![]() |
![]() |
Шхуна «Кесин-мару 31» ранее уже дважды задерживалась российскими пограничниками за браконьерство – в 1988 и 1994 годах.
По российским данным, история развивалась следующим образом. Экипаж шхуны «Кесин-мару 31» водоизмещением 4,9 тонн занимался незаконным промыслом и был замечен с выключенными огнями в российских территориальных водах. Российские пограничники на резиновой надувной лодке направились к судну для досмотра, но шхуна начала уходить, опасно маневрируя и пытаясь оторваться от преследования. Россияне пустились в погоню, в процессе которой неоднократно подавали радио- и световые сигналы с требованием остановиться. Японский экипаж не отвечал. По утверждениям пограничников, за борт сбрасывались осьминоги, крабы и крабовые ловушки. В итоге россияне были вынуждены открыть поверх японского судна предупредительный огонь, и только он вынудил нарушителей остановиться. Это произошло в 07:25 по местному времени (02:25 мск) у острова Танфильева.
В Сахалинском управлении береговой охраны ФСБ России подчеркнули, что огонь велся без намерения поразить шхуну, однако из-за высокого волнения и маневрирования обоих кораблей одна из пуль поразила члена экипажа японского судна. При этом в корпусе и надстройках шхуны не обнаружено ни единой пробоины от пуль или каких-либо иных следов предупредительной стрельбы. После задержания судна досмотровая пограничная группа обнаружила на шхуне четырех рыбаков и тело одного человека. Кроме того, на борту были крабы и крабовые ловушки, которые японцы не успели сбросить в воду. Шхуну отконвоировали к острову Кунашир.
Береговая охрана Японии обвиняет россиян в убийстве, вызванном чрезмерным применением силы в отношении судна-нарушителя, которое, к тому же, в момент обстрела находилось находилась у южнокурильской гряды. Воды в этом районе Япония не считает безусловно российскими из-за неразрешенного территориального спора. Но, тут же добавляет Токио, даже если бы эти воды были безусловно российскими, то шхуну сдуло в эту зону ветром, а потому рыбаки не виноваты, что оказались там, где им не положено быть. И стрельбу по ним Токио считает превышением необходимых мер.
Японский МИД потребовал у России объяснений. Для этого в Токио в МИД был вызван посланник посольства России Михаил Галузин. Ему были выражены протест и требование немедленно вернуть шхуну, а также выдать тело убитого рыбака. Япония оставляет за собой право настаивать на наказании официальных российских лиц, чьи приказы привели к смерти ее гражданина. Кроме того, Япония может потребовать у российской стороны компенсацию.
Россия уже отвергла все претензии МИД Японии, поскольку прискорбный инцидент произошел в российских территориальных водах и был спровоцирован случаем явного морского браконьерства с японской стороны.
Напомним, что Япония считает острова юга Курильской гряды (Итуруп, Кунашир, Шикотан и архипелаг Хабомаи) неправомочно оккупированными Россией после окончания Второй мировой войны и ставит их возвращение условием заключения мирного договора между двумя странами.