Некоторое время назад ИА «Росбалт» уже попыталось разобраться в нынешнем положении дел на Северном морском пути. Тем не менее, некоторые СМИ до сих пор активно муссируют тему безопасности и бесперебойного функционирования российского флота в Арктике. Для того, чтобы получить объективную информацию из первых рук, корреспондент «Росбалта» побеседовал с генеральным директором ОАО «Мурманское морское пароходство» Александром Медведевым. Напомним, что именно «ММП» отвечает за круглогодичную транспортировку грузов по Северному морскому пути.
________________________________________
- Александр Михайлович, в российских СМИ тема эксплуатации атомного ледокольного флота и функционирования трассы Северного морского пути в последнее время появляется всё чаще...
- Действительно, с недавних пор многие журналисты начали вспоминать о Северном морском пути и атомном ледокольном флоте России. Причем, большинство материалов подаются тенденциозно, грубо искажаются факты, а кое-где и вовсе читателей вводят в заблуждение откровенно ложными сведениями. Специалисты, профессионалы, коллектив Мурманского пароходства абсолютно спокойно относятся к различным пиар-изыскам, хорошо понимая, что такое заказные материалы.
- Расскажите, пожалуйста, о нынешнем техническом состоянии ледоколов Мурманского пароходства. Насколько достоверна информация некоторых СМИ о неудовлетворительном состоянии ледокольного флота?
- Прежде всего, разрешите вас поправить. Ледоколы не являются собственностью пароходства. Они — федеральный стратегический объект, и находятся в доверительном управлении Мурманского морского пароходства с 1998 года. Данные отношения закреплены договором между Госкомимуществом РФ и Мурманским морским пароходством. Кстати, этот договор был продлен в прошлом году сроком на пять лет.
Что касается ледоколов, то информация об их, якобы, неудовлетворительном техническом состоянии — чистейшей воды провокация. На данный момент в эксплуатации находятся пять атомных ледоколов — «Арктика», «Ямал», «Советский Союз», «Таймыр», «Вайгач», два дизель-электрических ледокола — «Капитан Драницын», «Капитан Николаев», атомный лихтеровоз «Севморпуть» и дизель-электрический ледокол «Владимир Игнатюк», который в прошлом году пароходство купило за рубежом.
Все эти суда напряженно работали в зимнюю навигацию на трассе Северного морского пути и в Белом море. Действующие же ледоколы закрывают все потребности по проводке грузов на трассах Севморпути и в замерзающих арктических морях.
На атомном ледоколе «Россия» проводится комплекс работ по продлению ресурса атомной паропроизводящей установки (АППУ), после чего он вернется на работу в Арктику. Первенец гражданского атомного флота ледокол «Ленин» выведен из эксплуатации в 1989 году по причине физического износа корпуса судна и выработке нормативного ресурса АППУ (проектный ресурс АППУ 100000 часов, наработано 111000 часов).
В 1992 году главным проектантом АППУ «ОКБМ имени И.И.Африкантова» была запрещена эксплуатация атомного ледокола «Сибирь» из-за технического состояния внутренних устройств парогенераторов АППУ. На момент вывода из эксплуатации не были разработаны технологии по замене внутренних устройств парогенераторов. В настоящее время специалистами ОАО «Мурманское морское пароходство» и ФГУП «Атомфлот» такие технологии разработаны, и в планах пароходства намечен ввод в эксплуатацию ледокола «Сибирь» в 2008-2009 гг., для этого необходимо 50 миллионов долларов.
Техническое обслуживание флота также производится специалистами пароходства, которые обладают необходимой квалификационной подготовкой, опытом и навыками работы в условиях ядерной и радиационной опасности. Все работы на судах с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ) выполняются в строгом соответствии с графиками, объемами и требованиями нормативно-технической документации. На сегодня нет повода сомневаться в исправном техническом состоянии атомного ледокольного флота. Оценку его состояния вправе давать только компетентные организации, такие как Российский морской регистр судоходства РФ, Госатомнадзор РФ, генеральный проектант атомоходов ОАО «ЦКБ «Айсберг», генеральный проектант АППУ ФГУП «ОКБМ имени И.И. Африкантова», другие генеральные проектанты основного оборудования и систем ядерных энергетических установок. И с их стороны опасений по поводу технического состояния атомных ледоколов нет.
- Не подвергается ли, в свете появившейся информации, угрозе экологическое состояние северных морей и стратегическое присутствие России в Арктике?
- Мурманское морское пароходство уделяет первостепенное внимание радиационной безопасности атомоходов и других объектов атомфлота. За более чем 45-летний период успешной эксплуатации атомного ледокольного флота Мурманское пароходство накопило бесценный опыт работы в суровых климатических условиях, были созданы научные труды, которые легли в основу нормативных документов о правилах плавания по трассам Севморпути. Успех многолетней практики безопасной эксплуатации судов с ядерными энергетическими установками признан авторитетными мировыми организациями по вопросам эксплуатации атомных объектов.
Также пароходство владеет собственным танкерным флотом (6 единиц), а два танкера, принадлежащих ОАО «ЛУКойл-Арктик-Танкер», находятся в оперативном управлении в бербоут-чартере. Средний возраст судов составляет около 20 лет. Некоторые «специалисты» почему-то считают, что данный показатель автоматически говорит о низком техническом состоянии флота. Это в корне не верно Дело в том, что танкеры пароходства имеют двойной корпус и ледовый класс, соответствуют последним требованиям Конвенции «МАРПОЛ» 73/78 в отношении двойных корпусов нефтеналивных судов. Наличие ледового класса обеспечивает дополнительную прочность двойных корпусов и более мощную судовую энергетическую установку.
Со следующего года вводится ограничение допуска в порты Европы для однокорпусных танкеров, что не имеет отношения к нефтеналивному флоту Мурманского пароходства.
Касательно вашего вопроса о стратегическом присутствии России в Арктике могу сообщить, что главным государственным надзорным органом в организации арктического судоходства является Министерство транспорта и связи РФ. Оно определяет приоритеты в работе ледокольного флота. Наша страна, действительно, может потерять контроль над Арктикой, если не будет строить новые атомоходы. Ведь они сегодня обеспечивают надежное и безопасное судоходство на трассе Севморпути круглый год, поддерживают жизнеобеспечение населения в отдаленных пунктах побережья и островов Российской Арктики и безопасность северных морских границ России.
- Насколько, по вашему, обоснованны предложения о создании специального унитарного предприятия для управления ледокольным флотом?
- Наверное, данный вопрос лучше всего адресовать тем, кто убежден, что система государственного управления ледокольно-транспортным комплексом эффективнее существующей.
Я убежден, что в современных условиях хозяйствования наиболее предпочтительной формой управления ледокольным флотом является доверительное управление. Она доказала свою жизнеспособность. Судите сами. С точки зрения экономической эффективности данная форма управления позволяет оптимизировать затраты по содержанию ледокольного флота. За весь период доверительного управления практически не было случаев срыва графиков подачи ледоколов или невыполнения каких-либо обязательств со стороны Мурманского пароходства, которым жестко соблюдается принцип равнодоступности ледокольных услуг для всех заинтересованных грузовладельцев.
Как ни крути, но на сегодня нет ни одного подкрепленного экономическими или научными проработками, обоснования срочной необходимости смены формы ныне действующего управления.
- По вашему мнению, кому может быть выгодно изменение формы управления ледоколами?
- Доподлинно известно, что некоторые российские олигархи имеют реальную возможность лоббировать свои интересы по данному вопросу на федеральном уровне. Пока же ледокольный флот находится в доверительном управлении Мурманского пароходства этого сделать невозможно, так что в данном случае наша компания является гарантом неразгосударствления федеральной собственности.
Поэтому инициаторы и настаивают на изменении формы управления. Только после этого можно будет, используя достаточно распространенные схемы, сначала обанкротить созданное предприятие. Но для того, чтобы выкупить основные фонды (атомные суда), необходимо внести изменения в законодательство о приватизации государственного имущества. Тем не менее, учитывая нынешние возможности заинтересованных олигархов, это представляется вполне реальным.
Только при этом нельзя ни на минуту забывать о том, что в случае реализации подобного сценария реальной угрозе подвергается безопасная эксплуатация атомных ледоколов, безаварийная работа в обращении с ядерным топливом и эффективность использования трассы Северного морского пути.
- Насколько существенно влияние государства на принятие решений о судьбе ММП? Каким образом защищен ледокольный флот от возможной приватизации?
- Государство имеет блокирующий пакет акций в уставном капитале ОАО «ММП». Ледокольный же флот, по существующему в России законодательству, приватизации не подлежит. В настоящее время рассматривается ряд проектов федеральных законов, в том числе о развитии Северного морского пути. В них еще раз жестко обозначена политика государства, направленная на усиление государственного регулирования в процессах социально-экономического развития Севера РФ, сохранение федеральной собственности на ледокольный флот, системы навигации, гидрографии, гидрометеорологии, связи, спасения и управления, а также сохранение финансовой поддержки безопасности судоходства по Северному морскому пути.
- Какова позиция главного акционера Мурманского морского пароходства — ООО «Севморпуть-капитал» — в свете всех обозначенных вопросов? Не входит ли в его планы продажа собственного пакета акций? Поступали ли соответствующие предложения?
- Действительно, контрольным пакетом акций пароходства владеет ООО «Севморпуть-Капитал» (59,63%). Мне не известно ни о каких планах по продаже этой компанией акций ОАО «ММП». Я могу предположить, что те, кто запустил газетную «утку» о якобы планирующейся продаже акций иностранным компаниям, весьма опытны в организации провокаций. К сожалению должен признать, что у нас в стране существует и такой способ конкуренции, как раздувание фальшивых слухов о конкуренте и использование так называемого административного ресурса.
________________________________________
- Александр Михайлович, в российских СМИ тема эксплуатации атомного ледокольного флота и функционирования трассы Северного морского пути в последнее время появляется всё чаще...
- Действительно, с недавних пор многие журналисты начали вспоминать о Северном морском пути и атомном ледокольном флоте России. Причем, большинство материалов подаются тенденциозно, грубо искажаются факты, а кое-где и вовсе читателей вводят в заблуждение откровенно ложными сведениями. Специалисты, профессионалы, коллектив Мурманского пароходства абсолютно спокойно относятся к различным пиар-изыскам, хорошо понимая, что такое заказные материалы.
- Расскажите, пожалуйста, о нынешнем техническом состоянии ледоколов Мурманского пароходства. Насколько достоверна информация некоторых СМИ о неудовлетворительном состоянии ледокольного флота?
- Прежде всего, разрешите вас поправить. Ледоколы не являются собственностью пароходства. Они — федеральный стратегический объект, и находятся в доверительном управлении Мурманского морского пароходства с 1998 года. Данные отношения закреплены договором между Госкомимуществом РФ и Мурманским морским пароходством. Кстати, этот договор был продлен в прошлом году сроком на пять лет.
Что касается ледоколов, то информация об их, якобы, неудовлетворительном техническом состоянии — чистейшей воды провокация. На данный момент в эксплуатации находятся пять атомных ледоколов — «Арктика», «Ямал», «Советский Союз», «Таймыр», «Вайгач», два дизель-электрических ледокола — «Капитан Драницын», «Капитан Николаев», атомный лихтеровоз «Севморпуть» и дизель-электрический ледокол «Владимир Игнатюк», который в прошлом году пароходство купило за рубежом.
Все эти суда напряженно работали в зимнюю навигацию на трассе Северного морского пути и в Белом море. Действующие же ледоколы закрывают все потребности по проводке грузов на трассах Севморпути и в замерзающих арктических морях.
На атомном ледоколе «Россия» проводится комплекс работ по продлению ресурса атомной паропроизводящей установки (АППУ), после чего он вернется на работу в Арктику. Первенец гражданского атомного флота ледокол «Ленин» выведен из эксплуатации в 1989 году по причине физического износа корпуса судна и выработке нормативного ресурса АППУ (проектный ресурс АППУ 100000 часов, наработано 111000 часов).
В 1992 году главным проектантом АППУ «ОКБМ имени И.И.Африкантова» была запрещена эксплуатация атомного ледокола «Сибирь» из-за технического состояния внутренних устройств парогенераторов АППУ. На момент вывода из эксплуатации не были разработаны технологии по замене внутренних устройств парогенераторов. В настоящее время специалистами ОАО «Мурманское морское пароходство» и ФГУП «Атомфлот» такие технологии разработаны, и в планах пароходства намечен ввод в эксплуатацию ледокола «Сибирь» в 2008-2009 гг., для этого необходимо 50 миллионов долларов.
Техническое обслуживание флота также производится специалистами пароходства, которые обладают необходимой квалификационной подготовкой, опытом и навыками работы в условиях ядерной и радиационной опасности. Все работы на судах с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ) выполняются в строгом соответствии с графиками, объемами и требованиями нормативно-технической документации. На сегодня нет повода сомневаться в исправном техническом состоянии атомного ледокольного флота. Оценку его состояния вправе давать только компетентные организации, такие как Российский морской регистр судоходства РФ, Госатомнадзор РФ, генеральный проектант атомоходов ОАО «ЦКБ «Айсберг», генеральный проектант АППУ ФГУП «ОКБМ имени И.И. Африкантова», другие генеральные проектанты основного оборудования и систем ядерных энергетических установок. И с их стороны опасений по поводу технического состояния атомных ледоколов нет.
- Не подвергается ли, в свете появившейся информации, угрозе экологическое состояние северных морей и стратегическое присутствие России в Арктике?
- Мурманское морское пароходство уделяет первостепенное внимание радиационной безопасности атомоходов и других объектов атомфлота. За более чем 45-летний период успешной эксплуатации атомного ледокольного флота Мурманское пароходство накопило бесценный опыт работы в суровых климатических условиях, были созданы научные труды, которые легли в основу нормативных документов о правилах плавания по трассам Севморпути. Успех многолетней практики безопасной эксплуатации судов с ядерными энергетическими установками признан авторитетными мировыми организациями по вопросам эксплуатации атомных объектов.
Также пароходство владеет собственным танкерным флотом (6 единиц), а два танкера, принадлежащих ОАО «ЛУКойл-Арктик-Танкер», находятся в оперативном управлении в бербоут-чартере. Средний возраст судов составляет около 20 лет. Некоторые «специалисты» почему-то считают, что данный показатель автоматически говорит о низком техническом состоянии флота. Это в корне не верно Дело в том, что танкеры пароходства имеют двойной корпус и ледовый класс, соответствуют последним требованиям Конвенции «МАРПОЛ» 73/78 в отношении двойных корпусов нефтеналивных судов. Наличие ледового класса обеспечивает дополнительную прочность двойных корпусов и более мощную судовую энергетическую установку.
Со следующего года вводится ограничение допуска в порты Европы для однокорпусных танкеров, что не имеет отношения к нефтеналивному флоту Мурманского пароходства.
Касательно вашего вопроса о стратегическом присутствии России в Арктике могу сообщить, что главным государственным надзорным органом в организации арктического судоходства является Министерство транспорта и связи РФ. Оно определяет приоритеты в работе ледокольного флота. Наша страна, действительно, может потерять контроль над Арктикой, если не будет строить новые атомоходы. Ведь они сегодня обеспечивают надежное и безопасное судоходство на трассе Севморпути круглый год, поддерживают жизнеобеспечение населения в отдаленных пунктах побережья и островов Российской Арктики и безопасность северных морских границ России.
- Насколько, по вашему, обоснованны предложения о создании специального унитарного предприятия для управления ледокольным флотом?
- Наверное, данный вопрос лучше всего адресовать тем, кто убежден, что система государственного управления ледокольно-транспортным комплексом эффективнее существующей.
Я убежден, что в современных условиях хозяйствования наиболее предпочтительной формой управления ледокольным флотом является доверительное управление. Она доказала свою жизнеспособность. Судите сами. С точки зрения экономической эффективности данная форма управления позволяет оптимизировать затраты по содержанию ледокольного флота. За весь период доверительного управления практически не было случаев срыва графиков подачи ледоколов или невыполнения каких-либо обязательств со стороны Мурманского пароходства, которым жестко соблюдается принцип равнодоступности ледокольных услуг для всех заинтересованных грузовладельцев.
Как ни крути, но на сегодня нет ни одного подкрепленного экономическими или научными проработками, обоснования срочной необходимости смены формы ныне действующего управления.
- По вашему мнению, кому может быть выгодно изменение формы управления ледоколами?
- Доподлинно известно, что некоторые российские олигархи имеют реальную возможность лоббировать свои интересы по данному вопросу на федеральном уровне. Пока же ледокольный флот находится в доверительном управлении Мурманского пароходства этого сделать невозможно, так что в данном случае наша компания является гарантом неразгосударствления федеральной собственности.
Поэтому инициаторы и настаивают на изменении формы управления. Только после этого можно будет, используя достаточно распространенные схемы, сначала обанкротить созданное предприятие. Но для того, чтобы выкупить основные фонды (атомные суда), необходимо внести изменения в законодательство о приватизации государственного имущества. Тем не менее, учитывая нынешние возможности заинтересованных олигархов, это представляется вполне реальным.
Только при этом нельзя ни на минуту забывать о том, что в случае реализации подобного сценария реальной угрозе подвергается безопасная эксплуатация атомных ледоколов, безаварийная работа в обращении с ядерным топливом и эффективность использования трассы Северного морского пути.
- Насколько существенно влияние государства на принятие решений о судьбе ММП? Каким образом защищен ледокольный флот от возможной приватизации?
- Государство имеет блокирующий пакет акций в уставном капитале ОАО «ММП». Ледокольный же флот, по существующему в России законодательству, приватизации не подлежит. В настоящее время рассматривается ряд проектов федеральных законов, в том числе о развитии Северного морского пути. В них еще раз жестко обозначена политика государства, направленная на усиление государственного регулирования в процессах социально-экономического развития Севера РФ, сохранение федеральной собственности на ледокольный флот, системы навигации, гидрографии, гидрометеорологии, связи, спасения и управления, а также сохранение финансовой поддержки безопасности судоходства по Северному морскому пути.
- Какова позиция главного акционера Мурманского морского пароходства — ООО «Севморпуть-капитал» — в свете всех обозначенных вопросов? Не входит ли в его планы продажа собственного пакета акций? Поступали ли соответствующие предложения?
- Действительно, контрольным пакетом акций пароходства владеет ООО «Севморпуть-Капитал» (59,63%). Мне не известно ни о каких планах по продаже этой компанией акций ОАО «ММП». Я могу предположить, что те, кто запустил газетную «утку» о якобы планирующейся продаже акций иностранным компаниям, весьма опытны в организации провокаций. К сожалению должен признать, что у нас в стране существует и такой способ конкуренции, как раздувание фальшивых слухов о конкуренте и использование так называемого административного ресурса.