Профессия вдохновлять

- A + КомментарииПрочитано 855 раз   |
Мы часто рассказываем истории людей, работающих в нашей сфере, людей разных специальностей и должностей. Кадровая тематика на нашем портале рассматривается с разных точек зрения – мы беседуем и с предприятиями, и с самими молодыми сотрудниками, и с образовательными учреждениями, которые их выпускают.

Сегодня у нас особенный гость – Владимир Будюк, основатель ленинградского клуба юных моряков "Адмиралтеец", человек, за несколько десятилетий воспитавший тысячи подростков, многие из которых впоследствии связали свою жизнь именно с морской сферой. В том числе и коммерческого директора ГК "Тех" Геннадия Пашинина.


С Геннадием Пашининым наши читатели хорошо знакомы по целому ряду интервью, которые мы с ним проводили. Сегодня он выступает в новой ипостаси – сам берет интервью у своего давнего наставника Владимира Будюка.
 
От редакции

Владимир Васильевич, расскажите о начале своей карьере. Как вы попали на "Адмиралтейские верфи", когда и в качестве кого?

– В 1958 году я закончил 7-й класс 245-й школы. Жили мы тогда бедновато, пришлось задуматься, куда идти дальше, какой выбрать жизненный путь. Решил поступать в ремесленное училище № 1, оно размещалось на территории Новоадмиралтейского завода, который в дальнейшем объединился с Адмиралтейским заводом и стал называться ЛАО (Ленинградское Адмиралтейское объединение).
 
Владимир Будюк / Фото из архива Владимира Будюка

И вот 1 сентября я с волнующим и трепетным состоянием переступил порог проходной завода и начал осваивать профессию слесаря монтажника судового оборудования. Сразу приняли в профсоюз, а осенью в комсомол. В 1960 году по распределению поступил на Адмиралтейский завод в 22-й цех слесарем монтажником судового оборудования. Производственную практику проходил на Адмиралтейском заводе, там ремонтировали рыболовецкие траулеры. Впервые я ступил на палубу настоящего морского судна, где сильно пахло рыбой и морем, мы притирали на нем клапаны и кингстоны.

Когда пришел на завод, меня сразу направили по комсомольской путевке отрядным вожатым-производственником в подшефную 234-ю школу. Летом 1962 года впервые поехал отрядным вожатым в заводской пионерский лагерь "Адмиралтеец". А в 1961 году меня избрали в состав комитета комсомола. Так началась моя трудовая жизнь на Адмиралтейском заводе.

Затем три года в армии. После армии вернулся на завод и продолжил активную работу в комсомоле. Как член бюро, отвечал за работу с пионерами в подшефных школах.

Получается, вы работаете на "АВ" уже 60 лет. А как вам пришла идея создания клуба юных моряков?

– Весной 1973 года меня избрали в состав профсоюзного комитета и поручили работу комиссии семьи и детства. На предприятие пришло письмо Октябрьского исполкома с просьбой наладить работу в подшефном подростковом клубе, на работу которого было много жалоб от жителей дома. Председатель профкома передал мне это письмо и поручил разобраться и помочь наладить работу в этом клубе.

Вечером я зашел в клуб "Современник", он находился по адресу Мясная, дом 19, во дворе.  Бывший красный уголок, небольшой актовый зал со сценой и подсобными помещениями. Педагог-организатор (студентка) ничего интересного организовать в клубе не могла. Она в назначенное время открывала помещение, куда приходили молодые люди потусоваться и порепетировать песни на ударной установке. А по вечерам во дворе возникали скандалы и драки.

Вот тогда я и предложил на базе этих помещений создать клуб юных моряков "Адмиралтеец". Почему юных моряков? Так это понятно, город наш – морской,  объединение – судостроительное. Какой мальчишка в детском возрасте не мечтал о морской романтике, о море!

С чего начался КЮМ?

– Создавая клуб юных моряков, мы старались делать все по-настоящему, как на любом корабле. Мальчишки любят, когда все по-настоящему, серьезно, как у взрослых, тогда и отношение к этому соответственное.

Вместе с ребятами мы оборудовали вахтенное помещение, учебный морской класс, штурманскую, боцманскую, радиорубку, капитанский мостик – со всеми действующими приборами и оборудованием. Все, как на настоящем корабле. Ввели морские порядки, законы, традиции.

Мы играли в моряков, но играли по-настоящему, с учетом, конечно, возрастных особенностей. Занятия в клубе начинались с построения, проверки формы одежды, подъема флага, звучали корабельные сигналы, команды по громкой связи. Однажды корреспондент молодежного издания, провела весь день в клубе, общалась с юными моряками и потом  говорила, что ей показалось, будто она побывала на настоящем корабле. Свой очерк о клубе она озаглавила "Корабль во дворе".
 
Клуб юных моряков / Фото из архива Владимира Будюка

Какие сложности были на старте?

– Для того чтобы придать законность и юридическую основу создания КЮМ, подготовили "Положение", определили цели, задачи и, чтобы его утвердить, собрали совместное заседание профкома, комитета комсомола и ДОСААФ. Я рассказал, как вижу работу этого клуба и предложил его утвердить. Выступающие товарищи дружно меня поддержали. И вдруг взял слово председатель комитета ДОСААФ. Он сказал: "Мы на данный момент не готовы создавать подобный клуб, так как не решен главный вопрос: кто будет финансировать, где брать деньги на его содержание?" Формально он был прав, но я тогда сказал: "Давайте создавать клуб на общественных началах! Покажем, что у нас получится, а затем будем ставить вопрос о его финансировании". Так и решили.

Создавая клуб, я не собирался его возглавлять, а брал на себя только организационные вопросы, но учитывая сложившуюся ситуацию, пришлось руководство брать в свои руки и продолжить работу. Таким образом мы восемь лет работали на общественных началах. У нас не было штатных работников. Потом со временем появилась возможность некоторых  освобождать от основной работы на заводе. Эти так называемые "подснежники" числились на заводе, а работали в клубе.

Какие учебные суда были в КЮМе за его историю?

– Самое первое плавсредство в клубе появилось весной 1975 года – это списанная со 175-тонного плавкрана шлюпка ЯЛ-6 из дерева. Она была в жутком состоянии: обшивка вся рассохлась, а в районе форштевня отошла так, что рука пролезала спокойно. С помощью эпоксидной смолы, стеклоткани, медных гвоздей она была отремонтирована и восстановлена силами курсантов КЮМа.

В 1976 году у нас появилось первое настоящее учебное судно, водолазный катер проекта "Ярославец" под названием "Адмиралтеец". На нем были проведены первые походы в Новгород, а потом и дальний поход – по Волго-Балтийскому пути, до города Горького. А когда открылся летний морской лагерь в Высоцке, наш катер осуществлял основную связь с материком, доставлял из Выборга людей и продукты.

В 1979 году из неликвидов удалось выписать и получить новую спасательную шлюпку США-50 из алюминиевого корпуса, рассчитанную на спасение 50 человек. Она была переоборудована, по бортам сделаны широкие носовые горловины, над двигателем изготовили открывающуюся ходовую рубку из толстого оргстекла. Называли мы его – мотобот "Юнгаш".

В феврале 1981 года в честь дня рождения клуба и Дня Советской армии и ВМФ на борту учебного судна ГС-2 (средний рыболовецкий траулер с морским районом плавания), недавно полученного от гидрографии, был проведен торжественный сбор по случаю присвоения названия "Юнга Балтики" и подъема флага. Так началась новая жизнь судна. Юные моряки, ветераны юнги Балтики, почетные гости впервые построились на палубе уже своего учебного судна. На нем позже, в течение 15 лет, юные моряки-"адмиралтейцы" принимали участие в дальних походах по Балтийскому морю, Финскому заливу, Ладожскому и Онежскому озерам.

В 1998 – 2005 годы у нас был еще МРБ-69 (малый рыболовецкий бот), переоборудованный для жизни курсантов в учебное судно "Адмиралтеец".

Расскажите о КЮМе в тяжелые для нашей страны времена конца 90-х.

– В 1981 году решением Ленгорисполкома клубу передается здание на Псковской улице, дом № 14. В январе 1991 года клуб юных моряков переезжает в новое здание, и начинается очередная эра в его жизни... К нам часто стали приезжать крутые молодые люди на очень дорогих автомобилях и предлагать выкупить нас со всеми потрохами. Мы не успевали от них отбиваться. Легли на грунт и затихли. Когда к нам приходили корреспонденты, мы дружно говорили: "Не надо о нас нигде ничего писать, оставьте нас в покое". Уж очень лакомый кусочек был этот отдельный дом, да еще и с отдельным двором, ведь в нем можно было разместить банк или использовать его под офисы.
 
Клуб юных моряков / Фото из архива Владимира Будюка

Возникли вопросы дальнейшей перспективы работы КЮМа: кто возьмет на себя финансирование коммунальных затрат, содержание здания, содержание судна и учебных плавсредств, учебного процесса. Для решения этих вопросов в клубе собрались заинтересованные первые лица: глава администрации Адмиралтейского района, председатель областного комитета Профсоюза работников судостроения, генеральный директор Ленинградского Адмиралтейского объединения.

На этой встрече была достигнута договоренность, что содержание здания и коммунальные услуги берет на себя районная администрация, содержание судна и учебных плавсредств  - ЛАО, а учебный процесс и штатное расписание сотрудников КЮМа – профсоюзный комитет ЛАО. Эта договоренность была утверждена в устной форме. Но надо отметить, что она сохранялась длительное время, несмотря на большие перемены в стране и трудные времена. Останавливались предприятия, не выплачивалась заработная плата, возникали финансовые проблемы, но несмотря на все это, клуб продолжал успешно работать и участвовать во всех мероприятиях города, района и страны.

Последняя навигация "Юнги Балтики" была в 1996 году. Мы отметили 300 лет российскому флоту и встали на прикол из-за отсутствия финансирования. А клуб юных моряков "Адмиралтеец" перешел под юрисдикцию администрации Адмиралтейского района.

Осенью 1998 года, руководитель новгородского КЮМа принял решение продать нам мотобот "Марат". Честно говоря, я думал, что у нас ничего не выйдет. В стране начался серьезный финансовый кризис. Но все же решил рискнуть и пошел на прием к заместителю главы администрации Адмиралтейского района Ю. Чувикову. Он выслушал мои доводы и сказал: "Давай зайдем к главе и попробуем уговорить его изыскать возможность в приобретении "Марата".

На мое удивление глава выслушал нас и сказал, что выделит финансовые средства из резерва на приобретение учебного судна для клуба юных моряков. Мы ему присвоили имя "Адмиралтеец". Первая навигация на нем началась в 1999 году, в 2005 году подняли его на берег, на том и закончилось его плавание.

Какая самая запоминающаяся история произошла с вами за время работы в КЮМе?

– На борту учебного судна "Юнга Балтики" жила всеми любимая и уважаемая собака по кличке Найда. Она еще щенком оказалась на судне, так и закрепилась, была поставлена на довольствие. И вот однажды, когда ходили в Таллин, а швартовались мы на заводской прибалтийской базе, в Копли. Готовились к переходу в Санкт-Петербург, шел сильный дождь, и никто не заметил, как она сошла на берег. На переходе спохватились, что ее нет на борту, а ушли уже далеко, конечно все сильно переживали...

Через неделю на завод позвонили с прибалтийской базы, что на причале всю неделю сидит наша Найда и ждет, когда мы вернемся. Было принято решение отправить ее на машине на завод. Как только водитель открыл дверцу машины, чтобы показать пропуск, при въезде на территорию завода, она выскочила и понеслась на судно. Я шел на обед и увидел, как она неслась мне навстречу. От радости она визжала, прыгала, чтобы лизнуть меня в лицо. Это была неописуемая радость встречи.

Сколько примерно ребят за годы вашей работы были воспитанниками клуба?

– Можно смело сказать, что за эти годы несколько тысяч мальчишек и девчонок прошли обучение в клубе юных моряков, где получили начальные знания общей морской подготовки, прочувствовали, что такое настоящий морской коллектив, смогли определиться с выбором жизненного пути.
 
Клуб юных моряков / Фото из архива Владимира Будюка

Кто из выпускников сегодня продолжил свою морскую карьеру?

– Создание клуба позволило решить несколько основных задач. В плане профилактики правонарушений среди подростков – оторвать ребят от улицы, увлечь их интересным делом. Ведь многие из них не знают, куда приложить свою энергию и бесцельно проводят свое время. Улучшить военно-патриотическое воспитание школьников на военно-морских традициях флота. Помочь воспитать настоящего гражданина – патриота своей Родины.

В плане профориентации – помочь ребятам в выборе своей профессии. Конечно, не обязательно, чтобы все они стали моряками или корабелами. Но я уверен, что все, кто у нас занимался, получили такую подготовку, которая помогла каждому из них выбрать дело по душе. Многие после окончания 8-го класса идут в наши судостроительные ПТУ, техникум, морские училища. Некоторые после окончания школы поступают в высшие военно-морские училища, институты.

Если честно, мы особенно и не следили, сколько из них стали моряками, так как не ставили перед собой задачу, чтобы все они обязательно поступали в морские учебные заведения. Но я точно знаю, что многие связали свою судьбу с морем.

Как вы живете сегодня, как проводите время?

– В октябре 2005 года по состоянию здоровья я вынужден был уйти из клуба. Конечно, это время было самым сложным и трудным, я не представлял себя вне клуба. На мое счастье в 2006 году родился внук Никита! И я полностью посвятил свою жизнь его воспитанию. Мы живем душа в душу, у нас полное взаимопонимание. Одним словом, это моя радость и счастье!

А также продолжаю работать на "Адмиралтейских верфях" матросом на буксире.

Какое напутствие вы бы хотели передать своим выпускникам сегодня?

– Мне часто задают вопрос: если бы у тебя была возможность прожить свою жизнь заново, что бы ты изменил? И я отвечаю: ничего! У меня жизнь сложилась счастливо, мне везло, удавалось осуществить все свои планы и желания. Возможно, это потому, что я всегда старался помогать людям. Жил по принципу: прежде думай о Родине, а потом о себе. Я ставил перед собой трудные задачи и цели и достигал успеха. Мне хотелось бы, чтобы мои воспитанники не боялись трудностей, достигали свои цели и задачи. И могли ответить так же, как я. Удачи им и счастья!

Большое спасибо, Владимир Васильевич!

Для меня, как и для большинства выпускников, с которыми я знаком, Владимир Васильевич – не просто педагог или наставник, он – человек, с раннего детства подаривший нам мечту о море, подаривший цель, стремление к которой уберегло нас от многих бед окружавшей нас действительности. Во всем, чего мы достигли, есть его заслуга, а во всем, что создаем – его наследие.

Беседовал Геннадий Пашинин,
коммерческий директор ГК "Тех"
Поделиться новостью
"Адмиралтейские верфи", АО Россия, Санкт-Петербург+7 (812) 714-88-63


Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или

Предыдущая новость