реклама

Зачем России испытательный полигон в Геленджике?

16 5599 4 мин
Презентация этого проекта состоялась еще на Гидроавиасалоне. Однако, по нашей просьбе, Заместитель директора Института Океанологии РАН им. П.П. Ширшова Константин Рогинский отдельно объяснил, почему Российской науке необходима организация многоцелевого глубоководного испытательного полигона на базе Южного отделения Института в г. Геленджик.
Какие испытания требуют создания этого полигона?
Прежде всего, натурные полигонные испытания принимаемых в эксплуатацию образцов подводной техники. Проверка в условиях, максимально приближенных к реальным, позволяет убедиться в соответствии принимаемых образов мировым стандартам - это гарантия обеспечения необходимого и достаточного уровня в том числе и оборонной устойчивости морских рубежей страны.
Удельный объем натурных полигонных испытаний при выполнении НИОКР составляет от 40 до 50 процентов от общего объема исследований.
Наличие подобного полигона также дает возможность наглядной демонстрации предлагаемых образцов заказчику, что существенно повышает конкурентоспособность России на мировом рынке.

В рамках полигона целесообразно создание Центра подготовки операторов телеуправляемых аппаратов и глубоководных водолазных специалистов, что повысит эффективность использования высокотехнологичной современной морской техники, имеющейся в наличии в различных министерствах и ведомствах РФ. Наличие Центра подготовки промышленных водолазов, в том числе и глубоководных, позволит проводить подготовку специалистов в полном соответствии с международным стандартом для обслуживания объектов обустройства нефтяных и газовых месторождений шельфового базирования.

Виды испытаний, требующие условий морского глубоководного полигона:
● Испытания пассивных систем акустического наблюдения за подводной обстановкой, в том числе, длительные акваторные испытания на помехозащищенность.
● Испытания активных систем неконтактной аппаратуры с использованием батисферы. Отработка алгоритмов выделения полезных сигналов в «глубоком» море, «мелком» море, в приповерхностном и придонном слоях.
● Испытания различных систем звукоподводной связи.
● Отработка систем автоматической установки объектов на заданное углубление.
● Проверка работоспособности подводных устройств на «всплытие-погружение»- периодично всплывающих платформ для мониторинга водной среды спередачей информации на берег по радиоканалу.
● Отработка системы освещения воздушного пространства с поверхностно - плавающих буйковых станций при реальном волнении.
● Испытания по определению и подтверждению гидромеханических характеристик самоходных и дрейфующих изделий в диапазоне рабочих глубин 30...600м.
● Испытания по определению и подтверждению акустических характеристик разрабатываемых образцов в условиях глубокого моря (глубины места 300... 1000м).
● Испытания по определению условий распространения радиосигналов УКВ диапазона и подтверждение дистанции обнаружения источников радиоизлучения в диапазоне УКВ над морской (соленость 18%) подстилающей поверхностью.
● Испытания донных изделий в прибойной зоне на помехозащищенность.
● Испытания устройств сейсмоакустической разведки морского дна (на основе применения ВОЛС).
● Испытания систем охранных сигнализаций для зашиты объектов на воде (плавучие АЭС, газонефтяные платформы и др).
● Исследование поведения привязных подводных объектов на течении.
● Испытания акустических имитаторов и мобильных систем гидроакустического наблюдения в условиях реального применения.
● Испытания корпусно-механической части (КМЧ) образцов техники на коррозионную стойкость (исследования способов и методов противокоррозионной защиты).
● Проверка стойкости резинотехнических изделий и изделий из полиуретана, лакокрасочных и смазочных материалов, применяемых в конструкциях, к воздействию морской среды.
● Проверка несущей способности прочных корпусов из металлических и неметаллических материалов (углепластика, сферопластика, стеклопластика), применяемых при конструировании глубоководной техники, в условиях глубокого моря.
● Проведение полигонных испытаний роботизированных комплексов.
● Испытания мобильного комплекса внешнетраекторных измерений корабельного базирования (получение информации о поведении испытуемого объекта в реальном масштабе времени).
● Исследования магнитного, электрического, гидродинамического, акустического и др. полей в условиях реального моря,
● Испытания автономных и телеуправляемых аппаратов поиска, обследования и нейтрализации потенциально опасных подводных объектов, в том числе, заиленных в грунт.
● Испытания систем мониторинга технического состояния подводных продуктопроводов.

Есть ли в России и СНГ сходные по потенциалу полигоны?
До 1992г. основной объем натурных испытаний проводился на испытательных базах и полигонах, расположенных на Украине в районе г. Феодосия, в Грузии в районе г. Гагры, Киргизии оз. Иссык-Куль, в РФ оз. Ладога.
Распределение удельных объемов основных видов натурных испытаний по районам их проведения ( на период до 1993 года):
Северодвинск (Белое море) - 5%
Приозерск (оз. Ладога) - 5%
Феодосия (Черное море) - 45%
Гагра (Черное море) - 30%
Каракол (оз. Иссык-Куль) - 5%
Североморск (Баренцево море) - 5%
Владивосток (Тихий океан) - 5%

С 1993г., фактически, единственный действующий испытательный полигон, находящийся в юрисдикции РФ - пресноводный полигон на Ладожском озере. Отдельные виды испытаний, связанные с носителями, проводятся на полигонах боевой подготовки Северного флота.

Гидрометеорологические условия Ладожского полигона: пресноводность, малые глубины - до 180м, наличие многочисленных подводных скальных образований, особенно в северной глубоководной части, сезонность работ, накладывают определенные ограничения на регламентированную номенклатуру натурных полигонных испытаний, что не позволяет в полной мере подтвердить заявленные ТТХ на изделия, сдаваемые Заказчику.

Проведение испытаний в условиях Баренцева моря сильно затруднено из-за неблагоприятных гидрометеорологических условий, а глубоководные испытания вообще невозможны ввиду малых глубин.

Почему, по вашему мнению, полигон должен быть организован именно в Геленджике?
На то есть три причины:
1. «Соглашение о научно-техническом сотрудничестве между ВМФ РФ и Российской академией наук» от 13.03.2000г., утвержденное Главкомом ВМФ В.И. Куроедовым и вице-президентом РАН Н.П. Лаверовым, предусматривает участие ВМФ в развитии инфраструктуры Южного отделения Института Океанологии РАН (г. Геленджик) в обеспечение работ для нужд ВМФ.

2. Технологическая платформа «Морские подводно-технические средства, входящая в комплексную ТП «Освоение Океана», в части позиции: «проектирование и создание испытательного оборудования в обеспечение функционирования глубоководного межвидового испытательного полигона (акватория Черного моря)».

3.Гидрологические и климатические факторы района г.Геленджика, позволяющие проводить испытания в круглогодичном режиме, наличие необходимых глубин (до 1000м) в пределах территориальных вод РФ, действующая инфраструктура Южного отделения ИО РАН: наличие лабораторно-производственных помещений, пирс длиной 100м. Наличие в непосредственной близости авиационного обеспечения (аэродром - в 2-х километрах, вертолетная площадка в 1 километре от планируемого полигона).
Все это позволяет обеспечить до 85% натурных испытаний, проведение которых потенциально возможно на акватории и береговой инфраструктуре планируемого полигона, при минимальных затратах на дооборудование.



Комментарии   16.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Пивкин Юрий Сергеевич, 19.10.2012, 09:53Деньги выделят, разворуют и ничего не сделают, а потом там чудесным образом какой-нибудь очередной дворец медвепутский появится.
А почему не Владивосток? Это что, не Россия? Если нам экономически не выгодно отдалённые территории развивать, то, может быть, вообще, от них лучше отказаться, чтобы людей там не мучать?
-0+
#Рыбаков Алексей Викторович, 19.10.2012, 11:49«А почему не Владивосток?»
Анекдот с «бородой». Собираются снимать фильм про покорение тайги. Режиссер в поиске натуры для съемки. «Где же я видел такую хорошую тайгу? Ах, да, в Пицунде! Едим туда.»
-0+
#Рыбаков Алексей Викторович, 19.10.2012, 12:00А зачем продляли договор с Киргизией. Видно базу в Пржевальске заменить нечем в ближайшем будущем (20лет)
-0+
#Михаил К., 21.10.2012, 10:54А я поддерживаю развитие в Геленджике, только чтобы там еще разрешили этим пользоваться морскому университету им. Ф.Ф.Ушакова, там сами инициативу проявляют. Что касается Дальнего Востока, там нужно самостоятельный региональный центр создавать при морском университете им. Г.И.Невельского, они тоже сами инновационный потенциал нарабатывают. Чтобы половина денег не съели транспортные расходы на перелеты.
-0+
#Михаил К., 21.10.2012, 11:04Но уж если походить с научного подхода, то на севере  должен быть создан морской глубоководный кластер, а то там пока что в институциональном плане "верхоглядство" какое-то происходит. И не надо было бы распылять средства и компетенции. ИМХО.
-0+
#Пивкин Юрий Сергеевич, 22.10.2012, 10:21А ещё лучше, организовать такую базу на Каспии. Опять же, рабочие места в самой дотационной республике появятся, а родное государство узнает истиную цену тех 99,9% поддержки, которую ему Дагестан, якобы, оказал.
-0+
#Пивкин Юрий Сергеевич, 22.10.2012, 10:18Транспортные расходы на перелёты смогут стать нормальными только тогда, когда полёты на Дальний Восток станут обычным явлением, а не захватывающим путешествием. Страна, жители которой не ощущают её, как единое пространство (в том числе и в силу экономической недоступности дальних регионов), долго в таких границах не просуществует.
-0+
#Михаил К., 21.10.2012, 11:05Поправлюсь: на север-западе.
-0+
#Мореходов Александр, 21.10.2012, 23:23Северо-запад - это Питер? Балтика? А что там с глубинами??
 
Анекдот про режиссера смешной - и перекликается со статистикой исследований в советские времена. Тем не менее авторы дале вполне резонные аргументы:
Флот (основной потребитель исследований)
Готовая (конечно потрепаная) но база (с авиацией)
Институт
Глубины
Круглогодичность
Наработки собственно института (они есть)
 
Конечно нужна база на севере (что работает на юге может отказать там да и работа подо льдом) - но там логично доводить до "северного варианта"то, что "прокатано" на юге - потому что очевидно что долговременные испытания на севере - дороже.
 
Дальний восток? Тоже нужен, но что там со штормами и глубинами в терводах??
 
Речь идет об ЭФФЕКТИВНОСТИ полигона.
-0+
#Михаил К., 22.10.2012, 10:10Я то имел ввиду все-же, в первую очередь, подводную тематику, потому что северо-запад (Калининград, С-Петербург, та же Ладога, Северодвинск), постройка, испытание, вузы, ввузы, КБ - это готовый сложившийся кластер подводной техники, глубоководный - это уже степень развития кластера. Просто мне приходится вникать в кластерную политику в других отраслях, и стать очевидцем того, как "сапожники пекут пироги", а тут сам Бог велел создать кластер, он будет единственным в своем роде. Его вполне хватило бы одного на всю Россию.
-0+
#Мореходов Александр, 22.10.2012, 17:42Это резонно - разработка, изготовление, доводка. Но ведь речь - о полигоне? Об испытаниях? Замерзающий мелководныйй северо-запад всетаки имеет некоторые сравнительные минусы - разве нет?
-0+
#Пивкин Юрий Сергеевич, 22.10.2012, 10:43Какой у всех подход шаблонный! Вы даже не допускаете мысли о том, что всё может быть создано на Дальнем Востоке и передаваться для доводки в Европейскую часть.
-0+
#Пивкин Юрий Сергеевич, 22.10.2012, 10:45P.S. А ещё, Владивосток географически расположен на широте Сочи, только вода там похолоднее.
-0+
#Михаил К., 22.10.2012, 10:51А кто возражает, если есть точки роста? Морской университет Невельского, чем не точка инновационного роста. Проблема в том, что кластер это все же географически близко находящиеся предприятия, где далеко не все можно решить с помощью IT-технологий.
-0+
#Маркин Сергей Юрьевич, 05.11.2012, 12:08Так полигон по экранопланстроению был в Каспийске Республики Дагестан. Еще один создан в Петрозаводске -на Онежском озере. Так вот может быть те же экранопланы и гидросамолеты нужно проектировать именно там - для местных условий. Вот в Хабаровске судостроительный завод до сих пор строит корабли и суда на воздушной подушке.
-0+
#Мореходов Александр, 05.11.2012, 14:33И все таки речь - о полигоне и об эффективности такового. Взгляд моряка, но не специалиста глубоководника (дилетанта):
Есть база
Есть глубины близко к берегу
Незамерзающий водоем (непрерывность испытаний)
Это не аргументы в пользу предлагаемого местоположения полигона?
Свежие новости
В Петербурге спущен на воду третий катамаран проекта "Котлин"
11:25 / судостроение