реклама
/ судостроение

ЗАВОД ИМ. 61 КОММУНАРА: БЕРЕГ ЛЕВЫЙ, БЕРЕГ ПРАВЫЙ

0 661 7 мин
Старейшая николаевская верфь — судостроительный завод им. 61 коммунара — переживает сейчас далеко не лучшие времена. Рост задолженности по заработной плате (на сегодня она составляет 5 млн. 14 тыс.грн.) не внушает оптимизма 2,5 тысячам работающих на этом предприятии, непонятная ситуация с крейсером «Украина», который, кажется, уже прирос к набережной, небольшие заказы от иностранных и отечественных судовладельцев.

И на этом фоне — иск в Лондонский арбитражный суд от греческого судовладельца Анастасиса Ласкаридиса и принятие на правительственном уровне решения о приватизации завода. Генеральный директор ГП «Судостроительный завод им. 61 коммунара» Валерий Агафонов не является противником приватизации, о чем он и сообщил журналистам на пресс-конференции 17 ноября.

Но в грядущей приватизации предприятия его беспокоит несколько моментов: во-первых, кто купит этот завод, и во-вторых — длительный период стагнации на предприятии именно в связи с приватизационными процессами. Хотя у самого предприятия есть план реанимации завода.

Этот план модернизации предприятия (не всего предприятия, а только части) из уст губернатора Александра Садыкова в свое время уже получил оценку «некий тайный, которого никто не видел». Хотя сам директор завода Валерий Агафонов отрицает его «тайность» и «секретность»: «В 2004 году нашим предприятием с участием государственного института «Гипроверфь» разработан проект модернизации и судостроительного производства на заводе. Он был широко представлен в СМИ (в том числе, опубликован на сайте завода), на собрании членов УСПП, на Трейд-клубе, на Международном симпозиуме по судостроению, который прошел в начале этого года в Николаеве, дважды на протяжении последних лет он представлялся на николаевских выставках «Судостроение». Кроме того, этот проект направлялся в облгосадминистрацию по официальному запросу областной власти, а еще несколько раз направлялся в облгосадминистрацию для того, чтобы эти предложения были обобщены в целом по Николаевской области и направлены в Кабмин как возможные инвестпроекты, которые предлагаются для инвесторов. Также этот проект был представлен на рассмотрение горсовету».

Итак, план этот не тайный и не секретный. Именно поэтому отклик на этот инвестиционный проект был получен от ООО «Торгово-промышленная компания «ВЭЛС», которая в августе нынешнего года вместе с заводом обратилась в Кабмин, а уже вице-премьером Н.Азаровым было дано поручение Минпромполитики рассмотреть и в месячный срок утвердить бизнес-план и согласовать договор о совместной деятельности между компанией «ВЭЛС» и судостроительным заводом им. 61 коммунара. Правда, с того момента прошел уже не один месяц. Но, видимо, такая неторопливость столицы в данном вопросе связана с очень многими обстоятельствами, которые даже у стороннего наблюдателя вызывают опасения.

Разработанный на основе инвестпроекта бизнес-план модернизации судостроительного производства и проект договора о совместной деятельности с ООО «ТПК «ВЭЛС» подразумевает вложение 50,7 млн. долларов в создание судостроительного комплекса на правом берегу Ингула (на левом берегу осталось бы военное судостроение, на возврождение которого надеется В.Агафонов) на базе недостроенного в советсткое время горизонтального стапеля.

Новый комплекс мог бы разместиться на территории площадью 15-20 га (всего территория завода занимает 100 га, в том числе 20 га водной акватории). Правда, эти 50,7 млн. долларов завод в случае реализации проекта получил бы не одномоментно, а поэтапно — за 12 лет.

Во время первого этапа, рассказал В.Агафонов, инвестиции бы составили 7,8 млн.дол.. — на достройку одной ветки горизонтального стапеля (всего их там две), установку мобильных кранов и модернизацию существующего дока под передаточный док.

И уже бы на второй год реализации проекта, по словам В.Агафонова, «мы могли бы ремонтировать суда более эффективно, поднимая их на горизонтальный стапель». Кроме этого, на первом этапе реализации подразумевается, что инвестор вносит 4,7 млн. долларов на погашение текущей задолженности завода — не только на погашение долгов по зарплате (5,014 млн.грн. на сегодняшний момент), но и реестровым кредиторам завода (уже 10-й год длится дело о восстановлении платежеспособности должника — завода им. 61 коммунара, и на сегодняшний момент завод уменьшил сумму задолженности своим реестровым кредиторам с 40 млн.грн. до 5 млн.грн.). Также у завода есть обязательства перед банками и некоторыми другими кредиторами.

На втором этапе, используя инвестиции в размере 17,2 млн. долларов, на базе уже существующего корпусного производства и мощностей по формированию секций судов должен начать работать горизонтальный стапель и начать достраиваться плавучий док (строительство которого осуществлялось по заказу завода им. 61 коммунара на херсонском заводе «Паллада» и было прекращено в 1995 году).

На третьем этапе, как рассказал директор предприятия, должен быть вложен 21 млн. долларов — на завершение строительства корпусного производства, горизонтального стапеля (обеих веток) и плавучего дока.

Как сообщил В.Агафонов, предполагается, что в результате реализации этого бизнес-плана объемы производства вырастут в 3,5 раза, появятся новые рабочие места (1940 плюс сохранение 1760 рабочих мест), производительность труда вырастет в 3 раза, зарплата — в 2,1 раза, а прибыль — в 3 раза. Инвестиции, как утверждает В.Агафонов, окупятся даже по самым скромным подсчетам за 5 лет.

Но еще на что обращает внимание В.Агафонов: «Это не бизнес план покупки завода, не бизнес-план его приватизации. Это совместная деятельность без образования юридического лица, и, что самое главное, – это не совместное предприятие. Ведение финансовых дел по обеспечению совместной деятельности, как записано в проекте подготовленного нами договора с фирмой «ВЭЛС», возлагается на завод. Т.е. государственное остается государственным. Но рядом с государственным появляется собственность и объекты, построенные инвестором».

Однако журналистов интересовало, что же произойдет с модернизированным судостроительным производством. «После 12 лет, как сказано в проекте договора, если инвестор дальше не захочет работать, то имущество должно быть разделено. То есть или государство должно вернуть стоимость доли инвестора в новом комплексе деньгами, или государство договаривается с инвестором о создании акционерного общества, или же этот стапель продается, и полученное делится пропорционально», – сказал В.Агафонов.

Получается, государство в любом случае теряет новый объект. Потому что вряд ли у Украины найдутся деньги на выкуп доли инвестора, если даже запланированные в государственном бюджете на этот год 43,5 млн.грн. на достройку греческого рефрижератора (того самого, для Ласкаридиса) до завода не дошли. С другой стороны, это не весь завод, а только пятая его часть. И если там возникнет новое судостроительное производство, то у николаевцев появятся новые рабочие места.

Но вернемся к бизнес-проекту по совместной деятельности завода с фирмой «ВЭЛС», против реализации которого, скорее всего, будет возражать Фонд госимущества.

Глава ФГИУ В.Семенюк неоднократно заявляла о своем негативном отношении к договорам о совместной деятельности вообще, подозревая в них «теневую» приватизацию предприятий. Но в данном случае у Валентины Петровны был еще один повод посомневаться в проекте — сам инвестор, ООО «ТПК «ВЭЛС».

Об этом инвесторе директор завода говорил как-то неуверенно: «Это наша фирма, насколько я знаю, зарегистрированная в Украине. И она действительно имела небольшой уставный фонд на момент регистрации в начале 2005 года — 34 тыс.грн».

Мягко говоря, скудновата информация об инвесторе, который намеревается вложить в модернизацию судостроительного производства 50 миллионов долларов, причем 30 млн. долларов — собственных средств (интересно, откуда, если уставный фонд исчислялся 34 тысячами гривень?), а остальное — за счет банковских кредитов. Попытка отыскать в Интернете хотя бы какое-то упоминание о фирме с таким названием успехом не увенчалась.

Удалось только найти информацию о нескольких российских фирмах с таким названием, некоторые из которых занимаются «сладкой» продукцией (реализация конфет, шоколада, сахара) или же радиооборудованием (телефоны, станции и прочее). А вот украинской фирмы с таким названием почему-то нет. Хотя, по идее, компания, намеревающаяся вложить симпатичную сумму в судостроение (пусть и не сразу, а за 12 лет, что уже вызывает сомнения — для судостроительного бизнеса эта сумма смехотворна), должна была бы иметь свой сайт в Интернете.

Интриги и в без того неполный «портрет» потенциального инвестора добавили и слова В.Агафонова о том, что эта компания даже взяла на себя обязательства решить проблему с Ласкаридисом.

«В этом бизнес-плане предусмотрено, что инвестор гасит долги перед Ласкаридисом (завод должен Анастасису Ласкаридису за непостроенный рефрижератор около 18 млн. долларов — прим.ред.), добавляет необходимые средства для достройки этого заказа, а после этого построенный заказ реализуется по свободной цене. Ориентировочно мы знаем цену (по словам самого же директора, рефрижераторы такого типа на мировом рынке стоят в два раза дороже, чем в свое время заплатил заводу Ласкаридис) — она почти позволит возвратить те деньги, которые будут затрачены на погашение долгов перед греческим заказчиком и достройку заказа. Но в этой схеме есть один маленький вопрос — на это должен согласиться Ласкаридис», – сказал В.Агафонов.

А по поводу уставного фонда компании-инвестора генеральный директор завода им. 61 коммунара не переживает, о чем он сообщил и главе ФГИУ В.Семенюк в ответ на ее возмущение, и журналистам: «Если бы мы платили деньги, то меня бы очень беспокоило, какой уставной капитал у этой компании, и сможет ли компания вернуть нам эти деньги. Но поскольку она намеревается вкладывать средства, то основное — чтобы эти деньги были легальными. Я знаю, что у этой компании есть серьезные денежные обороты (откуда такая информация — В.Агафонов не уточнил, — прим.ред.). Кроме всего, этот договор состоится лишь в том случае, если будут поступать деньги. Если же не будет финансироваться этот инвест-проект, то договор можно будет в любой момент разорвать. И ничего от этого завод не потеряет».

Городской голова Владимир Чайка, в отличие от своего коллеги — губернатора Александра Садыкова, требующего снятия с занимаемой должности директора завода им. 61 коммунара В.Агафонова, поддерживает данный бизнес-проект завода. Кроме этого, мэр отнюдь не сторонник приватизации «61-го».

«Я заинтересован в том, чтобы с заводом не произошло того, что произошло с «ЧСЗ». Все равно придет время, когда Украине понадобятся и фрегаты, и корветы, и другие суда. Поэтому хотя бы один завод надо оставить в государственной собственности», – считает мэр.

Сложно сказать, какова же будет судьба этого бизнес-плана и проекта договора, который рассматривается в Минпромполитики, особенно в свете последних событий — принятия решения о приватизации завода. Тем более, что и инвестор, который вышел с предложением на руководство завода, не внушает доверия. Да наверняка и возможный собственник, если мы говорим о неизбежной приватизации завода, вряд ли согласится с присутствием «третьего лица» на своей территории.



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости