реклама

Заседание Совета Безопасности по вопросам развития судостроения

8 1550 4 мин
Открывая заседание, глава государства отметил, что интересы внутреннего рынка и расширения экспорта требуют активной технологической модернизации отрасли. Президент обозначил ряд приоритетных задач развития судостроения. В их числе – завершить работы над Программой развития военного кораблестроения, разработать долгосрочную комплексную программу развития судостроения, определиться с мерами государственной поддержки отрасли. Президент подчеркнул, что государственная поддержка должна подкрепляться ростом производительности труда, повышением эффективности использования активов, а также снижением издержек.






 Кроме того, глава государства обратил внимание на то, что переход судостроения на инновационный путь развития требует скоординированных усилий федеральных органов и созданных в отрасли интегрированных структур.

* * *

Д.МЕДВЕДЕВ:
Уважаемые коллеги, мы с вами сегодня занимаемся судостроением, должны обсудить перспективы развития отечественного судостроения. Вопрос этот в си лу значимости отрасли, её роли, которая, кстати, была всегда весомой в нашей стране, вынесен на обсуждение Совета Безопасности государства – именно потому, что Россия была и, я надеюсь, всегда будет ведущей морской державой. И наличие морского флота, современного флота – это важнейший фактор развития нашей страны. Флот, естественно, незаменим и в обеспечении военной безопасности, но не только военной. Вопросы продовольственной безопасности, энергетической безопасности – всё это сферы, в которых роль флота остаётся очень и очень значимой.

Мы сегодня с вами поговорим о том, что было и что должно быть. На протяжении многих десятилетий, и особенно в ХХ веке, наша страна обладала серьёзной научно-производственной базой для развития судостроительной отрасли, в том числе уникальными технологиями в области атомного флота, подводного флота. К сожалению, все мы знаем, что в 90-е годы судостроение оказалось в кризисном состоянии, и сейчас мы предпринимаем очень серьёзные усилия для того, чтобы его из этого кризиса вывести.

Гражданский флот, так получилось, и по стоимости, и по качеству работ стало выгоднее строить за рубежом. Многомиллионные контракты, естественно, доставались иностранным верфям, наши простаивали и надолго консервировали производство. Это в свою очередь обернулось и потерей денег, и опытных специалистов потеряли, и просто не занимались модернизацией. В последние годы, как мною уже было сказано, определённые шаги вперёд были сделаны. В 2007 году образована Объединённая судостроительная корпорация, которая занимается интеграцией производственных структур. Только что мне руководитель этой корпорации докладывал о том, как дела.

В период кризиса было направлено почти 22 миллиарда рублей бюджетных денег, что помогло сохранить многие предприятия, и в прошлом году по сравнению с 2008 годом (я имею в виду 2009 год, сложный год) объём выпуска судостроительной продукции увеличился почти на четверть. Понятно, что те меры, которые предпринимались в прошлом году, в значительной мере носили стабилизационный характер, они были вынужденными. Но для перехода к нормальному этапу работы, тем более для прорыва в этой сфере, для воссоздания наших возможностей в судостроении этих решений недостаточно.

Интересы внутреннего рынка, расширение экспорта требуют активной технологической модернизации отрасли. Нам нужна и внятная долгосрочная политика в этой сфере, которая направлена на решение нескольких задач – приоритетных задач. Я их назову.

Во-первых, нужно завершить работу над программой развития военного кораблестроения, где будет чётко определён перечень перспективных образцов, предусмотреть конкретные меры и сроки реализации программы. И соответственно предусмотреть объёмы финансирования в рамках Государственной программы вооружения на период с 2011 по 2020 год, а также ряда ФЦП.

Напомню, что мною уже даны поручения по совершенствованию порядка выполнения государственного оборонного заказа, по формированию цен на продукцию военного назначения и по заключению контрактов на производство этой продукции.

Во-вторых, нам нужно до конца этого года разработать долгосрочную комплексную программу развития судостроения. Эта программа должна учитывать всю совокупность факторов, которые влияют на развитие отрасли, включая и условия международной конкуренции. Здесь мы никуда не сможем спрятаться; по понятным причинам всё, что мы делаем, будет находиться в достаточно жёстком рыночном противостоянии с другими поставщиками такого рода продукции.

И отдельная тема – это усиливающаяся в последнее время борьба за арктические ресурсы. Поэтому такая программа должна быть стратегической и охватывать не только военный, но и, конечно, гражданский сектор судостроения. При этом также необходимо утвердить перспективную линейку морской и речной техники, которая должна выпускаться в России. То есть мы должны понимать вообще, что мы можем и что мы не можем. И сформировать перечень востребованных судостроительной промышленностью современных – как принято говорить, прорывных технологий. Решить, что мы будем в любом случае обязательно производить у себя даже с точки зрения безопасности, а что будем покупать за границей.

Разумеется, иметь свои ноу-хау всегда лучше, но мы понимаем, что не всегда их легко самим подготовить. Зачастую это долгий, дорогостоящий процесс, поэтому потребуется и конструкторская, и производственная кооперация с нашими зарубежными партнёрами.

И, в-третьих, в ходе стратегического планирования нужно определиться с мерами государственной поддержки отрасли. Особо хотел бы подчеркнуть, что эти меры поддержки должны подкрепляться ростом производительности труда на предприятиях, о чём мы всегда говорим с вами, и повышением эффективности использования активов, а также снижением издержек. Издержки, к сожалению, зачастую просто губят на корню самые лучшие проекты. Эти издержки делают многие производства абсолютно неконкурентоспособными. Вообще о какой конкуренции в этом случае с иностранцами может идти речь, если трудоёмкость производства в нашем судостроении остается в несколько раз выше, чем за рубежом? Понятно, что это, что называется, тяжкое наследие периода развала, но с этим нужно что-то сделать. А бесконечно ссылаться на то, что в 90-е годы мы почти всё потеряли, поэтому нам очень тяжело, поэтому у нас огромные издержки, и поэтому обязательно покупайте наше, – этот номер бесконечно проходить не сможет. Нужно добиться того, чтобы наши предприятия выигрывали и в стоимости продукции, и в сроках её изготовления. Хотел бы, чтобы в ходе докладов именно на это было обращено внимание.

Ещё раз хотел бы также обратить внимание на то, что переход судостроения на инновационный путь развития должен быть скоординирован с усилиями федеральных структур и работой интегрированных структур, которые мы создали в отрасли. А несогласованность и неэффективное использование бюджетных ресурсов, задержки с исполнением решений должны наказываться. Надо посмотреть, как проходят мероприятия по проведению конкурсов, заключению контрактов на поставку кораблей и судов для государственных нужд, также посмотреть на факты нецелевого использования бюджетных средств, которые выделялись.

<…>




Комментарии   8.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Yuri, 11.06.2010, 22:38ну что ж, наносудостроение в действии...новости последней недели дают понять  - судостроения  в РФ не будет
-0+
#Пивкин Юрий Сергеевич, 11.06.2010, 23:50Вся модернизация судостроения сведётся к покупке Мистралей, переезду Адмиралтейских верфей и строительству Суперверфей на Дальнем Востоке. После этого все деньги закончатся (с нашими-то аппетитами и откатными традициями!) и историческую миссию ОСК можно будет считать выполненной. После этого останется только, по старой национальной традиции, наградить воров и посадить стрелочников.
-0+
#Климашевский Станислав Николаевич, 12.06.2010, 12:12Правая рука не знает, что делает левая. Один хочет развивать судостроение. а другой, что бы его не развивать покупает "Мистрали". И вообще по моему они запутались кто какие дела делает.
-0+
#Рыбаков Алексей Викторович, 14.06.2010, 18:34Знакомясь с речью президента, ловишь себя на мысли, что что-то советники уважаемого Дмитрия Анатольевича или не правильного его информировали про дела в судостроении в прошлом и настоящем или сами не вполне ею обладают. А на не правильном анализе процессов делаются, естественно, не правильные выводы и принимаются не правильные решения.
 
Весь «анализ» сводится к тому, что, цитирую фрагмент речи, «к сожалению, все мы знаем, что в 90-е годы судостроение оказалось в кризисном состоянии, и сейчас мы предпринимаем очень серьёзные усилия для того, чтобы его из этого кризиса вывести».
 
Хочется спросить у «аналитиков»: «А до того мы строили самые совершенные суда, которые были конкурентные на мировом рынке? Или строили лучшие корабли?». Не хочется повторять, и уже не раз сказано, что никогда не было у советского минсудпрома  достижений мирового уровня. Правда, отдельно стоит история создания экранопланов, но это следует отнести к гению и большой энергии одного человека, который создал их вопреки (или, хотите, полного равнодушия), а не благодаря поддержки минсудпрома. далее...
-0+
#SergeyZ, 15.06.2010, 09:06А Вы господа не пробоали ему лично в блог написать? Он говорят иногда читает.
-0+
#проф, 26.06.2010, 22:57Уважаемый г-н Рыбаков .. позволю себе Вас процитировать "Судя по первым шагам и недавнему отчету счетной палаты по проверке деятельности ОСК, все происходит, как и задумывали - воруют"
заметьте умудряются воровать и при этм НИЧЕГО не строить... какой уж тут Минсудпром... ..там такое и не снилось..
-0+
#проф, 26.06.2010, 23:03г-н Рыбаков. еще раз вас процитирую
"Я ни когда не поверю, что какой-нибудь работник из Турции, работающий на верфи в германии, лучше и эффективнее махал кувалдой, чем наш судосборщик"
должен Вас разочаровать  ни в Турции ни в Германии . да и у нас то же... клепаных судов не строят.. и уже давно... а потому эффективность кувалды не есть показатель эффективности судостроения. а вот то что  у нас СЕВМАШ запрашивает за достройку готового на 70% танкера столько же человеко -часов. сколько HHI на строительство такого же танкера с нуля - это факт...
-0+
#Рыбаков Алексей Викторович, 22.07.2010, 07:02Уважаемый проф!
 
Я, в свою очередь, Вас разочарую. Вы плохо знаете технологию судостроения, не по книжкам, а на деле. Без кувалды при сборке корпуса невозможно установить ни одну деталь, даже в Германии, а уж правка… Так что не даром кувалду именуют Главным Технологом Судостроения.
Свежие новости
"ЭкоходЪ 3" уже на воде!
15:30 , 18 Мая 2024 / видео