реклама
Юридический практикум
Юридический практикум
Юридические заметки в области правового регулирования в Российской Федерации. Судебная практика и рекомендации. Блог ведет Диана Подолян, практикующий юрист в сфере судоходства и торгового мореплавания. e-mail: podolyanda@mail.ru, тел. 8 928 2260225

Изменения в Кодексе торгового мореплавания РФ и в Кодексе внутреннего водного транспорта РФ

7 3851 2 мин
Федеральным законом от 23.04.2012 N 36-ФЗ  "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна"



  • в Кодексе торгового мореплавания РФ и в Кодексе внутреннего водного транспорта РФ введены понятия "маломерное судно", "прогулочное судно" и "спортивное ное судно";


  • в Кодексе внутреннего водного транспорта РФ определен орган государственной регистрации судов внутреннего водного транспорта, уточнен порядок классификации и освидетельствования судов;


  • В Налоговый кодекс РФ внесены изменения, касающиеся государственной пошлины за государственную регистрацию в реестре маломерных судов спортивных парусных судов, прогулочных судов, маломерных судов;


  • В Кодексе РФ об административных правонарушениях определены полномочия органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере транспорта, рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с эксплуатацией маломерных судов.

Под маломерным судном понимается судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.
Под прогулочным судном понимается судно, общее количество людей на котором не должно превышать восемнадцать, в том числе пассажиров не более чем двенадцать, и которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах.

Под спортивным парусным судном понимается судно, построенное или переоборудованное для занятий спортом, использующее в качестве основной движущей силы силу ветра и эксплуатируемое в некоммерческих целях.

Указанные суда подлежат государственной регистрации в реестре маломерных судов. Государственная пошлина за государственную регистрацию в реестре маломерных судов спортивных парусных судов, прогулочных судов, маломерных судов составит 1 000 рублей.

Установлено, что не подлежат государственной регистрации шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.


Особо важными изменениями, внесенными указанным Федеральным законом в Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, являются положения, касающиеся государственной регистрации судов. Государственная регистрация судов, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, в Государственном судовом реестре и реестре арендованных иностранных судов согласно статье 17 КВВТ РФ (в редакции указанного Федерального закона) будет осуществляться бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте (ГБУ ВПиС). В настоящий момент данную государственную функцию осуществляют территориальные управления РОСТРАНСНАДЗОРА.

Кодекс внутреннего водного транспорта РФ в новой редакции, установил порядок классификации и освидетельствования судов. В соответствии со ст. 35 КВВТ РФ подлежащие государственной регистрации суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет судовладельцев организациями, которые уполномочены федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов и которые могут создаваться в организационно-правовой форме федеральных автономных учреждений, а также иностранными классификационными обществами, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов.

Кроме того, признана утратившей силу статья 36 КВВТ РФ, регламентирующая полномочия государственной речной судоходной инспекции (ГРСИ) по надзору за безопасностью эксплуатации на внутренних водных путях. Распоряжением Правительства РФ от 03.05.2005 N 532-р Государственная речная судоходная инспекция РФ ликвидирована. Но, в настоящее время функции Государственной речной судоходной инспекция РФ осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (подпункт "б" пункта 2 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 N 398) и ее территориальные управления.

Таким образом, со дня вступления в силу вышеизложенных изменений полномочия по надзору и контролю на внутренних водных путях останутся не закрепленными. По какой причине законодатель умолчал о полномочиях Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, остается только предполагать.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.  Начало действия документа (за исключением отдельных положений) - 25.05.2012. Изменения, внесенные в Налоговый кодекс РФ, вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Федерального закона.


С уважением, Адвокат Подолян Д.А.



Комментарии   7.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Сучков Алексей, 24.06.2012, 12:47Применительно к маломерным (честно говоря, какое-то корявобюрократическоое слово будто нельзя просто назвать малыми судами) и прогулочным судам применяется понятие "некоммерческое использование". Но, вот фигня какая, не смог я ни в одном законе найти определение понятия "коммерческое использование" применительно к судам.
Интересно, какова будет правоприменительная практика в отношении этого понятия? Уже за месяц действия этого закона в комментариях специалистов Минтранса пошли его расширения по сравнению с их же комментариями на апрель месяц.
-0+
#Ивакин Александр Тестович, 25.06.2012, 11:06Коммерческое использование следует толковать здесь по смыслу ст. ст. 2, 50, 209 ГК РФ то есть, как извлечение полезных свойств объекта для извлечения прибыли, как основной цели деятельности.  В отличие от некоммерческого использования, которое не имеет извлечение и распределение прибыли в качестве основной цели деятельности.  Критериям разграничения может являться принадлежность владеющего собственника к тому или иному виду лиц по ГК РФ (коммерческие/некоммерческие), а так же дополнительно  выработанные ст. 2 упомянутого кодекса признаки осуществления предпринимательской деятельности.
-0+
#Сучков Алексей, 26.06.2012, 21:56Всё было бы так... Если бы было в понимании чиновников не совсем так.
Например, вы возите на катере работников своей конторы куда-нибудь к месту проведения работ или осуществляете внутреннюю перевозку товаров или материалов. Конечная цель этого действа - получение прибыли. Чиновники это не считают коммерческим использованием. Почему? Да потому что нет договора перевозки. Но, вот вы на таком же катере ведёте промышленый лов рыбы. Принципиально это ни чем от внутрипроизводственной перевозки персонала материалов не отличается. Точно так же нет ни каких внешних договоров с третьими лицами. Однако, это, по мнению чиновников, уже коммерческое использование.
-0+
#Маслов Кирилл Андреевич, 28.06.2012, 10:41Это порочная практика, если толковать закон в той манере, как предложил выше.  У Вас есть какие-нибудь правоприменительные  документы где присутствует такая логика принятия решения?  Интересно, что автор думает по этому поводу?
-0+
#Сучков Алексей, 02.07.2012, 01:31К сожалению, чиновники не дают письменных ответов на подобные запросы. Вернее ответы даются в стиле - "порядок определения коммерческого и некоммерческого использования судна установлен законодательством". Далее этого разговоры не идут. И только в устных беседах происходит расшифровка того, что и как они трактуют.
Но, именно на основе их устных разъяснений потом действуют чиновники на местах.
-0+
#Маслов Кирилл Андреевич, 02.07.2012, 11:31Тогда, конечно, лучше всего поможет суд по конкретному делу. Причем по ч. 5 ст. 205 АПК РФ, обязанность доказывания "ложится" на лицо составившее протокол.
-0+
#Койфман Михаил Израилевич, 07.07.2012, 17:44Интересно, каковы тогда тогда перспективы полномочий Российского Речного Регистра? Его еще пока не ликвидировали?
Свежие новости
Бизнес-омбудсмен Санкт-Петербурга Валерий Калугин посетил одну из производственных площадок ООО "Кингисеппский машиностроительный завод"
13:57 / пресс-релизы