реклама

Судостроительные заводы монополизируют

0 582 3 мин

В России будет создано несколько крупных судостроительных холдингов. Такова основа концепции развития отрасли до 2020 года. В Архангельске уже обанкрочен судоремонтный завод "Красная Кузница", и, кажется, объединение судоремонтных заводов становится единственно возможным выходом из плачевной ситуации.

Северодвинское машиностроительное предприятие "Звездочка" и архангельский 176 судоремонтный завод Министерства обороны уже стали едиными. Соответствующий указ 29 декабря 2006 года подписал Президент России Владимир Путин. Процесс объединения, согласно указу, должен завершиться в девятимесячный срок.

Мощности архангельского завода в последнее время не использовались, а производство на северодвинском предприятии, напротив, оказалось перегруженным. Теперь часть заказов будет передана в Архангельск. Однако о том, какой будет специализация нового подразделения "Звездочки" в Архангельске, пока не сообщается.

Объединение двух предприятий - закономерный шаг согласно обсуждаемой концепции развития отрасли судостроения до 2020 года.

Российская судостроительная промышленность является одной из основных отраслей экономики страны, обеспечивающей обороноспособность государства и развития всех видов морской деятельности. Однако в последние годы эта отрасль экономики находится в сложном экономическом положении. За 2000-2005 годы существенного улучшения в решении задачи развития отечественного судостроения не произошло.

Так, объем производства гражданских судов в судостроительной промышленности существенно снизился - загрузка предприятий не превышает 20-25 %, не в полной мере используются производственные мощности ведущих российских судостроительных предприятий, увеличивается износ основных фондов отрасли. Изменить положение правительство намерено объединением существующих ФГУПов. Сегодня таких предприятий в стране насчитывается около 120.

Ожидается, что уже в 2007 году российскую судостроительную промышленность объединят в три крупных холдинга. Об этом в конце 2006 года на заседания Морской коллегии вновь напомнил вице-премьер, министр обороны РФ Сергей Иванов.

"Предполагается создать несколько крупных судостроительных холдингов, включая отдельный дальневосточный холдинг судостроения: нам очень важно не утратить свои позиции в строительстве судов различного класса на побережье Тихого океана", - подчеркнул вице-премьер.

Иванов отметил, что надо "дать больше возможностей для гражданского судостроения, подключив достаточно благополучные военные сектора кораблестроения именно к производству гражданской продукции".

"Такие примеры у нас уже есть, например, на Севмаше, который производит атомные подводные лодки, это предприятие все больше и больше загружается гражданскими заказами: платформа для разработки месторождения "Приразломное" на арктическом шельфе,е, строятся танкеры на Адмиралтейских верфях", - сказал Иванов.

Объем мирового рынка судостроительной продукции составляет $130-150 млрд в год. Стоимость фрахтаа судов, обеспечивающих перевозки грузовов морем,м, ежегодно исчисляется $250 млрд. Стоимость ежегодно добываемых в море рыбы и морепродуктов колеблется от $35 до $40 млрд. Не менее прибыльна добыча на морском шельфе нефтити и газа, оцениваемая в $80-100 млрд.

"Укрупнение судоремонтных заводов в единые предприятия, несомненно, даст толчок для развития отрасли. История судостроения показывает, что именно крупных заводам, таким монстрам судостроения, как "Звездочка", в экономически сложные годы и удалось выстоять", - считает директор ООО "Оптимист" (г. Архангельск) Павел ГЕРАСИМОВ.

Сегодня ООО "Оптимист" после банкротства судоремонтного завода "Красная Кузница" стало лидеромом на судоремонтном рынке столицы Поморья.

На предприятии работают двести человек, которые выполняют работы по судоремонту, станкостроению, ремонту котлов. По словам Павла Андреевича, дополнительные направления работы компании, связанные с металлообработкой и станкостроением, позволили устоять на ногах в сложные 90-е годы, занять и удержать свою нишу.

Специалисты судостроительной отрасли признают, что шаг к укрупнению ФГУПов - единственно возможное решение для сохранения промышленности. Однако свои опасения в связи с перспективой усиления конкуренции с укрупненными заводами руководители частных предприятий пока не высказывают.

"Очевидно, что развитие Архангельского морского портаа без сохранения и улучшения судоремонтной базы невозможно. Суда водоизмещением более 5000 тонн, в том числе и государственных предприятий - Росморпорта, Тралового флота, Беломорской базы ВМФ могут подниматься только в большом доке "Красной Кузницы". Будет парадоксально, если суда на ремонт будут отправлять в Прибалтику или Санкт- Петербург. Кроме того, есть ситуации, когда необходим срочный доковый ремонт при работе в ледовых условиях", - говорит Павел Герасимов.

По его словам, главная задача руководства "Оптимиста" - сохранить доки и цеха "Красной Кузницы", чтобы удержать тот минимум мощностей, который необходим для развития судоремонта в Архангельске.

Эксперты прогнозируют, что частные судоремонтные и судостроительные компании смогут успешно функционировать в гражданском судостроении, выполняя небольшие заказы предприятий и фирм. У крупных федеральных холдингов будут стратегические задачи. Предполагается, что один из судостроительных кластеров создадут в Архангельской областити с центром в Северодвинске.




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости