/ судостроение

Противокризисный маневр МВФ

0 746 4 мин

В надводном военном кораблестроении Россия почти исчерпала накопленный в советские времена «интеллектуальный капитал». Чтобы сохранить позиции российского кораблестроение, нужны новые проекты (ИАА «Росбалт»)

 

СтерегущийДоля военно-морских заказов в общей структуре заказов «Рособоронэкспорта» последние 2-3 года составляла около 10%. Тогда как, например, в 2005 году — более 50%. На IV Международном военно-морском салоне «МВМС-2009» в Санкт-Петербурге начальник департамента ВМФ «Рособоронэкспорта» Олег Азизов отметил, что объемы будут наращиваться и в 2009 году доля военно-морской техники увеличится до 15%. Но все равно ясно, что на международном рынке вооружений в военно-морском сегменте Россия свои позиции постепенно теряет.

В сфере подводного флота положение более-менее приемлемое. По оценкам «Рособоронэкспорта», до 2015 года в мире может быть реализовано 30-40 новейших подводных лодок российского производства. Прежде всего это дизельные подлодки четвертого поколения «Варшавянка» и «Амур-1650», оснащенные интегрированной системой ракетного оружия Club-S.
В надводном сегменте Россия предлагает на экспорт крупные надводные боевые корабли, проектов 11356, 11541 и типа «Гепард 3.9», корвет проекта 20380 «Стерегущий», малый ракетный корабль проекта 21632 «Торнадо» и десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр».

Однако та же Индия, куда Россия в 2005 году поставляла, например, фрегаты, все более ориентируется на собственные силы и строит современные корабли самостоятельно. В частности, 7 фрегатов-«невидимок» нового проекта P17A Индия будет строить на собственных верфях в Калькутте и Мумбае. Правда, для этого верфи должны к 2011 году (началу закладки кораблей) завершить модернизацию мощностей. Первый фрегат планируется спустить на воду в 2015 году, последний — в 2021-м.

Конечно, определенное сотрудничество между Россией и Индией сохраняется. Так, в 2007 году по линии военно-технического сотрудничества под руководством «Рособоронэкспорта» началось взаимодействие в области стандартизации кораблестроения и авиастроения. Формирование нормативной базы по логистической поддержке продукции авиатехники уже завершено. Стандарты по кораблестроительной тематике — на подходе. Но с другой стороны, так и не решенным остается вопрос с авианосцем «Адмирал Горшков» («Викрамадитья»), проходящим модернизацию на «Севмаше» в Северодвинске по заказу индийской стороны

А с одним из ведущих покупателей прежних годов, Китаем, ситуация еще сложнее. Поднебесной поставлено 4 эсминца проекта (проекта 956 ЭМ), сообщил Азизов, «пока больше не планируются поставки кораблей данного класса». В то же время сам Китай благополучно строит свои эсминцы, неотличимые от российских, как минимум по фотографиям... Что, конечно, «очень отрицательно» расценивается «Рособорнэкспортом». «Тема эта известна, и она обсуждается на уровне межправительственной российско-китайской комиссии», — пояснил Азизов.

Параллельно накопились проблемы и в собственно российском флоте. «Кораблестроение для ВМФ России продолжает оставаться узким местом, — заявил в одном из интервью директор Центра АСТ Руслан Пухов. — С немалыми трудностями удалось завершить постройку всего 3 головных кораблей морской зоны: подводной лодки «Санкт-Петербург», корвета «Стерегущий» и малого артиллерийского корабля «Астрахань»». По его словам, затягивается строительство серийных корветов и малых артиллерийских кораблей других проектов. «При этом не секрет, что сами эти проекты вызывают немало критики, — констатировал эксперт. — Как по концепции разработки кораблей, так и по исполнению».

В ВМФ РФ косвенно признают определенную отсталость ныне ходящих под российским военно-морским флагом кораблей. По словам главнокомандующего ВМФ РФ Владимира Высоцкого, например, существующие и строящиеся сторожевые корабли проекта 1154 — «Ярослав Мудрый», «Неустрашимый», «Туман» — это «неплохие корабли для определенных задач». Однако массовое и серийное строительство кораблей этого проекта не предполагается. «Нам нужны более современные корабли, — считает Высоцкий. — Пройдет около 20 лет, и их вооружение в достаточной степени устареет. Уже сейчас России требуется закладывать новые образцы кораблей на 40-50 лет вперед». Главком ВМФ также сообщил, что есть как достоинства, так и недостатки, которые невозможно исправить, и у эсминцев проекта 956.

В целом же Военно-морской флот РФ намерен значительно увеличить строительство новых кораблей. На «МВМС-2009» Высоцкий не стал озвучивать каких-либо конкретных планов, заметив, что предпочтение будет отдаваться именно строительству новых судов, а не дорогостоящему ремонту кораблей, уже находящихся в составе флота. При этом главком пообещал, что на следующем салоне в 2011 году флот уже сможет «что-то» показать.

Проще говоря, чтобы сохранить российское кораблестроение, нужны новые проекты, а не проекты, основанные на еще советских технических разработках. И прежде всего в секторе надводных кораблей.

Эта необходимость настолько остра, что идеи сэкономить из-за кризиса сходу отметаются. По словам Иванова, программа по созданию корветов и фрегатов в РФ активно воплощается в жизнь и будет в полном объеме профинансирована без задержек.

«Я вам сразу скажу, что все, что касается судостроения и боевого кораблестроения все будет профинансировано в соответствии с заключенными договорами», — заверил в свою очередь главком ВМФ. «Несмотря на ситуацию, мы, наоборот, количество вводимых, построенных кораблей будем только увеличивать», — подчеркнул Высоцкий. — Для меня главное — крупнотоннажное боевое судостроение. На эту задачу (строительства таких кораблей — «Росбалт») мы выйдем, наверное, в 2011-2012 годах».

Первый фрегат нового проекта, как пообещал главком, будет заложен в этом году на «Северной верфи». «Флот не строится за 2-3 года, — заявил главком. — Если мы хотим иметь новый флот к 2050 году, то его нужно строить уже вчера. Возможности сегодня для этого есть».

Игорь Чубаха




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
"Метеоры" вышли на Онежское озеро
13:55 , 25 Мая 2025 / судоходство