реклама
Северный вестник
Блог Олега Кулешова

Украинский флот вошел в Азовское море

Очередная "перемога" произошла на Украине. На этот раз поводом для ликования украинских патриотов стала новость о переброске в Азовское море бронекатеров проекта 58155 "Гюрза-М". Мы проанализировали эту новость и подготовили для вас подробный материал об этом "усилении".

Переброска бронекатеров стала первым пунктом комплекса мероприятий, утвержденых Советом национальной безопасности и обороны Украины, которые были направлены на защиту национальных интересов Украины в южных регионах и Азовском море. Основным моментом первого пункта стало создание корабельно-катерной группировки ВМС Украины в Азовском море. Вторым пунктом стало обеспечение подразделений береговой обороны новейшим высокоточным ракетным оружием.

Вопрос об использовании акватории Азова обострился после того, как 25 мая погранслужба Украины задержала в Азовском море рыболовецкое судно "Норд" под российским флагом, экипажу которого до сих пор не удается вернуться домой. Об этой истории можно прочитать в одном из наших прошлых материалов. Российская реакция на это пиратство была вполне предсказуемой: никаких блокирований Керченского пролива, но максимально жесткий досмотр судов. Суда, следовавшие в украинские порты Азовского моря, стали проходить досмотры не по одому разу: на входе в Керчь-Еникальский канал, на выходе из него, на широте Приморско-Ахтарска и, наконец, в 12 милях от украинского побережья. Уходящие с Украины суда досматривали в обратном порядке.

По словам украинского общественника Андрея Клименко, продолжительность ожидания разрешения на проход Керченским проливом для судов из Мариуполя и Бердянска составляет от 7 до 88 часов вместо стандартных 1−2 часов. Средняя продолжительность задержки - 29 часов.
 

Кроме того, Клименко очень хорошо подметил: "Задержания российскими пограничниками судов в Азовском море приобретают характер морского сафари от ФСБ". И эта фраза очень походит на правду - количество украинских судов, в частности рыбаков, в Азовском море значительно уменьшилось - об этом говорится в пресс-релизе погрануправления ФСБ по Республике Крым. В нем сказано "В настоящее время российскими рыбаками в Азовском море правил нарушения рыболовства не отмечается, украинские рыбаки по непонятным причинам промысел в общих рыболовецких угодьях не осуществляют". 

Важно отметить, что российские досмотры проходят в рамках ратифицированного в 2004 году российско-украинского договора о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива. Госпогранслужба Украины по этому договору тоже имеет право досматривать российские суда в Азовском море, но не обладает для этого средствами. Односторонняя денонсация договора приведет к другому спору - территориальному, что Украине совсем не на руку.
 

После всего этого Киев заявил о необходимости создать корабельно-катерную группировку в Азовском море, чтобы "противодействовать российским пограничникам". И единственным выходом, бессмысленным для Петра Порошенко, стал перевод в Бердянск бронекатеров "Гюрза-М". Смысла в них нет, все ради пиара. Тем более в 2019 году президентские выборы.


"Гюрза-М": катер или моторная лодка?

Украинские бронекатера проекта 58155 (шифр "Гюрза-М) предназначены для несения боевой вахты на приграничных реках, озерах, а также в прибрежной морской зоне. В перечень задач бронекатеров входит: патрулирование, охрана водных рубежей, борьба с малоразмерными судами противника, защита береговых стационарных и плавучих гидротехнических объектов и сооружений.

Катер является модернизацией проекта 58150 (шифр "Гюрза"), который был разработан Николаевским Исследовательско-проектным центром кораблестроения. Проект модернизации разработали в Николаеве Казенным исследовательско-проектным центром кораблестроения. 

Все катера проекта "Гюрза" и "Гюрза-М" построены на принадлежащем президенту Украины заводе "Ленинская Кузня", который в начале 2018 года был переименован в "Кузница на Рыбальском". Всего по проекту "Гюрза" было построено 2 катера в интересах погранслужбы Узбекистана. По проекту "Гюрза-М" было построено 6 катеров и все для ВМС Украины. Внешне оба проекта совершенно разные. Если первые корабли выглядели, как типичные советские бронекатера, то к модернизированному попытались приспособить наружную архитектуру типа "стелс". Кроме того, на них установлены два дистанционных боевых модуля БМ-5М.01 "Катран-М" (морской вариант модуля БМ-3 "Штурм"). В состав боевого модуля входит 30-мм автоматическая пушка ЗТМ-1, 7,62-мм пулемет, 30-мм гранатомет КБА-117 и две установки ПТРК "Барьер".
 

В итоге получается, что если сравнить бронекатера с находящимися в Азовском море российскими пограничными кораблями проекта "Охотник", то они будут как простые моторные лодки.

Корабли проекта 22460 (шифр "Охотник") — это дизельные пограничные (патрульные) сторожевые корабли (ПСКР) территориального моря второго ранга. Их можно отнести к малым корветам. Корабли этого проекта предназначены для охраны госграницы, территориальных вод, континентального шельфа, для проведения аварийно-спасательных работ, а также для осуществления экологического контроля и ликвидации последствий природных бедствий. Вместе с охраной границы "Охотники" могут бороться с терроризмом и морским пиратством.
 

Пограничный сторожевой корабль проекта 22460. / Корабел.ру


Мечты о украинской военно-морской базе

Как уже было указано выше, перебазирование производится в рамках создания корабельно-катерной группировки ВМС Украины в Азовском море. По состоянию на сегодня Украина имеет в Бердянске погранотряд, состоящий из нескольких катеров и пограничных кораблей.
 

Постройка бронекатера "Гюрза-М" / Министерство обороны Украины


По сообщениям украинских СМИ, ожидается переброска на Азовское море по суше еще двух малых бронированных артиллерийских катеров проекта 58155. Далее до конца года на Азовское море должна быть переведена из Николаева Южная военно-морская база ВМСУ, что позволит на ее основе развернуть катерный дивизион. Какие корабли войдут в ее состав - не сообщается. Да и есть ли они?

Похожие материалы:
Укрепление границы России: "Алмаз" строит новый пограничный корабль

Что там с "Нордом"? Смотрим на ситуацию с юридической точки зрения

Есть ли у украинского флота история?
Крейсер "Украина": попытка номер пять

 




Комментарии   7.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-2+
#Kibec Mihail, 13.09.2018, 15:12Ну очень грозный флот это поистине беда всем судам РФ находящимся во всей акватории как Азовского так и Чёрного морей. И куда только такая армада будет валить от наших (Гюрз).
--1+
#Севастьянов Илья Николаевич, 13.09.2018, 17:53Тон статьи отвратительно "ватный". Фу.. Как первый канал посмотрел.
Мне кажется, что столь уважаемому журналу не следует допускать подобную интонацию в статьях, а быть подчёркнуто аполитичным. Спасибо.
-0+
#Ивакин Александр Николаевич, 14.09.2018, 10:14Илья, приветствую! Мы очень давно и продуктивно сотрудничаем, а главное дружим с Олегом Кулешовым. Он журналист и у него есть свое мнение. У редакции оно может быть другим.
-0+
#Пивкин Юрий Сергеевич, 13.09.2018, 19:01Ракетные катера поначалу тоже всерьёз не воспринимались, пока они в арабо-израильских войнах корабли топить не начали.
-0+
#Берендеев Варфоломей, 14.09.2018, 09:26Украина в очередной раз надула щёки. Суда в сложившейся ситуации бесполезные. Говорить о какой-либо военно-морской силе с катерами вооруженными 30мм пушкой и 30мм гранатометом это не серьёзно. Никто бой в пределах прямой видимости и дальности стрельбы до 5 миль сейчас уже не ведет. Я сомневаюсь в возможности применения этих катеров и на  театре военных действий против ДНР. Эти катера будут топиться даже из танковых орудий не говоря про управляемые ракеты. Поздней осенью Азов штормит Как у них с мореходностью? Потонут позорно так и не сделав одного выстрела.
-0+
#Леонов Владимир Васильевич, 14.09.2018, 10:44Первоначальный проект этих катеров был разработан в СССР в 1979 году и имел номер 12240. Тогда же планировалось строительство  этих катеров в  г.Киеве на заводе "Ленинская Кузница". Назначение - речные бронекатера. Соответственно мореходность очень низкая, что-то среднее между классами "Р" и "О" Российского речного Регистра. Отличие собственно катера "Гюрза" от советского прототипа - в составе оружия. Применены современные образцы. А всё прочее - так себе. Два катера были поставлены в Узбекистан на реку Аму-Дарью, база в г.Термез. Катера оказались ненадёжными, сейчас стоят "на приколе".
-0+
#Shibaeva Katrin, 14.09.2018, 15:37А не проще отпустить "Норд"? Ведь все эти досмотры только ответ на его незаконное задержание. Всему миру ясно, что Россия ни с кем воевать не собирается. Для чего эта показуха, что на Украине есть "мощный военно-морской флот"? Словно дети в детском саду игрушку не поделили!
Свежие новости
У берегов Парамушира в 2024 году поднимут и утилизируют 14 затонувших судов
12:45 / события