Причем на Васильевском острове, где располагается предприятие, нет ни вокзала, ни узловой станции, ни даже железнодорожного моста. Но существует и работает полноценная железная дорога.
Географическое положение Балтийского завода накладывает свой отпечаток и на транспортное сообщение с «большой землей». Производство на предприятии, особенно если брать период конца XIX — начала XX веков, шло по замкнутому циклу: со своим литейным производством, полной подготовкой и обработкой металла. Но грузы на завод все равно доставлять было нужно. Единственным вариантом для завода тогда была железная дорога.
Трамвайный грузовой
Вплоть до 60−70-х годов прошлого века для перевозки грузов многие петербургские заводы использовали трамвай. Крупные промышленные предприятия и железнодорожные станции имели свои трамвайные пути с выходом в общую систему. Все острова Ленинграда соединялись разветвленной трамвайной сетью, что было альтернативой железнодорожным мостам.
В городе работал специализированный трамвайный парк им. Красуцкого, в составе которого были около сотни моторных и прицепных вагонов различных моделей. Располагался он рядом с трамвайным парком №1 на Московском проспекте. В 1971 его, как самостоятельную административную единицу, ликвидировали, а вагоны передали в парк №1.
Ночью, когда пассажирские перевозки затихали, грузовые трамваи бегали по разветвленной сети города, перевозя грузы между железнодорожными станциями и между самими предприятиями.
В отдельных источниках сказано, что грузовой трамвай ходил и на Балтийском заводе. Но каких-то признаков присутствия трамвая на предприятии не сохранилось, нет даже остатков контактной сети. Да и в книгах по истории развития трамвайного транспорта в Санкт-Петербурге Балтийский завод не фигурирет. (Но старожилы могут меня поправить и написать на почту press.korabel@gmail.com. Вдвойне здорово, если пришлете фотографии).
Тогда как, сосед Балтийского завода — завод «Севкабель» — активно использовал для перевозок грузовой трамвай вплоть до 1997 года. Это было последнее предприятие в городе, которое перевозило грузы таким специфичным для сегодняшнего дня транспортом.
![]() |
| Грузовой трамвай с продукцией завода «Севкабель» в парке имени Красуцкого, 1958 год/Источник фото: http://ixbt.photo/ |
Кстати, по сети активно гуляет еще один миф — о том, что железнодорожные пути на Косой линии у пересечения с Детской улицей идут с Балтийского завода к заводу «Севкабель». Но на самом деле эти пути соединяют основные цехи Балтзавода с корпусом М, где расположено, в частности, винтовое производство, заводское депо и др.
На главной территории предприятия, где тепловозы проводят основное время работы, находится ангар для отстоя подвижного состава и отдыха рабочих.
Оба здания построены в начале нулевых, какой-то исторической ценностью не обладают, но в этом есть свой плюс для работы железнодорожников. Особенно это касается депо, где предусмотрены все удобства для обслуживания и ремонта тепловозов, и все условия для комфортной работы самих железнодорожников.
С грузовым трамваем в Петербурге связано довольно много «корабельных» историй. Например, с конца 20-х и вплоть до 60-х годов на Песочной набережной (Петроградская сторона) стояли склады, с приходящих барж переваливались грузы. Но так как это тоже остров, то перевозил грузы трамвай. Затем всю портовую инфраструктуру убрали, в том числе демонтировали и трамвайные пути.
Исторический путь, железнодорожный
Посещая Балтийский завод, нельзя не встретить красный заводской тепловоз с парой вагонов. То там, то здесь раздаются железнодорожные гудки. Предприятие уже давно использует современные средства транспортировки грузов, секций и блоков, но работы у железнодорожников по-прежнему хватает.
Общая протяженность железнодорожных путей по территории предприятия около 5 км, а если точнее — 4981 метр. Это не считая уже отрезанные и неиспользуемые пути. Плюс у предприятия есть свой участок пути в Морском порту — это еще 1374 метра, непосредственно до паромного причала. Итого 6355 метров и 31 стрелочный перевод.
80% заводского рельсового пути были запущена в эксплуатацию в период 1946 — 1976 годов. Есть отдельные участки еще дореволюционной постройки, но их осталось не так много. Всю свою жизнь Балтийский завод пытается совместить историю и современность. Это касается даже строительства дорог.
Железная дорога прокладывалась по предприятию в те времена, когда не было большегрузных машин, а если и были, то они участвовали в перевозках очень ограниченно.
Все железнодорожные пути и стрелочные переводы укладывались на деревянных шпалах и брусьях, средний срок службы которых не превышает 10−12 лет. Постепенно грузовики на заводе постепенно появлялись, и, чтобы они могли перемещаться по заводской территории, железнодорожные пути закатывали в асфальт так, что головка рельса находилась на одном уровне с основной дорогой. Сейчас для замены уже уставших деревянных шпал необходимо вскрывать асфальт, это требует больших трудозатрат да и просто дорого. Поэтому текущий ремонт рельсового пути проводят рабочие заводской железнодорожной службы по мере необходимости и не более двух шпал подряд.
![]() |
| Вид со строящегося атомного ледокола. Внизу тепловоз еще до покраски и отлично видны большие радиусы кривых / Корабел.ру |
Еще один специфический фактор железнодорожных путей Балтийского завода — исторически сложившееся расположение цехов и, как следствие, малые радиусы кривых, до 40 м. В конечном счете это оказало влияние и на выбор железнодорожной техники.
Последние 10 лет железнодорожное хозяйство на Балтийском заводе поддерживалось в исправном состоянии. С 2005 по конец 2016 гг. на нужды капитального ремонта завод выделил 31 млн рублей, из них 6,3 млн руб в 2016 году — на замену стрелочного перевода №1 и 150 метров пути №7, так называемого «Таможенного ходового» в Морском порту.
Плюс в 2017 году планируется отремонтировать железнодорожный переезд на Косой улице, на что потребуется как минимум 5 млн рублей. Участок рабочий, но на фоне новеньких трамвайных путей смотрится не очень аккуратно.
Оптимальный тепловоз и паром-ледокол
Железнодорожная «сила» Балтийского завода — это три тепловоза ТГМ-23, один производства 1983 года и два — 1990 года. Для путевых работ есть еще железнодорожный кран КДЭ-163 1971 года выпуска и снегоочиститель-мотовоз 1946 года выпуска. К сожалению, происхождение его установить сложно, но скорее всего собирали его здесь, на Балтийском заводе.
Возраст у тепловозов довольно солидный, но на заводе к ним относятся с любовью. Так, за 2013 — 2014 годы на всех заменили дизельные двигатели на такие же, только после капитального ремонта. Годом ранее — отремонтировали автосцепки, колесные пары, всю электропроводку.
В 2014 году с привлечением лицензируемой организации завод прошел процедуру продления сроков эксплуатации всех трех тепловозов до 2019 — 2021 годов.
Уже в этом году привели в порядок внешний вид. На спуске головного ледокола «Арктика» в июле один из тепловозов приковывал внимание гостей не меньше, чем главный герой всей церемонии.
С самого начала нулевых годов периодически поднимается вопрос о замене тепловозов модели ТГМ-23 на более современную модель ТГМ-4. У него есть уже две независимые двухосные тележки, что в условиях Балтийского завода с его кривыми малого радиуса было бы очень актуально. Особенно с точки зрения меньшего износа рельсов.
Но у ТГМ-4 есть два существенных недостатка. Большой вес — 80 тонн против 47 у ТГМ-23, что влияет на грузоподъемность и вместимость парома-ледокола, и цена. Стоимость одного тепловоза ТГМ-4 по состоянию на декабрь 2016 года — 15 млн рублей. Пока на такие расходы завод идти не готов.
Что касается самого парома-ледокола «ПЛ-2», то он считается если не ветераном, то заслуженным работником точно. Построили его в 1972 году на собственных стапелях Балтийского завода. По техническим характеристикам его максимальная грузоподъемность 252 т, а это 3 стандартных груженых железнодорожных вагона.
До «ПЛ-2» на заводской переправе работал паром «ПЛ-1». Построенный еще до войны, он изначально был на паровой тяге. По воспоминаниям давно ушедших работников, в зимнее время в тяжелой ледовой обстановке на один рейс уходило до 15 часов. С большим трудом ему приходилось пробиваться сквозь лед. В 50-х годах прошлого века этот паром перевели на дизельную тягу, и он честно трудился вплоть до 1972 года, пока его не заменил «ПЛ-2».
Кольцо всевластья
Загрузка у железнодорожников Балтийского завода за прошедшие 10 лет снизилась существенно. В 1996 году все железнодорожное хозяйство как непрофильный актив, а это 8 локомотивных бригад, 8 диспетчеров, большой штат ремонтников — всего около 60 человек, завод отдал в аренду компании ООО «Терминал-Сервис». Компания занималась перевалкой мазута. Железнодорожники обрабатывали до 5000 вагонов в год.
В августе 2015 года завод забрал хозяйство себе, объемы снизились до 20 вагонов в месяц, а штат до 13 человек.
О будущем железнодорожного транспорта на Балтийском заводе пока говорят сдержанно. Ввод в строй Западного скоростного диаметра со съездом на Васильевском острове может положить конец сложной системе транспортировки через паромную переправу. И, возможно, предпочтение отдадут более простому автомобильному транспорту, даже с учетом двойной перевалки — все равно грузы приходят на станцию по железной дороге.
Но пока экономику процесса никто не считал. Так что есть еще время посмотреть на уникальную промышленную достопримечательность Санкт-Петербурга. С моста через Екатерингофку по Гапсальской улице ее отлично видно.
План-схема Балтийского завода. Красным цветом обозначены рельсовые пути
Владислав Букин
Больше фото в галерее ниже
Отдельную благодарность за помощь в подготовке материала редакция и автор лично выражает пресс-службе Балтийского завода, а также:
Ильдусу Ихласовичу Хайруллину, начальнику железнодорожного участка
Петру Ивановичу Загуменных, слесарю депо
Андрею Юрьевичу Сухову, помощнику машиниста тепловоза
Алексею Викторовичу Крылову, машинисту тепловоза
Команде парома-ледокола ПЛ-2
И всей железнодорожной службе предприятия.






































