реклама

Судовая химия - взгляд изнутри

0 8990 15 мин
Очередной материал для портала "Корабел.ру" подготовил наш постоянный автор и эксперт в сфере судовой энергетики Геннадий Пашинин.

Современные двигатели требовательны к уходу ввиду применения сложных технологий, в том числе к используемой судовой химии. Сегодня мы попытаемся разобраться в многообразии судовой химии, а поможет нам в этом технический директор компании "БМ ТЕХ" - Белоусов Константин.
Геннадий Пашинин, коммдиректор, ГК "ТЕХ"
 - Для некоторых наших читателей, не посвященных в детали, судовая химия – это, скорее, моющее средство, расскажи, что под собой подразумевает это понятие.

 - Для большинства людей, принадлежащих к сфере судоходства, термин "судовая химия", конечно же, знаком, хотя из практики знаю, что это знакомство ограничено узкими профессиональными рамками, в которых они используют определенные продукты. К примеру, старший помощник капитана на танкере-химовозе знаком с судовой химией с точки зрения замывки танков при смене груза, для третьего механика на том же самом судне, судовая химия - это присадки для котловой воды, а моторист знает судовую химию как средство для мытья палубы, очистки различных механизмов. На балкерном флоте старший помощник уже имеет дело с процедурами очистки трюмов при смене груза и т.д. То есть знакомство с судовой химией происходит постепенно. Азы химии, изученные в школьном и общеинженерном курсах также могут помочь разобраться в сущности протекающих процессов, где задействовано использование судовой химии.



 
Константин Белоусов, техдиректор "БМ ТЕХ"
 - Но ведь этому обучают будущих моряков?

 - Да, в морских учебных заведениях есть краткое изложение некоторых аспектов судовой химии, в курсе по судовым двигателям есть раздел водообработки системы охлаждения, в курсе по котлам есть раздел водообработки котельных систем, но при этом изложение водообработки дается кратко, в объеме учебника это одна-две страницы. Разделы коротко описывают химические процессы, происходящие в оборудовании, и приводят примеры химических продуктов, имевшихся на рынке судовой химии во время написания книг, а книги написаны десятилетия назад. Попадая на флот, вчерашний курсант становится практикантом, который получает первый опыт в работе с судовой химией с продуктов - для мойки палубы (General Cleaner & Solvent, Alcactive Liquid, Mariclean DG-25), очистки топливных и масляных фильтров (Filter Cleaner), тарелок сепараторов (Purifier Disc Cleaner). Далее происходит естественный карьерный рост и знакомство с остальными разделами судовой химии, 4-й механик знакомится с химией для обслуживания фекальной системы, и при этом многие из продуктов данного раздела помогают избежать головной боли как для самого механика, так и для всего экипажа. 

Нами выпущен каталог продукции на русском языке, который содержит всю необходимую информацию для обращения с химическими продуктами, если понадобится более детальное изучение вопроса, клиент всегда может обратиться в службу технической поддержки компании, где получит оперативный и исчерпывающий ответ.

 - Тут, пожалуй, необходимы примеры, можешь раскрыть?

- Например, грамотно используя продукты для санитарной обработки, гарантированно удастся избежать столь нелюбимых механиками неприятных снятий труб фановой системы, их прочистки, ручных очисток секций станции очистки сточных вод, очистки шпигатов (Bioactive Powder, Bioactive Liquid, Bioactive Toilet Cleaner, Bioactive Descaler). Также 4-й механик знакомится с продуктами для опреснителей (Evaporator Treatment), это тоже весьма важное дело, так как, когда опреснитель из-за образования внутри накипи перестает производить необходимое количество воды, которое расходуется на нужды судна каждый день, тогда возникает серьезная проблема для всего экипажа. 3-й механик занимается водообработкой котла, добавляет топливные присадки при бункеровке, 2-й механик отвечает за водообработку системы охлаждения дизелей, за работу системы очистки балластных вод, которые также подразумевают использование химии. Старший механик следит за расходом и наличием химии на борту, делает заявки на пополнение и проверяет результаты водообработки котлов и дизелей. 

Как видите, полностью ознакомиться со всеми разделами судовой химии получается только пройдя весь карьерный путь. Есть, конечно, исключения, когда 4-й механик занимается всем вышеперечисленным, то есть старшие коллеги делегируют ему свои обязанности, но в таком случае, механик дойдя до позиции старшего, часто сам уже забывает что такое судовая химия и как ее правильно использовать.

 - Это что касается машинной команды. А как у остального экипажа?

 - Да, есть схожая градация среди судоводителей. Практикант использует Rust Remover для удаления ржавчины перед покраской палубы, 4-й штурман заказывает химию для мойки помещений надстройки, согласует с боцманом, камбузом. 3-й и 2-й штурмана участвуют, так или иначе, в замывках танков, либо трюмов, в зависимости от типа судна, а капитан все эти процессы контролирует и за все, в конечном итоге, отвечает.

Судовая химия – это продукция для обслуживания и поддержания механизмов, систем судна в исправном, рабочем и эффективном состоянии, поддержании судовых помещений, палуб, переборок, самого судна в чистом, безопасном и комфортном состоянии.
Удаление коррозии и следов ржавчины на палубе и бортах судна с Rust Remover

 - Насколько широко она применяется в процессе работы судна мы поняли. Приведи для ясности пример, сколько химии потребляет любое знакомое тебе судно?

 - Сегодня судовая химия широко используется как на морском, так и на речном флоте. На океанских судах, расход, конечно, намного выше, чем на судах река-море, но зависимость потребления не прямо пропорциональна размеру судна, а также зависит и от других факторов. К примеру, присадки к котловой воде. Первоначальный объем присадки зависит от размера котельной системы, а дальнейший ее расход зависит еще и от качества используемой воды, профессионального уровня экипажа (корректное проведение продувок, герметичность системы, минимизация потерь воды и пара). 

Например, танкер, перевозящий нефть DWT 70000 тонн и танкер-химовоз DWT 7000 тонн. Казалось бы, в первом случае объем расхода химии для мойки танков должен быть намного выше, но при детальном рассмотрении выясняем, что танкер DWT 70000 производит замывку грузовых танков только перед докованием, один раз в 2,5 года, а танкер DWT 7000 замывает грузовые танки при каждой смене груза, один раз в 20 дней. Вот и получается что расход замывочной химии выше у меньшего по размерам танкера. С балкерами можно привести похожий пример, и судно большего размера будет тратить меньший объем химии в случае отсутствия необходимости в частой замывке трюмов.

Расход химии в пределах машинного отделения (МО) в большей степени зависит от размера судна и типа установленного оборудования. Чем больше МО, тем больше моющего раствора понадобится для того, чтобы поддерживать его в чистоте. Если на судне установлен котел термомасляный, соответственно, присадки к водообработке не требуются, если же котел паровой, тогда расход сильно зависит от объема содержания воды в котельной системе, также от нагрузки на котел, состояния внутренних поверхностей (чистоты теплопередающих поверхностей), качества используемой воды и квалификации обслуживающего персонала. Также с системой охлаждения двигателей, чем больше система, тем выше потребление присадки, чем больше в ней протечек, тем больше объем добавляемой воды, и тем больше и чаще необходимо добавлять соответствующую присадку.

В прошлом часто возникал вопрос, стоит ли использовать судовую химию в целом, есть ли в этом строгая необходимость. Члены экипажей, которые проработали на флоте достаточно долгое время, в особенности на судах наших советских пароходств, не привыкли к такому количеству разнообразных продуктов, но ситуация с того времени изменилась кардинально. Двигатели стали более нагруженными, то есть на систему охлаждения нагрузка увеличилась, что ужесточает и предъявляемые к ней требования. Размеры судов сильно выросли, с этим возросли и расходы топлива, отсюда более объемные и нагруженные котлы, которые обеспечивают нагрев, используемого тяжелого топлива. Изменилось и само топливо, что привело к более детальному вопросу топливоподготовки, его сепарации, обработке различными присадками. Глобализация увеличила объемы и разновидности перевозимых грузов. Увеличилась конкуренция между судоходными компаниями, из-за чего сильно возрос вопрос эффективности работы. Постоянно снижается количество членов экипажей судов, усиливается нагрузка. Также усилился контроль со стороны экологического надзора. Все эти составляющие привели к тому, что для решения ежедневных задач, судовая химия твердо вошла в обиход членов экипажей судов, помогая им справляться с задачей в режиме строгих лимитов времени и эффективности.
 
Механизмы должны содержаться чистоте
 

В качестве помощи береговому персоналу судовладельца, а также для унификации химических продуктов на борту, специалисты нашей компании готовы подобрать подходящую продукцию, по каждому конкретному судну сделать химическую карту, обеспечить экипаж необходимым перечнем продукции и знаниями, как ей правильно пользоваться.
 
Машинное отделение и другие помещения на судне должны содержаться в чистоте, что обеспечит безопасность и комфорт для экипажа и приятное впечатления для проверяющих органов

 - В чем принципиальная разница между качественной химией и некачественной?

 - Принципиальная разница в подходе к работе. На сегодняшний день существует достаточно большое количество производителей судовой химии, но в мировом масштабе из них наиболее выделяется три  - Marichem, Drew Marine, Wilhelmsen, далее следует Vecom. Также много локальных производителей, которые обслуживают рынки, ограниченные какой-то одной небольшой территорией. Качественная химия начинается в лаборатории, где разрабатываются составы, которые должны быть максимально эффективны технически, соответствовать всем существующим международным правилам и стандартам, также химия должна быть максимально экологичной и безопасной в использовании. 

К примеру, Marichem первыми отказались от использования хлорированных растворителей. Опасным для здоровья человека хлорированных растворителей в таких продуктах, как Carbon Remover, Air Cooler Cleaner, Electroclean Enviro, во всех продуктах для замывки танков нашли безопасную замену, которая показывает не меньшую эффективность при полном отсутствии тех свойств, которыми обладали устаревшие продукты. 

Или взять в сравнение присадки к котельной водообработке, Marichem выпустил наиболее современные продукты, которые помогают поддерживать внутренние поверхности в чистом и защищенном от коррозии состоянии, а также имеют наименьший класс опасности для обслуживающего персонала. Optitreat – это универсальная присадка для поддержания фосфатно-щелочного режима водообработки котельной системы, Oxyblock D – присадка, устраняющая причины кислородной коррозии и пассивирующая поверхность, оставляя при этом на внутренних поверхностях котла прочный защитный слой. Для водообработки систем охлаждения двигателей сейчас наиболее эффективным является использование нитрит-боратных присадок. Присадка Marichem DCWT Non Chromate одобрена основными производителями двигателей, такими как Wartsila NSD (двухтактные двигатели), MAN (двухтактные и четырехтактные двигатели), CAT, и другие. В данный момент Marichem расширяет одобрение Wartsila и на четырехтактные двигатели, что по сути привлечет еще больше пользователей к данному продукту. Но уже сейчас, при наличии всех имеющихся одобрений, данная присадка может быть безопасна использована во всех двигателях, содержание алюминия в системе охлаждения которых не превышает 10% (это все двухтактные малооборотные двигатели, и все достаточно большие четырехтактные среднеоборотные двигатели). В небольших высокооборотных двигателях, таких как Volvo Penta, Nanni, Scania и другие, рекомендуется использовать антифриз со специальным набором присадок.

Вся моющая химия должна иметь одобрение ИМО, продукты Marichem и остальных лидеров рынка таковые имеют. При использовании химии, вся документация должна быть доступна на родном языке экипажа, на судне должны быть доступны описания и паспорта безопасности продуктов. Должна быть доступна постпродажная поддержка клиентов. К примеру, судовладелец приобрел химию, и у него появился какой-то нестандартный вопрос. Он должен иметь возможность обратиться к поставщику и получить бесплатно оперативную и исчерпывающую консультацию.

Когда мы говорим о качественной химии, это подразумевает высокие стандарты на всех этапах, то есть судовладелец должен иметь доступ к продукту - мы контролируем наличие на складах, сам продукт должен быть высшего качества, иметь герметичную упаковку и информативную этикетку. В РФ по правилам Роспотребнадзора все ввозимые продукты должны иметь маркировку на русском языке. К сожалению, не все поставщики эти правила соблюдают. Продукция Marichem, которую мы реализуем на территории России прошла все необходимые исследования в аккредитованной лаборатории и полностью соответствует требованиям Роспотребнадзора, что дает гарантию пользователю о том, что он использует качественный, должным образом проверенный товар.
 
Сертификаты МАРИКЕМ
 

 - Есть ли в вашей практике примеры ошибок в подборе химии и их последствий? 

 - Примеры есть, к счастью, не в нашей практике, но мы о них знаем. Мы отдаем должное внимание технической поддержке, и каждый раз, когда видим техническую неточность, указываем судовладельцу на что обратить внимание, чтобы не допустить ошибок. Когда технический отдел и отдел закупок судовладельца работают слаженно, риск ошибки минимален. Приведу несколько примеров.

Судовладелец в котлах использует береговую воду, при этом в качестве ингибитора кислородной коррозии он пользовался продуктом наших конкурентов, который основан на сульфитах. Сульфиты - это хороший и безопасный поглотитель кислорода, но у них есть один минус - при реакции с кислородом образуются твердые взвешенные вещества, которые откладываются на внутренних поверхностях котла. А так как использовалась береговая пресная вода, то уровень примесей в котловой воде и так был превышен. Таким образом, все эти взвешенные частицы – шлам, не успевали выдуваться с помощью нижней продувки и откладывались на поверхности трубок котла, что привело к подшламовой коррозии. Подшламовая коррозия разрушала метал трубок котла и, в конечном итоге, из-за локального перегрева и коррозионных язв трубки дали течь. Трубки заглушили. Для данной ситуации мы подобрали более подходящие продукты для водообработки, а именно ингибитор коррозии, основанный на диэтилхлорамине (DEHA) и со временем проблему удалось устранить.
 
 
 
Применяйте присадки для водообработки котельных систем, введите систему мониторинга водообработки, систематически проводите обучение экипажей и ваш котел надежно и безотказно прослужит долгие годы

Второй пример. Судовладелец использовал в высокооборотном двигателе присадку на нитрит-боратной основе. Часто выходили из строя различные детали из системы охлаждения двигателя, сделанные из алюминия. Предыдущий поставщик химии не проверил все оборудование на данном судне, не дал точных рекомендаций и экипаж применил присадку, рекомендованную для главного двигателя в дизель-генераторах. Результат - выход из строя и ремонт дизель-генераторов. В данном случае, мы порекомендовали использовать специальный антифриз с корректным набором присадок, работа дизель-генераторов нормализовалась. К выбору присадок к воде охлаждения всегда нужно подходить ответственно, и не менее ответственно нужно подходить к качеству используемой воды. Чтобы сохранить двигатель в целости и сохранности на протяжении долгих лет, используйте исключительно дистиллят.
 
 
 
Применение присадки и дистилята поможет избежать проблем с системой охлаждения двигателей

Бывали и курьезные случаи, один из них произошел на танкере, достаточно давно уже это было. На судне переписали обязанности по приборкам, и токарь стал отвечать за чистоту в токарке. До этого момента судовой химией он не пользовался, и задал вопрос 4-му механику, мол "порекомендуй сильную химию, чтобы все загрязнения удаляла". 4-й механик, на тот момент был чем-то озадачен, и не вникнув в детали порекомендовал Carbon Remover (продукт наших конкурентов, содержащий хлорированные растворители, имеет очень сильный трудновыводимый и неприятный запах). С утра у токаря головная боль, в токарку никто войти не может. Токарь по окончании рабочего дня помыл палубу этой химией и ушел отдыхать. В результате токарь получил легкое отравление, а токарку пришлось проветривать несколько дней.
 
Всегда с уважением относитесь к своему здоровью и здоровью окружающих, используйте необходимые меры безопасности. Пользуйтесь продукцией экономично, минимизируя влияние на окружающую среду. Высокая концентрация продукции и экономичное грамотное использование судовой химии позволит существенно снизить бюджет судна. 

Часто бывает, что замывку танков производят не по процедурам, разработанным специалистами, и тогда могут случиться неприятные ситуации. Несколько примеров из этой области. 

Замывка танков из под низкосернистого дизельного топлива. Первым же этапом процедуры начали замывать танки с помощью стационарных машинок, раствором с температурой 80С. После этой процедуры парафины, содержащиеся в грузе, оставшемся на стенках танка, были распределены горячим потоком воды тонкой пленкой по всей поверхности, дальнейшее их удаление заняло больше месяца и производилось вручную. Если бы была использована грамотная процедура, данной проблемы удалось бы избежать.

Еще один пример, замывка танков после растительного масла под перевозку метанола. Также первая замывка была сделана с помощью горячей воды. И после завершения процедуры замывки танкер не прошел тесты на чистоту поверхности грузовых танков под погрузку метанола. Причиной стало то, что перед началом замывки не было проверено, что груз относится к категории "dry" и при горячей замывке, он тонкой пленкой полимеризовался на стенках танков. Затем последовала долгая процедура замывки с помощью растворителей, чтобы убрать данный слой.

Примеров ошибок масса, но главное делать выводы и ошибок не повторять. В ВМФ, при характеристике личности есть одна, на мой взгляд, важнейшая – "ошибок не повторяют". Хочется пожелать всем участникам данного бизнеса совершать как можно меньше ошибок, и если без ошибок не обошлось, то сделать выводы и больше их не повторять.

 - Какой процент в расходах на судно составляет сумма закупки химии?

 - В зависимости от размеров и типа судна годовой бюджет на судовую химию может составлять от 2500 евро до 20000 евро и более. Есть суда, скажем, портовые буксиры, где бюджет на судовую химию намного меньше 1000 евро в год. В процентах годовой бюджет судна никогда не превышает 5%, а зачастую намного меньше. Но нужно понимать, что затрачивая 1% бюджета на судовую химию, вы экономите 5% и более на остальных частях бюджета, таких как топливо, запасные части, проведение ремонта, оплата труда. Вынужденные простои судна здесь не учитываем, они могут приводить к колоссальным расходам, таким как вывод судна из эксплуатации, буксировка, ремонт, неустойка от фрахтователей и т.д.
 
Замывка танкера от Мазута под погрузку светлых нефтепродуктов

 - Как применение качественной судовой химии снижает расход судовладельца на обслуживание механизмов?

 - Применение качественной химии, грамотное ее использование существенно снижает затраты судовладельца. Важно понимать, что для полноценного эффекта необходимо две основных составляющих: первое – качественный продукт, второе – грамотное и эффективное использование продукта.

При правильной водообработке котельной системы вы, во-первых, уменьшаете расход топлива, за счет увеличения эффективности теплообмена. Во-вторых, снижаете риск выхода из строя трубок котла, останавливается процесс коррозии, минимизируется процесс отложения накипи. И в-третьих, повышаете надежность паровой и конденсатной систем. Компоненты присадок содержат химию, которая защищает трубки пароподогрева груза в грузовых танках танкеров, защищают от коррозии трубки конденсатной системы, теплый ящик.
 
Нарушение отвода тепла из-за обрастания системы охлаждения забортной водой
 
Нарушение теплообмена из-за отложений остатков несгоревшего топлива
 
По причине отсутствия достаточного теплообмена происходит выход из строя трубок в котлах
 
Из-за неполного сгорания топлива в котлах происходит накопление сажи
 
Системы охлаждения забиваются изнутри и требуют периодической очистки. Помогает использование химических продуктов для обработки систем забортной воды
 
Применение топливных присадок помогает избежать высокотемпературной коррозии, а также улучшает полноту сгорания топлива, что значительно уменьшает отложения в камере сгорания и утилизационных котлах

 - Каково положение судовой химии отечественного производства на рынке? Какие перспективы?

 - На российском рынке сейчас постоянно представлены четыре мировых бренда судовой химии, мы их перечислили ранее. Все производители держат составы своих продуктов в секрете, при этом некоторые недобросовестные  конкуренты пытаются сравнивать продукты друг с другом, обращаясь к таким документам, как паспорта безопасности. Но это сравнение не может быть корректным, так как в паспорте безопасности указываются не все продукты, а лишь опасные вещества. Также в различных государствах, где производится продукт, есть свои требования к оформлению таких документов, то есть даже в пределах Евросоюза, при производстве двух одинаковых продуктов в разных странах, информация в паспорте безопасности может существенно различаться. 

К сожалению, в России нет поставщика всего спектра судовой химии, есть отдельные производители, которые предлагают один-два продукта из какой-либо категории, как, например, моющая химия или антифризы, но в полном спектре никто таких услуг не оказывает. Говорю, "к сожалению", потому что в России довольно хорошо развита химическая промышленность и создать такой продукт, наверное, можно было бы. Но это требует капитальных вложений и довольно много времени. То есть нужна либо поддержка государства, либо необходимо привлечение частных кредитных средств. В России бизнес с капиталовложениями на дальнюю перспективу имеет существенные риски, поэтому, и по причинам не очень большого тоннажа флота под флагом РФ, что существенно ограничивает рынок сбыта, на сегодняшний день имеем ситуацию, где импорт продукции является наиболее обоснованным.
Поставщик судовой химии вне зависимости от места нахождения производства должен обеспечивать доступность продукции по всему миру

 - Какие базовые советы ты можешь дать тем, кто выбирает судовую химию, на что в первую очередь стоит обратить внимание?

 - Советуем сразу выбирать профессиональную судовую химию, которая будет полностью выполнять свою задачу. Приоритетом в выборе профессиональной судовой химии, как и остальном, является баланс цена-качество. Большую роль играет наличие у производителя собственной лаборатории и собственного производства, опыт работы в данной сфере. Marichem оперирует собственной химической лабораторией, тем, что имеет семь производственных площадок на различных континентах. Также Marichem имеет более 200 складов во всем мире, из которых отгрузки производятся в более чем в 2500 портов, это наиболее совершенная и гибкая сеть снабжения из всех существующих на рынке. Программы по учету складских запасов в реальном времени позволяют делать коммерческие предложения в кратчайшие сроки, за счет этого сервис обслуживания Marichem является наиболее быстрым, при этом стабильным и надежным. У ответственного поставщика должны быть все разрешающие документы на поставляемую продукцию, при производстве должны соблюдаться все мировые стандарты, должны учитываться все локальные законодательства. И конечно, важнейшим из аспектов в выборе поставщика судовой химии является техническая поддержка. Мы проводим технические инспекции флота практически во всех основных мировых портах: Algeciras, Barcelona, Valencia Spain; Amsterdam & Rotterdam Netherlands; Antwerp, Ghent Belgium; Bremen, Hamburg Germany; Fujairah U.A.E.; Genoa Italy; Hong Kong Hong Kong; Houston, Miami, New Orleans, New York U.S.A.; Istanbul, Turkey; Kaohsiung, Taiwan; Kobe, and others main ports in Japan; Montreal, Canada; Piraeus, Greece; Pusan, Ulsan South Korea; Santos, Brasil; Shanghai and others main ports in China; Singapore Singapore; Varna & Burgas Bulgary; а также практически все порты РФ, Украины и Прибалтики. 
 
МАРИКЕМ (сокращенно от Marine Chemicals) более 45 лет разрабатывает и производит химические продукты для морского рынка, обеспечивает доставку из более чем 200 складов в 2100 портов по всему миру
 
МАРИКЕМ единственная компания из поставщиков судовой химии, которая работает по графику 24/7

 - Спасибо за ответы, Константин!




Беседовал Геннадий Пашинин
Коммерческий директор ГК "ТЕХ"
"ТЕХ", НПО ООО Санкт-Петербург
+7 (812) 658-46-93
"БМ Технологии", ООО Санкт-Петербург
Общий +7 (812) 677-64-45, Моб. +7 (911) 920-88-47, Тех. директор +7 (950) 011-06-11



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
В Нижегородской области заложен танкер проекта 23630 для ВМФ России
13:36 / судостроение