Сергей Барышников: "Нам важно не потерять инженерное образование на транспорте"

- A + КомментарииПрочитано 2579 раз   |
19 ноября 2015 года в Санкт-Петербурге начнет свою работу VIII Международная конференция "Кадровая политика". Мероприятие проводится партией "Единая Россия" в рамках проекта "Санкт-Петербург – морская столица России". Основной задачей мероприятия заявлена выработка эффективных решений для развития кадрового потенциала транспортной отрасли в России. Конференция пройдет при поддержке и участии Совета Федерации и Государственной Думы ФС РФ, Министерства транспорта РФ, профильных федеральных и региональных министерств и ведомств. Одна из рабочих сессий конференции будет посвящена кадровому вопросу на водном транспорте. Среди выступающих ректор ведущего отраслевого вуза, Государственного университета морского и речного флота имени адмирала Макарова, Сергей Барышников. Сегодня он – гость "Корабела"
Сергей Олегович, тема нашей беседы подготовка кадров в отрасли... Ситуация, прямо скажем, сложная.
– И проблема застарелая. Как, впрочем, многое. Даже металл стареет, но с ним проще: его легко заменить...

Если найдется в наличии...
– Пример с металлом неслучаен. Не так давно считалось, нет нужного металла, не беда - купим за границей. Думали, недостающее приобретем за рубежом, будучи уверенными, что этот порядок сохранится надолго. Ан нет. С металлом-то, может, управимся, но как быть с кадрами?
Вспомним историю, когда в результате войн и революций выкашивались целые поколения не просто трудоспособных людей, а людей с определенными способностями, талантами, призванием. Цвет общества. Потом приходилось годами, десятилетиями с большим трудом "наращивать" кадровый потенциал.

И сегодня "прервалась связь времен", как у Шекспира?..
– Совершенно верно. Ведь посмотрите, за каких-то два десятилетия практически исчезла мощная система подготовки кадров. К профессиям, которые пользовались уважением, считались престижными, сегодня пренебрежительное отношение. И при этом положении нам почему-то в качестве примера предлагают зарубежную модель подготовки кадров для водного транспорта. Что мы видим? Там то же, что было у нас раньше. Ветеранские организации, сеть кадетских училищ, разноуровневая стройная система. Мы, безусловно, выстроим в новом качестве систему профессионального образования. Но нарастить "новое мясо" на костяк - дело не одного года.
Как руководство вуза, мы прекрасно понимаем, что и как делаем. Хотя многие задачи, которые перед нами ставятся, напоминают пресловутые "взять высотку" к такому-то празднику любой ценой и любыми силами. А ведь надо по-другому...

НАДО ОСТОРОЖНО, ВЗВЕШЕННО И ОБДУМАННО

Российские вузы находятся в состоянии реформирования. Учебные заведения частью объединяли, частью закрывали... Смотрите, сами именования звучат нелепо, почти ругательно: ГБОУ, ФГБОУ и так далее. Кстати, какой, по-вашему, термин можно подобрать к тому, что сделали с несколькими учебными заведениями при создании Государственного университета морского и речного флота? Укрупнение - не то. Объединение?.. Соединение, слияние?..
– В слиянии есть что-то механическое - сливают жидкости. Неблагозвучно и вызывает определенно негативные ассоциации. Видите, при том, что русский язык богат и разнообразен, подобрать нам с вами какое-то одно определение затруднительно. В слиянии есть элемент перемешивания, когда составляющие утрачивают прежние характеристики. Здесь процессы гораздо сложнее. Надо исключить грубый, капманейский подход. Всякое движение должно быть выверено, продумано. Перепроверено. И, как я говорю сегодня довольно часто, только доброжелательно.
Мне приходится сталкиваться с воинствующими агрессивными людьми с обеих сторон. Как со стороны реформаторов, так и со стороны противников реформы. Если допустить начало "боевых действий", вы понимаете... когда сделан первый "выстрел", искать виноватых будет поздно, а любая война без жертв с обеих сторон не бывает.

Любопытная параллель. То есть вы ощущаете себя на "поле брани"?
– Не так часто, конечно, но ощущение выхода на минное поле случается. Напомню, от нас требуют с одной стороны обязательно положительных результатов в довольно сжатые сроки. Требования понятны - проблема с кадрами, если процесс затянется, рискует стать проблемой национальной безопасности. Но в авральном режиме решать ее невозможно. С другой стороны, включают некую гуманистическую составляющую. Вы должны помнить, что часто в зимнюю сессию экзамены проводились даже 31 декабря, накануне Нового Года. Сегодня в учебной сетке мы вынуждены считаться с обилием праздничных и выходных. Пример незначительный, но это лишь одна из множества "оговорок".

Слишком часто меняются правила игры.
– И это очень мешает. Представьте себе: преподаватель - пусть возрастной, но с огромным опытом, еще вчера с отличными результатами - сегодня неожиданно не соответствует тем самым правилам, хотя работал весь год плодотворно. Объясняешь, что он величина, "звезда" в своем деле. Ну нет у него на период аттестации публикаций! Остальное в порядке - много знаменитых выпускников, некоторые достигли правительственного уровня, - и что? Не прошел, не соответствует. Надо увольнять? Или возьмем цитируемость работ в зарубежных изданиях. А ведь некоторые работы наших профессоров - с грифом секретно. Нелепость, скажете. Ничуть! Преподаватель вынужден думать и об этой нелепости, тратить на нее силы, нервы, да и рабочее время, наконец. Отсюда, как следствие, интриги в научной, преподавательской среде. В любом случае на пользу делу не идет.
Сергей Барышников / Фото: Кирилл Воловик

– В этой нездоровой атмосфере вы оказываетесь в странном положении. Как чиновник, вы обязаны такого несоответствующего "убрать", плюс от вас требуют "дать дорогу молодым", "влить свежую кровь". Как быть?
– Непросто. Есть очень способные и перспективные молодые преподаватели. Виден потенциал, возможности, но без должного опыта этих качеств маловато. Человеку надо поработать рядом с мастером, перенять навыки, даже поучиться жизни. Продолжить традиции. В нашем деле без сохранения традиций нельзя. Это крайне тонкая материя.

Преподаватель не только начетчик, он - воспитатель, старший товарищ.
– Это была, и, я надеюсь, она останется, особенность отечественной школы. В "Макаровке" тем более. У нас под удар попадает воспитательная составляющая обучения. Против этого приходится бороться всеми силами, включать все имеющиеся в наличии ресурсы. Мы воспитываем не только специалиста, но личность, гражданина, патриота. И нам, признаюсь, приходится исправлять многие огрехи и недоработки средней школы.

Это не вина нынешнего среднего образования, а скорее, его - беда.
– Мы к этому готовимся сразу, еще на этапе приемной комиссии. Вспомним прошлое. Раньше государство шло на неразумные по сегодняшним меркам расходы. В деревне сейчас детей мало, но их надо учить, воспитывать. У нас есть курсанты, которые уезжают на побывку в такие "медвежьи углы", куда и автобусы-то не ходят. Ребята не видели много такого, что часто в голову не придет. Про театры и музеи я не говорю, они у нас включены в обязательную программу воспитательной работы. Вот вам несколько иной пример, но он показателен - с чем нам приходится сталкиваться, что приходится выправлять. У нас, вы знаете, сохранено бесплатное питание для курсантов. Рацион разнообразный, но уже второй год, как мы исключили из него йогурты.

Как?
– Вот так. Некоторые просто не едят, кому-то йогурт непривычен на вкус, кто-то в жизни его не видел. Кто-то скажет, вот мы с вами о мелочах, йогуртах рассуждаем, когда о судьбе высшей школы думать надо, об образовании наш разговор.

Какая же мелочь? Это - мировосприятие, мировоззрение.
– В том-то и дело! Можно посмеяться, можно поерничать, но впору глубоко задуматься. Некоторые ребята говорят, что дома они так не питались, хотя мне кажется, что должно быть получше. Сюда добавим и то, что в школах некогда были урезаны часы физвоспитания, практически полностью исключен производительный труд. И это к теме нашей беседы, вернемся к ней.

Ваше отношение к "болонской системе".
– Огульное и повсеместное насаждение "болонской" системы недопустимо. Возможно, она хороша, например, для гуманитарных дисциплин, но давно всеми признано, что для технических, инженерных специальностей наиболее подходит "немецкая". Нам требуется, просто жизненно необходима связь теории и практики. Постоянная и неразрывная.
Причем в России такая система вводилась в XVIII веке, бережно прививалась, адаптировалась к нашей действительности и особенностям, превратившись в конечном итоге в российскую высшую техническую школу. Теперь она отметается, и что? Нам предлагают вернуться обратно в XVIII век. Парадокс.
Отечественная высшая техническая школа до сих пор признается во всем мире. Иностранные компании с радостью берут наших выпускников на работу.

– По сути реформа образования лишает и преподавателей, и учащихся выбора.
– Скажем прямо, те, кто ее задумывал, упустили одну важную деталь. И не деталь даже, а становой хребет западной модели образования. Демократию, свободу выбора. Хочешь учиться на специалиста, пожалуйста. Хочешь - на бакалавра, ради бога. Открыто любое направление, можно самостоятельно выбирать и выстраивать собственный сценарий получения образования. Причем путь совершенствования практически ничем не ограничен. Повышать квалификацию, доучиваться, переучиваться можно постоянно. А в наших профессиях без этого не обойтись. Профессиональная деградация настигает человека быстро. Наука и техника на месте не стоят. Замешкался, не ухватил, и тебя обходят другие.

Подождите, чуть-чуть назад. Вы не оговорились, что образование лишают основных принципов демократии? При условии декларации демократии.
– Не оговорился. Предложена только такая, спущенная "сверху" модель. И ее понимание и внедрение также утверждается "сверху". Никак иначе. Выбора не осталось. Только в предложенных рамках и форматах. Отсюда и отношение к образованию.

Нормой является лишь получение "корочек". Сам факт их обретения - считается "билетом в рай", небывалым достижением.
– К сожалению, так, подмечено точно. Девальвировала система ценностей, система координат. Нам важно опять не ошибиться, взять нужный курс и не потеряться в постоянном желании сменить "курс". Не потерять инженерное образование на транспорте.

ЕСЛИ НАСТУПИТ ЗАВТРА

- Сергей Олегович. Ваше общее ощущение от того, что происходит в образовании сегодня... В ракурсе - "если наступит завтра".
- Об ощущениях чуть позже... Не буду отделываться общими фразами. Ругать, клеймить и так далее. Возьмем для рассмотрения одну проблему, о которой много говорится. Нужно ли столько вузов, если число поступающих не очень велико? Действительно, количественно у нас абитуриентов недостаточно, а их явно пока не хватает - инженерно-технические специальности не так давно начали привлекать молодое поколение.

- Такое положение связано не только с популярностью ИТР-специальностей, но и с демографическим провалом второй половины 1990-х - начала 2000-х. Но это - "сиюминутное", за провалом грядет рост...
- Да, конечно... Вы не поверите, но мне на полном серьезе говорят: "Вы не считаете, что абитуриентов недостаточное количество, спроса, скажем так, на ваши специальности нет, надо учебное заведение закрыть".

- Прямо так, в лоб?
- Почти дословно.

- Сильно! За нерентабельностью как бы? Такова постановка вопроса "на верхних этажах"?
- В том то и дело. Я был обескуражен...

- Это при том, что многие из чиновников воспитались и образовались в те, прежние, времена, знают существенные плюсы "той" системы профобразования.
- Конечно... Я отвечал на такие "предложения": знаете что, сегодня надо говорить не о закрытии высших и средних учебных заведений, а об открытии новых детских садов и начальных школ, которые таким же "ретивым махом" когда-то закрывали, помещения продавали или отдавали в долгосрочную аренду, школьное имущество - летело на свалку. Демографический сбой - явление временное.

- В том "лихом кавалерийском наскоке" был практически "вырублен" кадровый потенциал дошкольного и начального уровня.
- Совершенно верно, и эти образовательные "этажи" уже начали ощущать последствия реорганизации. Не удивлюсь, если их накроет лавина детей. Вот о чем надо думать сегодня. Точнее, вчера.
Сергей Барышников / Фото: Кирилл Воловик

- В прошлом году рождаемость подскочила почти в два раза. В будущем году из российских школ "выпустятся" около 1 млн 350 тыс молодых людей обоих полов - потенциальных абитуриентов. Куда они пойдут учиться?
- Этот же вопрос задал бы и я. Мне отвечали: ну, как же, а среднеспециальные и среднетехнические заведения. Но позвольте, основная часть выпускников старших классов уже сегодня думает о вузах! И в ПТУ они не пойдут! На наших абитуриентов давно и пристально смотрят, например, китайцы. Действуют целевые государственные образовательные программы, ориентированные на россиян. Школьников начинают "обхаживать" на международных олимпиадах, молодежных форумах. И наши ребята едут за рубеж. Там дешевле жить, там - и это важно! - качественнее еда, предметы обихода. Кто у нас думает о быте потенциального работника?

- Вымывать опять же будут талантливых и перспективных.
- Да. Мы рискуем остаться с середнячками. Ведь отучившись там, молодые люди не вернутся назад. Там на специалистов смотрят несколько по-иному, в них уже вложились материально, для них готовы рабочие места, запланированы мощности, решены вопросы с жильем, многое другое. О каком государственном подходе в образовании мы говорим!

- Все сухо, прагматично, недальновидно... С опорой на "сегодня", а "после нас, хоть..."
- Не буду так категоричен. Уверяю вас, "наверху" много толковых, думающих и понимающих людей. Однако им вместо того, чтобы двигаться вперед, приходится сначала доказать, в общем-то, очевидное, а лишь потом приступить к воплощению этого очевидного. Люди, принявшие решение получить высшее образование, уже мотивированы на определенный вид деятельности, на определенную жизнь. Это лучшие умы, и разбрасываться ими нельзя. А нас подвигают на сокращение учебных мест...

- За ними тянется сокращение мест для профессуры и преподавателей, вплоть до лаборантов.
- Слава богу, что с этим вопросом мы разобрались, сохранив лучшее, обошлись, скажем так, малой кровью, хотя давление было огромное.

- Сергей Олегович, не хотелось ли в этой "суете и возне" бросить все, плюнуть и заняться чем-то другим?
- Знаете, во-первых, то, чем я занимаюсь, это - мое, давно нашел себя в науке и образовании. Возвращаясь к "ощущениям". У меня нет и никогда не было ощущения, что занимаю чужое место. Во-вторых, иногда подступает не отчаяние даже, а желание резких поступков, громких слов. Но положение обязывает. Ощущаешь, что за каждым поступком или решением - люди, их жизнь и судьбы. В горячке, впопыхах, на "живую нитку" - нельзя. Только осторожные, взвешенные и обдуманные шаги. По-другому не привык.
 
беседовал Сергей Голубев
Поделиться новостью

Подписка Корабел.ру экономит ваше время
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного!

Комментарии   9.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или
-0+
#Коновалов Михаил Сергеевич, 17.11.2015, 10:24Вопрос образования считаю сложным и неоднозначным. Здесь как курица и яйцо, что первично. Если не рассматривать образование вообще. а здесь сайт отраслевой, то первым делом надо восстанавливать престиж отрасли. Он частично утерян, и не без участия того же образования. Престиж морского флота, кораблестроения раньше и не обсуждался, это было аксиомой. Если смотреть шире, то это и престиж страны. Без идеи жить можно, но неинтересно. Пустота в голове. Что касается престижа самих вузов, то мы здесь обнаруживаем в большинстве только форму, но не содержание. В ВГУВТ, СГУВТ так и остались факультеты, а институтов нет В качестве предлога к предмету разговора можно предложить примерный структурный перечень оргструктуры отраслевого университета.
I. Институт  водных путей и гидросооружений.
1.1. Строительство и эксплуатация гидросооружений.
1.2. Техническое обеспечение навигации.
1.3. Регулирование движения судов.
II. Институт транспортного бизнеса и инфраструктуры. далее...
-1+
#Марков Владимир Николаевич, 17.11.2015, 10:37Студенческие отряды транспортной отрасли - сохраняют лучшие традиции стройотрядовского движения многих поколений! Многие выпускники  ВУЗов водного транспорта прошли комсомольскую школу  лидеров молодёжных организаций. Эта организация, которая включала и студенческие отряды, и клубы интернациональной дружбы, и спортивные секции.Будучи начальником штаба трудовых дел Горьковского института инженеров водного транспорта,после проведения совещания в ЦК ВЛКСМ,я мог легко  попасть на приём к Министру речного флота России Багрову Л.В.Лекции на семинаре в Москве проводила лично зам.Министра  высшего и среднего специального образования СССР Алла Петровна Шапошникова.Многие тезисы её выступления помню до сих пор.Очень хорошая традиция сохранилась в Котласском речном училище по организации и проведению шлюпочных походов по Северной Двине. Хотелось бы,что бы этот шлюпочный поход попал в книгу рекордов России,как самый длиннный шлюпочный маршрут.Пользуясь случа далее...
-1+
#Коновалов Михаил Сергеевич, 17.11.2015, 11:10Багров, наверное, принимал потому что стройотряды брали на себя частичное решение кадровых проблем, в особенности, в Осетровском речном порту, замещали рабочую силу по портовым рабочим: грузчикам и приемосдатчикам. Я сам там работал бригадиром грузчиков. Что касается комсомольской школы, почему только ее называете, студенческая профсоюзная организация института работала не меньше, только комсомольцы были ближе к руководящей и направляющей, поэтому им доставались все награды и почести.
-1+
#Баженов Николай Николаевич, 18.11.2015, 01:55Серьёзные вопросы затронуты..., однако, ещё хотелось бы услышать, как решается вопрос подготовки рядового и командного состава речного флота. Неоднократно говорилось на всех уровнях, что проверенная десятилетиями система ПТУ разрушена, а такие училища, как Рыбинское или Нижегородское выпускают будущих командиров в недостаточном количестве для Центрального бассейна. При этом большинство выпускников стремится попасть на море или на суда смешанного река-море плавания. МГАВТ практический ориентирован на морские специальности, да и другие ВУЗы "не отстают". Таким образом даже на пассажирском речном флоте не так много молодых специалистов,  готовых всю жизнь посвятить реке, а что уж говорить о грузовом или буксирном. И главное, с каждым годом всё меньше и меньше молодых специалистов приходит на флот! Что касается рядового состава, то нехватка кадров становится критической! Надо, чтобы на самом верху об этом задумались и внесли необходимые коррективы в систему образования!
-3+
#Донской Алексей Владимирович, 18.11.2015, 20:28У меня мнение по публикации отрицательное, по следующим причинам:
Собеседники обсудили общими словами некоторые общие проблемы. Полагаю, что свойственные многим ВУЗам.
Но в данном случае речь о специализированном учебном заведении с определенной спецификой, только что прошедшем реструктуризацию.
Ну и где конкретика?
Как ректор оценивает прошедшее объединение?
Какие планы по развитию? По изменению учебных программ? Вопросы организации плавпрактики?
Взаимодействие с колледжем, курсы переподготовки и обучения по спецпрограммам, связи и обмен опытом с зарубежными коллегами, и т.д. Где изложение конкретных планов и видения ректора, которое интересует "потенциальных потребителей" ВУЗа?
Что проблемы есть, это и так все видим - люди приходят "нулевые", у половины нет понимания о профессии.
Что планируется предпринять?
"Мы, безусловно, выстроим в новом качестве систему профессионального образования". Каким образом?
Короче говоря, статья - ни о чем. Похныкали, посетовали ...
-1+
#Марков Владимир Николаевич, 20.11.2015, 09:22Коновалов Михаил Сергеевич, 19.11.2015, 20:07
Очень понравился гимн Котласского речного училища, голос гимна, даже у ведущих транспортных вузов ничего подобного не слышал, может такие гимны есть, но этот сильный гимн. С чего начинается престиж профессии, с гимна в том числе.
 
Гимн Котласского речного училища. https://www.youtube.com/watch?v=IJ9_aNoCULc
-1+
#Марков Владимир Николаевич, 23.11.2015, 16:21В России 17 речных училищ, в 90-е годы каждое из них стало филиалом одного из 4 высших учебных заведений. Делалось это, прежде всего, для поддержки ВУЗов, также как ручейки постоянно подпитывают реку, так и училища поддержали в тяжелые годы академии и университеты.По мнению бывшего Министра речного флота России Л.В.Багрова,если ВУЗы закроют речные училища,то они срубят сук,на котором сами сидят.
-1+
#Марков Владимир Николаевич, 30.11.2015, 08:0527 ноября 2015 года свой 60-летний юбилей ректор Государственного университета морского и речного флота (ГУМРФ) имени адмирала С.О. Макарова Сергей Барышников отмечает на работе.
С юбилеем, Сергей Олегович!
-0+
#Коновалов Михаил Сергеевич, 01.12.2015, 13:02Порядка 80% выпускников строительных вузов, остаются работать по отраслевому профилю, а на флоте? Здесь другие подходы нужны, развитием отрасли вузам прежде всего надо заниматься, в авангарде надо идти, а они в обозе пока. А образовательная деятельность никуда не денется, деньги то все равно выделят.

Предыдущая новость