Больше, чем класс
– Чем сегодняшний Российский морской регистр судоходства отличается от РС начала 2022 года? Какие новые задачи появились в повестке дня?
– С учетом глобальных изменений в морском сегменте и в принципе в экономике некоторое время назад Регистр при поддержке Министерства транспорта Российской Федерации начал расширять сферу своей деятельности. К настоящему моменту организация уже шагнула за рамки классификации и активно движется в русле концепции "Больше, чем класс", которая представляется нам наиболее актуальной в текущих условиях рынка и полезной для содействия решению задач по развитию морской отрасли и экономики страны в целом.
Отмечу, что Регистр в настоящий момент не просто продолжает активно работать над повышением привлекательности и качества своих услуговых процессов. Сегодня мы готовы предложить нашим клиентам свою экспертность, чтобы в буквальном смысле вместе с ними вести поиск решений и ответов на вызовы, которые стоят перед морской индустрией, находить пути и возможности для внедрения технических и технологических инициатив. В частности, мы предлагаем услуги инженерного консалтинга в широком диапазоне. Принципиально новый подход позволяет не только оказывать консультационные услуги для организации морской отрасли, но и предоставлять поддержку проектным организациям, верфям, изготовителям оборудования и судовладельцам.

В помощь судовладельцам Регистр нарастил объем услуг по разработке технической документации для судов в эксплуатации. Например, с сентября 2023 года Регистр реализует услугу по оформлению Паспорта ледовой безопасности судна, который позволяет расширить эксплуатационные возможности существующего флота и, таким образом, обеспечить дополнительный потенциал для увеличения грузооборота по Северному морскому пути.
Для более плотного взаимодействия с предприятиями промышленного комплекса мы создали новую структуру – Инженерно-экспертный центр (ИЭЦ). Он осуществляет всесторонний технический консалтинг изготовителей, которые планируют выходить на "морской" рынок и развивать отечественное производство продукции судового назначения. В настоящий момент в рамках ИЭЦ ведется активная разработка проекта по созданию собственного лабораторного комплекса, который на единой площадке сможет проводить большинство существующих сегодня видов испытаний материалов и изделий для морской индустрии.
Также в рамках содействия импортозамещению запущена услуга по освидетельствованию предприятий, имеющих собственное производство и промышленной продукции на соответствие ПП №719. Вместе с тем мы расширили сферу услуг РС по сертификации.
Лабораторный комплекс Регистра сможет проводить большинство видов испытаний материалов и изделий для отрасли
В числе новых направлений деятельности Регистра отмечу морской гарантийный сюрвей, участие РС в проектах по развитию морской робототехники, которая сегодня активно востребована при укладке и обслуживании морских подводных трубопроводов, подводных кабелей, строительстве и поддержании в работоспособном состоянии морских сооружений на шельфе.
К тому же Регистр получил признание для проведения освидетельствований судов в рамках Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Расширение полномочий РС позволит более широко использовать наш богатый практический опыт в области технического наблюдения за судами различных типов и назначения, что будет содействовать повышению стандартов эксплуатационной надежности и экологической безопасности флота, в том числе и на внутренних водных путях страны.
Кроме того, на повестке дня сегодня еще большая концентрация внимания, ресурсов и усилий в направлении развития науки: в состав структуры РС включен ДНИИМФ. Также еще активнее стала вестись работа в области взаимодействия с вузами и подготовки кадров.
– Что включают в себя услуги инженерного консалтинга, которые вы предлагаете в рамках концепции "Больше, чем класс"?
– В режиме открытого конструктивного диалога с предприятиями отрасли Регистр готов помогать в вопросах выявления перспективных технологий, определения сопутствующих рисков, вести совместный поиск оптимальных технических решений на стадии рассмотрения эскизных проектов, фокусируясь на оптимизации инженерных разработок с точки зрения безопасности. Главная цель – обеспечить возможность продвижения современных и востребованных отраслью технологических инициатив в отечественное судостроительное и промышленное производство.
В качестве примера совместной работы с проектантами можно привести услугу "Принципиальное одобрение" (AiP) в рамках которой РС рассматривает концептуальные проекты судов или судового оборудования. По результатам рассмотрения мы подготавливаем рекомендации, которые следует учесть при дальнейшем проектировании. В процессе подготовки рекомендаций мы учитываем вновь вступающие требования правил и документов ИМО, опыт работы с теми или иными типами судов и оборудования, а также обращаем внимание на потенциальное наличие несоответствий. Кроме того, нам уже удалось реализовать несколько проектов, где инженеры Регистра, совместно с представителями КБ и судовладельца, принимали участие в разработке концепции модернизации судов.
Следуя курсом на сближение, Регистр стремится быть для отечественных предприятий не столько правилоустанавливающим и контролирующим органом, сколько помощником и надежным деловым партнером. Как раз эту цель мы и преследовали в первую очередь, запуская услугу инженерного консалтинга.
– Расскажите еще об одном новом направлении вашей деятельности — внешнем финансовом и техническом мониторинге строительства судов.
– Услуга запущена в 2024 году и ориентирована на заказчиков судов, инвесторов и банки, осуществляющие кредитование таких проектов. В целом, это комплекс процедур оценки состояния проекта или предприятия, направленный на определение возможных рисков, а также потенциала для возможного улучшения.
Финансовый мониторинг сосредоточен на выявлении потенциальных возможностей для оптимизации финансовых процессов. Технический мониторинг фокусируется на оценке технической стороны проекта, включает проверку проектной документации, соответствие используемых материалов и технологий стандартам качества, выполнение технических требований безопасности и экологичности. Технический мониторинг помогает удостовериться, что строительство ведется в соответствии с заданной спецификацией, соблюдаются сроки, а также минимизируются технические риски. Такая комплексная оценка позволит грамотно рассчитать сроки, распределить ресурсы, оптимизировать процессы и, как следствие, получить на выходе качественный результат.
Финансовый мониторинг сосредоточен на выявлении потенциальных возможностей для оптимизации процессов
Этот сегмент нашей работы еще только развивается, но мы видим в нем значительный потенциал, так как компетенции и богатый практический опыт Регистра могут способствовать повышению точности оценки условий для успешной реализации различных проектов.
– Как развивается проект в области морского гарантийного сюрвея?
– В рамках диверсификации наша организация развивает сегодня услуги в области морского гарантийного сюрвея. Для сопровождения этого направления создана новая структура – дочернее предприятие "РС – МГС", которое в качестве третьей независимой стороны выполняет оценку технических аспектов проведения морских операций.
Главная цель этой работы – минимизировать риски при проведении морских операций по буксировке и транспортировке тяжеловесных грузов и крупногабаритных объектов, в том числе предназначенных для обустройства морских нефтегазовых месторождений.
В частности, услуги "РС – МГС" при морской транспортировке крупногабаритных и тяжеловесных грузов включают инспекцию пригодности флота для выполнения таких операций и его технического состояния, балластных планов для проведения ро-ро операций, расчетов прочности и надежности конструкций и остойчивости. Наряду с этим специалисты "РС – МГС" осуществляют мониторинг грузовых операций в порту, на терминалах и в складах: проводят осмотр грузов и предпогрузочные инспекции судов, включая проверку трюмов перед погрузкой, водонепроницаемости люковых закрытий, осуществляют контроль укладки и крепления груза, пломбировки, операций погрузки и разгрузки.
С момента запуска услуги "РС – МГС" обеспечил сопровождение 19 проектов, в рамках которых рассмотрено более 480 документов и перевезено порядка 150 тысяч тонн инженерных конструкций.
Интеграция с ДНИИМФ нацелена на трансформацию и рост нашего научного потенциала
– Регистр всегда тесно взаимодействовал с отраслевой наукой, сегодня вы планируете вывести сотрудничество на новый уровень. Какие задачи предстоит решать? Как будет расширяться научно-исследовательская деятельность РС?
– В числе планируемых направлений нашего взаимодействия с научным сообществом – проведение изыскательских работ, нацеленных на поиск и обоснование решений в рамках реализации национального проекта "Эффективная транспортная система" и федерального проекта по развитию Северного морского пути, морских и речных портов, выработка предложений для разработки мер государственной поддержки развития морского и речного транспорта. Наряду с этим планируется вести исследования, результаты которых будут использоваться для обоснования позиции Российской Федерации при подаче предложений по изменению требований международных нормативных документов в ИМО.
В частности, план научно-исследовательских работ Регистра на 2025 год включает в себя разработку требований к емкостям для хранения и транспортировки сжиженного водорода, оборудованию по переработке нефти и газового конденсата на морских объектах, к безопасной укладке стальных морских трубопроводов при использовании трубоукладочных судов с якорными системами позиционирования при воздействии волнения ветра и течений, требований к холодильным и отопительным установкам, применяемым на контейнерах, к конструкциям корпуса плавучих металлических и железобетонных доков.
Наряду с этим планируется развитие методики определения допустимых скоростей движения судна в ледовых условиях, в том числе, в режиме буксировки "на усах", допустимых условий эксплуатации судов смешанного (река-море) и прибрежного плавания.
Среди актуальных тем НИР также – контроль качества, количества и транспортных характеристик грузов, отправляемых морским транспортом, классификация и постройка малых коммерческих судов, разработка правил РС по допущению новых автоцистерн в соответствии с требованиями Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), а также требований к автоцистернам в эксплуатации.
С учетом современных потребностей и задач отрасли продолжается и развитие самого Научно-технического совета Регистра (НТС), – отмечу, что в этом году НТС Регистра отметил 110 лет с момента образования. В апреле 2025 года в составе НТС создана новая секция, в фокусе внимания которой будут сосредоточены проекты по созданию перспективных судов и морских сооружений, а также нового оборудования российского производства, в том числе в контексте импортозамещения.
В частности, члены секции будут вести рассмотрение проектов гражданских судов и морской техники с инновационными энергетическими установками, вопросов применения оборудования подводно-добычных комплексов, отечественных разработок главных и вспомогательных СЭУ, судовых устройств и систем, электро- и радиооборудования, робототехнических комплексов и систем в составе судов, цифровых двойников при проектировании. Итогом рассмотрения будет подготовка экспертной оценки и выработка рекомендаций по проектам, а также разработка соответствующих требований для включения в нормативно-техническую базу Регистра.
– Включение ДНИИМФ в состав структуры РС – шаг к наращиванию вашего научно-исследовательского потенциала? Дальневосточники занимаются сегодня широким спектром вопросов: от проектирования морских объектов до анализа качества топлива. На чем институт будет специализироваться в перспективе?
– Решение о включении ДНИИМФ в структуру Регистра было принято в рамках диверсификации нашей деятельности. Безусловно, этот стратегически важный шаг нацелен на глубокую трансформацию и рост нашего научного потенциала.
В свете новых вызовов, которые сегодня стоят перед морской индустрией, идет активное внедрение новых материалов и технологий, цифровых инструментов, передовых методов производства. Научные исследования играют в этих процессах ключевую роль, и Регистр стремится внести свой вклад в их поддержку.
Институт обладает значительным опытом в проектировании объектов портовой инфраструктуры Дальнего Востока, судов различных типов и назначения, включая ледоколы, танкеры, рыболовные суда, а также специализированных морских сооружений и техники для освоения шельфа. Мы ожидаем, что интеграция с ДНИИМФ расширит возможности участия РС в разработке и продвижении современных технологий в морской индустрии, позволит углубить возможности инженерного консалтинга в рамках экспертизы проектной документации. Таким образом мы сможем предложить клиентам более полный комплекс решений, учитывающих последние достижения науки и техники, а также специфику современного рынка.
На базе института планируется проведение исследований в различных наукоемких областях, в том числе таких, как применение композитных материалов в морской индустрии, использование методов цифрового моделирования при проектировании судов и морских сооружений, развитие технологий автономного судовождения и автоматизация производственных процессов в сфере судостроения.
Стремимся стать помощником и надежным партнером для российских предприятий
– Согласно обновленной Стратегии развития судостроительной промышленности, к 2036 году половина СКО должна производиться в России. Выпуску каких видов оборудования, на ваш взгляд, следует уделить наибольшее внимание? Какая помощь требуется производственным предприятиям, выходящим на рынок СКО?
– В первую очередь уделить внимание необходимо производству высокотехнологичного оборудования, например, судовых двигателей внутреннего сгорания. В правительстве Российской Федерации давно обсуждают перспективы создания производства судовых малооборотных двигателей мощностью 10-12 МВт, необходимых для крупнотоннажного судостроения. По данным Минпромторга, до 2040 года России необходимо построить не менее 270 крупнотоннажных судов, и часть из них уже строится. Для них потребуется не менее 414 судовых малооборотных двигателей мощностью свыше 10 МВт.
В целом реализация стратегии призвана способствовать оптимизации производственных мощностей, их модернизации и техническому перевооружению. Это позволит вывести отечественные предприятия на новый уровень и удовлетворить потребности отрасли как в современных судах, так и в комплектующем оборудовании, необходимом для их постройки. Регистр в рамках своих компетенций готов всесторонне содействовать этим процессам.
– Судовая дверь НПК "Морсвязьавтоматика" открыла список промышленной продукции, освидетельствованной РС в рамках 719-го постановления правительства (ПП №719). В каком качестве Регистр интегрирован в его реализацию?
– Услуга запущена в ноябре 2024 года на основании поручения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 26 августа 2024 года № 90186/09 с учетом положений Приказа Торгово-промышленной палаты Российской Федерации от 30 мая 2018 года № 52. Она ориентирована на промышленные предприятия, которые рассматривают возможности выхода на "морской" рынок и выпуска судового комплектующего оборудования.
В рамках данного освидетельствования РС выполняет выездную проверку изготовления предприятием заявленной продукции. Главная цель освидетельствования – подтвердить реализацию процесса на территории Российской Федерации. Требования к процессу ее изготовления, испытаниям и обслуживанию приведены в разделе XVIII "Продукция судостроения" приложения к ПП №719.
Услуга дает предприятиям, заинтересованным в разработке, производстве и поставке на отечественный рынок продукции судового назначения, ряд преимуществ. В частности, наличие выданного по итогам проверки РС акта освидетельствования промышленной продукции (форма 6.3.20РФ) позволяет упростить получение акта-экспертизы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, внесение продукции изготовителя в реестр Минпромторга и, соответственно, сократить временные затраты на этот процесс.
– Техническое наблюдение за проектированием, постройкой и эксплуатацией судов дает Морскому регистру обширный практический опыт. Как он используется в вашей работе?
– Регистр десятилетиями ведет техническое наблюдение за объектами морского транспорта различных типов и назначения. Эта работа охватывает практически все типы судов: от небольших рыболовных траулеров до крупнотоннажных танкеров и ледоколов. За свою историю РС сформировал целостную и эффективную национальную систему классификации судов и морских сооружений, накопил значительный опыт в области обеспечения безопасности морского судоходства, сохранности человеческой жизни на море, надежной перевозки грузов и защиты от загрязнения окружающей среды.
На базе своего огромного опыта, фундаментальных научных исследований, национальных и международных требований, Регистр разрабатывает технические нормы и стандарты, которые применяются при постройке и эксплуатации судов и морских сооружений различных типов и назначения, а также при изготовлении материалов, изделий и судового оборудования. И в целом без преувеличения можно сказать, что работа специалистов нашей организации (и, соответственно, более чем вековой опыт РС) стоит абсолютно за всеми этапами жизненного цикла судна – от его замысла и проектирования до вывода из эксплуатации.
На этапе проектирования наши специалисты одобряют проектную документацию, проверяя соответствие проекта всем применимым нормам и требованиям, на этапе постройки – проводят освидетельствования и удостоверяют соответствие строящегося объекта одобренной документации и всем применимым требованиям, контролируют ход и качество ключевых технологических процессов. В процессе эксплуатации судно также регулярно предъявляется РС к освидетельствованию.
Кроме того, наш более чем 110-летний опыт востребован при разработке национальных и международных инструментов, регламентирующих вопросы эксплуатационной и экологической безопасности судоходства, внедрения инновационных технологий, материалов, методов производства и управления судами. Так, эксперты РС принимают активное участие в разработке и продвижении передовых нормотворческих инициатив в рамках международных организаций, присутствуют в составе делегаций Российской Федерации на заседаниях рабочих органов ИМО, ЕЭК ООН, ЭКОСОС, ЭСКАТО и других организаций.
Развиваем требования для высокотехнологичного сегмента отрасли
– Каковы планы по совершенствованию нормативной базы РС на ближайшую перспективу?
– На данном этапе Регистр сосредоточен на нескольких приоритетных направлениях – важных и своевременных, на наш взгляд, в контексте современной конъюнктуры, обуславливающей ориентиры для развития на ближайшие годы.
Прежде всего, хочу отметить масштабную работу по упорядочиванию и структуризации нормативных документов РС. Идет фундаментальное обновление, цель которого – создание рациональной библиотеки знаний, интуитивно понятной и комфортной для применения, с перспективой трансформации в цифровые машиночитаемые форматы. В настоящий момент действующие правила и руководства РС представляют собой комплект многочисленных изданий, включающий в себя результаты научно-исследовательских разработок и опыт классификации, который насчитывает уже более 110 лет. Оптимизация столь солидного объема данных, сведение его в единую, целостную нормативную экосистему представляется насущным и востребованным мероприятием со стороны РС.
Если говорить об основных системообразующих изданиях, то в настоящий момент сделан первый шаг по реструктуризации комплекта требований к судам в эксплуатации. Все они сведены в новый консолидированный документ – Правила по техническому наблюдению за судами в эксплуатации. Документ вступил в силу с 1 июля 2025 года.
Далее на очереди Правила классификации и постройки морских судов, которые без преувеличения можно назвать основополагающими в рамках формирования будущей информационной "экосистемы" классификации. Сейчас уже реализуется новая объектоориентированная конфигурация по типам судов с контекстным преобразованием знаков и словесных характеристик в символе класса. Также мы продолжаем целевое развитие требований для высокотехнологичного сегмента отрасли. В частности, в отношении СПГ-технологий и перевозки/хранения сжиженных газов наливом отмечается существенный прогресс по регламентации грузовых емкостей – мембранных систем хранения и вкладных танков (в т.ч. изготавливаемых с применением полимерных композиционных материалов).
Еще одно направление, ориентированное на морские автономные надводные суда (МАНС) – не только инновационное, но и в определенной степени этапное в общей тенденции постепенного движения к безэкипажному судоходству на фоне динамичного развития беспилотных решений.
При активном участии профильных компаний, специализирующихся на проектных решениях в сфере дистанционно-управляемых систем, РС уже разработал первичный комплект требований к морским автономным судам и к маломерным необитаемым судам (длиной до 20 м) в качестве базиса для дальнейшего развития нормативно-технической регламентации в данном сегменте.
– Можете спрогнозировать, какие виды судового топлива будут доминировать на рынке в период до 2050 года?
– Прогнозирование топливных предпочтений на такой длительный срок – задача сложная, учитывая скорость технологического прогресса, изменения в политике, экономике и климатической повестке. Однако, основываясь на текущих тенденциях по развитию низкоуглеродного судоходства и международных нормотворческих инициативах, в том числе в рамках ИМО, в работе которой специалисты Регистра принимают активное участие, можно сделать определенные предположения.
Сегодня использование СПГ в качестве топлива – одно из релевантных решений для снижения воздействия судоходства на окружающую среду. По сравнению с применением дизельного топлива преимущества использования СПГ включают меньшие выбросы углекислого газа и сернистых соединений. С учетом текущего уровня развития инфраструктуры для хранения и транспортировки СПГ этот тренд вероятно, сохранится в ближайшие годы. Стоит также отметить, что к 2050 году с учетом современного курса на полную декарбонизацию судоходства объем использования ископаемого топлива в морской индустрии может снизиться.
Водород и аммиак сегодня привлекают пристальное внимание экспертов отрасли, так как предполагают возможность полного устранения выбросов углекислого газа. Но на данный момент имеются определенные ограничения для использования обоих видов топлива: это высокая стоимость производства, проблемы хранения и транспортировки. Тем не менее развитие соответствующей инфраструктуры и технологий может сделать их конкурентоспособными вариантами в будущем.
– Вы знакомы с предложением ЦНИИ КМ "Прометей" о замене всего спектра марок стали, применяемых в отечественном судостроении, на пять новых марок?
– Регистр всегда активно отслеживал развитие научно-технической мысли, чтобы своевременно обеспечить актуализацию своей нормативной базы, которая вот уже более 110 лет служит для отрасли проводником инноваций и передовых технологических решений в сфере судостроительного производства. Действительно, у ЦНИИ КМ "Прометей" есть предложение для судостроителей по такой замене. С учетом того, что в настоящий момент линейка судостроительных сталей (с учетом всего диапазона марок по прочности, вязкости и т.п.) составляет порядка 24 позиций, возможность замены всей палитры всего лишь пятью марками имеет определенные преимущества и перспективы.
Например, сокращение номенклатуры марок позволит оптимизировать производственные процессы. В частности, это может повысить точность расчетов и снизить вероятность ошибок при проектировании и строительстве судов, упростить процесс сертификации и проведения испытаний, оптимизировать логистику поставки материалов и хранение различных видов стали. Также стандартизированная линейка сталей в значительной степени обеспечит предсказуемость качества конечной продукции, что положительно скажется на репутации российских производителей.
При этом есть ряд вопросов, которые требуют детального анализа и обсуждения. Важным аспектом является необходимость создания условий для постепенной адаптации отрасли к новым стандартам, включая обучение персонала и модернизацию оборудования. Также необходимо учесть, что некоторые специфические проекты могут потребовать уникальных свойств материала, которые будет невозможно обеспечить в рамках пяти стандартных марок. Кроме того, нужно понимать, если другие страны продолжат использовать широкий спектр сталей, то российские производители могут столкнуться с проблемами при выходе на международные рынки.
Таким образом, успешная реализация данной инициативы, достаточно привлекательной с точки зрения оптимизации, возможна при условии комплексного подхода, основательной подготовки и согласованности действий всех заинтересованных сторон – производителей, проектантов, судостроительных предприятий, государственных органов, РС, а также детальных исследований и испытаний, чтобы убедиться в том, что новые марки способны удовлетворить потребности всех сегментов рынка.
Взаимодействуем почти с семью сотнями предприятий Китая
– Какие изменения произошли за последние три года в работе РС на "восточном направлении"?
– На продвижении услуг и построении эффективного бизнес-диалога с морской промышленностью "восточного" региона Регистр делает сегодня особый акцент. В настоящий момент Китай входит в число стран с мощнейшей морской индустрией (от производства стали до главных двигателей и сложного радионавигационного оборудования), которая обеспечивает полный цикл судостроения. Стремительно растущий технологический потенциал предприятий КНР создает отличные возможности для сотрудничества. Отмечу, что РС успешно работает на китайском рынке с 2003 года, хорошо знаком со спецификой рынка, а потому может и готов делиться опытом с российскими компаниями, заинтересованными в установлении и развитии прочных деловых отношений с представителями китайского бизнеса. Наши подразделения расположены в Тяньцзине и в Шанхае, инспекторы РС имеют возможность оперативно отрабатывать заявки практически в любых точках региона.
Специалисты Регистра в КНР выполняют заявки по техническому наблюдению за постройкой и эксплуатацией судов, одобрению материалов и изделий, освидетельствованию контейнеров. Вместе с тем РС имеет компетенции в области морского гарантийного сюрвея, а также активно расширяет сферу сертификации.
В 2024 году под техническим наблюдением РС на предприятиях КНР изготовлено свыше
267 557 изделий (в том числе 206 дизельных двигателей мощностью 55 кВт и более) и 52 782,23 тонны судостроительных материалов. Рассмотрено и одобрено 616 комплектов технической документации. В сфере изготовления материалов и изделий сегодня РС взаимодействует с 668 производствами КНР, действует 703 свидетельств Регистра о типовом
одобрении.
В 2024 году под наблюдением РС в Китае изготовлено свыше 267 тысяч изделий, включая 206 дизельных двигателей
Также за последние три года на территории региона под техническим наблюдением Регистра изготовлено более 85% контейнеров для генеральных грузов и 92% контейнеров-цистерн, от общего количества указанных изделий, изготовленных под наблюдением РС. Кроме того, в КНР произведено более 99% угловых фитингов, а также порядка 93% предохранительных клапанов и 95% запорных устройств для контейнеров цистерн.
– Ряд иностранных классификационных обществ начали тестировать стандарт .ocx, позволяющий устранить барьеры между различными платформами проектирования и ускорить обмен 3D-моделями судна в цепочке "КБ – верфь – классификационное общество". Какова ситуация с форматом и регламентом обмена данными в России? Какую роль играет РС в этом процессе?
– Действительно, в 2017 году классификационным обществом DNV и ведущими разработчиками инженерного ПО, был учрежден консорциум OCX (OCX Consortium), целью которого стало создание универсального формата обмена данными между проектантом, верфью и классификационным обществом.
Проектирование и обмен моделями и данными в универсальном 3D-формате, безусловно, несет ряд ощутимых преимуществ: повышает скорость обработки информации, обеспечивает возможность отказаться от бумажных чертежей, применять автоматические инструменты проверки 3D-моделей и их связи с реальным объектами и процессами.
В Российской Федерации работа по созданию единого формата обмена данными ведется при разработке так называемого "тяжелого САПР". Изначально в качестве основы для обмена данными рассматривался формат ОСХ. К сожалению, российские организации, в том числе РC, столкнулись с проблемами интеграции в международный консорциум OCX. Поэтому в настоящий момент ведутся работы по созданию отечественного формата. Пилотный проект реализуется на базе Объединенной судостроительной корпорации.
Регистр со своей стороны также активно включился в процесс сотрудничества по вопросу перехода отрасли на единый цифровой формат проектирования судов и обмена информацией на всех этапах жизненного цикла судна. В октябре 2024 года мы выступили организатором круглого стола, где вместе с представителями отрасли обсудил текущее состояние и перспективы развития данного направления.
В настоящий момент РC осваивает технологию рассмотрения документации в цифровом формате на основе цифровой модели плавучего дока, разработанного КБ "Алмаз". В рамках данного проекта мы отрабатываем схему взаимодействия между конструкторским бюро и классификационным обществом. По завершении рассмотрения документации по проекту все процессы и результаты будут тщательно проанализированы, чтобы определить дальнейшие планы работы по данному направлению.
– Как скажется внедрение технологии цифровых моделей на техническом наблюдении за строительством судна?
– Безусловно, будущее за данными технологиями, и верфи уже активно осваивают такой формат. Ожидается, что полноценное внедрение такой технологии позволит ускорить процесс одобрения документации и снизить количество ошибок, допускаемых проектантом и строителем.
Достигнуто это может быть за счет следующих моментов. Во-первых, работа CAD/CAM и проверочного ПО классификационного общества (РC) в едином формате позволит сократить время на подбор размеров конструктивных элементов, расчетов и проверки тех или иных их характеристик. За счет их оперативной проверки сокращается время на доработки.
Использование тех же самых цифровых моделей на цифровых полигонах ускорит процесс проектирования, поскольку в этом случае исключается необходимость повторного моделирования для проведения испытаний, обеспечивается возможность оптимизировать конструкцию за счет более широкого диапазона испытаний объектов, которых невозможно добиться в реальных условиях.
Кроме того, при использовании единой цифровой модели конструкторским бюро, верфью и классификационным обществом исключается ряд ошибок, вызванных использованием неактуальных документов.
– Еще один вопрос на цифровую тему: многие компании пытаются задействовать сегодня возможности так называемого искусственного интеллекта (ИИ). Планирует ли РС использовать эту новую технологию, например, для упрощения поиска нормативных документов на сайте?
– На данный момент Регистр тестирует отдельные инструменты искусственного интеллекта для определения оптимального вектора их использования. Важно понимать, что искусственный интеллект сам по себе не решает проблемы, связанные с обработкой и поиском данных (например, требований Регистра с учетом ретроспективы их развития). Необходимо провести серьезную работу в части обучения готовых языковых моделей на живых Правилах РС, формирования структуры данных, реализовать возможность прямого взаимодействия с нашими клиентами, интеграцию с уже создаваемыми и проектируемыми цифровыми сервисами. На сегодняшний день РС уже погрузил в эту работу заинтересованных в проекте участников. В целом мы уверены в практической применимости ИИ для работы с Правилами.
С точки зрения стратегического планирования, безусловно, механизмы искусственного интеллекта и предиктивной аналитики также найдут свое место в работе Регистра. Например, их внедрение востребовано для обработки больших массивов данных в рамках анализа технической документации, подготовки и преобразования данных для цифровых двойников судов и морских сооружений. Также они актуальны для анализа и прогнозирования результатов освидетельствований и состояния оборудования. Все это предусмотрено в рамках реализации стратегии цифровой трансформации Регистра.
– Какие планы у вас на международную выставку "Нева 2025"?
– Регистр выступает титульным партнером международной выставки "Нева 2025". Мы активно участвуем в формировании деловой повестки, готовим широкую программу мероприятий для профессионального сообщества. В планах – проведение тематической конференции, делового завтрака для партнеров, семинаров и других специальных мероприятий.
В частности, мы готовим семинар для заинтересованных представителей отрасли по ведению судовых журналов в электронном формате. В рамках семинара расскажем о преимуществах и перспективах электронного документооборота в процессе взаимодействия между судном и классификационным обществом, а также о новых требованиях к программному обеспечению для этой сферы, которые мы разработали и внедрили в нашу нормативную базу с момента предыдущей выставки.
Кроме того, в этом году мы планируем провести в рамках выставки церемонию награждения победителей Первой национальной премии морской отрасли России "Морской Олимп".
В 2025 году Регистр при поддержке Министерства транспорта, Министерства промышленности и торговли, Российской палаты судоходства и Торгово-промышленной палаты Российской Федерации учредил такую премию совместно с компанией "НЕВА-Интернешнл".
Конкурс проводится среди ведущих российских компаний и научных учреждений, работающих в различных секторах морской отрасли. Он будет проводиться в двух номинациях: "Лучший в море" и "Инновационное решение", что позволит отметить не только новые суда с выдающимися техническими характеристиками, но и новаторские идеи и прогрессивные технологии в морской отрасли.