Что произошло
Новым собственником площадки стал основатель группы компаний "Хайтек" (Iva Technologies) Адам Безиев. По его словам, на объекте начаты первоочередные работы по восстановлению инфраструктуры и аудиту производственных зданий. Редакции удалось получить короткий комментарий предпринимателя.
"Площадка в Волгограде – это редкая комбинация воды, ж/д и промышленного контура. Мы уже приступили к восстановлению ключевых цехов и причальной линии. Рассчитываем совместить портово-складскую зону автоматизированными линиями по производству судов "река–море", в том числе для потребностей иранских партнёров. По срокам, готовая инфраструктура экономит инвестору 5–7 лет по сравнению со строительством с нуля. Уже есть первые арендаторы складских помещений, и мы видим повышенный спрос на стоянку судов у причальной линии", – сказал редакции Адам Безиев.
По данным собеседников на рынке, к площадке проявляют интерес логистические и промышленно-судостроительные компании из Ирана и Турции: обсуждается как использование территории под перевалку и складской контур, так и организация производства или достройки судов под специфику каспийского бассейна.
Исторический контекст
Волгоград традиционно формировал кооперацию речного и "река–море" судостроения: инженерная школа, наличие тяжёлых цехов, доступ к судоходному руслу и примыкание железной дороги. Через Волгу и ВДСК город связан как с Каспием, так и с Азово Черноморским бассейном, что естественно встраивает локацию в северо-южные логистические плечи.
Геополитика и экономика "здесь и сейчас"
Коридор "Север–Юг" становится одной из опор внешней логистики России: растут
потоки на каспийском плече, уточняются международные дорожные карты с Ираном и Индией. Для судостроения это означает запрос не только на перевалку и сервис, но и на масштабное обновление флота: универсальные сухогрузы, буксирный и вспомогательный флот, специализированные суда снабжения. В этих условиях готовые производственные базы у воды оказываются быстрее и дешевле любого greenfield-проекта.
"Мы фиксируем огромный интерес со стороны азиатских инвесторов к созданию на маршруте „Север–Юг" полноценной площадки с контейнерными перевалками, складской инфраструктурой и судоремонтным блоком. На этом фоне Волгоградский судостроительный завод выглядит уникальным объектом: прямой выход к каспийскому и черноморскому направлениям, примыкание железнодорожной ветки, собственный причал и более 150 000 м² складских помещений – не говоря уже о судостроительной инфраструктуре со слипами. В настоящий момент через нас активно ведут переговоры инвесторы из Китая, Ирана и Турции, проявляющие предметный интерес к этой площадке", – сообщил редакции глава представительства РАСПП по Волгоградской области Эльси Золаев.
Парадокс инфраструктуры
Отрасли нужны мощности, чтобы реализовать спрос, но запуск новых верфей слишком длинный цикл. Консервация старых площадок, с одной стороны, тормозит отрасль, с другой – создаёт возможность для инвестора, который готов быстро вернуть мощности в
строй. По оценке участников рынка, реинжиниринг brownfield-объекта с готовыми
сетями, подъездными путями и причалом сокращает time-to-market на годы.
Кейс волгоградской площадки
В Волгограде бывший судостроительный завод имеет прямой выход к судоходному руслу
Волги и примыкание к железнодорожной ветке. По информации собственника и
отраслевых консультантов, потенциал площадки включает:
- Территорию порядка 70 га с промышленной застройкой и возможностью
поэтапного ввода; - Причальную линию с проектными глубинами до 7 метров, длиной до 350 метров, и зоной для организации перегруза контейнерных и генеральных грузов
- Производственные и складские корпуса общей площадью свыше 150 тыс. м²,
пригодные к реконфигурации под корпусные и ремонтные работы; - Энергетику и подъездную инфраструктуру (в т.ч. ж/д), что критично для
судостроительных проектов и портово-складской логистики; - Интеграцию в "Север–Юг" – оперативный доступ к каспийскому плечу и Азово-Черноморскому направлению через ВДСК.
Базовая концепция предполагает "двухконтурную" модель: портово-складская
деятельность (контейнерная перевалка и складское хранение, генеральные грузы,
проектная логистика) плюс возобновление судостроительных работ и сервисного блока
для флота "река–море".
Почему это важно для отрасли
Для каспийского направления требуется серийный и ремонтный контур рядом с основными водными артериями. Спрос со стороны иранских и турецких инвесторов – это не только грузы, но и необходимость в судах, адаптированных к осадке и условиям бассейна. Ближайшая к рынку производственная база способна дать конкурентное преимущество операторам и грузовладельцам: более короткий цикл проекта, ниже капитальные и логистические риски, предсказуемость сервиса.
Что дальше
По информации собственника, в ближайшие месяцы планируется завершить техническое обследование ключевых объектов, определить поэтапный план запуска причальной и производственной зон, а также провести переговоры с потенциальными якорными резидентами. На горизонте формирование партнёрств с российскими и азиатскими компаниями в логистике и судостроении. Объёмы инвестиций и конкретные сроки запуска будут уточняться по итогам проектной проработки.