
Электросудно "Стрельна", построенное на верфи "Эмпериум", было спущено на воду в мае 2025 года и стало современной версией одного из самых популярных советских прогулочных судов проекта Р-51. Оно оснащено гибридной силовой установкой, что позволяет передвигаться практически бесшумно и без вредных выбросов. Максимальная вместимость судна составляет 140 пассажиров, что делает его идеальным как для семейных прогулок, так и для групповых мероприятий.

На борту "Стрельны" пассажиры могут выбрать один из трех классов мест и насладиться ресторанным сервисом как днем, так и ночью, что добавляет роскоши в прогулку по Неве. Кроме того, судно спроектировано с учетом всех требований для нахождения на нем людей с ограниченными возможностями: ширина проходов, туалет, отсутствие ступеней на основной палубе.

По мнению генерального директора компании АО "Водоходъ. Пассажирский Порт", настолько же проработанного, интересного и коммерчески эффективного судна нет. Оно отлично вписывается в инфраструктуру Санкт-Петербурга.
В день открытия первого рейса Юрий Куликов заявил:
"Сегодня мы с радостью хотим презентовать наше новое судно типа "Москва-2.0", которое назвали "Стрельна". Данное судно построено в рамках нашей стратегии компании по обновлению флота на новые современные экологичные электрические суда".

Он подчеркнул, что "Стрельна" отличается от предыдущих моделей на электродвижении, которых сейчас примерно 35, так как является двухпалубным судном ледового класса с рестораном и комфортным качественным салоном. Оно соответствует габаритным ограничениям мостов и может выходить в Финский залив.

На судне установлено свыше ста батарей, обеспечивающих питание. Как отметил руководитель проекта Роман Акифьев, для управления и мониторинга их состояния была разработана специализированная программа. На зарядку таких батарей требуется примерно четыре часа, а самого заряда хватает от шести до восьми часов.

Дополнительно так же был реализован гибридный принцип питания. Он позволяет во время стоянок или непогоды запустить дизельгенератор, который дозарядит батарею или поможет справится с сильным течением.

Электросудно "Стрельна" полностью автоматизировано. По словам капитана, вести его несложно.
"Если управлял другим судном, то на этом точно поедешь. Управляется вот с этих джойстиков. Рулевые колонки вперед, назад и вправо, влево. По кругу 360 градусов рулевая колонка может разворачиваться, работать куда угодно. Поэтому управляется лучше, чем на обыкновенных рулях. Он ездит и боком, и на месте может разворачиваться, маневренность у него повышенная", – говорит Александр Чесноков.

Однако капитан "Стрельны" признается, что проект действительно инновационный и, чтобы освоить работу современной отечественной электроники, пришлось немного поучиться.

Всего теплоходов этого проекта будет семь, часть из которых уже в следующем году будет поставлена в Петербург. Их строительство ведется в рамках государственной программы льготного лизинга, а также при поддержке "Машпромлизинг".

Суда проекта "Москва 2.0" представляют собой оптимальное техническое решение, а также повышают привлекательность речного туризма:
"Почему мы по этому пути пошли? Электродвижение гораздо комфортнее. Нет запаха выхлопов, нет вибраций, шума от главных двигателей, нет машинного отделения, которое занимает достаточно много пространства", – отметил Юрий Куликов.

Он также добавил, что благодаря поддержке города была создана зарядная станция, на которой можно заряжать суда в ночное время, что существенно экономит расходы:
"Если мы говорим про ночной тариф зарядки, то за один киловатт получится примерно полтора рубля, это составит разницу до 20 раз ".
Это делает "Стрельну" не только экологически чистым, но и экономически выгодным вариантом для пассажирских перевозок.

В рамках подготовки к запуску новых электросудов, в городе уже ведется работа по обновлению инфраструктуры. Так в ближайшие два года в Санкт-Петербурге планируется открытие двух новых электростанций: на причале "Южная дорога" и на "Речном вокзале". Это обеспечит возможность быстрой зарядки электросудов и улучшит общую логистику речного транспорта.

"Мы затрагиваем инфраструктуру, чтобы она была доступна для перевозчиков и не было ограничений при швартовке судов. Мы хотим обновить подвижной состав, чтобы он был более экологичный, более комфортный. И, конечно, чтобы прогулки по рекам и каналам стали настоящей визитной карточкой для туристов", – подчеркнул председатель Комитета по транспорту Санкт-Петербурга.

Заместитель председателя Комитета по развитию туризма Нана Гвичия так же отметила, что водные прогулки при посещении Петербурга становятся почти неотъемлемой частью путешествия.

По ее словам, в прошлом году четыре миллиона человек выбрали водный туризм:
"Это имело большое значение для того, чтобы развивать новые направления. Новые суда – это новый уровень сервиса, это новое обслуживание, новые маршруты. Это возможность увидеть проект "Новая туристская география" именно с воды".

Нана Гвичия также подчеркнула важность доступности современных судов для всех категорий туристов, включая людей с ограниченными возможностями и семьи с детьми. Это сделает водные прогулки более привлекательными и комфортными для всех. А концепция "Стрельны" как раз отвечает этим требованиям.
Звукоизоляция, климат-контроль, качественный сервис, экологичность и эргономичный дизайн салонов – все это обеспечит незабываемые впечатления и приятный отдых для каждого, кто окажется на этом электросудне.
