"Будет "Корабелка" – будут корабли!" Интервью с проректором СПбГМТУ

- A + Автор: Ренарт Фасхутдинов КомментарииПрочитано 839 раз   |
Мы говорим "кадры для судостроения" – подразумеваем "Корабелку", мы говорим "Корабелка" – подразумеваем "кадры для судостроения". То, что это ведущий вуз отрасли, оспаривать глупо и бессмысленно.
Поэтому мы решили подготовить большой цикл интервью с главами ведущих факультетов Санкт-Петербургского государственного морского технического университета. Узнаем, как сегодня идет процесс обучения, каких успехов добивается вуз, с какими сложностями сталкивается.

А откроем мы этот цикл беседой с проректором СПбГМТУ по образовательной деятельности Еленой Счисляевой.
 
Елена Счисляева, проректор СПбГМТУ по образовательной деятельности / Корабел.ру

Давайте начнем наш разговор с прошедшей приемной кампании. Каковы ее результаты? Есть ли успехи? Растет ли проходной балл?

– Прошедшая в этом году приемная кампания показала положительные тенденции – как количественные, так и качественные. Год от года показатели университета становятся все выше и выше. Проходной балл по сравнению с 2016 годом значительно увеличился, стал больше на десять, и это очень серьезное достижение за столь короткий срок. Десять баллов – это повышение уровня абитуриентов, которые приходят сейчас к нам в "Корабелку". Без этого невозможно говорить о подготовке квалифицированных выпускников технических специальностей, способных работать в условиях высоких и цифровых технологий.

В 2016 году университет оказался в трудном положении, обусловленном реорганизацией в отрасли в целом и в самом вузе в частности. На этом фоне и произошла смена руководящей команды.

Занявшись, в первую очередь, учебным процессом, мы увидели, что у второкурсников имеется огромное количество задолженностей. За год до этого проходной балл был весьма низким – всего 58. Нам пришлось включать все механизмы, чтобы помочь ребятам повысить их уровень и сохранить их в рядах студентов "Корабелки". Мы вводили корректирующие курсы для устранения пробелов в высшей математике, ведь без хорошей подготовки по точным наукам кораблестроительные специальности освоить практически невозможно. Были организованы дополнительные занятия по основным фундаментальным предметам. Для студентов, кстати сказать, эта дополнительная подготовка была и остается бесплатной, а работу преподавателя оплачивает вуз.   

Сейчас вуз поднимается. Но даже те 68 баллов, которых удалось достичь сейчас, мы не считаем серьезным достижением, а просто воспринимаем как нормальный уровень. Наши цели – значительно выше.

Много еще предстоит сделать для восстановления и развития материальной базы университета. Учебно-лабораторная база, общежития не ремонтировались годами. Но несмотря на то, что в достаточно сложный период существования вуз обветшал, основной капитал университета сохранился – это преподаватели, это многочисленные научные школы "Корабелки". И аккредитация, которую мы успешно прошли в 2018 году, это подтвердила.

"Корабелка" – это вуз, который дает судостроительной отрасли до 62% выпускников, закрывает фактически все ее потребности. Это очень много и очень ценно.

А это осознание уникальности какую ответственность накладывает на сотрудников вуза? И какую специфику дает в его деятельности?

– "Корабелка" плотно работает с предприятиями отрасли и конструкторскими бюро. У нас в вузе существует Наблюдательный совет, который с момента создания бессменно возглавляет президент ОСК Алексей Львович Рахманов.

Из судостроительных предприятий особенно интенсивное взаимодействие у университета с "Адмиралтейскими верфями". Верфи очень поддерживают нас, хотя в сотрудничестве с вузом не отказывает никто из компаний АО "ОСК". Ведь наши выпускники в итоге идут работать в те же КБ, на те же верфи, на судостроительные заводы по всей России.

Мы плодотворно взаимодействуем с новым заводом "Звезда", который находится в Большом Камне на Дальнем Востоке. Непосредственно от завода поступают заказы по обучению работающего там персонала, представители завода приезжают и рассказывают о "Звезде" нашим будущим выпускникам с целью привлечения их на работу на Дальний Восток.
 
Монтаж кранов на ССК "Звезда" / ПАО «Уралмашзавод»

Конечно, ответственность на нас лежит колоссальная, особенно с учетом того, что сейчас кораблестроение и судостроение входят в программу стратегического развития Российской Федерации. Мы видим, на каком высоком уровне, с каким подъемом проходят у нас дни Военно-Морского флота, какое значение руководство страны уделяет этому празднику. Нашим студентам-первокурсникам мы много рассказываем об истории "Корабелки", о традициях русского флота. Студенты должны понимать, каким ответственным делом будут заниматься. Осознавать и чувствовать, что они не просто инженеры, а специалисты высокого класса, призванные, как справедливо сказано в слогане ОСК – строить флот сильной страны.

Большую профориентационную работу мы проводим со школьниками. Для этого у нас существует опытная команда, которая ездит по городам России и рассказывает о нашем вузе, показывает различные демонстрационные материалы, приглашает на дни открытых дверей. Я уверена, что с усилением работы этого направления нам и удалось привлечь абитуриентов с более высокими баллами.

Первый год работы новой управляющей команды вуза, был достаточно сложным. Хочется сказать огромное спасибо коллективу университета за то понимание, веру и поддержку, без которых наши усилия были бы тщетными и не принесли результатов.

Если брать по отдельным факультетам, какие сейчас проходные баллы и конкурс?

– Самый высокий проходной балл у нас на факультете кораблестроения и океанотехники, и это радует. Я имею в виду сейчас инженерные специальности, не беру юриспруденцию и экономику, где в этом году было выделено несколько бюджетных мест, и туда пришли ребята с очень высокими баллами.

На наших основных факультетах – кораблестроительном, машиностроительном и приборостроительном – проходной балл заметно поднялся. На первом месте сейчас кораблестроительный, на втором – приборостроительный факультет, на третьем – машиностроительный. В прошлом году было наоборот – приборостроительный был ниже. Это здоровая конкуренция. В следующем году, можно ожидать, что машиностроительный поднимется, потому что они сейчас активно работают в этом направлении.

Какие специальности пользуются особенно большим спросом?

– Самым высоким спросом сейчас пользуется то, что связано с цифровизацией и информатизацией. Это, к сожалению, общая для всех российских вузов тенденция, поскольку многие школьники в качестве ЕГЭ выбирают информатику. Ряд технических специальностей позволяет в качестве ЕГЭ сдавать не физику, а информатику, и абитуриенты этим активно пользуются.

Почему я говорю – к сожалению? Потому что для любого технического вуза студент с хорошим знанием физики действительно важен, ценится на вес золота. Мы сейчас изменили учебные планы, на первых курсах значительно увеличили количество часов по фундаментальным предметам. Математика вышла на уровень советского периода: 500 часов против 180, которые были еще 3-4 года назад. Сами понимаете, что это достаточно большой рывок, значительная ответственность, и я убеждена, что, если не будет хорошего знания математики, дальнейшее обучение непременно зайдет в тупик.
 
Студенты "Корабелки" / "СПбГМТУ"

Это справедливо, но ведь при этом весь курс учебы бакалавров на год меньше, чем в советское время. Если столько занимают фундаментальные дисциплины, то…

– Вы знаете, мы слегка сократили гуманитарный блок. Большой спектр дисциплин гуманитарного направления вынесен в факультативы, которые ребята могут осваивать дополнительно. Благодаря этому, усилен тот блок подготовки, который необходим.

И в министерстве и у нас есть понимание, что за четыре года сложно подготовить хорошего инженера. При том, что отрасли инженеры крайне нужны. Поэтому мы стараемся для бакалавров обеспечивать реальную практику на верфях и в конструкторских бюро. Это дает возможность ребятам получать больше специфических знаний. К тому же, у нас во многих КБ есть базовые кафедры, которые позволяют усилить подготовку даже для бакалавров. Мы предпринимаем все возможные усилия, чтобы специальность не была потеряна на бакалавриате, и активно продвигаем идею возвращения специалитета в инженерно-образовательной среде.

На уровне министерства продвигаете?

– На уровне министерства, на уровне координационного совета по инженерным наукам, на различных учебно-методических объединениях. И коллеги из других технических вузов нас поддерживают, это единое мнение.

Вернусь к вопросу со школами. Проблему вы обозначили – нехватка у выпускников фундаментальных знаний. Можно ли с учителями договориться, чтобы они усилили подготовку?

– Да, мы поднимаем эти вопросы в школах. Более того, у нас есть несколько подшефных школ, где наши преподаватели проводят дополнительные занятия. В созданных инженерных классах они ведут профориентационную работу, перебрасывают мостик между школой и вузом. Плюс у нас в вузе есть свои различные программы, на которые мы приглашаем наших будущих студентов, потенциальных абитуриентов.

Сейчас совместно с "Адмиралтейскими верфями" разрабатывается программа по созданию такого пространства, где будут работать студенты. Но сориентировано все будет на профориентацию школьников, чтобы ребята могли прийти и посмотреть, что такое судомоделирование, принять участие в этом, узнать сопутствующие дисциплины, научиться делать что-то своими руками. У вуза есть собственный опытовый бассейн, который мы задействуем в образовательном процессе.

А что чаще приводит нынешних абитуриентов в "Корабелку"? Осознанное желание? Советы родителей? Еще какие-то соображения?

– Вы знаете, мотивы совершенно разные. Есть категория, скажем так, династий. Дедушка окончил наш вуз, папа, мама. Дети выросли в этой среде, и они себе другого пути уже не представляют, они хотят прийти сюда, продолжить семейную традицию. Или есть ребята из приморских районов, которые всегда жили рядом с верфями или портами. Для них, может быть, это не настолько осознанный выбор с точки зрения понимания, чем им придется здесь заниматься. Но их ведет определенная романтика: я буду строить корабли! И есть, наконец, ребята, которые просто в пять вузов подают документы и смотрят: сюда не прошел, сюда тоже, а здесь балл подходит, приду сюда.

Наша задача – даже из тех, кто попал сюда случайно, все равно сделать заинтересованных студентов, получающих и знания, и удовольствие от учебы именно в этом месте. А в "Корабелке" для этого есть все условия, в том числе невероятно насыщенная мероприятиями и яркая внеучебная жизнь.

Мы проводим анкетирование, чтобы выявить, откуда ребята узнали о вузе. Чаще всего это получение информации от знакомых и через сайт университета. Это нас радует, поскольку говорит о том, что вуз становится узнаваемым, что ему дают хорошие рекомендации. Заработал тот самый эффект "сарафанного радио": ребятам нравится здесь учиться, и они советуют остальным.
 
Занятия в кружке робототехники в СПбГМТУ / "СПбГМТУ"

А иногородних много?

– Иногородних студентов много. С одной стороны, это здорово, а с другой – встает вопрос общежития, наша болезненная тема. Собственно говоря, это не только наша головная боль, но и городская. Все университеты города сталкиваются с проблемой общежитий, их площадей, их ремонта. Провести всеобщий ремонт общежитий у нас нет возможности. Но точечно мы стараемся все-таки пройтись по самым сложным местам.

У нас есть замечательные спонсоры, которые помогают хотя бы частично решать эти проблемы, например компания "Роснефть", которой мы очень благодарны за оказанную помощь в ремонтах общежитий.

Нет ничего нерешаемого. Но на все нужно время и большие средства, поэтому мы их всячески изыскиваем, ищем жертвователей, боремся за различные гранты, чтобы принести сюда как можно больше денег. Пытаемся улучшить и сделать более привлекательными сопутствующие направления, такие как юриспруденция, экономика, менеджмент, для того чтобы поднять внебюджетный набор. Это тоже деньги, которые придут в вуз, на них можно будет улучшать инфраструктуру.

А что с бюджетными местами? Их количество растет?

– Да, в этом наборе вузу были добавлены бюджетные места. Правда, на 2020-й год у нас были проблемы с контрольными цифрами приема, и мы обращались с этим в министерство. Сильно урезали места на направления подготовки "Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта (26-я группа) и "Оружие и системы вооружения" (17-я группа), которые непосредственно связаны с кораблестроением. Причем в магистратуре сократили особенно большое количество мест. Причина проста: у нас сейчас Федеральное учебно-методическое объединение (ФУМО) общее вместе с транспортниками, а министерство рассчитывает контрольные цифры приема из количества трудоустроенных выпускников. В том числе, как вы понимаете, многие судоводители устраиваются не только в России, но и за рубежом. Следовательно, идет большой отток. А картинка на всех общая, и Министерство науки и высшего образования заказывает места, исходя из этого количества.

Все восстановится, как только разделится ФУМО. Мы пытаемся добиться, чтобы нас разделили, отделили от транспортников, потому что судовождение и судостроение – это абсолютно разные вещи, а сейчас они вынужденно находятся вместе.

Вы упомянули про трудоустройство. Как у вас сейчас с этим, какие цифры? Вы отслеживаете?

– Примерно 80% наших студентов трудоустроено, и это хороший показатель. Образование у нас приличное, и если ребята остаются в своей профессии, трудоустраиваются по диплому, то, как правило, у них проблем не возникает. На рынке сейчас достаточно высокая востребованность в кадрах нашего профиля.

Другое дело, что многие местные ребята хотят непременно остаться в Петербурге и не учитывают те возможности для их будущего карьерного роста, которые предоставляет им вся отрасль. Мы пытаемся доносить до них мысль, что они могут поехать в тот же Большой Камень на "Звезду", где будут обеспечены жильем. Там сейчас развернуто большое строительство для привлечения молодых специалистов. У них будет выше зарплата, будет более быстрый карьерный рост. Ребята смогут там проработать три года, пять лет и стать специалистами такого уровня, что их с удовольствием возьмут на любую верфь.

Вы уже не в первый раз упоминаете про дальневосточную "Звезду". Расскажите подробнее про сотрудничество с ними. Какие специальности им нужны, на каких условиях они с вами работают?

– "Звезда" направляет школьников на обучение в университет на целевые места. Вузу, в свою очередь, "Роснефть" оказывает различную спонсорскую помощь. Компания помогает нам с учебно-лабораторной базой. У нас сейчас в корпусе "Б" ремонтируется и будет оснащена самой современной техникой огромная аудитория с прилегающими помещениями. Там будут экраны и видео-конференц-связь, мы с любой точкой мира сможем общаться, проводить прямые включения. "Роснефть" выделила на это деньги.

Выделяются ежегодно средства на ремонт общежитий, определенных мест – либо этажей, либо помещений.

Плюс есть договор о предоставлении наших образовательных услуг сотрудникам "Роснефти". Недавно началась реализация дополнительной программы mini МВА, где и руководство, и сотрудники обучаются прямо там, на месте. Наши преподаватели выезжают в Большой Камень и проводят занятия. Это модульная система образования, она рассчитана на полгода, и я считаю, что это взаимовыгодное сотрудничество. Для нас это деньги, а для сотрудников "Роснефти" – уникальные знания.
 
Штаб-квартира компании "Роснефть" на Софийской набережной в Москве / "Википедия"

Кроме того, мы проводим еще и профориентационную работу. Например, у нас был турнир между школами Большого Камня, Владивостока, у которых есть классы "Роснефти", с нашими подшефными ребятами из инженерных классов Петербурга. Это происходило на территории "Корабелки" в режиме "онлайн". Было сформировано интересное задание, и обе команды это задание выполняли. Я не ожидала, что взрослые будут переживать и болеть даже больше, чем ребята. Победила дружба, наградили всех участников.

Подобные турниры вуз проводит не только с дальневосточными школами – на нашей площадке собираются самые различные школы. Мы участвуем в олимпиаде "Звезда", а также проводим свою "корабелковскую" олимпиаду, которая, хочется верить, достигнув определенного уровня, из местной сможет стать федеральной. Это тоже для нас важно, потому что ребята, которые являются ее участниками, победителями соревнований, потом получат дополнительные баллы при поступлении в наш университет.

Периодически проводятся различные конференции, на которых судостроители обсуждают вопрос кадров. И всегда это болезненно, потому что у всех большие запросы, большие претензии. На этот счет вы с нашими КБ, заводами, общаетесь? Что они хотят, почему у них такие вопросы возникают?

– Претензии есть, не все нравится, часто не устраивает качество подготовки выпускников. Но, как я вам в самом начале сказала, наша команда работает всего три года. И те выпускники, о которых идет речь сейчас, набирались еще до нас – со сложностями, с низким проходным баллом. Мы стараемся способствовать повышению уровня как абитуриентов, так и студентов. За три года это сложно сделать, но я надеюсь, что у ребят, которых мы набираем сейчас, будут уже другие возможности и репутация.

Как я говорила, очень устарела учебно-лабораторная база. Поэтому мы стараемся, чтобы базовые кафедры пропустили через себя как можно больше ребят, пристальное внимание уделяем практике, которую студенты проходят в тех же КБ и на верфях. Там ребята видят, какое существует оборудование, как идут процессы.

Сейчас ситуация с материальной точки зрения потихоньку исправляется, идут ремонты. У нас в Ульянке есть старый корпус, который несколько лет тому назад был настолько запущен, что там даже поселилась… сова! Сейчас в соседнем корпусе проведен капитальный ремонт здания, там разместился новый научный корпус. Ремонт осуществлен на деньги, заработанные договорами вуза с промышленными предприятиями. На эти деньги, а не на субсидийные, в научном корпусе создано несколько лабораторий с уникальным оборудованием. Там же располагается студенческое КБ, где студенты работают под руководством ведущих наставников, разрабатывают и конструируют подводные глайдеры.
 
Глайдеры совместного производства "ОКЕАНОС" и СПбГМТУ / "Океанос НПО", ЗАО

Все сразу не делается, к сожалению. Но мы работаем и уже видим плоды своих трудов, это приносит большое удовлетворение и радость. Завершить интервью хочется словами: будет "Корабелка" – будут корабли!

Материалы по теме:
"В Арктике мы авторитет для всего мира!" (интервью с проректором ГУМРФ)
"Мое мнение – флот на подъеме!" (интервью с ректором ГУМРФ)
"Любой научный процесс должен заканчиваться изделием" (интервью с ректором СПбГМТУ)
"Лучше сделать одного хорошего инженера, чем трех средних" (интервью с деканом СПбГМТУ)

"Судостроительная промышленность, атомная промышленность и нефтегазовый сектор – наши партнеры и помощники" (интервью с ректором СПбМГТУ)
"Нам важно не потерять инженерное образование на транспорте" (интервью с ректором ГУМРФ)
"Наших выпускников можно встретить везде..." (интервью с ректором ВГУВТ)
"Уже не мы идем к работодателю, а он к нам!" (интервью с директором Морского технического колледжа)

Наши новости в Telegram

Автор: Ренарт Фасхутдинов
Поделиться новостью
"Санкт-Петербургский государственный морской технический университет", ФГБОУ Россия, Санкт-Петербург+7(812)757-16-77
"Адмиралтейские верфи", АО Россия, Санкт-Петербург+7 (812) 714-88-63
"Дальневосточный завод Звезда", АО Россия, Большой Камень+7(42335)5-11-40, +7(42335)5-11-42
"Объединенная Судостроительная Корпорация", АО Россия, Москва+7(495) 617-33-00
"Нефтяная компания Роснефть", ПАО Россия, Москва+7(499)517-88-88


Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или
-1+
#Головешкин Владислав Борисович, 17.04.2020, 00:50На 85летии Корабелки общался с руководством имашфака и приборров, с кафедройВМП и у всех прохадила мысль о необходимости распределения обязательного для бюджетников. По своему опыту считаю, что первые два курса на которыж изучают обшие дисциплины и исправляют просчеты ЕГЭ должны быть вечерними с обязательной работой на верфисо сменой специальностей. А то что я в нечале в 1963 году поступил на Вечерний факультет и устроился лаборантом-рентгенологомлаборатории гамморентгеннографирования сварных швов Адмиралтейского завода дало мне проактику на всю жизнь

Предыдущая новость