рассказал ее глава Ренат Мистахов.
— Нам сейчас приходится решать обыкновенные, земные задачи, можно сказать. Прежде всего, нужно обеспечить загрузку предприятий. Затем необходимо гарантировать своевременное финансирование строительства судов в рамках взятых контрактов, что по гособоронзаказу, что гражданских. Наши контрагенты и работники должны иметь уверенность в завтрашнем дне. Это формирует дальнейшее развитие корпорации.

«Ак Барс» не стоит на месте, основное направление эволюции корпорации мы видим в снижении себестоимости товара и повышении производительности труда. Мы прекрасно понимаем, что наши предприятия могут быть загружены только тогда, когда они конкурентоспособны, а их проекты интересны по стоимости. В этом случае мы можем чувствовать себя на рынке уверенно и прогнозировать увеличение рентабельности.
Судостроение — деятельность не высокорентабельная, но экономическую эффективность можно и нужно повышать. Этому способствуют серийные контракты. На головных кораблях мы ничего не зарабатываем. Строительство одного-двух кораблей — это работа ради работы. Для нас крайне важно, чтобы была серийность судостроения.
Следующей важной составляющей стратегии развития является развитие компетенций. Предприятия, входящие в нашу группу компаний, уже добились определенных результатов. Мы не останавливаемся, так как понимаем, что эти компетенции — как в сфере услуг, так и в сегменте производства нужно наращивать. Мы уже освоили электромонтажные работы, самостоятельно занимаемся проектированием, судоремонтом, обучением персонала. В производственной части мы начали изготавливать судовые приборы, мебельные панели, элементы систем пожаротушения, насосов, вентиляции, судовой арматуры, клапанов. И каждый год этот список растет.
Конечная продукция, которую мы выпускаем, делится на несколько направлений. Это военная техника, компания начинала с нее свою историю и продолжает развивать этот сегмент. Следующее направление — гражданское. Это больше про скоростное судостроение, у нас есть серьезный опыт строительства скоростных судов. Третий путь — строительство инновационных сложных судов, включая безэкипажные суда или БВС (беспилотные водные системы), как мы их называем. За этим будущее, и не только в рамках военной продукции, про которую мы сегодня много слышим, но и на гражданском рынке.
Искусственный интеллект сегодня проникает во многие сферы, и мы тоже неизбежно к этому придем. Он будет использоваться и в судостроении, и при эксплуатации флота.
Нужно к этому готовиться, создавать интересные предложения. Россия у нас очень большая, есть много регионов, где серьезными проблемами является транспортная доступность и нехватка людей, готовых работать на реке. И тут тоже можно найти точку развития своего потенциала. Наша стратегия поэтому и делится на два направления.
Первое касается улучшения производственных процессов, менеджмента качества, повышения производительности труда, снижения себестоимости, модернизации, — всего, что находится во внутреннем контуре предприятий. А внешняя стратегия — это освоение новых видов производства, новых услуг.
— В рамках развития компетенций планируете ли приобретение новых компаний?
— Так вопрос не стоит. Удивительно, но компании сами приходят, хотят развивать компетенции вместе с нами. У них есть все наработки для роста, но требуется тот, кто поможет этот потенциал реализовать. И я их прекрасно понимаю. Любое предприятие, особенно небольшое, является для владельца ребенком, которого он родил, научил ходить, разговаривать. Когда такие компании приходят к нам и предлагают сотрудничество, отказывать им смысла нет. Я ведь тоже хочу развиваться и осваивать новое. Но забить четыре колышка в поле и начать с нуля производство очень сложно.
Интересно выпускать оборудование, которое идет на корабль, но еще не освоено нами, в кооперации.
Я сразу отвечаю на такие предложения, что у нас основная задача состоит в совместном развитии и работе по импортозамещению. Мы стараемся вовлечь компаньона в доверительное сотрудничество. Своими задачами я считаю модернизацию такой компании, увеличение выпуска продукции, создание новых компетенций, оказание юридической и финансовой помощи. Нам не нужно управлять вручную этим предприятием, потому что там и так есть управленец, который хорошо знает, что надо делать. У нас выстроена система регламентов, бюджетов, мы ставим целевые задачи, по которым оценивается предприятие, и все, пускай оно работает и приносит прибыль.
— Ваши дети пошли по вашим стопам, получили техническое образование…
— Да, мои сыновья пришли в отрасль. Старший сын стал заместителем главного конструктора, средний — замом руководителя электромонтажного предприятия. Я часто водил их на производство и увлек этим процессом. Показал, что судостроение — это уникальный производственный процесс: ты можешь сам спроектировать, организовать производство и выпустить продукцию с добавленной стоимостью. Это мало где возможно. Поэтому они с удовольствием погрузились в это дело.
— Вы были инициатором восстановления Зеленодольского судостроительного колледжа? Насколько важны для «Ак Барса» вопросы подготовки кадров?
— Образование для нас — одна из самых первостепенных задач. Сегодня благодаря помощнику президента Российской Федерации Николаю Платоновичу Патрушеву, в пяти городских школах открыты судостроительные классы. Раис Республики Татарстан поддержал возрождение Зеленодольского судостроительного колледжа. В этом году учебному заведению было выделено 196,5 млн рублей, на следующий год запланировано еще 311 млн. Это позволит колледжу выйти на новый уровень развития.

Квалификация кадров играет в судостроении очень серьезную роль. Важно, чтобы на производство приходили люди подготовленные, знающие, что делать. Чтобы не допускать ошибок ни в проектировании, ни в производстве, выпускники учебных заведений должны освоить серьезную теоретическую базу. Знания им должны давать первоклассные преподаватели. Мы всегда рады грамотным администраторам, руководителям, инженерам, которые умеют не только призывать, давайте будем не только хорошо работать, но и принимать правильные технические решения.
— История из жизни: для одного отраслевого предприятия подготовили пару сотен сварщиков, а через два месяцев из них осталось всего несколько человек. Как удержать кадры?
— Непростой вопрос, все зависит от зарплаты. Для любого человека важна стабильность, без этого никак. Это, во-первых, а во-вторых, могу сказать, что город городу рознь. Есть места, где люди легки на подъем и с удовольствием уезжают в длительные командировки. А есть города, где население более оседлое, никуда ехать не хочет. Это относится и к Зеленодольску. В Керчи все наоборот, — портовый город, люди привыкли куда-то ездить, где-то работать. Это нужно учитывать, принимая решение, откуда брать кадры. Каждые двенадцать месяцев, в зависимости от развития сотрудников, им нужно повышать заработную плату. Беря в расчет индекс изменения уровня цен на товары и услуги, с учетом выработки на одного работника.
— Вы достаточно давно нацеливаетесь на создание центра скоростного судостроения…
— Нам хочется этим заниматься, не буду скрывать, но я бы сказал, что мы стремимся стать центром скоростного судостроения. Центром можно назвать тот же Нижний Новгород, где в бюро Р.Е. Алексеева зародилось и сформировалось скоростное судостроение. Санкт-Петербург тоже заслуживает такого звания. Мы же сегодня строим скоростные суда, потому что видим в этом большие перспективы и имеем весомый опыт.
— Как вы относитесь к предложению ОСК по ограничению работы «ветхого флота»?
— Я с ним согласен. Это же про безопасность, а безопасность — превыше всего. Вспомните недавнюю историю на Черном море или посмотрите на «Метеоры», на которых у нас продолжают возить пассажиров. Они же создавались до моего рождения. Флот нужно обновлять, сомнений в этом нет, учитывая продолжительность его эксплуатации.
- В чем заключается специфика судостроения по-китайски?
- Михаил Александров: "Нужно сделать так, чтобы наши верфи были загружены на 100%"
- Взгляд на перспективы отечественного судостроения глазами опытного проектанта
- Кто отвечает за технологию на Балтийском заводе?
- Большой порт Санкт-Петербург: Копать будем здесь?





















