В самом конце 2017 года на государственной тендерной площадке Zakupki.gov.ru появилось несколько тендеров на строительство судов техфлота. По некоторым из них уже определились заводы-строители. Сегодня на основании той документации, которая у нас сейчас есть на руках, мы рассмотрим, какие же новички появятся на наших водоемах в ближайшее время.
Начнем мы с промерного судна класса РРР «Рмс 1,2 А» пр. 3330 от ГЦКБ «Речфлота». Тендер на определение поставщика трех судов был объявлен еще в ноябре. По условиям исполнитель должен был построить все три судна до 31 октября 2019 года и доставить их в Якутск (Республика Саха), Новосибирск и Волгоград. Максимальная цена контракта определялась в 195,5 млн руб. за всю серию.
Заявки на участие в тендере подали Костромской судомеханический завод и Ярославский СЗ, который предложил цену на 23 млн руб. меньше. Он и стал победителем тендера.
Основное значение судна — выполнение промерных работ при проведении гидрографических изысканий. Поэтому основное вооружение судна состоит из многолучевого эхолота RESON T-20 Dual Head, инерциальной навигационной системы POS MV WAVEMA6S-TER, датчика скорости звука в воде для установки в районе приемо-передающих антенн SVP-70, профилометра скорости звука в воде Valeport MiniSVP. Обрабатывать полученные данные с многолучевого эхолота помогает программное обеспечение PDS2000 V060. Всего стоимость этого оборудования (расчет стоимости оборудования прилагается к документации по закупке) оценена в 14 690 251 руб.
Что касается механической части, то главная машина на судне состоит из одного двигателя ЯМЗ-238НД4−4КС, который работает на один водомет. Дизель-генератор на судне марки Panda 8000 NE PMS в составе дизеля Kubota Z 482 и генератора PSA НР1.
Из специфического оборудования еще можно отметить алюминиевое устройство спуска эхолота с амортизатором.
По остальному судно схоже с знаменитыми катерами типа КС различной модификации и назначения, которые строит Костромской судомеханический завод. Количество построенных судов этого типа исчисляется не одной сотней. По характеристикам и габаритам суда очень схожи.
Но у ярославцев есть свой опыт строительства бонопостановщиков, лоцманских катеров и других малых судов вспомогательного флота. Посмотрим, как они справятся с заказом.
Характеристики судна с сайта ГЦКБ «Речфлота»:
- Длина габаритная, м — 18,10
- Ширина габаритная, м — 3,20
- Высота борта, м — 0,95
- Осадка, м — 0,5
- Высота от ОП до верхней кромки несъемных частей, м — 5,0
- Экипаж, чел. — 6
- Мощность главных двигателей, кВт — 184
- Скорость хода, км/ч — 23,7
- Автономность плавания, сут. — 2
Следующие два судна по заказу ФКУ «Речводпуть» тоже промерные, но более высокого класса РРР «О 2,0 (лед 20) А» пр. RDB66.33 от ростовского РЦПКБ «Стапель».
Тендер был объявлен в ноябре 2017 года. По документам одна единица должна быть поставлена в город Сарапул в Республике Удмуртия и в Калач-на-Дону Волгоградской области до 31 октября 2019 года. Максимальная стоимость двух судов определена в 197,5 млн руб.
Свои заявки на выполнение работ подали Сосновский судостроительный завод, который предложил цену 196,5 млн руб. и Аркульский СРЗ им. Кирова — 180,2 млн руб. соответственно. Победителем конкурса, несмотря на более высокую цену, признали Сосновский СЗ. Однако конкурс не прошел контроль по ч. 5 ст. 99 44-ФЗ. Позднее будет объявлена повторная конкурсная процедура.
Теперь немного о судне. В 2014 году ФГУП «Речводпуть» провело конкурс на проектирование новых промерных судов для ВВП. Право на проектирование промерного судна класса «X Р 1,2″ в итоге завоевало ООО «ГЦКБ Речфлота», а на проектирование промерного судна класса «X О2,0″ — ОАО «РЦПКБ «Стапель» (Ростов-на-Дону).
Как позиционирует проект RDB66.33 сам «Стапель» — это судно для проведения гидрографических изысканий, предназначенное для замены выслуживших нормативный срок, морально и физически устаревших промерных (промерно-изыскательских) судов, которые сейчас работают на ВВП.
На судне смонтирован автоматизированный промерно-изыскательский комплекс на базе многолучевого эхолота ЕМ2040 Compact Dual Head Dual Swath, который позволяет увеличить объемы промеров и существенно улучшить качество изысканий. Плюс на судне стоит автоматизированный промерно-изыскательский комплекс, который в дополнение к гидрографическим изысканиям может сразу обрабатывать результаты. ПО используется от QINSy Office.
На судне главный двигатель марки ДРА 295/1800-РД5343 мощностью 295 кВт. Вспомогательная энергетическая установка: ДГР2−50/1500-РД1543 мощностью 50 кВт.
Маневренности судну прибавляет подруливающее устройство Romagnoli BTX 350CC.
Несмотря на небольшие габариты, на судне удалось реализовать класс автоматизации «А», за счет чего получилось сократить экипаж до 3 человек (вместе с изыскательской партией — 7 человек).
Небольшая осадка судна, наличие промерного катера и переносного однолучевого эхолота дают возможность производить промерные работы практически в любой точке акватории.
Характеристики судна пр. RDB 66.33:
- Длина между перпендикулярами, м — 21,3
- Ширина габаритная, м — 4,53
- Высота борта, м — 2,2
- Высота габаритная, м — 13,25
- Осадка по грузовую марку, м — 0,85
- Экипаж и изыскательский персонал, чел. — 7
- Скорость, км/ч — 22,0
- Автономность плавания, сут. — 5.
Далее, идя по восходящей, ФКУ «Речводпуть» заказывает один обстановочный теплоход пр. 3265 класса РРР «X М 3,0 (лед 30) А») по проекту «Инженерного центра судостроения». Тендер был также вывешен в ноябре.
Тут сроки крайне сжатые. Судно должно быть поставлено в Шлиссельбург Ленинградской области не позднее декабря 2018 года. Максимальная стоимость контракта определена почти в 300 млн руб. Заявки принимались до 11 декабря, и на конкурс ни один завод не заявился.
На сайте ИЦС об этом судне информации нет. Какие-то данные можно почерпнуть только из самой госзакупки.
Проект 3265 представляет из себя однопалубное двухвинтовое судно с МО и надстройкой в кормовой оконечности, открытой рабочей палубой, носовой аппарелью, возвышенными надстройками бака на правом и левом бортах, разделенными зоной проезда.
Судно предназначено для контроля состояния судового хода, навигационного ограждения, знаков судоходной обстановки. Может перевозить автотранспорт, грузы, пассажиров на коротких (до 4 часов) плечах.
Класс судна М 3,0 (лед 30) А по классификации РРР позволяет ему работать на ВВП бассейнов разрядов до «М» включительно. Экипаж судна — 13 человек.
Характеристики судна пр. 3265:
- Длина по КВЛ, м — 37,01
- Длина наибольшая, м — 42,0
- Ширина по КВЛ, м — 9,07
- Ширина наибольшая, м — 9,69
- Высота борта на миделе, м — 3,55
- Осадка по КВЛ, м — 1,80
- Номинальная мощность главных двигателей, кВт — 2×283
- Скорость судна, км/ч — 22
Напомним, Московский судостроительно-судоремонтный завод, «Верфь братьев Нобель», Самусьский ССРЗ (Томская область), Судостроительный завод им. Октябрьской революции и Жигаловский СЗ с 2012 по 2015 годы строили обстановочные суда для «Речводпути» проектов 3050, 3050.1 и 3052.
Суммарно все заводы сдали 27 единиц судов пр. 3050, 12 единиц пр. 3050.1 и 7 единиц пр. 3215. Плюс затем Самусьский СРЗ построил для нужд Казахстана 2 несколько видоизмененных обстановочника проекта 3215. Более подробно об этих судах можно почитать здесь.
Все эти проекты разработки ГЦКБ «Речфлота». Спектр выполняемых задач, что у судна от ИЦС, что у судов от ГЦКБ «Речфлота» примерно одинаков, при этом стоимости этих судов были существенно ниже:
- Цена готового судна пр. 3050 головного 46 495,18 тыс. руб., серийного — 29 063 тыс. руб.
- Цена судна проекта 3050.1 — 42 075,41 тыс. руб.
- Цена судна проекта 3052 головного 115 034,45 тыс. руб., серийного — 93 033,93 тыс. руб.
Однако и габариты судна пр. 3265 больше.
Сравнительные технические характеристики обстановочных судов проектов 3050, 3050.1, 3052 и 3265:
| Параметр/проект | пр. 3050.1 | пр. 3050 | пр. 3052 | пр. 3265 |
| Класс РРР | *Р1,2 (лед 20) | *Р1,2 (лед 20) | *О-пр 2.0 (лед 20) | *М 3,0 (лед 30) А |
| Длина, м | 27,4 | 23,5 | 35,8 | 42 |
| Ширина, м | 4,8 | 3,65 | 6 | 9,69 |
| Высота борта, м | 1,5 | 1,5 | 2,6 | 3,55 |
| Осадка, м | 0,9 | 0,67 | 1,4 | 1,8 |
| Мощность главных двигателей, кВт | 1×205,9 | 1×85 | 2×165 | 2×283 |
| Экипаж, чел. | 6 | 3 | 6 | 13 |
И под конец обзора — самое большое и дорогое судно от «Морского инженерного бюро». О возможном строительстве нового универсального танкера-бункеровщика — экологического судна проекта RT37 говорили давно. Причем фигурировало оно не только в докладах генерального директора «Морского инженерного бюро», но и в презентациях Росморпорта и Росморречфлота.
Официальный тендер на строительство судна проекта RT37 РРР «X М 3,0 (лед 30) А» был объявлен в середине ноября 2017 года.
По условиям конкурса судно должно быть поставлено в город Иркутск до 31 октября 2019 года. Максимальная стоимость договора определена в 630 млн руб.
На конкурс откликнулось только одно предприятие — ПАО «Восточно-Сибирское пароходство» с ценой в 625 млн руб. Оно и стало победителем тендера.
Назначение судна проекта RT37 — прием с берега и транспортировка нефтепродуктов и дизельного топлива. Также на нем предусмотрена возможность сбора очистки или транспортировки нефтесодержащих и сточнно-фановых вод и сухого мусора.
На судне установлены два главных двигателя мощностью по 261 кВт каждый, два вспомогательных двигателя мощностью по 100 кВт.
Из предпочтительных марок дизелей в тепроекте указаны: SCANIA, MAN, CUMMINS, VOLVO PENTA, «ЯМЗ», «Ремдизель», «Волжский дизель».
Сосновский СЗ в 2015 году построил два аналогичных по задачам судна по проекту МИБ RT29 типа «Эколог-1». Только они были меньших габаритов (длина — 43 м, ширина — 7,92 м, осадка — 1,65 м).
Характеристики судна проекта RT37:
- Длина габаритная, м — 51,60
- Ширина габаритная, м — 10,23
- Высота борта на миделе, м — 2,60
- Осадка по КВЛ, м — 1,8
- Дедвейт, т — 280
- Автономность, сут. — 15
- Экипаж, чел. — 7
- Скорость, узл. — 8,64.
Судам проектов RT29 и RT37 будет посвящен отдельный материал.
Материалы по теме:
Понастроили (итоги гражданского судостроения за 2017 год)
Вспомогательный флот. Малый, но многочисленный (обзор нового технического флота)
Менять коней на переправе. На новые паромы (обзор новых проектов грузопассажирских паромов)






























