем постоянный рост грузопотока». До 80% всех грузов, проходящих через порт, являются зарубежными, 20% составляют каботажные перевозки. ВМТП специализируется на переработке насыпных, наливных, навалочных, лесных, а также генеральных грузов, включая контейнеры. Сейчас 100% акций порта находятся на балансе управляющей компании ООО «М-порт».
За минувшие полгода порт перегрузил 2,212 млн. тонн грузов. При этом 1,248 млн. тонн грузов было отправлено на экспорт (в структуре порта экспортные грузы занимают 35,7%), импортные грузы составили 0,544 млн. тонн (доля импорта в структуре порта составила 24,6%) и 0,419 млн. тонн пришлось каботажные грузы (каботаж в структуре порта составил 39,7%).
Одновременный рост грузооборота в порту Владивосток и снижение грузооборота в порту Восточный дало повод некоторым экспертам заговорить о перераспределении грузопотоков в Приморском крае, посчитав, что недостаток грузов из Восточного порта «всплыл» во Владивостоке. Тем не менее, руководство обоих портов связи между этими показателями не видит. «Перераспределения из Восточного порта во Владивосток нет и вряд ли возможно, - полагают специалисты Национальной Контейнерной компании (НКК), - поскольку исторически так сложилось, что именно через порт Восточный проходят транзитные потоки, а порт Владивосток обрабатывает грузы, предназначенные для потребления в Дальневосточном регионе».
Основной грузопоток порта Владивосток обеспечивает Владивостокский контейнерный терминал (ВКТ), находящийся в совместном управлении Национальной контейнерной компании (НКК) и Владивостокского морского торгового порта. По оценкам специалистов НКК, в порту есть все условия для привлечения новых грузопотоков. Однако на фоне снижения транзита в текущем году продолжается рост перевалки экспортно-импортных контейнерных грузов, как во Владивостоке, так и в порту Восточный. За шесть месяцев текущего года ВКТ переработал 69 845 TEU это на 26,7% больше, чем в прошлом году. Объем экспортных контейнеров, переработанных на ВКТ по итогам шести месяцев 2006 года, вырос по сравнению с 2005 годом на 80% до 25 237 TEU. Перевалка импорта в январе-июне 2006 года увеличилась на 71% до 23 112 TEU. По словам Олега Бондаренко, «порт в дальнейшем будет расширять и привлекать контейнерные грузопотоки».
За минувшие полгода порт перегрузил 2,212 млн. тонн грузов. При этом 1,248 млн. тонн грузов было отправлено на экспорт (в структуре порта экспортные грузы занимают 35,7%), импортные грузы составили 0,544 млн. тонн (доля импорта в структуре порта составила 24,6%) и 0,419 млн. тонн пришлось каботажные грузы (каботаж в структуре порта составил 39,7%).
Одновременный рост грузооборота в порту Владивосток и снижение грузооборота в порту Восточный дало повод некоторым экспертам заговорить о перераспределении грузопотоков в Приморском крае, посчитав, что недостаток грузов из Восточного порта «всплыл» во Владивостоке. Тем не менее, руководство обоих портов связи между этими показателями не видит. «Перераспределения из Восточного порта во Владивосток нет и вряд ли возможно, - полагают специалисты Национальной Контейнерной компании (НКК), - поскольку исторически так сложилось, что именно через порт Восточный проходят транзитные потоки, а порт Владивосток обрабатывает грузы, предназначенные для потребления в Дальневосточном регионе».
Основной грузопоток порта Владивосток обеспечивает Владивостокский контейнерный терминал (ВКТ), находящийся в совместном управлении Национальной контейнерной компании (НКК) и Владивостокского морского торгового порта. По оценкам специалистов НКК, в порту есть все условия для привлечения новых грузопотоков. Однако на фоне снижения транзита в текущем году продолжается рост перевалки экспортно-импортных контейнерных грузов, как во Владивостоке, так и в порту Восточный. За шесть месяцев текущего года ВКТ переработал 69 845 TEU это на 26,7% больше, чем в прошлом году. Объем экспортных контейнеров, переработанных на ВКТ по итогам шести месяцев 2006 года, вырос по сравнению с 2005 годом на 80% до 25 237 TEU. Перевалка импорта в январе-июне 2006 года увеличилась на 71% до 23 112 TEU. По словам Олега Бондаренко, «порт в дальнейшем будет расширять и привлекать контейнерные грузопотоки».
Находка
Порт Находка, расположенный в северной части бухты Находка на обоих берегах имеет круглогодичную навигацию и связан с железнодорожной системой России и Западной Европой Транссибирской магистралью. Как сообщили ИАА «ПортНьюс» в Восточном филиале ФГУП «Росморпорт», в первом полугодии 2006 года грузооборот порта увеличился на 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 4,723 млн. тонн. Основной грузооборот порту Находка традиционно обеспечивает ОАО «Находкинский морской торговый порт» (НМТП). За шесть месяцев НМТП переработал 4,266 млн. тонн, то есть чуть более 90% грузооборота всего порта. Остальные девять стивидорных компаний порта совместными усилиями переработали оставшиеся 10% всех прошедших через порт грузов. Всего за полгода перевалка генеральных грузов составила 3,607 млн. тонн (+ 25,1% по сравнению с январем-июнем 2005 года).
В том числе контейнерооборот составил 121,5 тыс. тонн (+76,9%), перевалка металлов составила 3 392,1 тыс. тонн (+26,2%), перевалка металлолома сократилась на 39,3% до 15,6 тыс. тонн. Лесных грузов в порту было отгружено 1 046,7 тыс. тонн (+1,5%). В том числе перевалка круглого леса составила 868,0 тыс. тонн (+3,9%), перевалка пиломатериалов - 178,7 тыс. тонн (-8,7%). За шесть месяцев было обработано 69,5 тыс. тонн навалочных грузов (-76,9%). В том числе перевалка каменного угля и кокса сократилась в 25,8 раз и составила 8,2 тыс. тонн. Перевалка руды составила 61,3 тыс. тонн, что на 32% ниже показателей января-июня 2005 года.
Грузооборот порта увеличился, в первую очередь, за счет роста перевалки сухих грузов, экспортных металлов, лесных грузов и каменного угля.
В том числе контейнерооборот составил 121,5 тыс. тонн (+76,9%), перевалка металлов составила 3 392,1 тыс. тонн (+26,2%), перевалка металлолома сократилась на 39,3% до 15,6 тыс. тонн. Лесных грузов в порту было отгружено 1 046,7 тыс. тонн (+1,5%). В том числе перевалка круглого леса составила 868,0 тыс. тонн (+3,9%), перевалка пиломатериалов - 178,7 тыс. тонн (-8,7%). За шесть месяцев было обработано 69,5 тыс. тонн навалочных грузов (-76,9%). В том числе перевалка каменного угля и кокса сократилась в 25,8 раз и составила 8,2 тыс. тонн. Перевалка руды составила 61,3 тыс. тонн, что на 32% ниже показателей января-июня 2005 года.
Грузооборот порта увеличился, в первую очередь, за счет роста перевалки сухих грузов, экспортных металлов, лесных грузов и каменного угля.
Восточный
Третий по грузообороту порт дальневосточного бассейна — порт Восточный. Самый глубоководный порт России на Дальнем Востоке расположен в Приморском крае на побережье Японского моря в 20 километрах от конечной точки Транссибирской магистрали - Находки. Навигация в порту длится круглый год. Порт принимает к обработке суда с осадкой до 15,5 метров, длиной до 280 метров и шириной до 40 метров. В порту эксплуатируются 15 грузовых, несколько вспомогательных причалов и хозяйственный пирс. Общая протяженность причальной линии составляет около 4 километров. Причалы входят в состав терминалов по перевалке угля, контейнеров, удобрений, метанола, лесных, навалочных и генеральных грузов. В первом полугодии по данным Восточного филиала ФГУП «Росморпорт» порт снизил собственные показатели аналогичного периода на 5,1% и грузооборот порта составил 9,877 млн. тонн. За отчетный период перевалка генеральных грузов составила 1 381,9 тыс. тонн (-17% по сравнению с январем-июнем 2005 года). В том числе контейнерооборот составил 1 243,3 тыс. тонн (-7,5%), перевалка металлолома составила 33,7 тыс. тонн (-39,9%), перевалка труб сократилась в 2,8 раза и составила 84,6 тыс. тонн. Перевалка машин и оборудования возросла в 1,8 раза и составила 1,4 тыс. тонн. За шесть месяцев лесные грузы составили 184,6 тыс. тонн (+14,4%), навалочные грузы - 8 300,7 тыс. тонн (-2,8%). В том числе перевалка каменного угля и кокса составила 7 785,8 тыс. тонн (+2,3%), калиевой соли - 484,8 тыс. тонн (-7,4%). Перевалка руды сократилась в 13,5 раз до 30,1 тыс. тонн. Перевалка насыпных грузов сократилась в 3,8 раз и составила 10,3 тыс. тонн.
При этом, основной грузопоток берут на себя две крупнейшие стивидорные компании порта ОАО «Восточный порт» и ООО «Восточная стивидорная компания» (ООО ВСК). В первом полугодии ОАО «Восточный порт» переработал 7,709 млн. тонн грузов, что составляет 78% всего грузооборота порта. На долю ВСК в структуре грузооборота пришлось 10,4%. Оставшиеся 11,6% обработали в общей сложности еще шесть компаний порта.
Снижение грузопотока в самом порту связывают со снижением транзитных грузопотоков, которые долгое время составляли 40% грузооборота терминалов Восточного порта. По словам генерального директора ООО «Восточная Стивидорная Компания» Всеволода Горяинова, «в результате январского повышения ставки тарифов на транзитные грузы, от перевозок через Транссиб уже отказались LG и Samsung. Наша собственная статистика такова: если в феврале 2005 года через наш терминал было перевалено 11 тысяч тонн грузов, то за аналогичный период в текущем году грузооборот составил 800 тонн грузов». «Считаю возможным поднимать тарифы на уровне роста инфляции. Кроме того, что-то должно оправдывать это повышение, к примеру, рост тарифов на электроэнергию. Кстати, наша компания не меняет стивидорные тарифы на транзитные грузы уже 5 лет», - отмечает Горяинов. Транзитные контейнерные грузопотоки прежде из порта Восточный направлялись, например, в Финляндию, а теперь эти грузы следуют напрямую морем в порты Финляндии из-за высоких железнодорожных тарифов на Транссибе.
При этом, основной грузопоток берут на себя две крупнейшие стивидорные компании порта ОАО «Восточный порт» и ООО «Восточная стивидорная компания» (ООО ВСК). В первом полугодии ОАО «Восточный порт» переработал 7,709 млн. тонн грузов, что составляет 78% всего грузооборота порта. На долю ВСК в структуре грузооборота пришлось 10,4%. Оставшиеся 11,6% обработали в общей сложности еще шесть компаний порта.
Снижение грузопотока в самом порту связывают со снижением транзитных грузопотоков, которые долгое время составляли 40% грузооборота терминалов Восточного порта. По словам генерального директора ООО «Восточная Стивидорная Компания» Всеволода Горяинова, «в результате январского повышения ставки тарифов на транзитные грузы, от перевозок через Транссиб уже отказались LG и Samsung. Наша собственная статистика такова: если в феврале 2005 года через наш терминал было перевалено 11 тысяч тонн грузов, то за аналогичный период в текущем году грузооборот составил 800 тонн грузов». «Считаю возможным поднимать тарифы на уровне роста инфляции. Кроме того, что-то должно оправдывать это повышение, к примеру, рост тарифов на электроэнергию. Кстати, наша компания не меняет стивидорные тарифы на транзитные грузы уже 5 лет», - отмечает Горяинов. Транзитные контейнерные грузопотоки прежде из порта Восточный направлялись, например, в Финляндию, а теперь эти грузы следуют напрямую морем в порты Финляндии из-за высоких железнодорожных тарифов на Транссибе.
***
Согласно прогнозам Ассоциации морских торговых портов (АСОП) на 2006 год, грузооборот российского портового комплекса в текущем году увеличится на 8% и составит 439,5 млн. тонн. При этом грузооборот Дальневосточных портов прогнозируется на прежнем уровне.