реклама

Забытые гиганты судостроения: может ли Волгоград вернуть себе роль центра на маршруте "Север–Юг"?

Новым владельцем бывшего судостроительного завода стал основатель группы компаний "Хайтек" (Iva Technologies) Адам Безиев, который заявил о восстановлении инфраструктуры.

0 273 3 мин
Волгоград. Тема "Волгоград Каспий" возвращается в повестку отрасли на фоне роста транзита по коридору Север–Юг и дефицита мощностей для строительства и ремонта флота класса река–море. По данным участников рынка, в фокусе инвесторов, в том числе иранских, оказываются готовые brownfield-площадки с выходом к воде и железной дороге. В Волгограде таким кейсом называют территорию бывшего судостроительного завода на берегу Волги.

Что произошло

Новым собственником площадки стал основатель группы компаний "Хайтек" (Iva Technologies) Адам Безиев. По его словам, на объекте начаты первоочередные работы по восстановлению инфраструктуры и аудиту производственных зданий. Редакции удалось получить короткий комментарий предпринимателя. 

"Площадка в Волгограде – это редкая комбинация воды, ж/д и промышленного контура. Мы уже приступили к восстановлению ключевых цехов и причальной линии. Рассчитываем совместить портово-складскую зону автоматизированными линиями по производству судов "река–море", в том числе для потребностей иранских партнёров. По срокам, готовая инфраструктура экономит инвестору 5–7 лет по сравнению со строительством с нуля. Уже есть первые арендаторы складских помещений, и мы видим повышенный спрос на стоянку судов у причальной линии", – сказал редакции Адам Безиев.

По данным собеседников на рынке, к площадке проявляют интерес логистические и промышленно-судостроительные компании из Ирана и Турции: обсуждается как использование территории под перевалку и складской контур, так и организация производства или достройки судов под специфику каспийского бассейна.

Исторический контекст

Волгоград традиционно формировал кооперацию речного и "река–море" судостроения: инженерная школа, наличие тяжёлых цехов, доступ к судоходному руслу и примыкание железной дороги. Через Волгу и ВДСК город связан как с Каспием, так и с Азово Черноморским бассейном, что естественно встраивает локацию в северо-южные логистические плечи.

Геополитика и экономика "здесь и сейчас"

Коридор "Север–Юг" становится одной из опор внешней логистики России: растут
потоки на каспийском плече, уточняются международные дорожные карты с Ираном и Индией. Для судостроения это означает запрос не только на перевалку и сервис, но и на масштабное обновление флота: универсальные сухогрузы, буксирный и вспомогательный флот, специализированные суда снабжения. В этих условиях готовые производственные базы у воды оказываются быстрее и дешевле любого greenfield-проекта. 

"Мы фиксируем огромный интерес со стороны азиатских инвесторов к созданию на маршруте „Север–Юг" полноценной площадки с контейнерными перевалками, складской инфраструктурой и судоремонтным блоком. На этом фоне Волгоградский судостроительный завод выглядит уникальным объектом: прямой выход к каспийскому и черноморскому направлениям, примыкание железнодорожной ветки, собственный причал и более 150 000 м² складских помещений – не говоря уже о судостроительной инфраструктуре со слипами. В настоящий момент через нас активно ведут переговоры инвесторы из Китая, Ирана и Турции, проявляющие предметный интерес к этой площадке", – сообщил редакции глава представительства РАСПП по Волгоградской области Эльси Золаев.

Парадокс инфраструктуры

Отрасли нужны мощности, чтобы реализовать спрос, но запуск новых верфей слишком длинный цикл. Консервация старых площадок, с одной стороны, тормозит отрасль, с другой – создаёт возможность для инвестора, который готов быстро вернуть мощности в
строй. По оценке участников рынка, реинжиниринг brownfield-объекта с готовыми
сетями, подъездными путями и причалом сокращает time-to-market на годы.

Кейс волгоградской площадки

В Волгограде бывший судостроительный завод имеет прямой выход к судоходному руслу
Волги и примыкание к железнодорожной ветке. По информации собственника и
отраслевых консультантов, потенциал площадки включает:

  • Территорию порядка 70 га с промышленной застройкой и возможностью
    поэтапного ввода;
  • Причальную линию  с проектными глубинами до 7 метров, длиной до 350 метров, и зоной для организации перегруза контейнерных и генеральных грузов
  • Производственные и складские корпуса общей площадью свыше 150 тыс. м²,
    пригодные к реконфигурации под корпусные и ремонтные работы;
  • Энергетику и подъездную инфраструктуру (в т.ч. ж/д), что критично для
    судостроительных проектов и портово-складской логистики;
  • Интеграцию в "Север–Юг" – оперативный доступ к каспийскому плечу и Азово-Черноморскому направлению через ВДСК.

Базовая концепция предполагает "двухконтурную" модель: портово-складская
деятельность (контейнерная перевалка и складское хранение, генеральные грузы,
проектная логистика) плюс возобновление судостроительных работ и сервисного блока
для флота "река–море".

Почему это важно для отрасли

Для каспийского направления требуется серийный и ремонтный контур рядом с основными водными артериями. Спрос со стороны иранских и турецких инвесторов – это не только грузы, но и необходимость в судах, адаптированных к осадке и условиям бассейна. Ближайшая к рынку производственная база способна дать конкурентное преимущество операторам и грузовладельцам: более короткий цикл проекта, ниже капитальные и логистические риски, предсказуемость сервиса.

Что дальше

По информации собственника, в ближайшие месяцы планируется завершить техническое обследование ключевых объектов, определить поэтапный план запуска причальной и производственной зон, а также провести переговоры с потенциальными якорными резидентами. На горизонте формирование партнёрств с российскими и азиатскими компаниями в логистике и судостроении. Объёмы инвестиций и конкретные сроки запуска будут уточняться по итогам проектной проработки.

"ХизМет", ООО Волгоград




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости