реклама
15.03.2006 11:49 / события, аналитика

Что дает торговому флоту РФ принятие международного реестра?

0 643 3 мин
Закон о так называемом втором или Международном реестре судов после пяти лет упорной борьбы принят в России в конце прошлого года, хотя его надо было принимать уже давно. Потери государства за упущенное время исчисляются миллиардами долларов. Из 211 морских судов, построенных за период 1992-2004 гг. для российских судовладельцев, более 90% плавают под иностранными флагами – так гласит официальная статистика. И, соответственно, их фрахт не приносит России никаких дивидендов. А он не мал – перевозка внешнеторговых грузов в 2004 году обошлась грузоотправителям и грузополучателям в $5,7 млрд., и лишь чуть более 5% от этой суммы попало в карман перевозчиков, бороздящих моря под отечественным триколором.

Россия одной из последних среди крупных морских держав вводит помимо существующего Государственного судового реестра, в котором зарегистрированы все суда, плавающие под российским флагом, и на которые распространяется юрисдикция нашего государства, второй реестр коммерческих судов. На флот, вписанный в этот новый реестр, распространяются российские законы, но действуют особые льготные условия налогообложения. Это своеобразный национальный «оффшор» для отечественных судовладельцев. 

Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Турция, Бразилия и даже Грузия в числе прочих стран такой реестр имеют. Как следствие, произошла почти полная перерегистрация судов под национальные флаги. Хотя США пошли иным путем. Сохраняя жесткое налогообложение судов торгового флота, они субсидируют почти четверть своего флота. Именно такая часть флота ходит под звездно-полосатым флагом.

Министр транспорта РФ Игорь Левитин надеется, что в ближайшей перспективе состав отечественного морского флота пополнится 750 судами, т.е. теми кто вернется под российский флаг и будет строиться уже под него. Они смогут перевести за год 183 млн. тонн внешнеторговых грузов, что составит около 40% от объема перевезенных грузов в 2004 г. (450 млн. т). В стоимостном выражении (взяв условно нынешние цены на фрахт) – это будет более $2,3 млрд. 

Важно и то, что массированный возврат судов позволит создать дополнительно 18 тысяч рабочих мест на судах и около 50 тысяч на обсуживающих флот береговых предприятиях. А в смежных судостроению отраслях может возникнуть еще до 150 тысяч дополнительных рабочих мест.

Помимо ожидаемого и вполне реального возврата уже действующего флота можно предвидеть и активизацию инвестиций как зарубежных, так и российских в отечественное судостроение. До принятия второго реестра, отмечает Михаил Романовский, президент Союза Российских судовладельцев, отечественный торговый флот был неконкурентоспособен. У наших конкурентов нет налога на корпоративную прибыль, на имущество.

Давно, еще после второй мировой войны в большинстве стран было принято решение не делать из транспорта предмет налогообложения. В России же налогом облагаются все транспортные предприятия и компании. При эксплуатации судов в России до сих пор была непомерно высока доля налогов и сборов, пошлин и других отчислений в стоимости транспортных услуг. Особенно по сравнению со странами, предоставляющими «удобные флаги», и в странах, где действуют международные реестры. Теперь же российские грузоперевозчики будут, как и все, работать в соответствии с реалиями рынка морских перевозок.

Сейчас не могут вернуться под родной флаг некоторые корабли, уже построенные под так называемое связанное кредитование зарубежных банков. Такие суда являются залогом до полной выплаты полученных кредитов. Мультипликативный эффект от принятия в России Международного реестра еще и в том, что по-новому может выстраиваться залоговая схема с иностранными кредиторами в судостроении. Для этого надо, чтобы банки, кредитующие строительство судов под российским флагом, признали их залоговой величиной, а государство это гарантировало.

Причем для российских судовладельцев до недавних пор регистрировать за рубежом корабль иностранной постройки было выгоднее, чем в России. На родине одноразово надо было заплатить налоговые и таможенные сборы в размере почти 25% от многомиллионной стоимости судна.

Сейчас ситуация начинает меняться. Суда заграничной постройки, которые будут зарегистрированы в российском Международном реестре, освобождаются от налогов на прибыль, на имущество, на добавленную стоимость, освобождаются от ввозной таможенной пошлины. Для кораблей же российского производства предусматривается нулевая ставка налога на добавленную стоимость. Пошлина при регистрации в Международном реестре, как и во всем мире, ложится на плечи судовладельцев. Но целесообразность этих расходов никто из мореходов сомнению не подвергает.

Принятие закона о Международном реестре судов повлекло значительные изменения в действующее законодательство: Кодекс торгового мореплавания, Налоговый кодекс РФ, закон «О таможенном тарифе» и др. И, тем не менее, в мире не существует ни одного закона, который бы нельзя было усовершенствовать. Например, в законе о втором реестре не предусмотрено положение об обязательном подписании судовладельцем трудовых договоров с экипажами. Или выплате ими государству единого социального налога. Пока неясна судьба и предложения российских грузоперевозчиков о резервировании для них части внешнеторговых грузов. Вопросы эти обсуждаются, и есть надежда, что они будут решены. Но даже и в нынешнем виде закон начал действовать, облегчая трудный возврат под родной флаг российским торговым кораблям.




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Сотрудники "Красного Сормова" приняли участие в проекте "Дорога Единства"
17:51 / пресс-релизы