реклама

Менять коней на переправе. На новые паромы

24 ноября 2016 года керченский судостроительный завод "Фрегат" спустил на воду новый автомобильно-пассажирский паром "Нина Малкова" проекта 3221 по заказу таганрогской компании ООО "Восток Трансгроупп". Работать судно будет на переправе Крым-Кавказ.
Проектные работы выполнял Инженерный центр судостроения, для которого это уже третий реализованный паром за последние два года.
И петербургское КБ на этом свою паромную тематику не останавливает, уже сейчас анонсируя следующие проекты.
Когда идет речь о паромных переправах, в первую очередь вспоминают о Волге, где и сейчас, несмотря на интенсивное строительство мостов, до сих пор работает 20 паромных переправ. Иные продолжают функционировать даже рядом со стационарными мостами. Например, в Нижнем Новгороде, где на левый берег в поселок Бор можно попасть и по автомобильному мосту, и по канатной дороге, и с помощью обычного речного парома.
Паром "СП-72" проекта 774 / Корабел.ру

Еще в 2014 году в ходе экспедиции "Корабела" по судостроительным предприятиям, мы случайно оказались в небольшом поселке Красное-на-Волге. И заодно прокатились на автомобильном пароме "СП-72" проекта 774 1968 года постройки. Рассуждать об экономике перевозок на 45-летнем пароме было сложно, но о трудностях эксплуатации с экипажем "СП-72" мы побеседовали. Конечно, старое судно поддерживать в рабочем состоянии дороже – это аксиома. Да и такой "динозавр", пусть даже ухоженный, смотрится на реке архаично.

Паромы проекта 603 с модификациями разработки Горьковского ЦКБ и небольшие речные паромы проекта 774 были в СССР наиболее массовыми. Первые в 60-70-х годах прошлого века строили на Волгоградском ССЗ, 774-е на Чистопольском ССЗ. До сих пор эти суда трудятся на переправах на Севере, в Центральной России, в Западной Сибири.
 
Паром "СП-28" проекта 603А. Источник: Википедия 

Вообще, в те годы в Советстком Союзе строили очень много паромов по совершенно разным проектам. Например, морские паромы пр. 618М строил Канонерский судоремонтный завод, который с 1967 по 1973 год сдал 9 судов. Шесть из них работают до сих пор.

Были паромы, которые строили и на Украине, и на Дальнем Востоке для нужд своих регионов. Но объединяет все эти суда то, что возраст их уже подходит к пенсионному.

Для сравнения в таблице приведены характеристики самых распространенных речных паромов:
 
Проект 774
(с одной аппаралью)
603
(с двумя аппарелями)
Длина, м 31,67 32,4
Ширина, м 10,77 11,9
Высота борта, м 1,4 3,3
Высота габаритная, м 5,75 8,6
Осадка в грузу максимальная, м 0,65 1,82
Водоизмещение в грузу, т 144,2 278
Пассажировместимость, чел 77 До 350 (сидячих мест 85)
Автомобилевместимость, шт 4 атомобиля МАЗ-200 или 6 автомашин ЗИЛ-150 8 автомашин ЗИЛ-150
Скорость, км/ч 13 15

Проектов ряд

О теме старения речных паромов в России серьезно начинали говорить еще в конце нулевых годов. Тогда на развилке — или "закупать подержанные европейские суда", или "строить свое" — КБ стали представлять обновленные варианты речных паромов.
 
Паром проекта RPF14 / "МИБ"
Паром проекта RPF14 / "МИБ"
Паром проекта RPF14 / "МИБ"

"Морское инженерное бюро" ("МИБ") предложило два проекта. Первый, RPF14 – грузопассажирский паром с двумя аппарелями пассажировместимостью 200 человек. Это судно габаритами 40х10 метров с осадкой 2,4 метра, с возможностью работы в мелкобитом льду толщиной до 40 см, рассчитано для использования в северных регионах, прежде всего в Архангельской области. Для справки, на внутренних водных путях региона работает около 50 переправ и около 20 транспортных операторов. Только по Архангельску пассажиропоток достигает 1,2 млн человек в год. И если посмотреть список паромов, то годы постройки у них те же – 60-70-е.
 
Паром проекта RPF15 / "МИБ"
Паром проекта RPF15 / "МИБ"
Паром проекта RPF15 / "МИБ"

У "МИБ" есть и проект небольшого парома RPF15 пассажировместимостью 50 человек с одной аппарелью. Габариты у судна уже скромнее: 38x7 м с максимальной осадкой 0,75 м. Рассчитано судно на перевозку одного грузового автомобиля или 11 легковых.

ГЦКБ Речфлота, которое в советские годы занималось проектированием подобных судов, и сейчас предлагает заказчику проект 603А с некоторыми доработками.
 
Паром проекта RDB 56.01 / "РЦПКБ "Стапель"
Паром проекта RDB 56.01 / "РЦПКБ "Стапель"
Паром проекта RDB 56.01 / "РЦПКБ "Стапель"

Ростовское ЦПКБ "Стапель" предлагает проект грузопассажирского парома проекта RDB56.01 с двумя аппарелями пассажировместимостью 50 человек. Судно оснащено современным двигателем (в 2014 г. был двигатель MAN D2866LXE40 мощностью 279 кВт) и винторулевыми колонками ZF AT 3111 WM-FP. По габаритам RDB56.01 схож с 603-м проектом. Единственное отличие в осадке: 1,50 против 1,82 у предшественника.

Есть два проекта грузопассажирских паромов и у нижегородского КБ "Вымпел", но они тоже "проверены временем". Прежде всего, проект 736А, серия которых строилась на Астраханском ССРЗ и на Тюменском ССЗ в начале 60-х годов. Это большие паромы пассажировместимостью в 350 человек и габаритами 59,4x13,8 м с осадкой в 2,36 м. Работали они на больших озерах, с большими плечами перехода и автономностью 10 суток.
Паром "Металлист" проекта 727 / "Транспорт Севастополя"

Второй проект "Вымпела" – это специальный паром для Севастополя проекта 727 длиной 45 метров с двумя аппарелями. Но о Севастопольской бухте речь пойдет несколько позже.

Таблица технических характеристик проектов паромов от "МИБ", ГЦКБ "Речфлота", РЦПКБ "Стапель" и КБ "Вымпел":
 
Проект RPF14 RPF15 RDB56.01 736А
Длина, м 39,6 35,7 36,5 59,4
Ширина, м 10,4 8,5 11,16 13,8
Высота борта, м 4,2 1,4 3,7 3,6
Высота габаритная, м 15,7 12,06 19,3 12,25
Осадка в грузу макс, м 2,4 0,75 1,5 2,36
Водоизмещение в грузу, т - - 407 977
Пассажировместимость, чел 200 50 50 350
Автомобилевместимость, шт 2 грузовых или 7 легковых 1 грузовое или 11 легковых г/п 90 тонн 20 легковых
Скорость, км/ч 18 8 17 19

Но нужно сразу оговориться, что все эти паромы – только концепты, эскизные проработки. В лучшем случае – техпроекты.

Тогда как петербургский Инженерный центр судостроения, в прошлом ЦТКБ Минречфлота РСФСР, предлагает уже готовые для постройки проекты паромов, с полным комплектом РКД, плазово-технологической документации и т. д.

Петебуржцы "в железе"

ИЦС предлагает пять проектов грузопассажирских паромов. Два — только в виде концепта, мы их рассматривать не будем, вся информация доступна на сайте КБ.

Интересны проекты, которые реализовались "в металле".
 
Паром "Анатолий Чмыхало" / ИЦС

Первый в этом ряду был паром "Анатолий Чмыхало" проекта 2967 по заказу администрации г. Игарка. Строили судно на Красноярской судоверфи с 2012 по 2014 год. Стоимость парома тогда составляла 160 млн рублей, финансировал работы краевой бюджет.
 
Паром "Анатолий Чмыхало" / ИЦС

Вместимость "Анатолия Чмыхало" — 60 человек, 8 автомобилей ЗИЛ-150 или 16 легковых автомобилей. Комплектация у судна самая простая: одна носовая аппарель, два главных двигателя поставки омской компании "Ремдизель" мощностью 2х220кВт, два вала с ВФШ. Из-за того, что предусматривалась возможность переходов на расстояние до 2500 км, на пароме имеется 5 кают для экипажа. Заявленная автономность парома 5 суток. Габариты парома при такой грузоподъемности небольшие: 37x9 м при осадке в грузу 1,65 м.

Второй паром ИЦС — "Аркадий Филатов", который строил Невский завод в Шлиссельбурге с 2014 по 2015 годы. Стоимость по тендеру была уже 168 млн рублей. Заказчик этого судна — Лодейнопольское дорожное ремонтно-строительное управление. Работает паром на переправе через Свирь в поселке Вознесенье, обеспечивая автомобильное движение по Петрозаводскому тракту.
 
Паром "Аркадий Филатов" / "Невский ССЗ", ООО

"Аркадий Филатов" проекта 2967/3132 – модификация "Анатолия Чмыхало", уже с двумя аппарелями, что обеспечивает сквозной проезд автомобилей без въезда или выезда задним ходом. Но речные судоводители все же традиционно предпочитают швартоваться носом.

"Филатов" работает на коротком плече – от берега до берега 400 метров, экипаж судна всего 3 человека. Поэтому на судне предусмотрено только помещение для разогрева пищи. Полноценного камбуза и персональных кают на судне нет.

Соответственно пассажировместимость выросла до 100 человек, количество перевозимых автомобилей не изменилось.
 
Паром "Аркадий Филатов" 
Паром "Аркадий Филатов" 
Паром "Аркадий Филатов"/ ИЦС

В отличие от "Анатолия Чмыхало", на "Филатове" стоят два двигателя ЯМЗ мощностью 2x220 кВт и рулевые машины отечественного производства. Причем и ГД, и пропульсивный комплекс, по словам капитана "Аркадия Филатова" Андрея Смяченко, зарекомендовали себя с лучшей стороны. Мощности ярославских двигателей хватает с лихвой, с надежностью вопросов нет – за полтора года работы поломок не было.

Рулевая машина тоже превзошла ожидания экипажа, перекладывается быстро и легко. Оптимальная форма корпуса судна с ледокольным форштевнем дополняют эту картину. "Паром управляется "на отлично", даже в ледовых условиях" – признается капитан.
 
Паром "Аркадий Филатов" / ИЦС

Можно назвать еще некоторые минусы судна, которые отметил капитан. Во-первых, это складная аппарель. "Переправа всего 400 метров, время перехода сравнимо со временем, за которое мы складывам и раскладываем аппарель", – объясняет Андрей Смяченко.

Однако, как рассказали в Инженерном центре судостроения, складная аппарель на пароме применена для обеспечения видимости и для работе на больших переходах. Да и время раскладывания аппарели на пароме не критично, так как все равно ее до конца не складывают.

Во-вторых, из-за большой площади ходового мостика (за счет закрытых крыльев) система отопления зимой не справляется. В помещении холодно. Экипаж своими силами решил проблему, просто установив дополнительные калориферы. 

Но работой котла экипаж доволен. Во всех общественных помещениях, в машинном отделении тепло.

Проект парома экипаж да и сами жители Вознесенья однозначно оценивают как "очень удачный". Особенно по сравнению с прошлым паромом пр. 603.

Сотрудники Инженерного центра судостроения поддерживают с капитаном постоянный контакт, регулярно выезжают на переправу, собирают пожелания экипажа по работе парома. Работа в лучших традициях советского прошлого.

Керченский паром "Нина Малкова" пр. 3221 уже спроектирован под самый высокий класс РРР - "М-СП3,5 (лед 30)А". Предыдущие два парома имеют класс "О2,0 (лед 30)А". Поэтому на "Малковой" пришлось увеличить высоту борта, снабдить судно иным составом средств навигации и связи, спасательных средств и т.д.

Как и у "Аркадия Филатова", у "Нины Малковой" две аппарели. Вместимость парома 66 человек, 16 легковых или 4 длинномерных автомобиля. Автономность парома — 5 суток, для экипажа предусмотрены 5 кают, большая кают-компания, камбуз.
 
Паром "Нина Малкова" / ИЦС
Паром "Нина Малкова" / ИЦС
Паром "Нина Малкова" / ИЦС

Дизель-редукторный агрегат на "Нине Малковой", так же как и на "Чмыхало", производства омского "Ремдизеля", но мощнее – 2x283 кВт. Паром в основном комплектуется оборудованием отечественного производства – это дешевле, да и строительство в условиях Крыма накладывает свой отпечаток. Но как заявляет проектант, качество работы всех механизмов от этого не пострадало.

Но в ходе строительства спецификацию оборудования по тем же причинам пришлось менять, из-за чего задержались сроки строительства. Сейчас завод "Фрегат" пытается наверстать упущенное время, планирует сдать готовое судно в 2017 году.
 
Паром "Нина Малкова" / "Википедия"

Таблица технических характеристик паромов проекта ИЦС:
Проект 2967
"Анатолий Чмыхало"
2967/3132
"Аркадий Филатов"
3221
"Нина Малкова"
Длина габаритная/по КВЛ, м 40,5/37,01 40,5/37,01 40,5/37,01
Ширина габаритная/по КВЛ, м 12,16/9,07 12,16/9,07 9,9/9,07
Высота борта, м 3,3 3,3 3,55
Надводный габарит по несъемным частям, м 8,5 8,5 -
Осадка в грузу макс, м 1,65 1,69 1,73
Водоизмещение в грузу, т 357 373 393
Пассажировместимость, чел 60 100 62
Автомобилевместимость, шт 8 грузовых или
16 легковых
8 грузовых или
16 легковых
4 длинномерных грузовых или
16 легковых
Скорость, км/ч 18 18 22

На Севастополь

Регистровый класс "М-СП3,5 (лед 30)А" позволяет парому проекта 3221 типа "Нина Малкова" работать на ВВП России, в прибрежных зонах Балтийского, Азовского, Черного морей. А необходимость в подобных паромах есть.

И не нужно далеко идти от Керчи. Взять, например Севастополь.

Напомним, в сентябре 2016 года паромное сообщение из центра города на Северную сторону города встало. Как заявляли представители компании-перевозчика, причина остановки – убыточность перевозок.

Ранее там работали два б/у норвежских парома "Адмирал Лазарев" и "Адмирал Истомин" 1981 и 1984 годов постройки. В 2012 году их выкупила компания "Севастопольские транспортные системы" на смену трем советским паромам проекта 727 КБ "Вымпел" постройки еще середины 50-х годов.
 
Паром "Адмирал Лазарев" / Корабел.ру

Вместимость норвежских судов — 130 пассажиров и 25 легковых машин или 4-6 грузовых автомобилей.

По последним новостям, правительство Севастополя за 59 млн руб. выкупило у "Севастопольских транспортных систем" "Адмирала Лазарева" и "Адмирала Истомина", которые должны выйти на линию в феврале 2017 года.
Но опять же, самому молодому "норвежцу" перевалило за 32 года. И вряд ли они украсят собой такой город, как Севастополь.

Технологические возможности построить новые суда есть, там же на крымских предприятиях. Есть и проекты под разные задачи и разный бюджет. Причем проекты уже реализованные и отработанные.

П.С. Особую благодарность за помощь в подготовке материала редакция и автор выражают Инженерному центру судостроения и лично директору ИЦС Марку Михайловичу Зингеру и главному конструктору Анатолию Михайловичу Бененсону.



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости